МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коллектив, история и современность

    историческом плане, как педагогическую утопию. Как утверждают приверженцы

    такой идеи, духовные отцы кибуцного воспитания попытались соединить свой и

    чужой практический опыт с передовыми теориями педагогики и психологии

    первой трети двадцатого века, творчески развили и перенесли их в

    микроструктуру кибуца.

    Критики кибуцного воспитания, утверждают, что оно удалось только из за его

    основы - привязанности к группе и общинной направленности поведения детей

    и подростков. Кибуцное воспитания не смогло обойти подводные камни, были

    в его практике и перегибы, но в целом можно признать за ними успех, который

    достоин изучения и дальнейшего развития. Хотя те же критики, которые,

    безусловно, всегда сопутствуют чему-то значимому, говорят, что данный опыт

    был целесообразен только до тех пор, пока дом-интернат выдерживал

    «конкуренцию» с семьёй. Но по этому поводу можно только сожалеть. Так как

    они до сих пор не учитывают, что время движется и начался 21 век. Не

    учитывают возможность совершенствования тех или иных форм воспитания. И в

    данном направлении, думается, правильным рассматривать не конкуренцию между

    учебным учреждением и семьей, а взаимодополнение одним другого. Так,

    например, работающие родители не смогут обойтись без детского садика, и

    израильский вариант группы продлённого дня, при правильной его

    организации, не коим образом не может наносить вред. Более того, такая

    организация воспитания сможет в большей степени развить у отдельно взятого

    воспитанника умение жить в коллективе. И живя в коллективе, как показывает

    практика, он только выиграет от этого, развив в себе ряд полезных, выше

    обозначенных качеств.

    И в заключении можно отметить, что среди систем коллективного

    воспитания за пределами СНГ модель кибуцного воспитания является самой

    яркой. И, кроме того, эта модель на всём пространстве земного шара является

    самой долгоживущей, которая, начав свою историю в 20-е годы, до сих пор её

    продолжает. И остаётся надежда, что несмотря ни на какие трудности, её

    история на гамлетовский вопрос «быть или не быть» ответит быть!

    Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика проблемы

    взаимоотношений коллектива и личности.

    3.1 Понятие коллектива и некоторые теоретические аспекты его

    формирования

    Начиная рассмотрения данной темы, невольно сталкиваешься с

    определенными сложностями, которые возникают из-за принципиальных различий

    в источниках по педагогике и психологии относительно понятия и структуры

    ученического коллектива даже в работах одного автора. Так, например

    Столяренко, с одной стороны разделяет понятия учебной группы и

    коллектива[59], а с другой стороны признаёт существование учебного

    коллектива,[60] что по существу нарушает первый закон логики: тождества

    мышления. В связи, с чём здесь же у автора наблюдаются, и определённые

    неточности в структуре учебной группы или ученического коллектива которые

    никаким образом не разъясняются. Практически во всех источниках возникает

    сложность при употреблении понятия коллектив, под которым в педагогической

    литературе может пониматься: общешкольный коллектив города, ученический

    коллектив школы, ученический коллектив параллелей классов, ученический

    коллектив класса а также коллективы клубного типа ( кружки, секции),

    добровольные общества и микрогруппы .и.т.д. Вероятнее всего такой разнобой

    употребления латинского термина «коллективус» связан с весьма

    неоднозначным переводом его понятия (сборище, толпа, совместное собрание,

    объединение, группа). Проблему с интерпретацией этого латинского термина

    затрагивает и И.П. Подласый: «Неудивительно, что оно стало нечётким. Ясно

    лишь то, что коллектив – это группа людей». Но в отличие от перевода

    латинского термина, в современной литературе при употреблении термина

    коллектив доминирует не 5 а 2 значения. Согласно первому под

    коллективом понимается любая организованная группа людей, согласно же

    второму под коллективом понимается только, высокоорганизованная группа[61].

    В случае если определение группы и коллектива совпадают то под ним можно

    понимать реально существующее образование, в котором люди собраны вместе,

    объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной

    деятельности, или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и

    определённым образом сознают свою принадлежность к этому образованию.

    Классификация групп достаточно разнообразна, но наибольшее распространение

    на пост советском пространстве, приобрела разработанная Г.А.Андреевой[62].

    На её основании можно выделить несколько разновидностей групп: 1) Условные

    и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые.

    Но если вспомнить школьный класс то сразу становится понятным: он не

    может быть условной группой, группой, где реальные личности, не имеют

    прямых межличностных отношений, не встречаются и не знают друг о друге. А

    так как он не может быть условной группой то под ним не может

    подразумеваться любая группа. И вероятно, поэтому второе значение понятия

    «коллектив» в педагогической литературе получило большее распространение.

    Но для того, что бы стать высокоорганизованной группой коллектив должен

    пройти определенные стадии своего развития. Набольшую известность приобрели

    3 стадии развития коллектива, которые уже были упомянуты выше при

    рассмотрении модели коллективного воспитания А.С.Макаренко. Но на

    сегодняшний момент есть и другие подходы к рассмотрению стадий становления

    коллектива. Согласно одним существует всего 2 стадии. Первая стадия –

    стадия становления коллектива а вторая – его возникновение. Но самое

    большое распространение получило мнение о существовании 4х стадий. Среди

    тех кто его придерживается можно выделить Петровского. Он выделяет

    следующие стадии развития коллектива:

    1 диффузия (межличностные отношения есть, но они не опосредованы

    содержанием цели)

    2 ассоциация (на ней межличностные отношения опосредованы личностно-

    значимым содержанием)

    3 корпорация (на ней межличностные отношения опосредованы личностно-

    значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием

    групповой деятельности).

    4 коллектив (на ней группа выполняет важную общественную функцию,

    отвечает социальным нормам и которая способна обеспечить возможности

    гармонического развития личности каждого её члена)

    Определяя коллектив как группу, в которой взаимодействие и

    взаимозависимость индивидов опосредуется общественно-ценным и личностно-

    значимым содержанием совместной деятельности Петровский выделяет основные

    признаки развитого коллектива:

    1 идейная общность,

    2 сплочённость членов коллектива на основе общественно значимых целей

    деятельности.

    3 взаимная требовательность и ответственность

    4 управляемость. Коллектив как самоуправляемая система

    5 устойчивость

    6 взаимопомощь

    7 обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена

    коллектива.

    Но, что интересно, группа, достигнув 4й стадии своего развития, и, по

    мнению Петровского, таким образом, ставшая коллективом, не входит в

    стопор. Так, например А.Г. Кирпичник выделяет следующие стадии развития на

    данном этапе[63]:

    1 подъм активности, новизна, энтузиазм, положительные эмоции

    2 временный психологический спад, перестройка групповой психологии

    выявление недостатков, снижение удовлетворённости.

    3 подъём, но не достигающий той высоты, на которой коллектив, с точки

    зрения психологического настроения, находился вначале.

    Если обратно обратиться к школьному коллективу, первичному ученическому

    коллективу - классу то мы вероятнее всего не увидим столь

    высокоорганизованных групп достигших 4 стадии развития. Вероятнее всего это

    связано с различными подходами к пониманию второго значения термина

    коллектив в литературе по педагогике и психологии. В том значении,

    которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе,

    коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся

    рядом важных признаков, среди которых И. П. Подласый выделяет:

    1 Общую социально значимую цель,

    2 Общую совместную деятельность,

    3 Отношение ответственной зависимости (специфические отношения,

    связанные с переживаниями по поводу совместной деятельности и её оценкой).

    4 Общий выборный руководящий орган.

    На основании чего И. П. Подласый мог прийти к выводу о том, что

    ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально

    значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая

    общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью,

    взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и

    обязанностях[64].

    В отличие от обычного коллектива, который выделяет Г.А.Андреева учебный

    коллектив имеет двойственную структуру: во–первых он является объектом и

    результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов которые

    определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число

    членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив –

    это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое починяется

    особым социально – психологическим закономерностям.

    С учётом того, что ученический коллектив, как правило, насчитывает

    более 25 человек его нельзя отнести к малой группе[65], а значит, он не

    занимает место, которое отвела обычному коллективу Г.А.Андреева[66]. В

    соответствии с её классификацией можно разве что сократить возможное

    количество групп, к которым можно отнести ученический коллектив. Как уже

    выше упоминалось, он не относится к условным группам, поэтому коллектив

    представляет собой реальную группу, а значит, представляющую собой,

    существующее объединение людей, занятых общим делом и имеющих прямые личные

    контакты друг с другом. Далее классифицирование усложняется. Но, с учётом

    того, что в большинстве случаев состав учеников в стандартных школьных

    классах складываются независимо от воли кого-либо, их можно отнести к

    естественным группам. Далее же стандартный школьный ученический коллектив в

    силу своей специфики обладает как чертами малой, так и чертами большой

    группы и поэтому отнесение его к одной их этих групп может быть ошибочным и

    возможно лишь в частных случаях.

    Возвращаясь к определению ученического коллектива, данному

    И.П.Подласым и сравнивая его с современным школьным классом, нельзя не

    заметить некоторые несоответствия. Например, не во всех современных

    ученических коллективах наблюдается сплочённость, взаимная зависимость и

    общие выборные органы. Поэтому можно сделать вывод о том, что если такой

    коллектив и существует в школе, то скорее как исключение из общего правила.

    Для большинства же современных школ подходит другое не менее

    распространённое определение ученического коллектива, где под ним

    понимается объединение учащихся на основе общественно полезной учебной

    деятельности. Такое определение ученического коллектива даёт возможность

    рассмотреть не только его внутреннюю структуру, но и ту, которая

    регламентирована извне. Последнюю, чаще всего, называют официальной

    структурой школьного коллектива и в неё входят коллектив класса и

    общешкольный коллектив. Что касается последнего то к его существование

    некоторые, в том числе и В.А.Сухомлинский, относятся весьма неоднозначно.

    Есть мнение о существовании коллективов школ города и коллективах

    параллелей классов. Но если первый коллектив заявлял о себе только на

    словах, то последний в скором будущем может получить широкое

    распространение при внедрении коллективного способа обучения,[67]

    положительный опыт применения которого уже есть в практике ряда школ РФ и

    РК.

    2. Гуманистическая концепция коллектива.

    Идеи коммунарского движения И.П.Иванова, Ф.Я.Шапиро, М.Н.Ахметова и др.

    накануне перестройки поддержаны не были, что увело от прогрессивных

    методов организации коллективов. В тот период советская школа переживала

    ряд застойных явлений. После формализма и усиленного влияния идеологии на

    организацию коллективной жизни школы, сковывания инициативы и творчества

    детей, чувствовалось их разочарование к общественным молодежным

    коллективным организациям (пионеры, комсомол). Поэтому к началу 90-х

    коллектив вызывал ассоциации со средством унификации, усреднения

    личности, инструментом командно-административной системы управления.

    В результате чего в 90-е годы коллектив стал объектом справедливой

    критики педагогов, а гуманизация образования потребовала разработки новых

    подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной

    педагогики.

    На данный момент сбалансированная стратегия в решении проблемы личности

    и коллектива предполагает наряду, с ее качественным обновлением,

    возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой.

    Новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой

    творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии,

    педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение

    идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации

    индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития

    самоуправления и творчества в коллективе[68].

    Такое содержание новой концепции и возобновления интереса к вопросам

    коллектива обусловлено тем, что человек – существо социальное, его развитие

    невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он

    неосознанно стремится к обществу. И в то же время человек испытывает

    желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а

    неповторимой, яркой индивидуальностью. При этом ему важно, чтобы эту

    неповторимость видели и ценили окружающие его люди. Эти желания составляют

    три группы задач его социальной деятельности:

    1) социальной адаптации – активного приспособления к условиям среды,

    общества в соответствии с потребностями общества и собственными

    потребностями и мотивами.

    2) Социальной индивидуализации – реализации совокупности установок

    на себя, выделение себя из группы

    3) Интеграции – достижения взаимодействия между личностью и группой,

    сочетание личных интересов с интересами окружающих.

    Особенности решения этих задач характеризуют особенности процесса

    социализации. Социализируясь, ребенок обогащается общественным опытом,

    реализует себя как личность, становится не только объектом, но и субъектом

    социальных воздействий, оказывает влияние на социализацию других людей.

    Такое большое значение социализации для детей требует тщательного выбора

    средств, которые могут оказать действенную помощь для её проведения. И

    одним из наиболее эффективных средств социализации и развития личности, по

    мнению Антона Коновалова и Ольги Коноваловой[69], является создание

    коллектива. И с этим можно согласиться потому, что именно коллектив в

    современном обществе помогает решать существующие проблемы социализации

    подростков. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать в

    позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и

    ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться,

    входить в группу и не растворяясь в ней. Также в условиях педагогически

    управляемого коллектива при реализации стремления к индивидуализации и

    самореализации, выбираются способы приемлемых для общества, тогда как вне

    него это встречается редко. Большую роль для личности коллектив играет и

    при развитии ответственности и планирования своих действий.

    Но не любой коллектив может благотворно влиять на социализацию

    личности, а только тот, в котором достигнута высшая стадия развития

    группы. На современном этапе развития педагогики и психологии

    распространено мнение, что коллектив до такого своего развития проходит,

    уже не три, как считал Макаренко, а четыре стадии своего развития. При

    этом, переход на каждую стадию сопровождается изменением во

    взаимоотношениях коллектива и личности. На первом этапе личность входит в

    коллектив. Это происходит в короткое время, поэтому она не меняет

    свойственные ей черты, достоинства и недостатки[70] от которых как раз и

    зависит её положение в этом коллективе. Среди таких черт влияющих на

    восприятие личности коллективом можно назвать: особенности

    самовоспитания, её социальные установки[71], умения, внешность, состояние

    здоровья и прошлый опыт.[72] Особую значимость приобретает последний, так

    как на начальном этапе становления коллектива каждый из его членов в своём

    поведении, руководствуется собственными вынесенными из прошлого опыта

    нормами поведения. После в процессе взаимодействия друг с другом участники

    группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого, благодаря чему

    происходит формирование уже групповых норм[73]. Групповые нормы выполняют

    в коллективе одну из важнейших функций – регулятора отношений в коллективе.

    Во-первых, они обеспечивают предсказуемость поведения окружающих. Во-

    вторых, становятся фактором стабилизации отношений, чем предупреждают

    возможность попадания в неприятную ситуацию или создания её для других. В-

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.