МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лекция (предмет, проблемы)

    Лекция (предмет, проблемы)

    Тема: Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического

    развития.

    Предмет возрастной психологии.

    Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующая

    внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

    Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно

    возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса) вне

    развертывания.

    На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечто

    неизменное.

    Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных

    фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей

    психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста

    к другому.

    В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные

    психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.

    Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке:

    основательные, качественные и стабильные качественные характеристики

    (изменения), которые происходят в двух сферах – как в психике, так и в

    поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в

    другую.

    Они, эти изменения:

    1. Охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев [для

    младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).

    2. Зависят от постоянно действующих факторов:

    - биологическое созревание;

    - психофизиологического состояния организма;

    - место ребенка в системе человеческих социальных отношений;

    - достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.

    Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с

    эволюционным возрастными изменениями, как в психологии так и в поведении

    индивида.

    Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за

    сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами

    возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных

    возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других –

    эволюционных изменений психики и поведения.

    Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных

    преобразований психики и поведения – это и есть основание для разделения

    детства на периоды возрастного развития (на возраста).

    Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения – это

    такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной

    сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

    Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении

    ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

    Вывод: Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные

    изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют

    систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются

    навсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности в

    сторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы и

    предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих

    упражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личность

    без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения – знания, умения,

    навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей

    предмета возрастной психологии.

    Вторая составляющая предмета возрастной психологии.

    В блок изучения входят следующие проблемы:

    - специфические сочетание психологии и поведения обозначенные понятием

    возраст;

    - в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для

    него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за

    приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;

    - понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с

    особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем

    случае не с количество прожитых лет. Так существует два вида:

    паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть не по

    годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках

    (вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя

    как дети, то есть вести себя инфантильно;

    - возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так

    как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие,

    память, мышление и речь;

    - любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях

    личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах

    поведения;

    - понятие возраст, которое психологически верно определено для данного

    периода времени – это основа для установления всех возрастных норм в

    интеллектуальном и личностном развитии;

    - понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими

    критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня)

    психологического развития ребенка в целом.

    Третья (главная) составляющая предмета – движущие силы, условия и законы

    психологического и поведенческого развития человека.

    Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное

    развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические

    побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в

    нужное русло.

    Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние

    постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами но

    сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что

    существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.

    Законы определяют общие и частные закономерности с помощью которых

    описывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы,

    развитием можно управлять.

    Проблемы и категориальный аппарат психологии возрастного развития.

    Проблема органической (наследственной) и средовой обусловленности

    психологического и поведенческого развития человека.

    Это вопрос о том, что более определяет поведение и психологическое

    поведение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое состояние органов

    с учетом наследственности, генетики или же наоборот; б) влияние внешней

    среды.

    Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и

    воспитания на уровне развития детей.

    Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно поставленных

    целей, без определенного содержания и продуманных методов, под влиянием

    пребывания человека в обществе среди людей и случайно складывающихся

    отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит спонтанный

    характер [Личный пример, события, ситуации].

    Организованное обучение и воспитание. Это целенаправленно осуществляемый

    специальной, частной и государственной системами образования, процесс. За

    него ответственны два социальных института: Семья и школа (учебные

    заведения, ВУЗы).

    Конкретная разновидность этой проблемы, это относительного влияния и

    взаимосвязи семьи и школы, школы и общества в целом на развитие детей.

    Проблема соотношения задатков, способностей и талантов.

    Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитие

    способностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленные

    особенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенные

    психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависит

    развитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитые

    способности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] если

    он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?

    Проблема сравнительного влияния на развитие трех видов изменений:

    эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают в психике и

    поведении человека.

    Недостатки: эмоциональные изменения слишком медленны, растянуты во времени;

    революционные изменения слишком кратковременны и встречаются в жизни

    человека не так уж часто; ситуационные изменения очень не глубоки и

    поверхностны.

    Достоинства: эмоциональные изменения необратимы, стабильны; революционные

    изменения очень глубоки; ситуационные изменения непрерывны, их поток

    постоянен.

    Суть проблемы – решается вопрос, что же более всего влияет на развитие:

    медленные, но не обратимые эволюционные изменения; быстрые и глубокие но

    редкие революционные или непрерывно действующие, но очень изменчивые

    ситуационные?

    Проблема выяснения соотношения интеллектуальных и личностных изменений в

    общем психологическом развитии ребенка.

    Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение –

    конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Может

    ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способны

    ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе эти

    линии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его в

    целом?

    Методы исследования в возрастной психологии

    Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс

    возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им

    методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть

    методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть

    методов – из социальной психологии.

    Первая треть методов – это методы, которые используются для изучения

    когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка с

    другой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка и

    направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание,

    память, мышление, речь и воображение.

    С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающая

    информация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, а

    также информация о преобразованиях этих процессов, происходящих при

    переходе ребенка из одного возраста в другой.

    Вторая треть методов – это методы, которые используются для изучения

    индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод

    «Близнецов» – при помощи которого исследуются сходства и различия между

    гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которые

    позволяют приблизится к решению проблемы номер один (об органической, то

    есть гипотонической и средовой обусловленности психики и поведения

    ребенка).

    Третья треть методов – это методы посредством которых исследуются все

    межличностные отношения в различных детских группах, а также

    взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они обязательно

    адаптированы к возрасту детей. Это адаптированные наблюдения, опрос,

    интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.

    Особенности применения методов исследования в возрастной психологии

    Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии так как обычно

    используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-

    воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в

    совокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и очень

    достоверную информацию.

    Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, по

    определенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начать

    наблюдать необходимо установить цель наблюдения (ради чего оно

    осуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделать

    предварительный прогноз какие результаты оно должно дать. Для того, чтобы

    получить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно

    вестись регулярно и систематично (дети растут, меняется их психика и

    поведение и если например, пропустить без наблюдения один месяц в

    младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится очень ощутимый

    пробел в истории индивидуального развития ребенка.

    Интервалы с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в

    прямой зависимости от их возраста.

    1. В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения

    необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.

    2. 2-3м. до 1 года (младенчество) – один раз в неделю.

    3. 1г.-3 лет (раннее детство) – один раз в месяц.

    4. 3г.-6,7 лет – раз в полгода, с участием психолога.

    5. 6,7–11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.

    Чем более ранний возраст мы берем у ребенка для наблюдения, тем меньше

    должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложе

    ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

    Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением

    систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

    С одной стороны вести за детьми наблюдение проще, чем за взрослыми, т.к.

    ребенок под наблюдением обычно более естественен, спонтанен в проявлении

    своего поведения. Результаты наиболее адекватны, потому, что он не играет

    никаких социальных ролей, которые свойственны взрослым.

    С другой стороны, дети (дошкольники) обладают повышенной отвлеченностью,

    переключению, вниманием их внимание всегда недостаточно устойчиво для того,

    чтобы какой-то процесс, или выполняемое дело, были доведены до конца.

    Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется применять скрытое

    наблюдение – оно рассчитано на то, чтобы ребенок во время наблюдения не

    видел наблюдателя.

    Значительные трудности могут быть тогда, когда в работе с детьми применятся

    метод опроса.

    Опрос – он имеет две формы: устную и письменную, но при проведении любой из

    них эти трудности могут быть связаны с тем, что ребенок почти всегда не

    понимает до конца правильного адресованные ему вопросы, дело в том, что

    система понятий и формы мышления, которые используют дети вплоть до

    подросткового возраста существенно отличаются от той системы, которую

    используют взрослые.

    Тема: Теория детского развития.

    Основные проблемы физического и психологического развития ребенка.

    Основной проблемой возрастной психологии на протяжении ряда лет остается

    проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики, а

    также поведения.

    В науке она связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку от

    рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его

    созревания с другим блоком возможностей – возможность непосредственного

    развития, воспитания, обучения, приобретенные знаний умений и навыков, с

    развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств

    ребенка.

    Выяснить решение этой проблемы на научном и практическом уровне всегда

    можно решить вопрос о том, чему и как, и насколько можно учить и научить

    человека.

    Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих

    проявлениях имеют врожденный характер, но именно в том виде в каком они уже

    представлены уже у развитого или у развивающегося человека и сама психика,

    и внешнее поведение уже большей частью является продуктом обучения и

    воспитания.

    Внутренний мир носит врожденный характер, но органически переходит в другой

    процесс – развитие развитая психика уже является продуктом обучения и

    воспитания.

    Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую

    ступень, причем в каждом конкретном случае он может зависеть как от

    созревания (рост и масса), так и от непосредственного развития и научения.

    Первая точка зрения в психологии на эту проблему (доминирование

    наследственности)

    Созревание психики и поведения человека есть результат эволюционного

    преобразования генетически заложенных в организм с рождения возможностей

    существующих вначале в виде задатков.

    Доказательство: В процессе онтогенеза (индивидуальное развитие) психических

    и поведенческих качеств нет ничего, что хотя бы в зародыше не содержалось

    бы в онтогенезе, т.е. все то, что появляется далее в процессе развития

    всегда изначально имеется в виде задатков. А они преобразовываясь,

    развиваясь и развертываясь затем превращаются в способности, причем по

    законам биологического созревания организма – эта концепция называется

    эволюционная теория развития. Здесь значение термина эволюция –

    исключительно развертывание чего либо.

    Вторая точка зрения революционная теория развития, оппонируя первой,

    противоположна ей, т.к. полностью отвергает значение и роль генетических

    наследственных факторов в развитии: « у любого человека, независимо от его

    природных, анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые

    психологические и поведенческие свойства, причем доведя их развитие до

    любого уровня с помощью процессов обучения и воспитания».

    Обе эти точки зрения считаются в возрастной психологии крайностями.

    Третья точка зрения вероятностная или стохастическая.

    Конечный результат любого развития достигаемый на каждой его ступеньке

    изначально в генотипе никогда не заложен, но и полностью произвольным,

    совершенно не зависящем от генотипа этот результат тоже не может быть.

    Психологам важно помнить, что данный результат зависит и от влияния

    генотипа и от влияния среды.

    Это объясняется тем, что изменения, которые происходят на каждой ступени

    развития связаны с генотипом и со средой но кроме этого сами по себе они

    определяются случайными стеченьями обстоятельств, т.е. вероятностью в жизни

    индивида.

    То, что достигнуто на каком-то одном уровне, то, что ребенок приобретает на

    каждой ступеньке развития всегда на 80% зависит от того уровня, которого

    организм достиг на предыдущей стадии, на предшествующей ступеньке.

    Четвертая точка зрения функциональная.

    «Формирование и преобразование той или иной психической функции

    определяется тем, как часто она используется в жизни организма им самим».

    В этой теории в качестве основного принципа выступает положение «О

    определяющей роли образа жизни человека, в развитии психики и для него

    (развития)».

    Сензитивные периоды в развитии

    Для большинства психологических свойств и психических функций и

    поведенческих особенностей существуют свои особые сензитивные периоды

    развития.

    Понятие о сензитивности хорошо представлено в системе рассказывающей о том,

    какие качества и свойства человека лучше всего формируются у детей и в

    каком возрасте это формирование наиболее благоприятно.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.