МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    начальные звуки корней, хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова и

    тем самым проникнуть в память человечества. По гнездам родственных слов

    обосновал возможность и необходимость возникновения слов новых и сам

    создавал их («смехачи», «смеево»). Неровность и «раздерганность» его стихов

    как бы контрастирует с отдельными блестящими по выразительности кускам, с

    прекрасными образами и определениями. В годы империалистической войны и

    революции Хлебников заметно приблизился к живой социальной жизни (поэмы

    «Ночь перед рассветом», «Прачка»); революция он воспринимал как народное

    возмездие за века гнета и как путь человечества к проявлению своей

    свободной воли. Его смелая образность отозвалась в поэзии Маяковского,

    Асеева, Пастернака, Цветаевой.

    По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский

    принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия –

    художественная летопись нашей страны в эпоху революции и построения

    социализма. Его стихи и поэмы «весомо, грубо, зримо» навсегда вошли в

    историю ХХ века. С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в

    традиционную силлабо-тоническую систему стихосложения, сильно преображая

    ее. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение,

    на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее

    значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко

    выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух,

    с голоса, в широкой аудитории. Это был крупнейший со времен Пушкина,

    принципиально новый шаг в развитии русской поэзии. Владимир Владимирович

    родился в Грузии в семье лесничего После смерти отца переехал в Москву. В

    1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В 15-

    ти летнем возрасте вступил в РСДРП (б), выполнял пропагандистские задания.

    Трижды подвергался аресту, сидел в одиночной камере, где начал писать

    стихи. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал свое первое

    стихотворение «ночь». В ранних стихах Маяковского заключен страстный

    протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности

    существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи

    Маяковского предреволюционных лет – трагедию «Владимир Маяковский», поэмы

    «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда поэт

    стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к «низам», к широким

    массам. «Моя революция»,- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г.

    Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции – «чтоб

    выволочь республику из грязи». Медные трубы и литавры боевого марша, эрос и

    лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА – на всем этом

    многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности. В

    замечательных поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо» Маяковский

    воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические

    черты эпохи. В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер

    буржуазных «свобод», раскрыл всемирно-историческое значение советского

    строя. Поэт был весь устремлен в будущее, в «завтра». Огромное влияние

    Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области

    стихотворных форм. Маяковский утверди новый взгляд на поэта, на его роль в

    обществе как борца. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - требовал он.

    Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира – у него учились

    Иоганнес Бехер, Луи Арагон, Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно

    действует в нашей жизни и поныне.

    Далее учащимся зачитывают отрывки из произведений этих авторов,

    показывающие особенности их творчества.

    Хлебников В. «Не шалить!»

    Эй, молодчики-купчики,

    Ветерок в голове!

    В пугачевском тулупчике

    Я иду по Москве!

    Не затем высока

    Воля правды у нас,

    В соболях - рысаках

    Чтоб катились глумясь.

    Не затем у врага

    Кровь лилась по дешевке,

    Чтоб несли жемчуга

    Руки каждой торговки.

    Не зубами скрипеть

    Ночью долгою,

    Буту плыть – буду петь

    Доном – Волгою!

    Я пошлю вперед

    Вечеровые уструги.

    Кто со мною - в полет?

    А со мной – мои други!

    Маяковский В. «Левый марш»

    Разворачивайтесь в марше!

    Словесной не место кляузе.

    Тише, ораторы!

    Ваше

    слово

    товарищ маузер.

    Довольно жить законом,

    данным Адамом и Евой.

    Клячу истории загоним.

    Левой!

    Левой!

    Левой!

    Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя

    полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во

    многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого,

    традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных

    исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания

    заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б.

    Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был

    профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери,

    известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала

    высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература,

    музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В

    1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская

    лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в

    ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях

    призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием

    идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В

    русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма,

    хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и

    каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах

    Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили

    в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ

    родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская

    жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем

    своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт

    жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен,

    «невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в

    его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции.

    Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно

    богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной

    любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик

    Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и

    проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию

    Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт

    создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» –

    гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии

    дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской

    поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы.

    Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика

    живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г.

    изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию.

    Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть

    лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г.

    пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших

    мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф»,

    возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные

    революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт»,

    замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились

    значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу

    стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических

    преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

    написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки

    поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ

    века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по

    форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная

    свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые

    краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак

    освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.

    Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает

    все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная

    замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в

    значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской

    поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца

    русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих

    советских поэтов.

    Февраль. Достать чернил и плакать!

    Писать о феврале навзрыд,

    Пока грохочущая слякоть

    Весною черною горит.

    На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из

    стихотворений различных авторов к той или иной группе.

    Предлагаются следующие отрывки.

    Василий Казин «Рубанок»

    Живей, рубанок, шибче шаркай,

    Шушукай, пой за верстаком,

    Чеши тесину сталью жаркой,

    Стальным и жарким гребешком.

    «Сон»

    За дверями мгла, а сам – в истоме,

    Сам в истоме, да в такую мглу

    Не пошел домой, а в полном доме

    Сладко растянулся на полу.

    Владимир Луговской «Песня о ветре»

    Паровоз начеку,

    ругает вагоны,

    Волокет Колчаку

    тысячу погонов.

    Он идет впереди,

    атаман удалый,

    У него на груди

    фонари-медали.

    Командир-паровоз

    мучает отдышка,

    Впереди откос –

    паровозу крышка!

    Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”

    Плещет лента голубая –

    Балтики холодной власть.

    Он идет как подобает,

    Весь в патронах, в бомбах весь!

    Молодой и новый. Нате!

    Так до ленты молодой

    Он идет, и на гранате

    Гордая его ладонь.

    В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к

    проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему?

    Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе?

    Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской

    культуре?»

    Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»

    (проблемный урок)

    Урок расширяет объем информации учеников по истории развития

    советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации

    предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа,

    наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики

    получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и

    общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие

    кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих

    работ.

    Методической особенностью урока является просмотр отдельных

    фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по

    различным номинациям.

    Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об

    особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного

    государства.

    Задачи:

    а) образовательные - сформировать у учеников представление об

    особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;

    - ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет;

    б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать

    информацию из нетрадиционных видов источников;

    - развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать

    их применительно к другим блокам информации;

    в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной

    системы ценностей у учеников.

    Ход урока.

    В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития

    советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса,

    упоминает об основных типологических особенностях развития советского

    кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.

    Советский кинематограф, как одна из составных частей советской

    культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей.

    Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период

    создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей

    в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский

    период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или

    иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем

    выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением

    чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента

    попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее

    просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами.

    И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая

    жизнь кинематографистов. И вообще их биография...

    Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы

    осуществлялась периодически - административно-командная система в полной

    мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на

    проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной

    требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932

    г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля.

    На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично

    товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие

    руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации

    при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.

    В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те

    крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся

    репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно

    отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, -

    надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась

    некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных

    упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших

    гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь,

    отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне

    известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели».

    (Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания

    разошлись.

    Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь

    киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми

    кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев»

    братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г.,

    «Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами

    низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в

    честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную

    сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана

    считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре»,

    а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно

    засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль

    Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского

    киноискусства.

    В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных

    режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых

    рассказывает.

    С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое

    небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития

    кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот

    период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.