МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Контрольная по педагогике

    Контрольная по педагогике

    ПЕДАГОГИКА

    Я. А. Коменский

    Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,

    выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии

    (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил

    традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в

    Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого

    Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,

    занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.

    Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним

    учились во многих странах мира, включая Россию.

    Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

    теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская

    школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая

    школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

    Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что

    он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок

    установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея

    проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об

    исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал

    “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает

    мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после

    выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить

    юношество к будущему самовоспитанию и образованию.

    Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,

    является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения

    пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им

    понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с

    принципом природосообразности.

    Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы

    ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”

    следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

    Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне

    передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими

    способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на

    позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности

    идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему

    демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от

    рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.

    Следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал

    мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их

    воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского

    является главным средством нравственного воспитания.

    Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его

    закономерности?

    Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения

    сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,

    которые развиваются и совершенствуются путем воспитания. Ребенку с рождения

    сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для

    уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и

    корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью,

    как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. – М;

    Педагогика, 1970. - С.153-154/.

    Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не

    со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в

    соответствием с принципом природосообразности. И это является главной

    точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

    2. Жан-Жак Руссо

    Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог

    18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила

    французскую буржуазную революцию.

    В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и

    искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,

    или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие

    предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным

    строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание,

    подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных

    особенностей детей, ни потребностей жизни.

    Руссо является основоположником теории естественного, свободного

    воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного

    развития детей.

    Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и

    демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем

    развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с

    опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой

    подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными

    практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать

    формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

    Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании

    мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной

    точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и

    матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о

    ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения

    домашнего хозяйства и т. п.

    Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19

    вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя

    положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.

    Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.

    202/.

    Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории

    естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания

    красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?

    Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для

    развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые

    совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-

    педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

    -С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот

    развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

    Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в

    ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,

    стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные

    склонности.

    Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не

    ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем

    проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением

    нежелательных и взбалмошных детских просьб.

    3. Мишель Монтень

    Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи

    Возрождения , один из представителей философского скептицизма,

    проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от

    многих условий.

    Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему

    общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал

    против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

    Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в

    их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник

    развивающего образования, которое не загружает память механически

    заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления,

    приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как

    гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных

    Монтеню школах почти не изучались.

    Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины

    средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

    Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон

    личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими

    упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких

    нравственных качеств.

    Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея

    приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита

    Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от

    принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного

    воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной

    педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

    Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,

    что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к

    детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без

    принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только

    при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании

    детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,

    сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил

    ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать

    вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,

    иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему

    самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я

    хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по

    истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь

    Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала

    говорить учеников, а затем уже говорил сам.

    В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории

    М. Монтеня.

    М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в

    развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким

    педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),

    принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания

    (Монтень), и многим другим.

    Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего

    обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды

    :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”

    Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит

    в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают

    уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и

    когда преподавать и чему учить.

    Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,

    первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой

    колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития

    изучаются и практикуются и по сей день.

    4. Генрих Песталоцци

    Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую

    деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных

    учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" он развивал идеи о гуманном

    характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им

    чувств сострадания к людям как основы их нравственного развития. В

    практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить

    обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал

    воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название

    воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

    5. Адольф Дистервег

    С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию

    Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации

    учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также

    о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении

    их научными знаниями и привитии им высоких моральный качеств.

    6. Семеон Полоцкий

    Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в

    области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В

    1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-

    греко-латинского языка. В 1667 году он был назначен воспитателем царских

    детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его

    наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-

    латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и

    значительно расширила высшее образование в Российском государстве.

    С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и

    учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных

    идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое

    значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на

    формирование чувств и разума человека.

    7. Н.И.Новиков

    Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744—1818). Он

    издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с

    просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у

    детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к

    людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения

    общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И.Новиков впервые в русской

    педагогической литературе объявил педагогику наукой. В этой связи

    заслуживает внимания его мысль о том, что педагогика "есть особенно тонкая

    наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много

    наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".

    8. К.Д. Ушинский

    К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в

    России. Он — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания:

    "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном

    воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет

    воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т.,1868-1869) и др.

    Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861)

    и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий. Его идеи о

    народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, а

    также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют

    свое научное значение до настоящего времени.

    9. Николай Иванович Пирогов

    Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье

    казначейского чиновника. По окончании Московского университета

    (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к

    профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских

    наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих

    знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в

    Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в

    Петербурге.

    В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”,

    освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание

    общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании,

    сделала имя автора широко известным. В статье “Вопросы жизни” (впрочем,

    как и в других своих педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко

    выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной

    выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет

    снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил

    официальному курсу образования идею общечеловеческого

    воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни

    высоконравственного человека с широким умственным кругозором.

    В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа.

    Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя

    он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать

    видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении

    двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять

    значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям

    учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям,

    подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в

    качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора

    подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был

    переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа .

    1. Пирогов внес значительные улучшения в работу

    педагогических советов гимназий, расширил содержание

    обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен

    мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял

    методические изыскания учителей, рекомендовал

    взаимное посещение уроков.

    2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность

    обучения, активность и наглядность.

    3. Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо

    изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.