МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Компоненты лекторского мастерства

    всегда моделируют своих педагогов и после двух-трех занятий знают свойства

    и особенности каждого из них и весьма часто умеют пользоваться такими

    моделями в своих интересах. Это хорошо, что студенты моделируют

    преподавателей, так как это позволяет каждому преподавателю узнать свою

    модель и соответственно перестроить ее или внести необходимые коррективы.

    Важнейшей задачей лекционного преподавания является соединение в

    лекции научного и учебного начал. А это значит, что при подготовке к

    лекции, исходя из ее целей задач, четко определяется ее научное содержание

    и соответствующие дидактические средства активного усвоения. Определяется,

    какие разделы программы, как с помощью каких связях и отношениях должно

    находиться содержание данной лекции с предшествующим и последующим

    материалом, с другими предметами и видами обучения. Соответственно

    преподавателем просматривается научная литература, учебники, методические

    пособия. В отношении учебников, очевидно, рациональным будет взгляд тех

    преподавателей, которые перед лекцией их просматривают, но только, чтобы не

    использовать их в лекции, а излагать более оригинальный материал.

    Подготовка к лекции требует разработки плана ее проведения с перечнем

    основного содержания, с подразделением на разделы, примерным расчетом

    времени, с указанием необходимых иллюстраций, примеров, используемых

    учебных средств, таблиц, цитат, лекционного эксперимента, рекомендуемой для

    студента литературы- обязательной и дополнительной. Более целесообразно, по

    мнению многих преподавателей, иметь конспект лекции, составленный в

    тезисной форме, с тем чтобы основные положения лекции, выводы, формулировки

    излагать в несколько замедленном темпе для систематических записей

    студентами.

    Особенное внимание следует обращать на подготовку к первой лекции, к

    первой встрече со студентами. От того, как будет подготовлена и прочитана

    первая лекция, многое будет относиться и ко всему курсу лекционного

    преподавания. Поэтому первую лекцию большинство преподавателей обычно

    посвящает рассмотрению наиболее интересных, главных направлений в данной

    области науки. Это справедливо, так как именно здесь начинается не только

    моделирование преподавателя как ученого педагога, но и формирование

    отношения студентов к изучаемому предмету.

    Начинающим преподавателям высшей школы в дополнение к плану

    рекомендуется написание полного текста лекции. Особенно это необходимо по

    новым, оригинальным курсам, требующим четкости определений, изложения

    материала в строгой последовательности. Написание полного текста -

    серьезная и ответственная научно-методическая работа преподавателя и в тоже

    время наиболее полная подготовка к их проведению. Написанные в определенной

    системе лекции - это ценный материал для будущего учебника, учебного

    пособия, методических статей, а также необходимый материал для обновления и

    совершенствования самого лекционного содержания. Начинающим лекторам

    рекомендуется также прослушивать свои лекции на магнитной пленке.

    5. Стиль лекции и поведении лектора.

    Преподавателю высшей школы, находящемуся на кафедре, необходимо

    сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора.

    Настоящий ученый-педагог излагает свой предмет с убежденных позиций, с

    характерной увлеченностью. Что является одним из непременных условий

    возбуждения интереса у слушателей. Не менее существенным условием

    квалифицированного чтения лекций является знание предмета и его жизненного

    преломления в объеме значительно большем, чем в излагаемом курсе. Однако не

    только знание предмета требуется для лекции, необходимое педагогическое и

    психологическое понимание путей превращения сообщаемых сведений в знания

    слушателей, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные

    положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью и

    эмоциональностью.

    Студенты должны знать язык науки, уметь понимать его и объясняться на

    нем, изучая соответствующую область знания. Поэтому на лекциях всегда

    требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет

    восприниматься.

    Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического

    общения. Известный психолог А.А. Леонтьев определил следующие условия, при

    которых достигается полноценное лекционное общение:

    1) быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;

    2) правильное планирование содержание лекции;

    3) нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести

    содержание материала до слушателей;

    4) обеспечение четкого контакта со слушателями.

    Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический

    и нравственный. Логический контакт - это контакт мысли преподавателя и

    студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточении внимания

    студентов, в восприятии и понимании ими излагаемого материала, а также во

    внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия

    преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт

    обеспечивает содружество преподавателя и студентов. При отсутствии этого

    контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо

    затруднен, либо вовсе невозможен.

    Аудитория встречает лектора или с напряженным вниманием и полной

    готовностью работать, мыслить вместе с ним, или же с равнодушием, заранее

    зная, что лекции будут бесцветными, полным пересказом учебника. Иногда

    аудитория занимает выжидательную позицию, а нередко настраивается к

    предмету и лектору отрицательно. На первой лекции многое зависит от того,

    как преподаватель “подает себя”, т.е. создает свой положительный образ.

    Если, входя в аудиторию, преподаватель “не видит” студентов, не

    пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они

    подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимание

    на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли заинтересуются

    предметом и настроятся на серьезную работу.

    Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов

    подчеркнуть перед аудиторий свое "интеллектуальное превосходство", излагать

    материал нарочито усложненным языком. Столь же нецелесообразным является

    излишнее упрощение лекционного языка, что может привести к примитивизации и

    даже вульгаризации научного понимания.

    Знание преподавателем сущности предмета, понимание им диалектических

    основ развития науки, которой он занимается, ее связи с жизнью -

    необходимые, но не достаточные условия эффективности учебного процесса.

    Преподаватель обязан обладать умением показывать своим слушателям

    истинность выдвигаемых теоретических положений, учить применять полученные

    знания на практике.

    На лекции необходима активизация мышления студентов, повышение их

    интереса к изучаемой области науки. Для достижения этой цели многие

    преподаватели ставят перед слушателями острые вопросы, проблемы для их

    самостоятельной оценки, критически разбирают различные направления в науке,

    освещают разные точки зрения отдельных ученых. Особенно все это становится

    ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы

    самого преподавателя.

    Распространено несколько типов лекций в высшей школе. основные из них:

    академическая, повествовательная, аналитическая, лекция-беседа и

    популярная. Все эти лекции излагаются лектором преимущественно в виде живой

    речи. Рекомендуется лекцию начинать спокойно, умеренно громким голосом,

    варьировать звуковую громкость изложения, подчеркивая основное и

    существенное, замедляя речь там, где приводятся формулировки, выводы,

    задаются вопросы, ставятся проблемы. Есть такое правило, что "лекции надо

    читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо,

    чтобы слушали". Например, темп речи, 60-80 слов в минуту считается

    нормальным.

    Известно, что лекционное преподавание требует четкости и сжатости

    выражений, выразительности речи, безусловной языковой и грамматической

    правильности. Лекции в высшей школе не допускают речевой небрежности и

    засорения ее ненужными вводными словами, жаргонами, вульгаризмами.

    Успех подачи материала во многом зависит от знания лектором правил

    формальной логики и их умелого применения. В логике каждое суждение,

    подлежащее доказательству, подчиняется определенным законам. Оно должно

    формулироваться четко и недвусмысленно, не изменяясь на протяжении всего

    доказательства.

    Восприятие в процессе изложения материала на лекции имеет

    вероятностный характер: слушающий, как правило, мысленно опережает

    говорящего, стараясь предугадать окончание фразы. Но постоянное угадывание

    снижает внимание слушателя. Каждый текст информацию (около 30%) и

    избыточную часть. Избыточность призвана обеспечить устойчивость, надежность

    восприятия. Специалисты установили, что соотношение избыточности и

    информативности для каждой аудитории в одной и той же лекции различно. Для

    устного выступления оптимальным считается соотношение 1:3. Если же весь

    текст избыточен, смысл сообщения теряется.

    Естественная динамика лекции включает четыре фазы (рис. 1): начало

    восприятия - 4-5 мин (1); оптимальная активность восприятия - 25-30 мин

    (2); фаза усилий - 10-15 мин (3); фаза выраженного утомления (4).

    [pic]

    Рисунок 1.- Активность студентов на лекции

    Обычно педагог реагирует на последнюю фазу, и это неправильно.

    Необходимо меры принимать раньше - в фазе усилий. Здесь надо разнообразить

    материал лекции, переключаться на материал, обеспечивающий повышенный

    интерес, изменять степень напряжения слушателей. Фазы усилий и утомления

    наступают ранее там, где нет атмосферы интереса и доверия. Скучные и

    однообразные лекции затормаживают мыслительную деятельность студентов.

    На лекциях необходимо рациональное чередование повышенного внимания,

    мыслительного напряжения и ослабления их путем соответствующей разрядки.

    Лекция по самому сложному, абстрактному предмету допускает юмор,

    иронические замечания лектора в соответствии, конечно, с содержанием. Но

    остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованного и тонкого умения их

    подачи. Все чрезмерное приводит к противоположности, и лекция легко может

    потерять свое научное значение.

    В учебном процессе, в том числе на лекциях, важно другое -

    доброжелательная атмосфера познания, взаимное доверие, одобрение,

    творческая обстановка. Опытный педагог-лектор вносит в свою речь живые

    образные сравнения, метафоры, чтобы его мысли воспринимались доходчиво,

    убедительно с интересом. В некоторых лекциях нельзя обойтись без цитат,

    например при изложении общественно-политических, исторических, литературных

    проблем. Но имеют смысл только тогда, когда они дополняют и укрепляют

    излагаемый положения.

    Существенный интерес для каждого преподавателя, желающего стать

    хорошим лектором, мастером красноречия, представляют образцы не только

    лекционного преподавания, но и ораторского искусства. На лекциях в высшей

    школе преподавателю надо смотреть в аудиторию, как бы обращаясь персонально

    то к одному, то к другому студенту и ко всем вместе. Надо также сочетать

    голос, темп, интонацию, мимику и жестикуляцию, но все должно быть

    соответственно и соответствии с содержанием. Преподавателю высшей школы

    равно необходимо систематически работать над накоплением и углублением

    своих знаний и над совершенствованием своего педагогического, в том числе и

    лекторского, мастерства.

    Говоря о педагогических и психологических качествах лектора, надо

    обращать внимание на развитие воли и умение подчинить себе аудиторию.

    Сначала надо заставлять себя не бояться аудитории. При хорошей подготовке

    это скоро перейдет в привычку, затем создается уверенность в своих знаниях,

    а это уже важнейшее условие для воздействия не аудиторию.

    Ко всему сказанному следует добавить, что лектор не должен быть

    скованным в своих движениях, но и не быть излишне суетливым с неоправданной

    или театрализованной жестикуляцией. Но как и всяким средством, жестом и

    мимикой надо уметь владеть, не заслоняя ими звуковую речь, а усиливая ее

    смысловую емкость и выразительность. Слушатели больше ценят спокойное

    поведение лектора, его уверенность, собранность и простоту.

    Очень большое значение имеет для лекции ее начало - первая фаза. От

    нее исходит интерес, здесь лектор берет в руки аудиторию. Большая выдержка

    и умение владеть собой требуется от лектора при всяких противоречиях с

    аудиторией и возникновении отвлекающих причин. В таких случаях следует

    продолжать чтение лекции, стремясь ликвидировать противоречия уместными

    замечаниями, тем или иным изменением создавшейся обстановки. Лектору

    необходимо всегда наблюдать за аудиторией, держать всех слушателей в поле

    своего зрения, внимательно слушать и слышать аудиторию восстанавливать

    необходимую обстановку при всяких отвлекающих обстоятельствах.

    Лектор у всех на виду, поэтому немаловажное значение имеет его

    внешность. Она воспринимается аудиторией как совокупность физических,

    функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному

    отражению. Причем на первое место выступают те признаки, которые наиболее

    важны для аудитории в данной обстановке. В лекторе ничто не должно

    отвлекать внимание студентов от темы (одежда, прическа, украшения),

    вызывать излишнее любопытство, а уж тем более удивление или насмешку.

    Заслуживают внимания некоторые правила поведения лектора перед

    студенческой аудиторией, сформулированные А.А. Космодемьянским:

    1. Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого

    рода причины (так называемые “особые” случаи), скрывающие точное начало и

    окончание лекции. Лекция - самое важное в жизни преподавателя высшей школы.

    2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда

    лектор обязан соблюдать:

    технику записи на доске - последовательность и четкость записей, хороший

    мел, влажная тряпка и пр.;

    правильность и строгость языка лекции - избегать жаргонных словечек,

    канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.;

    постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее;

    иметь ввиду ответ на очень важный для студентов вопрос “А зачем это

    нужно?”;

    не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые

    лектор плохо знает;

    не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не

    верит и в жизни не исполняет;

    не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая

    внутренний мир студентов;

    не следует важничать перед студенческой аудиторией.

    Существует взгляд, что лекция есть коллективное направленное мышление

    студентов и педагога и главная задача - сделать это мышление активным и

    плодотворным. А это обеспечивается знанием, опытом и педагогическим

    мастерством преподавателя.

    Список использованных источников

    1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.:

    Высш. шк, 1974.- 384 с.

    2. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для

    начинающего преподавателя технического вуза).- М.: Высш. шк., 1990.- 112 с.

    -----------------------

    3

    6

    9

    10

    12

    19

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.