МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Логопедия

    занятия логопеда будут не эффективны до тех пор, пока ребенок не получит

    специального лечения.

    Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых

    форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы

    — испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и

    др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и

    лечении; только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет

    способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что

    хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может

    успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего

    невропатологией и детской психиатрией.

    Теория обучения и воспитания аномальных детей, в том числе и детей с

    речевыми расстройствами, строится на основе знаний о строении нервной

    системы, ее функций и особенностей развития.

    Логопед должен знать неврологические основы речевых расстройств, быть

    ориентирован в вопросах детской психопатологии, иметь представление о

    наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых

    пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных

    нарушениях, олигофрении и задержках психического развития. Эти знания

    помогут ему правильно определить структуру речевого нарушения, выбрать

    наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и

    предупредить аномальное развитие его личности.

    Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении,

    патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной

    диагностики нарушений речи. Так, диагностика нарушений речи при снижении

    слуха и сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния

    слуховой функции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии

    невозможна без определения состояния интеллекта, особенностей психического

    и сенсомоторного развития.

    Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к

    пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более

    правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного логопедического

    воздействия при устранении различных форм речевых нарушений. От точного

    диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы

    специальных учреждений.

    Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и

    психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц

    различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному

    нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и

    последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению

    логопедического заключения, является необходимым для разработки системы

    логопедического воздействия.

    При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной

    логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на

    учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре

    речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого

    высказывания, Ф. де Соссюр.

    Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой

    многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную

    структуру, включающую различные oneрации. Каждый уровень, каждая операция

    процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой

    синтаксис объединения единиц.

    При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций

    порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии

    используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С.

    Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.

    Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как

    процесс движения от мысли к слову и обратно, выделял следующие планы

    движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь; различал внешний

    (физический) и семантический (психологический) план речи. Во внешней речи

    проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической)

    структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи

    является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней

    речи, раскрыл ее характерные особенности.

    Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским,

    А. А. Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого

    высказывания: мотив — мысль (речевая интенция) — внутреннее

    программирование — лексическое развертывание и грамматическое

    конструирование — моторная реализация — внешняя речь.

    Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который

    обуславливает возникновение речевой интенции (мысли). На этапе внутреннего

    программирования, соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли

    во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом

    личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых

    единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как

    целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в

    результате организуется система предикативных высказываний в коде

    внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие

    компоненты, как субъект, объект, предикат и др., которые соединены

    содержательной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»). В

    процессе восприятия на этом этапе осуществляется операция свертывания

    системы объективных языковых значений во внутреннюю схему.

    Этап лексико-грамматического развертывания включает две операции,

    принципиально отличающиеся по своим механизмам: операцию порождения

    синтаксической конструкции и ее лексическое наполнение, которые

    осуществляются в кодах определенного языка, т. е. на языковом уровне. Затем

    следует этап моторной реализации.

    Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет

    глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта,

    определить это нарушение как языковое расстройство.

    Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого

    высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения

    при различных ее формах.

    Психолингвистический подход способствует большей эффективности

    логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию

    взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта

    проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе системного

    подхода профессором В. И. Бельтюковым. На основе анализа многочисленных

    литературных данных автором убедительно была показана противоположность по

    характеру построения языковой и речевой структур, которая заключается в

    дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на то, что речь и язык

    формируются на основе одних и тех же элементов, характер их отношений в

    образованных структурах значительно различается. Принципы взаимодействия

    языковой и речевой структур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий

    механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а

    именно не только принцип интериоризации, но и принцип экстериоризации в их

    диалектическом единстве.

    Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией,

    психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического

    развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования

    детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать

    различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых

    нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и

    поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть

    не только само речевое расстройство, а прежде всего, ребенка, правильно

    понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического

    развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми

    разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи,

    восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а

    также проводить более эффективную логопедическую работу.

    Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии

    Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность,

    комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи

    с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход,

    онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов

    (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и

    структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и

    другие принципы.

    Рассмотрим некоторые из них.

    Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной

    функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном

    взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и

    коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все

    стороны речевой функциональной системы.

    Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики

    сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и

    неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического

    обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и

    уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития

    ребенка.

    Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и

    нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и

    др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить

    комплексный, медико-психолого-педагогический характер.

    Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное

    значение имеет принцип комплексности.

    В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать

    общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

    Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической

    работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего

    развития ребенка.

    Исследование детей с нарушениями речи, а также организация

    логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности

    ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

    Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с

    учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов

    деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

    Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным

    взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной

    логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет

    установление в каждом отдельном случае .этиологии, механизмов, симптоматики

    нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой

    симптоматики в структуре дефекта.

    В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций,

    перестройки деятельности функциональных систем используется принцип

    обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход

    пострадавшего звена.

    Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают

    дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность,

    индивидуальный подход и др.

    Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

    Первая группа — организационные методы: сравнительный,

    лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

    Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные

    (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий

    или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты,

    стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью),

    праксиметрические приемы анализа деятельности, в том числе и речевой

    деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

    К третьей группе относятся количественный (математико-статистический)

    и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка

    данных с применением ЭВМ.

    Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического

    исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и

    целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и

    личностью и др.).

    Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность

    исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы,

    спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография,

    глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в

    динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

    Значение логопедии

    Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое

    значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной

    связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

    Речевая функция является одной из важнейших психических функций

    человека.

    В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной

    деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само

    по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только

    единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в

    какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического

    развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое

    мышление, речемыслительная деятельность.

    Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для

    специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым

    формируются и уточняются представления ребенка об окружающей

    действительности, совершенствуются формы ее отражения.

    Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и

    регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для

    развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

    Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера

    речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие

    ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи

    могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших

    уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью

    речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых,

    контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей

    действительности.

    Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно

    влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения,

    специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать

    развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности,

    замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

    Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на

    успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в

    том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым

    обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

    Личность логопеда

    Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных

    профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него

    представления о типологии и структуре аномального развития, о способах

    предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-

    педагогического воздействия.

    Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами

    и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей

    с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном

    возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению, хорошо знать

    психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы

    и методы их воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.

    Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких

    профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных

    отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также

    от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность

    логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по

    логопедии.

    Первостепенное значение для эффективности работы по обучению,

    воспитанию и коррекции нарушений речи детей имеет личность логопеда,

    которая характеризуется следующими качествами:

    . гуманистическая убежденность;

    . гражданская нравственная зрелость;

    . познавательная и педагогическая направленность;

    . увлеченность профессией;

    . любовь к детям;

    . требовательность к себе и окружающим;

    . справедливость, выдержка и самокритичность;

    . педагогическое творческое воображение и наблюдательность;

    . искренность, скромность, ответственность, твердость и

    последовательность в словах и действиях.

    Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей,

    обобщая передовой опыт.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.