МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конфликты в педагогическом общении

    в этом направлении определенные шаги, идея «равноправия» со школьниками для

    большинства преподавателей непереносима. Как это можно показывать свои

    чувства детям? Если тебе плохо — сожми зубы и доведи доблестно урок до

    конца — потом отплачешься в туалете! Оставьте свои проблемы дома! Детей

    надо оберегать от переживаний! Что бы у вас ни болело — не показывайте

    ученикам! Как, учительница беременная? Нельзя говорить этого детям! Скажите

    — заболела!

    Кто из вас не встречался с подобными стереотипами, кто не разделяет

    хотя бы некоторые из них? Чего мы боимся? Показать, что у нас там внутри?

    Что мы тоже лягушки? Но чем больше мы боимся, тем зеленее становимся.

    Почему нам кажется, что школьники перестанут нас уважать, если мы

    войдем в класс с расстроенным лицом? Нам хочется быть совершенством,

    богоподобными, чтобы все трепетали и старались походить на нас. Но если уж

    так хочется, чтобы боялись, может, лучше подкарауливать детей вечером за

    углом и пугать их?

    Замечание из «Словаря принца» в своей полной форме содержит три части.

    Сделать подобное замечание не столь просто. Этому следует научиться.

    Прежде всего, ученики должны понять, что составляет проблему для

    учителя. Если дети не могут даже предположить, почему это учитель делает

    замечание, оно заранее обречено на неэффективность. Поэтому первой частью

    замечания из «Словаря принца» является необзывательное, неосуждающее

    списывание того, что неприемлемо для педагога:

    — Когда я вижу бумажки, лежащие на полу...

    — Когда вы рисуете на парте.....

    — Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе...

    — Когда меня перебывают во время объяснения...

    Обратите внимание, что в этой первой части замечания говорится о том,

    что является результатом поведения ученика. Именно это беспокоит педагога.

    Трехчастное замечание не содержит обвинения, оценки, морализирования,

    предписания, оценки, даже в усиленной форме — когда конкретизируется автор

    неприемлемого поведения:

    — Когда ты вертишься...

    — Когда ты толкаешь Машу...

    — Когда ты перебиваешь меня...

    Учитель не сообщает о своем восприятии ситуации в этой первой части.

    Описывать ситуацию, неприемлемую для вас, сообщать только факты не так

    уж просто, нам постоянно хочется внести в это описание свое личное

    отношение к фактам. Сравните, что получается в этом случае с

    вышеприведенными примерами первой части трехчастного замечания:

    — Когда я вижу, что не могу доверять некоторым несознательным

    ученикам...

    — Когда вы проявляете такую нечестность по отношению друг к другу...

    — Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на

    партах...

    — Когда вы скачете по классу, как дикие звери...

    Хотя эти замечания сходны по форме с трехчастными из «Словаря принца»,

    на самом деле они принадлежат «Словарю лягушки» и не будут эффективными.

    Первая часть замечания должна содержать только описание фактов и ничего

    более.

    Эта часть всегда должна начинаться с «Когда», либо это «Когда» должно

    явно подразумеваться. Это необходимое условие. Ведь вы отнюдь не все время

    огорчены поведением данного школьника, а только в определенных случаях.

    Именно этот преходящий характер вашего недовольства и необходимо донести до

    ученика. Поскольку и принц временами ведет себя несоответственно ситуации,

    и оттого, что ему на это укажут, он не перестанет быть принцем. Но все

    время можно быть недовольным только лягушкой, именно из-за этого различия

    так важно показать школьнику, что вы считаете его принцем, который

    неэффективно повел себя и у которого есть потенция к изменению своего

    поведения на более адекватное в подобных ситуациях. Если ситуация не

    специфицируется, то ребенок ощущает себя лягушкой, которая, чтобы она ни

    делала, всегда ошибается.

    Делая замечания из «Словаря принца», вы фокусируете внимание на

    специфическом поведении. Делая замечания из «Словаря лягушки», вы

    фокусируете внимание на личности ученика. В первом случае ребенок

    чувствует, что его принимают, во втором случае — нет.

    Когда вы сообщаете, что недовольны ребенком вообще, он не знает, что

    делать, для того, чтобы завоевать ваше расположение. Когда вы сообщите о

    конкретном поведении, у него есть направление к изменению.

    Вторая часть трехчастного замечания является, пожалуй, самой сложной

    для большнства учителей. В ней опи сывается тот конкретный и ощутимый

    эффект, который будет иметь неприемлемое поведение школьника, указанное в

    первой части для учителя.

    — Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (безоценочное описание

    ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (значимый эффект)...

    — Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное

    описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект)...

    Что мы имеем в виду, когда говорим о «значимом и конкретном эффекте»?

    Многие попытки преподавателей сделать трехчастное замечание заканчиваются

    провалом из-за того, что учитель не может сформулировать этот эффект таким

    образом, чтобы и школьник считал его существенным. Ученик может думать:

    «Действительно, во многих школьных помещениях сквозит, ну и что?» Либо он

    предлагает: «О, в такую теплую погоду сквозняк не страшен».

    Только в том случае, когда ребенок согласится с тем, что результаты

    его поведения действительно создают проблему для' учителя, он получает

    основания для изменения своего поведения. Большей части детей, как мы уже

    говорили, необходимо удовлетворять свои потребности в признании и приятии,

    и учитель, как значимый взрослый, играет здесь существенную роль. Именно

    потребности в признании и приятии мотивируют школьников на изменение

    поведения.

    Практически все дети (большинство взрослых тоже), не задумываются о

    влиянии результатов своей деятельности на других людей, они просто не

    представляют, что являются причиной возникновения проблем у окружающих.

    Скажем так — они это делают «не со зла». Поэтому, когда вы сообщаете

    другому человеку об эффекте его поведения, наиболее распространенная

    реакция: «О, извините, я не предполагал...», либо «Я не думал...» и другие

    вариации.

    Педагогам трудно формулировать вторую часть трехчастного замечания

    вследствие того, что они привыкли делать замечания и пытаться изменить

    поведение школьников, когда проблема им не принадлежит, когда поведение,

    которое им хочется переделать, не находится в учительской проблемной зоне.

    Педагоги хорошо знают, что «правильно», что «неправильно», что «хорошо», а

    что «плохо» и стараются сделать всех детей однако размера...

    Замечание из «Словаря принца» не будет работать до тех пор, пока вы

    будете пытаться их делать по поводу проблем, вам не принадлежащим и пока

    ребенок не будет считать, что его поведение действительно беспокоит вас и

    существенно влияет на вашу жизнь. Что может мотивировать ученицу к

    изменению ее поведения, когда ей говорят: «Ой, меня так раздражает эта твоя

    безобразная прическа!?»

    Третья часть замечания из «Словаря принца» сообщает ученику о тех

    чувствах и эмоциях, которые испытывает учитель в результате того эффекта, о

    котором сообщалось во второй части.

    — Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (безоценочное описание

    ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (значимый эффект), и я

    боюсь, что могу простудиться (чувства).

    — Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание

    ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и

    разбиться (чувства).

    В вышеприведенных замечаниях говорится о возможном эффекте и о том,

    что этот эффект вызовет определенные чувства. Такая последовательность

    изложения (поведение— эффект—чувства) сообщает школьнику, что чувства

    возникают по отношению к возможному ЭФФЕКТУ, но не к ПОВЕДЕНИЮ ученика.

    Теперь ребенок в некоторой степени защищен как бы специально созданным

    учителем буфером (эффектом), что позволяет ему не активизировать

    собственные защитные средства, как происходит в том случае, если обвинять

    непосредственно его поведение. В конце концов, учитель боится не НОГ

    школьника, а повреждений в результате ПАДЕНИЯ.

    Это важная последовательность, но не следует относиться к ней как к

    святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания.

    Общее правило здесь таково: желательно сообщать о неприемлемой ситуации и о

    чувствах. Полная форма замечания является очень действенным инструментом

    педагога, но им, как орудием главного калибра, не стоит пользоваться

    постоянно. Лучше всего его применять в наиболее ответственных случаях.

    Несмотря на то, что трехчастное замечание из «Словаря принца» вызывает

    меньшую защиту школьника, тем не менее никому не нравится быть причиной

    негативных чувств другого человека. Даже самое лучшее подобное замечание

    приводит к тому, что ученик начинает чувствовать удивление, сожаление,

    расстройство. В конце концов ему громко, открыто и ясно сообщили, что его

    поведение неприемлемо, составляет проблему для учителя и вызывает у него

    отрицательные эмоции. В этом случае проявляется проблема у ребенка.

    Это очень важный момент — перемещение проблемы из зоны принадлежности

    учителя в зону принадлежности ученика. Как только вы заметите по

    невербальным и вербальным признакам, что проблема уже не ваша, следует

    немедленно поменять тактику собственного поведения. Мы опять возвращаемся к

    уже рассмотренным способам из «Словаря принца» — пассивному и активному

    слушанию, сообщению о переживаемом. Короче — к поддержке и

    консультированию, помощи ребенку, у которого теперь возникла проблема. Это

    еще раз демонстрирует школьнику, что педагог его понимает и принимает.

    Попытки применения трехчастного замечания без изменения тактики, без

    переключения позиции не будут эффективны:

    У.: Лера, твои опоздания создают мне проблему. Когда ты приходишь поздно,

    я должен остановиться и перестать делать то, что я делаю. Это

    отвлекает и расстраивает меня. (трехцветное замечание из «Словаря

    принца»).

    Ш.: (опускает глаза, переминается, говорит тихим голосом) Да я, понимаете,

    у меня было столько дел, что я просто не успевала вовремя...

    У.: Это, возможно, так, но я не могу больше не обращать на это внимание. Я

    не могу учить, когда меня прерывают, (второе замечание из «Словаря

    принца»).

    Ш.: (выпрямляется, говорит более громким голосом) Ну, я не понимаю, почему

    вы придаете этому такое значение. Я опоздала всего на несколько минут.

    Это не так уж важно.

    У.: Когда ты так говоришь, я чувствую, что ты меня не уважаешь, (третье

    замечание из «Словаря принца»).

    Ш.: Да что Вы, Борис Кузьмич, это вовсе не так. Вы просто делайте вид,

    что вы не замечаете меня, когда я опаздываю и прохожу на место, всех-

    то и делов!

    У.: Не указывай, как мне себя вести! С сегодняшнего дня ты должна

    являться вовремя! (замечание из «Словаря лягушки»).

    Ш.: (идет на место с гордо поднятой головой. Говорит громким шепотом) Ну и

    зануда!

    В этой ситуации учитель после первого же ответа ученицы должен был

    увидеть, что она приняла ответственность за проблему на себя. Однако он

    этого не сделал, в результате ученица отказалась от этой ответственности.

    Обе стороны почувствовали раздражение.

    2.2. Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и

    рекомендации к их преодолению.

    Способ сотрудничества малоэффективет, когда сталкиваются ценности

    педагога и учащегося, их верования, предпочтения, личные вкусы, жизненный

    стиль, идеи, наконец. Чаще всего такие конфликты происходят по поводу:

    . длины волос мальчиков;

    . длины юбок девочек;

    . других проблем, связанных с одеждой;

    . чистоты, опрятности;

    . использования слэнга и нецензурных выражений;

    . вежливости;

    . этичного поведения.

    Примеров подобных «столкновений ценностей» можно привести еще много.

    Вопрос заключается в том: что с ними делать. Просто не замечать можно,

    предоставляя семье разбираться с нравственным воспитанием ребенка, и

    большая часть учителей так и пытается делать, но такая стратегия слишком

    часто дает сбои.

    Если обнаруживается несходство ценностных ориентации педагога и

    ученика, что-то все же необходимо предпринять. Первым шагом здесь будет

    определение самого столкновения ценностей.

    Столкновение ценностей имеет, так сказать, место, когда вы пытаетесь

    определить конкретный значимый для себя эффект от поведения другого

    человека, а он никак не определяется. Вы чешете в затылке и в сердцах

    говорите: «К черту этот «Словарь принца»! Вы — мелкие, грязные тупые

    скоты!» (возможны более сильные варианты). Потом вы раскаиваетесь в своей

    несдержанности, но в глубине души чувствуете удовлетворение. Еще раз

    обратимся к окну Гордона:

    Мы с вами уже умеем опускать линию приятия за счет изменения учебной

    среды, применения «Словаря принца» и способа сотрудничества. В зоне

    неприемлемого поведения остается столкновение ценностей.

    Трехчастные замечания из «Словаря принца» практически не работают при

    столкновении ценностей потому, что в этой зоне очень сложно придумать

    ощутимый значимый эффект, производимый поведением ученика на педагога. Ну

    что, например, вы скажете об эффекте в таком случае: «Когда ты приходишь в

    школу с грязными руками и шеей,.... я разочарована». Есть ситуация, есть

    чувство, нет эффекта. Ну разочарованы вы и разочарованы. На изменение

    поведения это сообщение не подвигнет. Либо: «Когда я вижу, что вы,

    спортсмены, курите..... я очень удивляюсь». Опять-таки где эффект?

    Трехчастные сообщения при конфликте ценностей не работают. Однако это вовсе

    не значит, что их в этом случае не следует применять. Если мы с вами не

    будем тщиться отыскивать несуществующий конкретный значимый эффект, а

    просто скажем первую и последнюю часть, то дети будут знать, что

    •вы осведомлены о том, что вам кажется проблемой;

    •вы проявляете достаточно внимания к ученику, чтобы сказать ему об этой

    проблеме;

    •вы не собираетесь «давить» на него, просто разделяете его чувства;

    •он может, если захочет, рассказать вам о своей проблеме.

    В некоторых редких случаях редуцированного замечания из «Словаря

    принца» достаточно для изменения поведения школьника, но особенно

    рассчитывать на это не приходится. Так что не удивляйтесь, если ничего не

    произойдет. Тогда не следует делать еще одно сообщение — это будет

    воспринято как попытка давления.

    Практически по тем же причинам не работает способ сотрудничества —

    дети просто не знают, в чем состоит проблема, и отказываются это обсуждать.

    Впрочем, представьте, стали бы вы сами обсуждать с другими людьми, не

    самыми интимными друзьями, проблемы выбора подруги, стиля одежды,

    музыкальных предпочтений и т.п.?

    Точно так не работает способ подавления. Более того, это наиболее

    опасный вариант применения этого способа. Ценности связаны с правами

    личности, с гражданскими правами, с правом человека на выбор, на идеалы, на

    независимость действий. Именно поэтому применение принудительной власти

    вызывает здесь наибольшее сопротивление. Даже если вам удастся настоять на

    своем (допустим, девочка смоет тушь и губную помаду в туалете), ее ценности

    останутся неизмененными. Вы не повлияете на ее вкусы, но воспитаете

    ненависть к себе.

    Малоэффективен и способ уступки. Вы, конечно, можете делать вид, что

    вас не касаются эти вопросы, но ваша невербалка обязательно покажет

    школьникам, как вы в действительности относитесь к данной проблеме. Вы

    просто будете воспитывать садические наклонности детей («Сегодня я буду

    цыкатъ зубом и сплевывать на уроке — как это училке понравится?»).

    Действеннее все-таки сообщить ученику о переживаемом, а не скрывать свои

    чувства.

    Что же делать в случае столкновения ценностей? Прежде всего,

    вспомнить, что учитель должен не только обучать, но и воспитывать, поэтому

    у него есть обязанность работать с ценностями школьников. Но для этого вам

    необходимо стать эффективным консультантом для учеников, что очень не

    просто.

    Для консультирования необходимо желание консультирующихся измениться.

    Если человек не хочет вести себя по-новому, если он не устал от того типа

    поведения, который он практиковал до обращения к консультанту, работа будет

    безнадежной, что хорошо знают психологи и психиатры.

    Далее, для консультирования необходима не принудительная, но

    экспертная и референтная власть. Ученики лишь тогда будут прислушиваться к

    вашим словам, когда у вас будет авторитет, когда они будут считаться с

    вашим мнением. При отсутствии экспертной либо референтной власти браться за

    консультирование даже не стоит. Эффективный консультант руководствуется

    следующими правилами:

    1. Он не пытается начать изменять поведение клиента, пока не убедится, что

    его специально для этого пригласили.

    2. Он тщательно изучает информацию, факты, события.

    3. Консультирование никогда не длится долго и не выглядит как давление.

    4. Он предоставляет клиенту принимать ответственность за выполнение или

    невыполнение предлагаемых им мер и за полученный результат.

    Как добиться того, чтобы школьники вас «пригласили»? Конечно,

    практически любой учитель имеет какую-то экспертную власть над учениками,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.