МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

    проводить сразу после совершения поступка.

    В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает

    разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения

    школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине

    меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем

    и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

    Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим

    недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются

    коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев

    более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом

    важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. (5, с.143-

    149).

    Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция. Она

    помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них

    художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко

    в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер

    и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).

    Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма

    убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать

    самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные

    принципы.

    Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают

    учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к

    художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. К

    подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и

    рисования.

    Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в

    музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров. (4, с.89-

    94).

    В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению

    школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы,

    уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель

    сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные

    представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели

    лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой

    повседневного поведения детей. (5, с.149).

    2.2. Метод коррекции поведения.

    Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок

    внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция

    может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми

    нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В

    качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его

    воздействие основывается на известной закономерности: явления,

    воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании,

    потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором

    нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый

    путь к коррекции поведения учащихся. (17, с.115).

    По мнению Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение

    учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера

    основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных

    знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и

    действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут

    себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и

    косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к

    совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

    Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное

    использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей

    влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они

    затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители

    широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

    Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

    Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении

    людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать

    правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к

    месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника

    от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. (15,

    с.543).

    На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние

    оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей,

    товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления

    о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно

    наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как

    обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на

    то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко

    ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и

    другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

    Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это,

    прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других людей.

    Один из методов использования положительных примеров – это заимствование.

    Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств

    личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда заимствуют

    даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру других

    людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому

    подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном

    поведении. (4, с.94-97).

    2.3. Упражнение в системе нравственного воспитания.

    Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение

    воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и

    закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде

    всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

    В процессе нравственного воспитания классным руководителем применяются

    в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта

    воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и

    специальные упражнения для детей.

    Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией

    нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной

    деятельности, - основное условие приучения. Упражнения в разнообразной

    деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной

    работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к

    коллективной деятельности.

    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник

    занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе

    и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство

    ответственности. К сожалению, из стен школы выходят юноши и девушки, для

    которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге, чести,

    о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

    Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение

    различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде всего с

    организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что

    «…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в

    человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).

    В воспитании большое значение имеет и обдуманная организация

    материальной среды. Классный руководитель должен организовать дежурство по

    классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше

    вести себя, поддерживать порядок.

    В целях выработки необходимых навыков и привычек поведения иногда

    проводятся специальные упражнения в нравственных поступках. Классный

    руководитель и другие учителя показывают учащимся, какие действия и как

    нужно выполнять, предлагают их повторять и таким образом упражняют в

    определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются к соблюдению

    тишины и порядка на уроке.

    Целесообразны также упражнения в форме организации положительных

    поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь

    отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.

    Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения

    ряда требований. Это - осознание учащимися важности и необходимости

    проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно

    полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами

    убеждения.(5, с. 149-167).

    2.4. Метод игровых ситуаций.

    Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни

    является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без

    назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения.

    «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка,

    имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

    Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

    Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».(11,

    с.373). Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в

    интересах коллектива, подчиняться и руководить. (14, с. 126).

    Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии

    этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и

    проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно

    увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально

    сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения»

    в конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу этих методов

    входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники

    должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. (24,

    с.54).

    2.5. Методы стимулирования.

    В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных

    побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования

    распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных

    вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,

    награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей;

    лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального

    порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий

    воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные

    поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и

    другими людьми.

    Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно

    оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей

    - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов

    и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

    (17, с.116).

    2.6. Методы воздействия на эмоциональную сферу.

    Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими

    эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих

    эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим

    влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним

    приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и

    невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства,

    а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует

    переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных

    состояний. (17, с.116-117).

    2.7. Методы воспитывающих ситуаций.

    Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально

    созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это

    те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью

    решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора,

    проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли

    и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для

    возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и

    существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность

    социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы

    охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В

    процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная

    социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой

    для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода

    воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию

    качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные

    склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования

    ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами,

    приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только

    активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.

    (17, с.118).

    Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному

    опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести

    заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их

    собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-аналога

    помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных,

    противоречивых жизненных обстоятельствах. (24, с.48).

    2.8. Методы дилемм.

    Они направлены на включение учащихся в систему новых для них

    отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного

    поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной

    ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему

    вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы

    над собой - "труд души" (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно

    рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на

    основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.

    Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных

    дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми

    строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы

    "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам:

    выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

    Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной

    сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить

    ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при

    условии, что каждая дилемма должна:

    1) иметь отношение к реальной жизни школьников;

    2) быть по возможности простой для понимания;

    3) быть незаконченной;

    4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

    5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на

    главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы

    всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а

    это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных

    ситуациях. (17, с.119-120). Обычно метод дилемм используется классным

    руководителем в старших классах.

    Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного

    поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях

    педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и

    противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных

    «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.

    Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот

    или иной метод может применяться в более или менее изолированном

    виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без

    взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет

    движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё

    нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях,

    а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку

    приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать

    поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны

    с жизнью.

    Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного

    воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны

    интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при

    повышении нравственного воспитания школьников.

    Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по

    организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов.

    1. Этические и психологические основы общения.

    Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть

    общение в процессе нравственного воспитания.

    По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно

    производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из

    богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей.

    Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного

    руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.