Контрольная по педагогике
Контрольная по педагогике
ПЕДАГОГИКА
Я. А. Коменский
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,
выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии
(Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил
традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в
Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого
Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,
занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.
Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним
учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская
школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая
школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что
он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок
установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея
проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об
исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал
“Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает
мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после
выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить
юношество к будущему самовоспитанию и образованию.
Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,
является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения
пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им
понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с
принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы
ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”
следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне
передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими
способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на
позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности
идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему
демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от
рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.
Следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал
мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их
воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского
является главным средством нравственного воспитания.
Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его
закономерности?
Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения
сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,
которые развиваются и совершенствуются путем воспитания. Ребенку с рождения
сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для
уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и
корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью,
как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. – М;
Педагогика, 1970. - С.153-154/.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не
со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в
соответствием с принципом природосообразности. И это является главной
точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
2. Жан-Жак Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог
18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила
французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и
искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,
или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие
предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным
строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание,
подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных
особенностей детей, ни потребностей жизни.
Руссо является основоположником теории естественного, свободного
воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного
развития детей.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и
демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем
развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с
опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой
подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными
практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать
формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании
мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной
точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и
матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о
ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения
домашнего хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19
вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя
положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.
202/.
Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории
естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания
красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?
Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для
развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые
совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-
педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
-С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот
развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.
Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в
ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,
стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные
склонности.
Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не
ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем
проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением
нежелательных и взбалмошных детских просьб.
3. Мишель Монтень
Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи
Возрождения , один из представителей философского скептицизма,
проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от
многих условий.
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему
общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал
против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.
Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в
их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник
развивающего образования, которое не загружает память механически
заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления,
приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как
гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных
Монтеню школах почти не изучались.
Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины
средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон
личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими
упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких
нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея
приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита
Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от
принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного
воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.
Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,
что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к
детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без
принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только
при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании
детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,
сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил
ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать
вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,
иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему
самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я
хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь
Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала
говорить учеников, а затем уже говорил сам.
В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории
М. Монтеня.
М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в
развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким
педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),
принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания
(Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего
обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды
:“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”
Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит
в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают
уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и
когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,
первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой
колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития
изучаются и практикуются и по сей день.
4. Генрих Песталоцци
Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую
деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных
учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" он развивал идеи о гуманном
характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им
чувств сострадания к людям как основы их нравственного развития. В
практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить
обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал
воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название
воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.
5. Адольф Дистервег
С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию
Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации
учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также
о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении
их научными знаниями и привитии им высоких моральный качеств.
6. Семеон Полоцкий
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в
области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В
1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-
греко-латинского языка. В 1667 году он был назначен воспитателем царских
детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его
наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-
латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и
значительно расширила высшее образование в Российском государстве.
С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и
учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных
идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое
значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на
формирование чувств и разума человека.
7. Н.И.Новиков
Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744—1818). Он
издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с
просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у
детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к
людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения
общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И.Новиков впервые в русской
педагогической литературе объявил педагогику наукой. В этой связи
заслуживает внимания его мысль о том, что педагогика "есть особенно тонкая
наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много
наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".
8. К.Д. Ушинский
К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в
России. Он — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания:
"О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном
воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т.,1868-1869) и др.
Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861)
и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий. Его идеи о
народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, а
также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют
свое научное значение до настоящего времени.
9. Николай Иванович Пирогов
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье
казначейского чиновника. По окончании Московского университета
(медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к
профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских
наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих
знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в
Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в
Петербурге.
В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”,
освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание
общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании,
сделала имя автора широко известным. В статье “Вопросы жизни” (впрочем,
как и в других своих педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко
выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной
выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет
снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил
официальному курсу образования идею общечеловеческого
воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни
высоконравственного человека с широким умственным кругозором.
В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа.
Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя
он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать
видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении
двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять
значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям
учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям,
подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в
качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора
подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был
переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа .
1. Пирогов внес значительные улучшения в работу
педагогических советов гимназий, расширил содержание
обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен
мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял
методические изыскания учителей, рекомендовал
взаимное посещение уроков.
2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность
обучения, активность и наглядность.
3. Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо
изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|