МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коррекция психики детей переживших развод родителей

    Коррекция психики детей переживших развод родителей

    Содержание

    Введение____________________________________________________ 3

    Глава I. Теоретические основы проблемы коррекции психики детей, переживших

    развод родителей

    1. . Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой

    проблеме______________________________________8

    2. . Влияние психологического климата семьи на формирование психики

    детей (до развода, в процессе развода родителей и после

    него)__________________________________________19

    3. . Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации

    (вследствие развода родителей)________________36

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственной коррекции психики

    детей, переживших развод родителей.

    2.1. Изучение психики детей______________________________49

    2.2. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших

    развод родителей_____________________________57

    2.3. Результаты коррекционной работы_____________________64

    III. Заключение____________________________________________69

    IV. Список основной использованной литературы_______________70

    V. Приложение ___________________________________________75

    Введение

    В современных условиях социально-экономического развития общества,

    семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность,

    значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.

    В работе «Положение детей в России» (М., 1999) отмечается, что

    статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое

    достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в

    брак – 3616, разводятся – 1534. В результате без одного из родителей

    остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30, под опеку и усыновление

    – 132, отбирается у родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание –

    32, убегает из дома – 237, становится на учет в инспекции по делам

    несовершеннолетних – 952, доставляются в органы внутренних дел – 1463,

    совершается различных преступлений – 476, осуждается народным судом – 235,

    покушаются на жизнь или совершают убийства – 2, совершают изнасилование –

    7. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз

    больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь

    самоубийством.

    Из всего вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для

    исследования несомненно актуальна и позволила сформулировать тему нашего

    научного поиска «Коррекция психики детей, переживших развод родителей».

    Данная проблема составляет цель нашего исследования.

    Приведем лишь некоторые статистические данные по Тамбовской области:

    | |1998 |1999 |2000 |

    |БРАКИ |

    |Всего по области |7541 |8388 |7999 |

    |в том числе : | | | |

    |городская местность |4972 |5692 |5473 |

    |сельская местность |2569 |2696 |2526 |

    |На 1000 населения |

    |Всего по области |5,9 |6,6 |6,3 |

    |в том числе : | | | |

    |городская местность |6,6 |7,6 |7,4 |

    |сельская местность |4,9 |5,1 |4,8 |

    |РАЗВОДЫ |

    |Всего по области |3665 |3922 |5077 |

    |в том числе : | | | |

    |городская местность |2566 |2774 |3561 |

    |сельская местность |1099 |1148 |1516 |

    |На 1000 населения |

    |Всего по области |2,8 |3,1 |4,0 |

    |в том числе : | | | |

    |городская местность |3,4 |3,7 |4,8 |

    |сельская местность |2,0 |2,2 |2,9 |

    Приведенные данные показывают, насколько важна готовность психологов,

    родителей и учителей к оказанию психологической помощи детям. Как правило,

    развод родителей является психологической травмой для детей любого

    возраста. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские

    переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу

    человека, хотя часто они и остаются в области бессознательного. Человек

    может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки,

    » – писала Н.К. Крупская.

    Даже связь смерти одного из родителей с появлением психического

    нарушения у ребенка не так выражена, как в тех случаях, когда теряет

    родителя при распаде семьи.

    Так, анализ литературных источников свидетельствует о связи

    антиобщественного поведения детей с «разбитыми семьями», что, безусловно,

    справедливо.

    Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и

    психологами как Буяновым М.И., Лисиной М.И., ершовой Н.М., Черепановой

    Е.М., Свон-Джексон Э., Дубровиной И.В., Андреевой А.Д.

    Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно

    рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом

    родителей и психическим здоровьем детей, их эмоциональным состоянием.

    Анализ массовой практики показал в решении этих вопросов большие

    потребности. Это еще раз подчеркивает необходимость «Коррекции психики

    детей, переживших развод родителей».

    Цель исследования – изучить психику детей, переживших развод родителей

    и наметить некоторые пути и средства ее нравственной коррекции.

    Объектом исследования является процесс формирования психики детей в

    неполной семье, т.е. после развода.

    Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, при

    которых наиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция психики.

    Задачи исследования:

    > дать теоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме;

    > выявить роль и функции семьи в становлении психики детей;

    > изучить особенности психики детей, переживших развод родителей и

    наметить программу ее нравственной коррекции с последующей

    реализацией.

    Гипотеза исследования.

    Процессу нормального формирования психики детей, переживших развод

    родителей будут благоприятно способствовать взаимодействия психологов,

    учителей и родителей, при условиях, если:

    > целенаправленно осуществляется психолого-педагогический всеобуч

    заинтересованных лиц, являющихся одним из условий повышения их

    психологической и нравственной культуры по формированию психики

    детей;

    > учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности

    детей, в педагогической деятельности.

    Теоретико-методологической базой исследования выступают: историко-

    генетический подход, позволяющий проследить пути возникновения и тенденции

    развития семьи как социального института; целостный подход, обеспечивающий

    исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный

    и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.

    В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения:

    психологической теории деятельности и общения; социально-педагогической

    теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская,

    Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И.

    Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А.

    Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.).

    Методы исследования: в ходе нашего исследования использовались

    следующие методы: теоретический анализ социологической, психолого-

    педагогической литературы; наблюдение, беседа, метод независимых

    характеристик, тестирование.

    Привлекались следующие тестовые методики: «Подростки о родителях»,

    «ДДЧ» и «Несуществующее животное». (Исследование индивидуальных

    особенностей личности).

    База исследования. Основной эмпирической базой исследовательской работы

    явилась средняя общеобразовательная школа №24. В общей сложности данным

    исследованием было охвачено 15 учеников.

    Исследование проводилось в три этапа:

    > поисково-подготовительный;

    > экспериментально-диагностический;

    > экспериментально-теоретический.

    Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

    > заострен вопрос о нравственной коррекции психики детей, переживших

    развод родителей;

    > в результате теоретического анализа и наблюдений намечены программа

    и пути и средства нравственной коррекции личности таких детей.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные

    результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть

    использованы воспитателями, учителями и родителями для коррекции психики

    детей, переживших развод родителей, помогут вооружить их необходимыми

    педагогическими и психологическими знаниями на занятиях родительского

    всеобуча.

    1. Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

    Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка –

    «поправка», частичное исправление или изменение. Под психологической

    коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической

    деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития,

    которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не

    соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме

    или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка

    на той или иной ступени онтогенеза.

    Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания,

    связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие

    специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и

    временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение,

    связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития

    практически здоровых детей.

    Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической

    деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к

    различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая

    коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на

    исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии

    ребенка.

    По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской

    практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из

    области аномального развития в область нормального психического развития

    ребенка. Дальше речь пойдет только о нормальном детстве. В

    нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства,

    нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-

    то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также

    имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как

    распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.

    При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из

    понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период

    возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на

    данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном

    поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных

    возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой

    профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии в

    последующих возрастных ступенях.

    Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства –

    способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

    Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в

    психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,

    мотивационном, поведенческом и пр.) на основе создания оптимальных

    психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала

    личности каждого ребенка.

    Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на

    разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положения о том,

    что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется

    в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных и нравственных

    норм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я.

    Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

    Д.Б. Элбконин и др.) [28].

    Каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество

    негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы

    удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и

    устранить его причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во

    внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а

    причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулировать

    практическую работу с ребенком.

    Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их

    нравственной коррекции, необходимо провести границу между нарушением и

    нормой… Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд

    высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные»

    образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи,

    стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения

    критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо лишь учесть,

    что конкретный ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому

    диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную

    работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного

    ребенка.

    Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:

    1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда

    оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те

    деградируют либо замедляют свое развитие.

    2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при

    наблюдении за действиями и словами, которые соответствуют или не

    соответствуют признанной морали в обществе. Если же

    трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство

    и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7,

    13, 17 лет), то необходимо исследовать причину появления таких норм

    поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо

    нарушениях.

    3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению

    круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать

    (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет

    социометрический статус отверженного…

    4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных

    воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается

    первичной, по отношению к собственно нравственному воспитанию.

    5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим

    заболеваниям.

    Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются

    нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не

    проявляться, в нравственной сфере личности детей.

    Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений,

    можно классифицировать их по двум основаниям. Критерии для такого

    разделения могут выступать:

    1) Характер причин нарушений.

    Причины могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно,

    нарушения – первичными и вторичными.

    «Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия

    (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми

    (нарушение отношений в семье или в детском саду, в школе).

    Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной

    части психики на здоровую…

    2) Характер появления нарушения.

    Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики

    (травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).

    В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида

    нарушений.

    1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного

    воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после

    того, как случайно собака испугала ребенка).

    2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных

    отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике

    ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мотивов,

    способности к сопереживанию и т.д.

    Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым.

    Так, например, негативные отношения с родителями могут не только

    приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него

    различных эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.).

    3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.