МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

    перечня видно, что весь процесс учебной работы направлен на то, чтобы

    постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать

    необходимость прямого непосредственного воздействия учителя.

    *В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то,

    чтобы постепенно становится подрастающему человеку ненужной; она по сути

    своей направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения,

    далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти

    для себя нужное и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им

    усвоены.

    Появление нового способа сохранения информации (цифровая магнитная

    запись) и новых носителей этой информации (магнитные диски, дискеты,

    флоптикал-дискеты, компакт-диски и CD-ROM) можно расценивать как одно из

    величайших изобретений в истории человечества. Оно (как когда-то - бумага!)

    вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с

    собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации,

    новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности

    общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры

    компьютерных технологий как о новом витке цивилизации. Кстати, выражение

    "компьютерная цивилизация" действительно есть, оно реально существует и

    воспринимается вполне серьезно, совсем не как метафора.

    Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от

    культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие

    способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная

    цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной

    педагогике. Это - в общем плане. А конкретно - проникновение компьютеров в

    учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы,

    немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление

    специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных

    справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в

    самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных

    обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед

    обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью

    видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения

    и в формах работы учителя - компьютер в состоянии полностью изменить

    структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование,

    накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и

    непосредственно на уроке. Более того - изменившиеся условия и формы работ в

    очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и

    функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в

    дальнейшем - и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе

    дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при

    рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на

    последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

    § 3. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения.

    Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда

    достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один

    легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать

    картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими

    словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее

    технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов

    прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих

    местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и

    останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной

    жизни.

    Реальный уровень компьютеризации учебного процесса в Украине можно

    проанализировать, обратившись к результатам исследования состояния

    компьютеризации общеобразовательных школ, проводившегося в 1997-1998 гг.,

    представленным в следующей таблице:

    Пилипчук А. В., Костюк І. Т.,

    Комп`ютер у школі та сім`ї, 1998, № 4.

    Наличие в школах относительно современных компьютеров.

    | |общее |количество |доля |

    | |количество ПК |IBM-совместимых |IBM-совместимых |

    |Области | |компьютеров |компьютеров % |

    | |город |село |город |село |город |село |

    |Крым |2098 |2175 |237 |150 |11,2 |06,8 |

    |Винницкая |1731 |1233 |660 |45 |38,1 |03,6 |

    |Волынская |1263 |1490 |347 |202 |27,4 |13,5 |

    |Днепропетровская |3495 |2228 |503 |132 |14,3 |05,9 |

    |Донецкая |5886 |1594 |160 |60 |02,7 |03,7 |

    |Житомирская |1419 |1072 |365 |168 |25,7 |15,6 |

    |Закарпатская |707 |1386 |34 |- |04,8 |- |

    |Запорожская |2810 |1411 |1092 |76 |38,8 |05,3 |

    |Ив.-Франковская |1309 |1123 |545 |266 |41,6 |23,6 |

    |Киевская |913 |2540 |476 |829 |52,1 |32,6 |

    |Кировоградская |1020 |2160 |588 |84 |57,6 |03,8 |

    |Луганская |2035 |1287 |990 |286 |48,6 |22,2 |

    |Львовская |2393 |3410 |472 |209 |19,7 |06,1 |

    |Николаевская |783 |1913 |434 |318 |55,4 |16,6 |

    |Одесская |2293 |2045 |543 |87 |23,6 |04,2 |

    |Полтавская |1187 |3704 |437 |132 |36,8 |03,5 |

    |Ровенская |999 |1134 |598 |276 |59,8 |24,3 |

    |Сумская |1680 |956 |459 |373 |27,3 |39,0 |

    |Тернопольская |1018 |743 |451 |77 |44,3 |10,3 |

    |Харьковская |1998 |3285 |704 |700 |35,2 |21,3 |

    |Херсонская |1429 |2023 |132 |185 |09,2 |09,1 |

    |Хмельницкая |1076 |2341 |270 |76 |25,0 |03,2 |

    |Черкасская |1327 |1981 |478 |508 |36,0 |25,6 |

    |Черновецкая |468 |1014 |97 |- |20,7 |- |

    |Черниговская |501 |1481 |25 |9 |4,9 |00,6 |

    |г. Киев |4484 |- |1227 |- |27,3 |- |

    |г. Севастополь |787 |- |421 |- |53,4 |- |

    |Украина (итого) |47109 |45729 |12745 |5248 |27,0 |11,5 |

    По представленным в таблице цифровым данным можно сделать такие основные

    выводы:

    1) Состояние компьютеризации общеобразовательных школ Украины следует

    расценивать как критическое. По уровню оснащенности школ ПК, их

    техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК Украина

    отстала от развитых стран не менее, чем на 10 лет.

    2) Сегодня информатизация школ Украины в целом – процесс неуправляемый, что

    привело к резкому различию в уровне информатизации школ разных регионов.

    Основная причина – децентрализация средств, которые выделяются на

    компьютеризацию школ.

    "Учитывая то, что все ученики должны иметь равные и должные условия

    обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем державы и

    финансироваться централизованно. Это даст возможность:

    - уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая ее

    большими партиями;

    - уменьшить затраты на программное обеспечение, поскольку необходимые

    программные средства, приобретенные за счет средств государственного

    бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям по стоимости

    носителей, на которых они записаны;

    - уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими тиражами;

    - организовать качественный сервис во всех регионах Украины благодаря

    поставкам в учебные заведения однотипных технических средств;

    - уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией

    используемых программ и технических средств."

    (Выводы авторов статьи.)

    ***И еще один довод для подтверждения экономичности ПК: на этапе,

    предшествующем появлению ПК, довольно значительные средства вкладывались в

    обеспечение учебного процесса так называемыми ТСО - техническими

    средствами обучения. Причем каждое из этих средств отвечало только одной

    какой-либо задаче, и для хорошего обеспечения занятий нужно было иметь

    целый набор таких средств, каждое из которых решало только одну свою,

    специфическую задачу. С развитием технологии для обучения с использованием

    технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции,

    которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон,

    кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем

    качество передачи, хранения, отображения информации значительно

    повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей

    информации в цифровые стандарты как приоритетную.

    Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем

    культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы

    участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение

    пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим. А

    поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень

    ответственно, отечественной педагогике сегодня необходимо проводить

    фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения и

    психолого-педагогических основ применения компьютеров в образовании, в том

    числе:

    1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений

    в области информатики, включающего понимание, интерпретацию,

    классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и

    применение информации в учебной деятельности;

    2) определить место компьютерной технологии в системе обучения;

    определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе

    обучения с помощью компьютера;

    3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в

    процессе обучения.

    ГЛАВА 2.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

    ПРОЦЕССА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

    § 1. Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения.

    Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная

    задача подготовки учащихся к высокоэффективной работе с ПК. Значительные

    различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им

    неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи -

    прогнозирования успешности компьютерного обучения и эффективности

    деятельности будущих компьютерных профессионалов.

    Компьютеризированное общество ставит молодых людей перед

    необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании

    компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Закономерно

    возникает вопрос: какие именно индивидуально-психологические особенности

    человека оказывают определяющее влияние на его компьютерную компетентность?

    Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память

    являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике.

    Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются

    особенностями его интеллектуальной подготовки и своеобразием

    познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно,

    влияют также врожденные психофизиологические особенности школьников, такие,

    как сила нервной системы, определяющая работоспособность человека, и ее

    лабильность, определяющая скорость протекания нервных процессов.

    Психолог В.Г.Зархин (17-34) специально исследовал, как проявляются

    указанные психофизиологические особенности учащихся в практике обучения с

    использованием ПК. Его наблюдения показывают, что при работе с ПК сила

    нервной системы решающего влияния на успешность деятельности не оказывает,

    хотя учащиеся с высокой работоспособностью ведут себя за компьютером иначе,

    нежели слабые. Видимо, из-за повышенной истощаемости учащиеся со слабой

    нервной системой недостаточно уверены в себе, намного чаще обращаются за

    помощью к учителю. В то же время другое свойство нервной системы -

    лабильность - непосредственно сказывается на особенностях компьютерной

    деятельности учащихся. При прочих равных условиях лабильные учащиеся с

    высокой скоростью протекания нервных процессов работают быстрее. Диапазон

    индивидуальных различий здесь очень велик.

    Сходные данные приводит психолог И. В. Ермакова (17-35). Она

    подчеркивает, что уровень интеллектуального развития школьников играет

    определяющую роль при овладении специальностью "оператор ЭВМ" главным

    образом в начале обучения. По мере вхождения в курс все больше значение

    приобретают скоростные характеристики. Но всегда ли высокая скорость работы

    - благо? Ведь основным критерием успешности любой деятельности является ее

    безошибочность, точность, а отношение между скоростью и безошибочностью

    неоднозначно.

    Не менее значимыми являются, по словам Ермаковой И.В., такие качества,

    как импульсивность или ее противоположность - рефлексивность. Об

    импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек сразу, не

    задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу

    той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобия. Рефлексивность

    приписывается людям, которые, прежде чем что-то делать, внутренне опробуют

    гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им неподходящими, т. е.

    поступают обдуманно, осторожно, взвешено. Естественно, что различия по этим

    показателям ни в коей мере не определяют ценность человеческой личности.

    Реально значимыми они могут быть только в таких видах деятельности, где

    первостепенное значение имеет фактор времени. Что же касается процесса

    обучения, то использование компьютерной базы как раз и является той

    реальной мерой, которая может согласовать условия процесса обучения, и

    прежде всего его темп с индивидуально-психическими особенностями каждого

    отдельного школьника. В этом случае компьютер выступает как одно из

    эффективных средств гуманизации процесса обучения.

    Многие психологи отмечают, что при работе с компьютером очень большую

    роль играют такие личностные особенности, как внимательность, аккуратность,

    тщательность, добросовестность. В принципе их можно рассматривать как

    универсальные, способные проявляться (или не проявляться!) у любого

    человека и отражаться на процессе овладения любым видом деятельности.

    Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости

    самих учащихся. Однако компьютер вследствие строгости действия загружаемых

    в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним человеку

    достаточно жесткие требования, без соблюдения которых он работать просто не

    будет. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного

    дисциплинирующего фактора в общей схеме учебного процесса.

    § 2. Личностный аспект проблемы восприятия информации.

    В условиях информатизации жизни общества естественно возникает вопрос о

    путях восприятия и обработки информации индивидуальным сознанием. Ответ на

    этот вопрос интересует в первую очередь тех, кто стремится распространить

    информацию (донеся ее с минимальными затратами), но немаловажное значение

    он имеет и для людей, занимающихся проблемами формирования когнитивных

    структур личности, - педагогов, психологов. Как говорить, чтобы быть

    правильно понятым, чтобы тебя хотели слушать? В современных условиях эти

    (традиционно важные) вопросы модернизируются в приложении к разным печатным

    и видеоматериалам (в том числе распространяемым по всемирной компьютерной

    сети), а также дополняются вопросами иного порядка: как оказывать

    информационное влияние на людей, не травмируя их психику? Не секрет, что из-

    за недостаточного внимания к проблеме передачи информации результат часто

    бывает противоположен предполагаемому. К сожалению, уже многие специалисты

    (физиологи, психологи, педагоги и т. д.) высказывают опасение, что

    существует скрытый пока процесс негативного воздействия на сознание

    потребителей информации (особенно детей), который проявляет свои результаты

    тогда, когда их когнитивные структуры окажутся в основном сформированными,

    и поздно будет что-либо менять. "Само понятие информации, хотя и пришло из

    техники связи, но является по своему происхождению человеческим,

    физиологическим и даже психологическим: ведь все началось с изучения

    передачи по техническим каналам семантической информации от человека к

    человеку", - отмечает А. Н. Леонтьев. Информация приходит к человеку через

    несколько основных каналов. Первый (наиболее очевидный и общепризнанный) –

    органы чувств. Кроме того, мы получаем информацию с помощью воображения и

    генетическим путем. Поступая в сознание разными путями, информация хранится

    в «упакованном» одним и тем же способом виде и воздействует на нашу

    жизнь, используя один и тот же механизм. Наибольшее воздействие на человека

    оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько

    органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия

    было активизировано. Поэтому наиболее яркие воспоминания содержат и

    визуальный образ, и звуковой, и осязательный, и обонятельный аспекты, а

    также в них присутствует тот неуловимый компонент, который принято

    называть эмоциями или отношением и который регистрируется в организме не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.