МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения

    знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.

    Художественная литература служит могучим, действенным средством

    умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает

    огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает

    эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского

    литературного языка.

    Глава II. Система работы по формированию правильного звукопроизношения

    2.1. Изучение особенностей звукопроизношения у детей средней группы

    Наша экспериментальная работа проходила на базе ДОУ № 37 Ленинского

    района г. Владивостока по теме: “Малые фольклорные жанры как средство

    формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста”, в

    средней группе.

    Эксперимент проходил в естественных условиях и включал в себя:

    1. Констатирующий эксперимент.

    2. Преобразующий эксперимент.

    3. Контрольный эксперимент.

    В эксперименте участвовало 20 детей. Все дети здоровы, поведение

    организованное.

    Цель констатирующего эксперимента – выявить уровни сформированности

    звукопроизношения у детей средней группы.

    Для этого нами было обследовано звукопроизношения у 20 детей.

    Обследование состояния звукопроизношения проводилось с каждым ребенком

    индивидуально.

    Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы

    использовали методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.

    Цель данной методики – выявить качество произношения различных

    звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Для выявления уровня

    сформированности звукопроизношения мы предлагали ребенку следующие занятия:

    . Произнести звук изолированно.

    . В словах.

    . Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и

    самостоятельной речи.

    Для обследования подобрали наглядный материал (сюжетные картинки для

    обследования фразовой речи, предметные картинки на определенные звуки), так

    чтобы обследуемый звук находился в начале, середине, конце слова. По

    результатам обследования заполнили таблицы звукопроизношения, смотреть

    Приложение 1.

    Результаты обследования показали, что нарушение свистящих звуков

    отмечено у 4 детей; Алисы Л. (с-сь, з-зь), у Дениса М.(с-сь, з-зь), Саши

    Н.(с-ш, з-ж) и у Дениса В.(с-сь, з-зь).

    Нарушения шипящих звуков у 7 детей. Олег В. (щ- изолированно

    произносит, в словах нет). Таня Б. (пропускает ч, щ), Денис В.(пропускает

    ж, щ, ч), Данил П. (замена шипящих [ш], [ж] на свистящие [c],[з]), Денис М.

    (щ-сь), Таня М. (щ-сь), Никита К. (ш,ж-с,з,щ-с), ч-отсутствует.

    Нарушение сонорных звуков отмечается у11детей. Отсутствие звука [р] у

    Дениса К., Насти Я., Никиты К. Замена [р] и [рь] на [ль и л] у Дениса М,

    Андрея И., Феди Ф. Отсутствие звуков [л] и [ль] у Дениса К. Замена [р] и

    [рь] на [й] у Кости Б., Тани М., Софьи С., Саши Н.,[й] – отсутствует у

    Дениса В.

    Отсутствует нарушения звукопроизношения у 5 детей: Алеши Г., Вани М.,

    Валеры К., Насти Як., Коли Ф.

    Уровни сформированости звукопроизношения мы взяли разработанные М. Ф.

    Фомичевой.

    I уровень (низкий)- нарушено более 4 звуков.

    II уровень (средний)- от 1 до 4 звуков.

    III уровень (высокий)- все звуки сформированы.

    Нами был выявлен II уровень сформированности звукопроизношений –

    средний.

    2.2. Содержание и методика работы по обучению детей правильному

    звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе

    “автоматизация звуков”

    Цель: улучшить, сформировать качество звукопроизношения при помощи

    малых форм фольклора.

    На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была

    проведена работа по подготовке речедвигательного аппарата, его моторики,

    речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные игры на звукоподражание

    (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”).

    Предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”,

    пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту

    самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая

    активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу)

    быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей работе

    мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг

    “Воспитание у дошкольников правильной речи”. В книге даются в интересной

    детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в

    “Сказку веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со

    звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-

    жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку “О веселом

    ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда

    потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына

    каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед,

    как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной

    детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе.

    Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать

    правильно. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные

    анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).

    Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата,

    старались выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть

    и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками

    – свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняли артикуляцию.

    Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность

    детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам

    артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком.

    Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух формах: в форме

    обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне

    занятий. Главную роль мы отводили специальным занятиям, сочетающим показ-

    образец произношения с активным упражнением детей. Свои занятия мы

    дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.

    Для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание:

    сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.

    Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались,

    раздували щеки и не могли сдуть лежащую пушинку. Дыхательные упражнения

    помогают ребенку научиться правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох

    и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание мы обращали на то,

    чтобы дети не напрягались и не уставали. Упражнения проводили сидя, не

    более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.). Для развития речевого слуха, слухового

    внимания проводили с детьми следующие игры: “Угадай, как надо делать”.

    Произнося в разном темпе фразы: “Мелет мельница зерно”, “Дети плавали в

    реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения. “К кому пришел, от

    кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с

    испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал –

    козлята, волчата или охотник. “Угадай, кто позвал”, “Эхо” и д.р. В

    индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание

    языком верхней и нижний губы, “Вкусное варенье”, учили детей делать язык

    “жалом”, “широкой лопаткой”.

    В результате проведенной нами работы на Подготовительном этапе и этапе

    по Постановке звука, особое внимание мы уделили этапу Закрепления и

    автоматизации звуков.

    Для работы на этом этапе мы выбрали 15 детей с нарушениями

    звукопроизношениями.

    При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры,

    упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно

    подключали малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов,

    потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание

    загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.

    “С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть

    введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи –

    речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в

    слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или

    произносится неправильно ”. (О.В. Правдина).

    Работа по Автоматизации звуков нами проводилось на занятиях и вне

    занятий. В режимных моментах, играх, на прогулках, в индивидуальной работе

    с детьми.

    Нами были проведены следующие занятия на звуки: с-сь; з-зь; ц,ж,ш; л-

    ль; р-рь, смотреть Приложение №2.

    План конспекта занятия по обучению детей правильному произношению звука ж

    Пр. сод-е: уточнять и закреплять произношение звука ж, изолированного,

    в словах, в связном тексте, развивать артикуляционный аппарат,

    фонематическое восприятие, речевое дыхание, воспитать желание научится

    правильно произносить все звуки.

    Ход занятия

    . Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук ж.

    . Когда мы произносим звук ж, рот слегка приоткрыт, губы округлены и

    вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к

    зубам не прижимается.

    . Даем образец произношения.

    . Дети произнесите этот звук (хором) затем по одному. Обращаем

    внимание на дрожание горлышка.

    . Дети, вы слышали, как жужжит жук? Летом вы были в лесу, кто там

    ползает по коре деревьев и летает? Как жужжат жуки? В лесу на

    полянках растут цветы, над цветами летают пчелы, как они жужжат?

    А сейчас поиграем в игру “Телефон”. Говорим первому сидящему ребенку слова

    тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок) ребенок передает слова

    соседу и т.д. Первый исказивший слово садится в конец ряда.

    Чтение рассказа “Кошка и еж”. Вопросы по содержанию:

    . Кого принесли дети из лесу?

    . Кто увидел ежа?

    . Что сделала кошка?

    . Как защищался еж?

    Отгадывание загадок: Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. (кошка)

    Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (еж)

    Проговаривание чистоговорок:

    Жи-жи-жи- живут в лесу ежи,

    Жа-жа-жа- я нашел ежа,

    Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

    Скороговорка.

    Уежа ежата, у ужа ужата.

    Итог занятия: Дети были на занятиях организованны, отвечали правильно на

    вопросы. В игре телефон исказили несколько слов, Данил П. и Софья С.

    быстрее всех ответили на загадки. Чистоговорки повторяли все хором.

    Скороговорку предложили повторить Алисе Л., с начало очень медленно, затем

    быстрее Алиса повторила правильно. Дети с заданием справились.

    Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве

    ласки и шутки:

    Маленький, да удаленький. Мал, да удал

    Выросла, как тополька.

    Ты моя баловушка.

    Идет, словно павушка плывет.

    Танина коса – всему городу краса.

    Растут детки, как грибки – дождевички.

    Ау, подай голосок через темный лесок!

    Сядем рядком да потолкуем латком.

    Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.

    Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

    В качестве поучения и наставления:

    За правое дело стой смело.

    Для друга все не туго.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Спеши, не спеши, а поторапливайся.

    Скоро пойдешь- ногу зашибешь.

    Умел потерять, умей и найти.

    Умей шутить, умей и перестать.

    Умей сказать, умей и смолчать.

    Не сиди сложа руки, не будет скуки.

    Мороз не велик, а стоять не велит.

    В качестве порицания:

    Много шуму - мало толку.

    Шумят, как воробьи на дождь.

    Весь дом вверх дном.

    Без проказ ни на час.

    Кто весел, а кто и нос повесил.

    Наш пострел везде поспел.

    Использовали пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и

    сну.

    Пели, пели, да есть захотели.

    Что поставят, то и кушай.

    Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

    Ешь больше, проживешь дольше.

    Остатки сладки.

    Пора спать, коли некого ждать.

    Милая подружка – подушка.

    Одним ухом спит, другим слышит.

    Спали, почивали, весело ль вставали?

    Мило не мыло, а беленькое личико.

    Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого

    дыхания. Для этого мы использовали следующие игры и упражнения. Следили

    чтобы дети не напрягались и не уставали.

    1. Сильно подуть на воду для образования брызг

    2. Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке

    3. Игра “Пузырь”

    4. “Пильщики” Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое

    детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и

    вперед, произнося при этом слова:

    Завизжала пила,

    Зажужжала, как пчела,

    Ж-ж-ж-ж…

    Треснула и стала,

    Начинай сначала!

    5. “Насос”

    6. “У медведя во бору”

    Дети гурьбой к месту, где находится “медведь” которого изображает один

    ребенок, и говорят:

    У медведя во бору

    Грибы ягоды беру

    А медведь сидит

    И на нас рычит.

    После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее

    отведенное место).

    7. “Два мороза”

    Площадка делится на две половины. На 1 половине – гуляют дети, на 2

    половине – сидят “2 мороза”. Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз,

    красный нос. Я мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не

    страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их

    ловя и уводят к себе.

    8. “Угадай, чего не стало?”

    Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии которых содержится нужный

    звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка). Ребенок запоминает эти

    предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В

    это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен

    сказать, что убрано.

    9. “Капитаны”

    Цель: чередование длительного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

    Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

    Описание: Дети сидят полу кругом. В центре на столе стоит таз с водой.

    Детям предлагается покататься на кораблике из одного города в другой,

    обозначив города значками на кроях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно

    дуть не торопясь, сложив губы для звука “ф”.

    10. “Приятный запах”

    Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

    Оборудование: душистый цветок, или надушенный платок, или фрукты (мандарин,

    яблоко, лимон)

    Описание: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На

    выдохе произносят с выражением удовольствия слова или фразу: “хорошо; очень

    хорошо”; “очень приятный запах”; “очень ароматный цветок”.

    Речь формируется под контролем слуха, имеется определенная взаимосвязь в

    деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Важными

    предпосылками овладения чистым звукопроизношенем в дош. возрасте является

    соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха.

    Поэтому начатую работу по развитию слухового внимания, мы продолжали

    проводить на этапе автоматизации звуков:

    В игре “Лягушка”

    Цель: узнать товарища по голосу.

    Описание: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри

    круга и говорит: Вот лягушка по дорожке.

    Скачет, вытянувши ножки,

    Увидала комара,

    Закричала…

    Тот, на кого указал водящий, в этот момент говорит: “Ква-ква”. По голосу

    водящий должен определить, кто лягушка.

    В игре “Путаница”

    Цель: найти несоответствия в тексте, назвать нужные звукоподражательные

    слова и четко произнести в них звуки.

    Замяукали котята: “ Не желаем больше крякать!

    “Надоело нам мяукать Мы хотим, как лягушата, квакать”

    Мы хотим, как поросята, хрюкать!” Свинки замяукали: Мяу, мяу!

    А за ними и утята:

    Для развития голосового аппарата предлагали детям прочитать стихотворение

    “Тише, жабы” с различной громкостью и с использованием средств

    выразительности.

    Тише, жабы, На лугу.

    Ни гугу – Чтобы не было беды,

    Ходит цапля Наберите в рот воды.

    На этапе автоматизации мы продолжили работу по артикуляционной гимнастики.

    Но, постепенно уже не было необходимости в показе и объяснении артикуляции.

    Дети сами способны были сказать, в каком положении должны быть губы, зубы,

    язык. Достаточно было назвать упражнение, или напомнить (“Вспомните, что

    нужно сделать, чтобы правильно сказать звук “ж”).

    1. “Лопаточка” выработать умение расслабив мышцы языка, удерживать его

    широким.

    2. “Иголочка” выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

    3. “Часики” выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и

    закреплять пространственную ориентировку правой, левой сторон.

    4. “Качели” выработать умение менять положение языка с постепенным

    ускорением темпа.

    5. “Вкусное варенье” выработать движение широкой передней части языка

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.