Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
проводить сразу после совершения поступка.
В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает
разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения
школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине
меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем
и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим
недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются
коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев
более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом
важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. (5, с.143-
149).
Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция. Она
помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них
художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко
в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер
и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).
Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма
убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать
самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные
принципы.
Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают
учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к
художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. К
подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и
рисования.
Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в
музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров. (4, с.89-
94).
В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению
школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы,
уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель
сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные
представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели
лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой
повседневного поведения детей. (5, с.149).
2.2. Метод коррекции поведения.
Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок
внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция
может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми
нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В
качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его
воздействие основывается на известной закономерности: явления,
воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании,
потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором
нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый
путь к коррекции поведения учащихся. (17, с.115).
По мнению Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение
учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера
основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных
знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и
действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут
себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и
косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к
совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.
Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное
использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей
влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они
затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители
широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.
Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении
людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать
правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к
месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника
от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. (15,
с.543).
На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние
оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей,
товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления
о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно
наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как
обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на
то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко
ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и
другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это,
прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других людей.
Один из методов использования положительных примеров – это заимствование.
Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств
личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда заимствуют
даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру других
людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому
подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном
поведении. (4, с.94-97).
2.3. Упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение
воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и
закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде
всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.
В процессе нравственного воспитания классным руководителем применяются
в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта
воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и
специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной
деятельности, - основное условие приучения. Упражнения в разнообразной
деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной
работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к
коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник
занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе
и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство
ответственности. К сожалению, из стен школы выходят юноши и девушки, для
которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге, чести,
о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.
Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение
различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде всего с
организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что
«…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в
человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).
В воспитании большое значение имеет и обдуманная организация
материальной среды. Классный руководитель должен организовать дежурство по
классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше
вести себя, поддерживать порядок.
В целях выработки необходимых навыков и привычек поведения иногда
проводятся специальные упражнения в нравственных поступках. Классный
руководитель и другие учителя показывают учащимся, какие действия и как
нужно выполнять, предлагают их повторять и таким образом упражняют в
определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются к соблюдению
тишины и порядка на уроке.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных
поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь
отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения
ряда требований. Это - осознание учащимися важности и необходимости
проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно
полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами
убеждения.(5, с. 149-167).
2.4. Метод игровых ситуаций.
Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни
является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без
назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения.
«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка,
имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».(11,
с.373). Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в
интересах коллектива, подчиняться и руководить. (14, с. 126).
Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии
этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и
проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно
увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально
сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения»
в конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу этих методов
входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники
должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. (24,
с.54).
2.5. Методы стимулирования.
В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных
побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования
распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных
вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,
награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей;
лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального
порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий
воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные
поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и
другими людьми.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно
оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей
- пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов
и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.
(17, с.116).
2.6. Методы воздействия на эмоциональную сферу.
Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими
эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих
эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим
влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним
приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и
невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства,
а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует
переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных
состояний. (17, с.116-117).
2.7. Методы воспитывающих ситуаций.
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально
созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это
те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью
решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора,
проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли
и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для
возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и
существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность
социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы
охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В
процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная
социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой
для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода
воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию
качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные
склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования
ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами,
приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только
активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
(17, с.118).
Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному
опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести
заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их
собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-аналога
помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных,
противоречивых жизненных обстоятельствах. (24, с.48).
2.8. Методы дилемм.
Они направлены на включение учащихся в систему новых для них
отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного
поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной
ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему
вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы
над собой - "труд души" (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно
рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на
основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных
дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми
строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы
"за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам:
выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной
сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить
ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при
условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на
главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы
всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а
это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных
ситуациях. (17, с.119-120). Обычно метод дилемм используется классным
руководителем в старших классах.
Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного
поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях
педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и
противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных
«уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот
или иной метод может применяться в более или менее изолированном
виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без
взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет
движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё
нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях,
а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку
приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать
поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны
с жизнью.
Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного
воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны
интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при
повышении нравственного воспитания школьников.
Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по
организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов.
1. Этические и психологические основы общения.
Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть
общение в процессе нравственного воспитания.
По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно
производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из
богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей.
Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного
руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими
Страницы: 1, 2, 3, 4
|