МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коллектив, история и современность

    Но, несмотря на это, с первых дней их прибытия к ним относились с доверием:

    оставляли без конвоя и отправляли с деньгами в магазин. Такие приёмы

    воспитания вчерашних преступников помогали педагогам строить доверительные

    отношения и формировать у них чувство ответственности.

    В основу деятельности коллектива Большевской коммуны в 1925 году были

    положены такие принципы, как:

    1) добровольность пребывания,

    2) доверие,

    3) производительный труд во благо общего хозяйства,

    4) полная самодеятельность коммунаров в единстве с руководством учреждения

    и персоналом.

    Как показывает история, опыт Большевской коммуны был удачен. И как,

    говорят её современники, такая удачливость заключалась в принципах

    производственного и теоретического обучения, включавшие в себя

    самодеятельность во всём (в управлении, организации внутренней жизни),

    добровольность и доверие к набранным ребятам.

    Желая создать коллектив со здоровыми внутренними отношениями

    руководители коммуны с особой тщательностью подошли к вопросам её

    формирования. При приёме в коммуну кандидаты должны были согласиться с

    такими условиями как:

    1. разрыв всех контактов с бывшими «дружками»,

    2. отказ от алкоголя,

    3. отказ от наркотиков,

    4. отказ от азартных игр,

    5. готовность трудиться,

    6. готовность подчиняться решениям органов самоуправления.

    Принимая такие условия, молодой человек, с одной стороны подчёркивал

    добровольность своего выбора, с другой - принимал ценности новой для него

    группы людей. И впоследствии, такой добровольный отказ от элементов

    потенциально способствующих разложению группы, способствовал созданию

    развитого коллектива. Такой коллектив впоследствии становился эффективной и

    действенной силой воздействия на личность, оказывая на неё благотворное

    влияние.

    Значительную роль в достижении успеха коммуной играла её продуманная

    структура. Во главе коммуны стояло общее собрание членов, которое было

    высшим органом самоуправления и последней инстанцией коммуны. Кроме него,

    существовала активная комиссия, состоявшая из пяти человек и выполнявшая

    функции исполнительного органа, а также другие комиссии, немаловажную роль

    среди которых выполняла конфликтная, помогающая в случае неизбежно

    возникающих проблемных ситуаций.

    Интересным элементом, который будет проглядываться и у многих других

    моделей «воспитательного коллектива» была демократия[19]: руководили жизнью

    коммуны именно воспитанники учреждения посредством чёткой внутренней

    организации и чётких внутренних правил. Демократия закреплялась в статье

    изданного коммуной нормативного акта: « заведующий не имел и не имеет

    права провести то или иное мероприятие без утверждения его общим

    собранием».

    Доказательством же перевоспитания личности в условиях «коллектива» не на

    словах, а на конкретных данных является факт отсутствия краж при том, что

    у ребят были ключи от всех складов.

    В Большеве возраст воспитанников варьировался от 16-ти до 21. А,

    следовательно, срок пребывания в среднем около двух, трёх лет. И, что

    интересно, после наступления предельного возраста многие не уезжали,

    оставались и создавали семьи. Таким образом, изначально воспитательное

    учреждение впоследствии стало и производственным предприятием с общежитием

    для малосемейных.

    За период своей деятельности численность воспитанников постоянно

    возрастала.

    |1924 год |18 воспитанников |

    |1926 год |77 воспитанников |

    |1928 год |248 воспитанников |

    |1930 год |655 воспитанников |

    |1936 год |5000 воспитанников |

    Численность семейных коммунаров с каждым годом тоже росла:

    1931-290

    1935-1036

    И, думается, эти цифры как, ни что другое, свидетельствует, что

    Большевская коммуна не только проявляла жизнеспособность, но и развивалась

    как никакая другая из её современниц. И здесь можно остановиться на том,

    что рост коллектива коммуны не только не ослабил её устои, но и, наоборот,

    укрепил их. Так как больше стало людей, которые придерживались одних

    ценностей. Пяти тысячам, безусловно, было легче устоять перед окружающим

    миром, чем восемнадцати. А стоять было не так просто, так как у бывших

    преступников был велик соблазн вспомнить прежние дни.

    Коммуна развивалась, для занятия растущего коллектива трудом, были

    построены три фабрики: Трикотажная, обувная и коньковая.

    Стимулом труда, на которых стало начисление тарифных ставок с первого по

    пятый разряд. В первое время существования коммуны, занятия велись по

    2часа при том, что работы продолжались 8часов. Известный педагог

    А.С.Макаренко не одобрял такой подход, справедливо замечая: «негативным

    моментом в организации этой коммуны было то, что школа имела

    второстепенное значение»

    Как видно из вышеописанного, в состав общего коллектива коммуны входили

    ученические и производственные коллективы. Но для улучшения

    содержательности жизни в 1924 были созданы хоровые, духовые, струнные,

    радио кружки и спортивные секции, что явилось началом формирования

    коллективов по интересам.

    В 1930 году в коммуне открыли техникум, что послужило началом

    формирования коллективов с более высокой организацией, чем которые

    формировались ранее на базе школы.

    Заслуги Большевской комунны были отмечены не только цифрами и фактами но

    и словами такого авторитетного человека как А.М.Горький, который называл

    Большевскую колонию: «интереснейшей республикой «Шкид»»

    А. А.Фролов – человек, являющийся специалистом в области макаренского

    наследия, отмечал, что «Изучение А.С.Макаренко опыта трудовой – коммуны

    бывших правонарушителей имени Ягоды ОГПУ № 1 в Большеве……сыграло важную

    роль в становлении и развитии коллектива колонии имени М.Горького и коммуны

    имени Ф.Э.Дзержинского».

    И, действительно, не согласиться с ним значит – закрыть глаза на

    организацию жизни коллективов этих явно похожих учреждений. И, кто знает,

    был бы успех в колонии им М.Горького и коммуны им Ф.Э.Дзержинского не будь

    знаком А.С.Макаренко с опытом колонии в Большеве.

    Главные лица, без которых достижение успеха в организации коллектива

    коммуны, могло бы и не быть - это её заведующий Ф.Г.Мелихов и общий

    руководитель проекта от ОГПУ М.А. Погребенский, которому мы как раз и

    обязаны за полученные о ней сведения.

    Каких либо значительных по объёму трудов о деятельности коммуны в архивах

    на постсоветском пространстве найдено не было, возможно благодаря её

    создателю.

    Своим существованием колония обязана приказу Г.Г.Ягоды от 18августа 1924

    года. В судьбе коммуны Г.Г.Ягода сыграл, как радостную для неё роль, так и

    печальную, суть которой можно отразить в следующих словах: я тебя породил,

    вместе с тобой и умру. После смещения руководителя влиятельного

    предшественника КГБ – ОГПУ все, что было с ним связано уничтожили вместе

    с теми, кто этому противился. И мало, что уничтожили – изъяли все, что

    было связано с таким учреждением как Большевская коммуна, которая хоть и

    носила имя руководителя ОГПУ всё же была далека от политики.

    2.2 Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко.

    Но самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного

    коллектива» стал А.С.Макаренко. Когда педагогами затрагивается тема

    коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически

    ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы,

    остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива,

    критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к

    трудам А.С.Макаренко[20].

    Вследствие этого, было бы правильным, более подробно, остановиться на

    модели коллектива, которая была создана в управляемых им учреждениях[21].

    Как упоминалось выше и как, пишет в своей книге доктор исторических наук

    В.С. Хелемендик[22]: «Центральное место в теории А.С.Макаренко занимает

    учение о воспитательном коллективе».

    «…Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации

    жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью,

    максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время

    является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все

    воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного

    развития»[23]. Также педагог затрагивал вопросы положения ученического

    коллектива в обществе: «Коллектив является частью советского общества,

    органически связанной со всеми другими коллективами»[24]

    Учение А.С Макаренко содержит подробную технологию поэтапного

    формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение

    — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы

    развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных

    линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития

    коллектива.

    Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных

    преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий

    (этапов).

    Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива.

    В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных

    усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить

    в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения

    учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями,

    задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все

    требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе

    выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели,

    общей деятельности и общей организаций.

    На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только

    поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам

    коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а

    что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают

    потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

    Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

    Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив

    в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать

    механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от

    своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований

    постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив

    уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных

    качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально

    использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых

    этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает

    определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате

    чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях

    индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере

    доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня

    педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности,

    коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

    Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий:

    между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии

    требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между

    общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива

    и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами

    учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии

    коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

    Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они

    отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.

    Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно

    указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу

    членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам.

    Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности,

    устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой

    стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На

    данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития

    каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной

    признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

    Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутри-

    коллективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:

    1) мажор — постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

    2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о

    ценности своего коллектива, гордости за него;

    3) дружеское единение его членов;

    4) ощущение защищенности каждого члена коллектива;

    5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому

    действию;

    6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

    Внутриколлективные отношения в учреждениях А.С.Макаренко имели особый

    неповторимый стиль, где также уделялось значение и эстетике быта, также от

    воспитанников требовалось иметь подобающий внешний вид.

    Большое внимание А.С.Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех

    стадиях развития коллектива традициям. Традиции — это такие устойчивые

    формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи,

    желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие

    нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

    В традициях им выделялись большие и малые. Большие традиции — это яркие

    массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство

    гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному

    мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но

    не менее важны по воспитательным воздействиям. Он справедливо замечал, что

    они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые

    привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их

    поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.

    Особо интересными для изучения модели воспитательного коллектива

    А.С.Макаренко являются законы существования коллектива. Их было три:

    1 закон системы перспективных линий,

    2 принцип параллельного действия,

    3 преемственность поколений.

    Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он

    называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным

    стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому

    воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится

    мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

    В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида

    перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается

    перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной.

    Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка,

    поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное

    требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна

    опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее

    как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению,

    предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это

    перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного

    дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

    Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте

    коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения

    этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив,

    получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать

    подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника,

    литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать

    тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив,

    который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников.

    Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна

    дифференцироваться по времени и сложности.

    Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально

    значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой

    перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности.

    Пример наиболее распространенной далекой перспективы — цель успешного

    окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой

    перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в

    коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной

    деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются

    коллективные усилия.

    При построении перспектив он замечал: выстроить систему перспективных

    линий нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.