МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя

    обобщение на высоком уровне абстракции (Д. Менделеев, В. Гегель, А.

    Эйнштейн). Если ведущий компонент — гностический — это "критики",

    "рационалисты", "диагносты", "аналитики" — ученые, склонные к глубокому

    анализу научной деятельности других ученых (И. Павлов, Л. Ландау).

    Организационные умения доминируют у ученых, ориентированных на работу в

    группе, создающие условия для коллективных исследований (С. Рубинштейн, В.

    Ананьев). Коммуникативный компонент преобладает у ученых "романтиков",

    "эмоционалистов", "жизнелюбов" (И. Павлов, Е. Зеймнер-Рубинштейн).

    Исследователями отмечено также, что у ученых-гуманитариев более выражены

    гностический и коммуникативный компоненты, у математиков — конструктивный,

    а у естественников и психологов — организационный.

    Мы выяснили, что особенности — это индивидуальные свойства личности,

    влияющие на глубину, быстроту и прочность формирования знаний, умений,

    навыков, хотя природа способностей не до конца изучена, но известно, что

    они формируются и проявляются в различных видах деятельности, в том числе и

    в профессиональной — научно-педагогической — это способности называют

    сложными частными или специальными. Деятельность преподавателя высшей школы

    является зеркальным отражением способностей, которые состоят из

    гностического, конструктивно-проективного, организационного,

    коммуникативного и других компонентов.

    II. Структура профессиональных способностей преподавателя высшей школы.

    Если цели и задачи, содержание, нормы и критерии, предъявляемые

    педагогической системой являются внешними объективными составляющими

    деятельности педагога и ученого, то методы и способы научно-педагогической

    деятельности носят индивидуально-субъективный характер. Их применение

    зависит от способностей каждого преподавателя. Хотя профессиональные

    способности проявляются в деятельности специалиста высшей школы

    неравномерно, но их принято рассматривать как комплекс — сочетание, а также

    структуру свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью.

    Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные

    общие способности, такие как наблюдательность, качества речи, мышление,

    воображение относятся к необходимым в педагогическом труде, если обладающий

    ими специалист быстро и правильно с их помощью распознает существенные

    признаки педагогической системы, науки, протекающих в них процессов и

    оценивает их эффективность с целью управления.

    Педагогические способности обычно включают в структуру

    рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти

    способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые

    лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им

    самим хорошо понятно; педагогические способности, требующиеся для

    профессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя

    лаборатории различны. Ф. Н. Гоноболин[11] дает следующие свойства личности,

    структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические

    способности:

    . способность делать учебный материал доступным;

    . творчество в работе;

    . педагогически-волевое влияние на учащихся;

    . способность организовать коллектив учащихся;

    . интерес и любовь к детям;

    . содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

    . педагогический такт;

    . способность связать учебный предмет с жизнью;

    . наблюдательность;

    . педагогическая требовательность;

    К сопутствующим свойствам личности педагога относятся:

    организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание,

    активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

    К научным чаще всего относят конструктивно-проективные и

    организаторские способности. Организаторские способности могли не входить в

    структуру способностей, необходимых для ученого одиночки, типичного для

    XVIII-XIX в.в. Однако современная наука невозможна без коллектива, ученый

    должен быть организатором, иначе не сможет полностью реализоваться.

    Также преподавателю-предметнику нужны также специальные способности,

    вытекающие из врожденных анатомо-физиологических особенностей-задатков, как

    музыкальные и художественно-изобразительные для музыкантов и

    искусствоведов, филологические — для людей, связанных с литературным

    творчеством, математические для математиков, физиков. Сейчас мы рассмотрим

    основные компоненты профессиональных способностей вузовского преподавателя.

    1. Гносеологический компонент.

    Гносеологические способности представляют собой чувствительность

    педагога к способам получения информации о мире, учащихся, в целом

    формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности,

    быстрого и творческого овладевания научными методами исследования,

    способами изучения учащихся в связи с целями формирования личности.

    Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о

    себе и других, о студентах, которая позволяет стимулировать формирование

    контроля и саморегуляции. Тем самым обеспечивается потребности и

    возможности, сильные и слабые стороны студентов. Признаком высокоразвитых

    гостических способностей является быстрота и творческое оваладение научными

    методами изучения учащихся в целях принятия обоснованных решений в

    отношении их, изобретательность в способах обучения студентов научными

    методами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей

    гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе

    собственной познавательной деятельности. Гностический компонент влияет на

    формулирование мировоззрения, проявляющемся в устойчивой системе отношений

    к миру, труду, другим людям и самому себе; на активность жизненной позиции.

    Важны и общекультурные знания, умения в области искусства и литературы,

    религии, права, политики и социальной жизни, экологические проблемы.

    Наличие содержательных увлечений и хобби также обогащает личность

    специалиста высшей школы. Специальные знания — знания предмета, знания по

    педагогике, психологии, методике преподавания. Предметные знания высоко

    ценятся преподавателями и находятся на высоком уровне. Знания по

    психологии, педагогике, методике — самое слабое звено в высшей школе.

    2. Конструктивно-проективный компонент.

    Гностические способности составляют основу деятельности преподавателя,

    но определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают

    конструктивные и проективные способности. От них зависит эффективность

    использования всех других видов знаний, которые могут оставаться мертвым

    грузом или активно включаться в обслуживание всех видов научно-

    педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих

    способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного

    и научного процессов. Конструктивно-проективные способности обеспечивают

    стратегическую направленность деятельности и проявляются в умении

    ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом будущей

    специализации студентов планирования ими курса и научной деятельности.,

    установления значимости курса в учебном процессе, науке, учитывая

    необходимые связи с другими дисциплинами. Данный вид способностей

    обеспечивает реализацию тактических целей. Данный вид способностей

    обеспечивает реализацию тактических целей: структурирования курса, отбора

    содержания и выбора форм проведения занятий. Решать проблемы

    педагогического процесса в вузе приходится ежедневно каждому практику, а

    исследовать их — каждому педагогу-ученому. Проективные способности

    сказываются в особой чувствительности к конструированию педагогического и

    научного "лабиринта" — пути от незнания к знанию, они имеют в виду

    результат будущей деятельности, предполагают дозирование при передаче

    знаний, умений, навыков. Конструктивные определяют чувствительность к

    последовательному построению занятий и научной деятельности во времени и

    пространстве, чтобы результат соответствовал плану, способность отделять

    то, что можно и должно решить в данный момент от того, что следует и почему

    следует отложить. Креативно-конструктивный компонент дает возможность

    мыслить, обобщать на основе недостаточного числа признаков, создавать новые

    сочетания, используя имеющуюся информацию. В основе проективной и

    конструктивной деятельности лежат способности к интеллектуальному труду:

    . отбросить необычные стандарты и методы решения, искать новые,

    оригинальные;

    . видеть дальше непосредственно данного и очевидного;

    . охватывать суть основных взаимосвязей присущих проблеме;

    . ясно видеть несколько различных путей решения и мысленно выбрать

    наиболее эффективный;

    . чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено;

    . идейная плодовитость и др.

    Анализируя данный компонент способностей, отечественные ученые

    отмечают высокую роль интуиции в научном творчестве, как результате большой

    умственной работы, позволяющий сократить путь познания на основе быстрого,

    почти мгновенного, логически неосознаваемого понимания ситуации и

    нахождения правильного решения. В научном творчестве интуиция помогает

    рождению гипотез. Способность видеть проблему, ее фон, установить связи с

    другими проблемами, формулировать гипотезы, находить критерии измерения

    изучаемых явлений, описывать, интегрировать и синтезировать научные факты,

    находить им место в теории.

    Исследования показывают[12], что у преподавателей, не имеющих ученой

    степени, уровни всех проективно-конструктивных способностей снижены, а

    также умение предвидеть в педагогической и научной работе. Самый высокий

    уровень этих способностей отмечен у докторов наук, что проявляется, в

    частности, при предупреждении конфликтных ситуаций.

    3. Организационный компонент

    Организационные способности служат не только организации процесса

    обучения в вузе, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

    Организаторская деятельность современного ученого предполагает его

    включение во взаимодействие не только в объектом исследования, но и с

    другими учеными, участвующими совместно с ним в исследовании или изучающими

    смежные науки. Организаторские общие способности исследовались Л. И.

    Уманским[13]. Он выделил 18 типичных организаторских качеств личности:

    1. способность "заряжать" своей энергией других людей;

    2. способность находить наилучшее применение каждому человеку;

    3. психологическая избирательность, способность понимать и верно

    реагировать на психологию людей;

    4. способность видеть недостатки в поступках других людей —

    критичность;

    5. психологический такт — способность установить меру воздействия;

    6. общий уровень развития как показатель сообразительности, разности

    общих чувственных способностей человека;

    7. генициативность — творческая и исполнительская;

    8. требовательность к другим людям;

    9. склонность к организаторской деятельности;

    10. практичность — способность непосредственно, быстро и гибко

    применять свои знания и свой опыт в решении практических задач;

    11. самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой

    подражательности;

    12. наблюдательность;

    13. самообладание, выдержка;

    14. общительность;

    15. настойчивость;

    16. активность;

    17. работоспособность;

    18. организованность.

    Организаторские способности проявляются в умении организовать себя,

    свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов,

    сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.

    Доктора наук. как показывают исследования[14], лучше других умеют

    организовать изучение объектов исследования, публикацию полученных

    результатов, индивидуальную научную работу студентов, свое время, себя.

    Кандидаты наук хорошо умеют организовать коллективную научно-

    исследовательскую работу студентов, устанавливать взаимный контроль, дать

    критику и оценку результатов исследования, развернуть взаимный обмен

    научной информацией и опытом владения наукой.

    Преподаватели без ученых степеней умеют организовать изучение

    объектов, наблюдение, стремятся к взаимному обмену научной информацией,

    охотно включаются в комплексные исследования.

    4. Коммуникативный компонент.

    Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством

    научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования

    профессионализма в деятельности и источником развития личности

    преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным

    относятся способности:

    . способность всесторонне и объективно воспринимать человека-партнера

    по общению;

    . способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной

    деятельности;

    . способность предвидеть и ликвидировать конфликты;

    . справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего товарища

    по совместной деятельности;

    . воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое

    поведение и деятельность.

    Основное средство общения — речь устная и письменная. В научной

    деятельности, в отличие от педагогической, играет первенствующую роль по

    сравнению с устной. Объективация результатов научного познания

    осуществляется, как правило, вначале в письменной речи — в процессе

    научного общения. Устное изложение результатов исследования в компетентной

    аудитории является необходимым средством проверки ценности, объективности

    и доказательности результатов исследования.

    Интересно отметить, что коммуникативный компонент способностей — самые

    гибкие, коммуникативные умения с возрастом перемещаются в сторону регресса.

    5. Перцептивно-рефлексивный компонент

    Данный компонент способностей тесно связан с коммуникативным, он

    обращен к субъекту педагогического воздействия. Рефлексия — осознание

    действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению,

    предполагает знание того, как другой понимает рефлексирующего. Рефлексия —

    своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга,

    при котором рефлексирующий субъект воспроизводит внутренний мир собеседника

    и с отражением себя.

    Перцептивно-рефлексивные способности включают три вида

    чувствительности.

    1. Чувство объекта. Оно представляет собой особую чувтствительность

    педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности

    находят у учащихся, в какой мере интересы и потребности учащихся

    выявляются при этом, "совпадают" с требованиями педагогической

    системы с одной стороны, с тем. что им предъявляет в учебно-

    воспитательном процессе сам педагог. Эта чувствительность сходна с

    эмпатией и проявляется в быстром, легком и глубоком проникновении в

    психологию учащихся, в эмоциональной идентификацими педагога с

    учащимся и их активной целенаправленной совместной деятельности.

    2. Чувство меры и такта. Проявляется в особой чувствительности к мере

    изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под

    влиянием различных средств педагогического воздействия, какие

    изменения происходят, являются ли положительными или

    отрицательными, по каким признакам можно о них судить.

    3. Чувство причастности. Оно характеризуется чувствительностью

    педагога к недостаткам собственной деятельности, критичностью и

    ответственностью за педагогический и научный процесс.

    Таковы основные компоненты профессиональных способностей

    преподавателя. Все они взаимосвязаны и образуют единое целое, влияют на

    творческую индивидуальность и стиль преподавателя специалиста высшей школы.

    В данной работе мы сделали попытку выяснить, какие компоненты

    включает в себя комплекс профессиональных способностей вузовского

    преподавателя. Для этого мы дали определение способностей, как

    индивидуально-обусловленного комплекса качеств личности, на развитие

    которого влияют врожденные (задатки) и социальные (направленности,

    наклонности) факторы. Способности формируются постепенно, развиваются в

    деятельности, носят общий и специальный характер. Поскольку способности

    являются отражением деятельности, мы показали, что профессиональная

    деятельность вузовского специалиста многогранна и имеет несколько сторон —

    педагогическую, научную, методическую, которым соответствует комплекс

    компонентов способностей — гносеологический, конструктивно-проективный,

    организационный, коммуникативный и перцептивно-рефлексивный. Владение

    совокупностью этих способностей помогает достичь преподавателю высшей школы

    высокого уровня мастерства и оказывать эффективное влияние на формирование

    личности студента, его собственных способностей, дающих возможность

    самореализации в нашем сложном, противоречивом мире.

    Библиография

    1. Болотин И, Березовский А. Кадры современной высшей школы. — //Высшее

    образование в России. — 1998 — №2. — С. 22-27

    2. Волгин В. Н. Молодежь в науке. М.; 1964. — 135 с.

    3. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. В

    сб. Способности и интересы. М.; 1962. — 245 с.

    4. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. —

    //Высшее образование в России. — 1994. —№4. — С. 105-108.

    5. Добрускин М. Социально-психологический портрет вузовского педагога. —

    //СОЦИС — 1995. — №9. — С. 137-141.

    6. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.;

    Изд-во Ленинградского университета, 1974. — 112 с.

    7. Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. — //Высшее образование в России. —

    1998. — №3. — С. 13-15.

    8. Иванов В., Гурье Л. Проектная культура преподавателя вуза. — //Высшее

    образование в России. — 1998. — №3. — С. 23-26.

    9. Иванов В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы,

    сложности. — //Высшее образование в России. — 1997. — №4. — С. 44-49.

    10. Краткий психологический словарь. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общей

    ред. А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону, Изд-во

    "Феникс". — 1998. — 512 с.

    11. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера

    производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1990. — 119 с.

    12. Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности

    учителя: Гомель. — Изд-во Гомельского гос. университета, 1996. — 57 с.

    13. Маркова А. Н. Психология труда учителя: Кн. для учителей. — М.;

    Просвещение, 1993. — 192 с.

    14. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические

    проблемы). — М.; "Дело", 1994. — 216 с.

    15. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. Н-СН. Изд-во "Советская

    энциклопедия". М.; 1996. — 879 с.

    16. Платонов К. К. Проблемы способностей: М.; Изд-во "Наука". 1972. — 310

    с.

    17. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы

    психологической теории. Тезисы докладов на I съезде Общества психологов.

    Вып. 3. М.; 1959 — 316 с.

    18. Скок Г. Б., Салкова О. В. Совершенствование коммуникативных умений

    преподавателя. — //Советская педагогика. — 1990. — №5. — С. 101-103.

    19. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от

    деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и

    институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. —

    М.; Аспект-пресс; 1995. — 271 с.

    20. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.; 1961. — 536 с.

    21. Уманский Л. И. Кто может стать организатором. — //Молодой коммуннист. —

    1996. — №9. — С. 79-85.

    -----------------------

    [1] Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера

    производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1990 — С. 6

    [2] Краткий психологический словарь. /Ред. — сост. Л. А. Картенко. Под

    общей ред.А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону. Изд-во

    "Феникс". — 1998. — С. 366-367.

    [3] Платонов К. К. Проблемы способностей. М.; Изд-во "Наука". 1979. — С.

    91.

    [4] Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы

    психологической теории. Тезисы докладов на I съезде Общества психологов.

    Вып. 3. М.; 1959. — С 138.

    [5] Платонов К. К. Проблемы способностей. М.; Изд-во "Наука" . 1979. — С.

    279.

    [6] Педагогическая энциклопедия. Т. 3. Изд-во "Советская энциклопедия". М.;

    1966. — С. 487.

    [7] Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от

    деятельности к личности. Учебн. пособие для слушателей факультетов и

    институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.;

    Аспект-пресс; 1995. — 271 с.

    [8] См. Иванов В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность:

    проблемы, сложности // Высшее образование в России. — 1997. — №4. — С. 44-

    49.

    [9] См. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.

    Изд-во Ленинградского университета. — Л.; 1974. — С. 58.

    [10] Волгин В. Н. Молодежь в науке. М.; 1964. — 135 с.

    [11] Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. В

    сб. Способности и интересы. М.; 1962. — С. 237.

    [12] Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Изд-

    во Ленинградского университета. Л.; 1974. — С.36.

    [13] Умланский Л. И. Кто может стать организатором. — //Молодой коммунист.

    — 1966 .— №9. — С. 75-85.

    [14] Есарева З. Ф. Там же. — С. 40-41

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.