МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коллективная форма организации начального обучения русскому языку

    1. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных

    интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю

    сам.

    До настоящего времени проблема коллективного обучения остается

    актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать,

    что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного

    состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит

    общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом,

    самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые,

    объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре

    сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре

    постоянного состава.

    Существенным фактором развития в учебной деятельности младших

    школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное

    сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В

    результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.

    Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации

    учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и

    взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо

    раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие

    индивидуальных свойств личности.

    Выводы по Главе 1.

    «Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в этом

    случае, его можно признать хорошим» (Выгодский Л.С.)

    Развитие детей в системе развивающего обучения понимается не как

    развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и тому подобное,

    а как общее развитие личности.

    Развивающее обучение – целостная педагогическая система. Основные

    характеристики развивающего обучения: содержание, методы, тип учебной

    активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного

    процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного

    процесса и развертывающийся в ней коммуникации – взаимосвязаны и

    обусловлены целями развивающего обучения.

    Ведущими концепциями развивающего обучения являются концепция

    развивающего обучения, разработанная лабораторией под руководством

    академика Л.В. Занкова и концепция развивающего обучения, разработанная

    коллективом московских психологов под руководством Д.Б. Эльконина и В.В.

    Давыдова. В предложенных ими концепциях предлагается кардинально изменить

    содержание школьного образования, основу которого должна составлять система

    научных понятий, предметом совместной работы учителя и ученика является

    учебная деятельность ученика.

    Системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина отмечаются верой в

    каждого ребенка, в его силы они разработаны с учетом индивидуальных

    особенностей каждого ребенка (складом ума и характера, уровнем развития).

    Изменение в содержании, методах школьного обучения требуют изменения и

    форм организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает

    необходимость в учебном сотрудничестве, где участвуют обе стороны: и

    учитель, и дети. Существуют три формы учебного сотрудничества:

    1. Учебное сотрудничество со взрослыми;

    2. Учебное сотрудничество со сверстниками;

    3. Учебное сотрудничество с самим собой.

    Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности

    суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать

    вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное

    сотрудничество со сверстниками.

    Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы

    организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая

    форма организации в развивающем обучении.

    Коллективная форма организации включает в себя работу в парах сменного

    состава, в группах и в динамических парах.

    Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность

    продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует

    проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз

    подтверждает тесную взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой

    организации учебно-воспитательного процесса.

    Глава II Экспериментальная работа по выявлению

    эффективности развития учащихся при коллективной форме

    организации учебно-воспитательного процесса на уроках

    русского языка.

    2 Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в

    начальный классах.

    Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача

    учителя – научить детей работать вместе, сообща.

    Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе

    характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности

    учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения

    каждого школьника в активную работу на уроке.

    Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных

    самостоятельных работ занимают в учебном процессе до двадцати пяти

    процентов рабочего времени урока. Но именно здесь ученик чаше всего

    остается один на один с учителем, отвечая только перед ним за результаты

    своей личной работы, а класс фактически остается «вне игры».

    При групповой форме организации учебного процесса в 1 классе главным

    становится выработка умения договориться. Но задания способствуют и

    развития у учащихся обобщенных интеллектуальных умений. С этой целью мы

    рекомендуем проводить игры «Однорукие», «Повтори! Дополни! Отличись!»

    (смотри в Приложении)

    При организации коллективной работы на плечи учителя ложатся хлопоты по

    подготовке карточек с заданиями, разработка специальных заданий, обучение

    детей новому для них виду сотрудничества. Эффективно вводить элементы

    коллективной работы уже с первых дней учебы детей в школе. Детей можно

    рассадить по группам. Группы формируются за счет определенной расстановки

    мебели (хотя это необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже.

    Пока группа – это механизм поддержки. Задания по организации групп даны в

    Приложении.

    В экспериментальном классе урок остается основной формой организации

    обучения, сохраняются домашние задания, но носят разнообразный, часто

    индивидуальный характер (индивидуальные карточки-задания), это снижает

    возможность перегрузки учащихся. Урок, благодаря старанию учителя, богатому

    содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру

    взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты

    нестандартности, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных

    действий на первый план выходят ученики, учитель ставится как бы дирижером,

    усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой

    деятельности, которая является основным направлением развивающего обучения

    русскому языку. Необходимо подготовить учащихся к самостоятельной

    деятельности в нестандартных условиях, а для этого необходимо сформировать

    у учащихся обобщенные интеллектуальные умения:

    . анализ сложившейся ситуации и выводы относительно этой ситуации;

    . видение разных функций одного и того же объекта;

    . устанавливание связи данного объекта с другими;

    . выделение в них существенных признаков.

    Для того, чтобы сформировать умения с большим развивающим эффектом

    необходима постановка учителем нестандартных учебных задач, и при этом

    организация коллективного поиска (процесс познания идет «от учеников»).

    Постановка и решение познавательных задач проблемного характера

    приобретает особое значение на начальном этапе формирования умения

    коллективного труда. Содержащееся в них «неизвестное новое» в силу

    возникающей познавательной потребности выступает перед классом как общая

    познавательная задача, решение которой становится доступным благодаря

    объединению индивидуальных усилий усилий учащихся в процессе совместной

    работы. В дальнейшем, по мере становления умения «работать коллективно»,

    коллективная работа возникает и в том случае, если общая задача ставится в

    форме задания, которое может и не иметь проблемного содержания.

    Привычка к коллективному труду возникает не спонтанно, не приходит сама

    собою с возрастом учащихся. Формирование навыков коллективного труда

    требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на

    коллективных началах. При этом очень важно, чтобы коллективная деятельность

    с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение от самого

    факта участия в общей работе на уроке.

    Далее мы предлагаем фрагменты уроков и их краткий анализ у различных

    учителей-новаторов, работающих в системе развивающего обучения и

    применяющих на практике коллективную форму организации учебно-

    воспитательного процесса.

    Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные

    диктанты учащихся (о них говорилось в Главе I).

    Учитель средней школы №12 г.Стерлитамака Н.И. Заплатина начинает

    приобщать детей к коллективной деятельности с первого класса. Ниже

    рассмотрен фрагмент урока русского языка по В.В. Репкину.

    Учитель ставит перед учащимися учебную задачу «Способы проверки слабых

    позиций гласных».

    На доске записаны следующие слова:

    КОСА, ЖИТЕЛЬ, МОРЕ, ЖИВУ, ПИСЬМО,

    ДРОВА, ПИШЕТ, ПОЛЕТ.

    Учитель. Посоветуйтесь в парах и решите в каких словах можно проверить

    букву, стоящую в слабой позиции. Но будьте осторожны, так как есть слова-

    «ловушки», которые мы еще не можем проверить.

    Когда дети готовы отвечать, они берутся за руки, образуя «домик».

    Учитель. Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать

    ваши мнения.

    Затем в парах решают кто будет выступать и один из учеников от каждой

    пары поднимает руку. Учитель еще раз спрашивает отвечающего, договорились

    ли они в группе, чтобы именно этот ученик выступал от пары? (это не

    случайно, так как через эти постоянные вопросы учителя вырабатывается

    умение договориться между собой).

    Далее заслушиваются ответы учеников. Остальные учащиеся при несогласии

    с мнением отвечающих показываются пальчиком «минус».

    На данном примере коллективная работа находится на начальной ступени

    своего развития, то есть используются элементы коллективной работы. Но как

    уже говорилось деятельности учащихся надо приучать постепенно, вырабатывая

    умения и навыки работать в паре.

    Широкие возможности коллективная работа находится на начальной ступени

    своего развития, то есть используются элементы коллективной работы. Но, как

    уже говорилось выше, к коллективной деятельности учащихся надо приучать

    постепенно, вырабатывая умение и навыки работать в паре.

    Широкие возможности организации групповой работы при самостоятельном

    изучении нового материала заложены в использовании на уроке тетрадей с

    печатной основой. Опыт такой работы в школах Эстонии обобщен Х.И. Лийметсом

    и др.

    Учителя г.Москвы Л.В. Кудрявцева и С.В. Тархова предлагают при изучении

    нового материала организовать работу в парах постоянного состава по

    карточкам. Ниже приведены примерное содержание карточек по теме

    «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

    единственного числа» в 3 классе.

    |Тема |Карточка 1 |

    |дубок (какой ?) |молодой |

    |дубок (какой ?) |красивый |

    |дубок (какой ?) |высокий |

    |Сделай вывод, проверь себя по правилу, |

    |помещенному в учебнике. |

    |Вставь пропущенные окончания, поставь |

    |ударение, выдели окончания. |

    |соседск… дом |делов… разговор |

    |дружн… класс |чудесн… земля |

    |Тема |Карточка 2 |

    |ветер (какой ?) |холодный |

    |ветер (какой ?) |весенний |

    |ветер (какой ?) |степной |

    |Сделай вывод, проверь себя по правилу, |

    |помещенному в учебнике. |

    |Вставь пропущенные окончания, поставь |

    |ударение, выдели окончания. |

    |городск… парк |пушист… елка |

    |пионерск… галстук |красив… значок |

    Дети работают по знакомому им алгоритму:

    . прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;

    . ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);

    . прочитай нижнюю часть карточки;

    . выполни это задание в тетради;

    . проверь себя;

    . расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;

    . обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга

    выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

    Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и

    объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким

    карточкам в среднем уходит 10-12 минут. Тех учащихся, которые закончили

    работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают

    проверить остальных: услышать вывод, проверить записки в тетрадях.

    Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь возможны разные

    варианты: можно провести фронтальную работу, можно вызвать любую пару к

    доске и выслушать их. Отметки могут быть выставлены за работу по карточке

    (в тетради) и за устные ответы.

    На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени

    прилагательном» использовались следующие карточки.

    |Тема |Контрольная карточка №1 |

    |Что называется именем прилагательным? |

    |С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? |

    |Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного?|

    | |

    |Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |

    |Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: |

    |По ясн… небу неслись высок… и редк… облака. |

    |Тема |Контрольная карточка №2 |

    |Как изменяется имя прилагательное? |

    |Как определить род, число, падеж имени прилагательного? |

    |В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам? |

    |Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |

    |Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: |

    |Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от чуж… глаз. |

    Обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все вопросы

    повторения об имени прилагательном.

    Иногда возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой работе?

    Опыт этих учителей показал, что систематической работе в парах постоянного

    состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как

    каждый должен этот материал рассказать товарищу и доказать, почему вставил

    именно данные окончания. Кроме того можно пользоваться учебником как

    справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои сомнения.

    Учитель С.Г. Косицина, работающая по системе Л.В. Занкова, применяет

    коллективную и групповую форму при закреплении того или иного материала. В

    качестве примера можно рассмотреть фрагмент урока грамматики в 1 классе по

    теме «Части речи».

    В качестве закрепления учащиеся еще раз объединяют слова в 3 группы:

    имя существительное, имя прилагательное, глагол. Формулируют правила.

    Учитель. Трудный был урок, много работали. Как теперь можно будет

    называть слова?

    Дети. Части речи.

    Учитель. Давайте хором скажет названия частей речи: имя

    существительное, имя прилагательное, глагол. А теперь поиграем. Я буду

    говорить слова, а вы должны выбрать из них имена существительные и имена

    прилагательные, а затем записать в тетради. Первый вариант будет записывать

    имена прилагательные, а второй вариант – имена существительные. Итак,

    будьте внимательны, помните о словах-«ловушках». Книга. Красный. Картина.

    Идет. Пушистый. Птица. Стол. Летит. Холодный. Стакан. Яркий… Закончили?

    Какие же слова-«ловушки» встретились в моей речи?

    Дети. Глаголы.

    Учитель. А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и

    проверьте работу своих товарищей.

    После проверки задания в парах учащиеся объясняют друг другу свои

    ошибки (если таковые имеются). Затем проверяют правильность задания всем

    классом на доске.

    Данным фрагментом учитель хотела показать ненавязчивое приобщение детей

    к коллективной форме обучения.

    В.К. Дьяченко были разработаны и апробированы два варианта новейшей

    педтехнологии по организации коллективной формы обучения. Приводим их

    алгоритмы.

    Красноярский вариант

    (12 звеньев-этапов)

    1. Обучающий, используя опорный конспект и учебник, излагает обучаемому

    одну или несколько новых тем. Обычно изложение нового материала

    двукратное. Второй раз сокращенное – выделяется только главное. Для

    правильности изложения обучающий пользуется учебником.

    2. Обцчаемый перерисовывает опорный конспект (ОК) себе в тетрадь и

    уточняет, если есть необходимость, значение каждого опорного

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.