Математическая логика в младших классах
к изучению уравнений в частности это происходит при выполнении упражнения
под номером 7. Но так как такие неравенства не вводятся в начальной школе
объяснить его следует более подробно и помочь в случае затруднения.
Так же во втором классе рассматриваются такие темы как: «Порядок
действий в выражениях без скобок» (стр. 83), «Порядок действий в выражениях
со скобками» ( стр. 86) и для закрепления данных тем в учебнике предложены
следующие упражнения:
1. Решение задач путем составления выражений.
2. Составь задачу по выражению: 4 · 6 – 14; ( 12 + 16) : 4.
Данные два задания развивают логическое мышление у учащихся. Учат как
оставлению задачи по выражению, так и обратно, составление выражения по
задачи.
3. Объясни решение: 30 – 4 · 7 = 30 – 28 = 2
17 +
32 : 8 = 17 + 4 = 21
76. - (27 + 9) + 8 = 76 – 36 +8 = 48
49 + 9 · (20 – 17) = 43 +9 · 3 = 43 +27 = 70
Данное задание направленно как на отработку вычислительных навыков, так и
на закрепление знаний правил порядка действий.
4. Вычисли значения выражений: 26 + 24:4; 71 – 16: 2; 10 · (30 – 24); (22
+ 14) : 4.
5. Запиши выражения и вычисли их значения:
а) Из числа 82 вычесть произведение чисел 5 и 7.
б) Разность чисел 31 и 22 умножить на 4.
в) Сумму чисел 9 и 19 разделить на 7.
Данное упражнение хорошо использовать на математических диктантах. Оно
направленно на развитие вычислительных навыков, закрепление таких понятий
как сумма, произведение, разность и частное.
6. Найди значение выражений удобным способом: 15 – (5 + 3); 46 + ( 4+2).
Направленно на развитие логического мышления.
Но данная система упражнений довольно «суха» и ее следует дополнить
заданиями, например, такого типа:
1. Составь программу действий и найди значение выражения. Сделай вывод.
30 – 4 + 21 – 8 = ; 24 : 3 : 2 · 5 = ; 36 : 4 + ( 47 – 39)
· 5 = + = .
Данное упражнение направленно не толь на отработку вычислительных навыков,
а так же оно учит детей делать самостоятельные выводы, рассуждать, то есть
не автоматически выполнять задание, а обдуманно.
2. Составь по схемам выражения и найди их значения. Чем они отличаются друг
от друга? В каком порядке следует выполнять действия, если в выражении
есть скобки?
Задание содержит элемент занимательности, что повышает интерес к выполнению
задания. Развивает внимание ребенка, наблюдательность.
3. Выберете значение выражения 96 – 24 + 12 : 6 из чисел: 90, 74, 70, 14.
4. Выберите выражения значения которых равны 80: 20 + 20 · 2; 95 - 10 + 5;
84 – 12 + 48 : 6; 5 + 90 : 6 · 5.
5. Из схем выбрать те, в которых умножение надо выполнять вторым действием:
а) ( + ( · ( г) ( + (( - ()· (
б) ( · ( + (( + () д) ( : ( · ( : (
в) ( + ( · ( + ( е) ( : ( ( + () · (
Данные упражнения более разнообразны, в них используются элементы
занимательности, они развивают внимание, логическое мышление,
наблюдательность, повышают интерес.
Затем, на странице 129, изучают тему «Выражения с переменными» и
закрепляют при помощи следующего ряда заданий:
1. Прочитай выражение: в – 9. Найди его значение, если в = 20, 18, 12, 9.
В данном задании происходит не только письменное, но и устное знакомство с
выражениями с переменной, то есть при произношении выражения дети
воспринимают не только зрительно, но и при помощи слуховых анализаторов.
2. Заполни таблицу:
|В |0 |1 |2 |3 |4 |5 |
|20·в | | | | | | |
В упражнении дается понятие о переменной, а так же о значениях переменной.
3. Запиши выражение а + в. Вычисли значение выражения, если а = 16, в = 37.
В данном задание вводится выражение с двумя переменными, но оно не
продуктивно тем, что в нем присутствует только одно, из четырех,
арифметическое действие – сложение.
4. Вычисли значения выражения а : с при значениях букв, указанных в
таблице:
|а |23 |34 |84 |0 |36 |36 |
|с |23 |17 |28 |81 |1 |12 |
Данное задание аналогично предыдущему.
То есть, видно, что в учебнике предложены однотипные задания, прием,
необходимо выполнить целых четыре упражнения, чтобы использовать все четыре
арифметических действия, так как формирование вычислительных навыков – это
одна из важнейших задач начальной школы. И поэтому необходимо использовать
более разнообразные и продуктивные задания:
1. Расшифруй фамилию известного писателя сказочника, расположив ответы
примеров в порядке убывания.
|а |0 |66 |87 |102 |200 |
|х | | | | | |
О А Б В Ж
| | | | | |
| | | | | |
Данное задание направленно не только на формирование представлений о
переменных, но кроме этого оно содержит в себе несколько заданий:
расположить в порядке убывания, два арифметических действия, сравнение
чисел. Так же упражнение развивает внимательность и предложено в
занимательной форме, что привлекает детей и вызывает интерес к заданию.
2. Сравни: а + 301 … а + 103; в – 408 … в + 48; с – 206 … с – 260; 97 – х
… 79-х.
Упражнение направленно на развитие логического мышления, так как дети
сравнивают выражение, содержащие переменную, отрабатываются правила
сравнения.
3. Можно ли назвать все числа, которые обращают неравенство в верное: х >
5; y < 15; х + 1 < 1.
Данное задание как и предыдущие, содержат в себе несколько заданий.
во-первых, отрабатывается тема «выражения с переменной», а так же
значение переменной, так как для ответа на поставленный вопрос ребенок
может подставлять различные значения переменной. Во-вторых, необходимо
выполнить сравнение и данное упражнение развивает логическое мышление, так
как ответить на поставленный вопрос можно, не подставляя значения
переменных.
4. Задача: Платье стоит а рублей, а костюм – в рублей. На сколько платье
дешевле костюма?
Решение данной задачи заключается в составление буквенного выражения.
Так же во втором классе изучается тема «Уравнения». И для закрепления
данной темы Моро предлагает следующие задания:
1. Прочти уравнение и реши их: х + 5 = 9; 12 – х = 7; х –3 = 6; 7 + х = 13.
2. Реши уравнения и сделай проверку.
В данных заданиях детям предлагается решить уравнения. Даны простейшие
уравнения без дополнительных заданий, то есть задание направленно только на
закрепление темы, без какой либо занимательности.
3. Найди уравнения и реши их: х – 8 = 9; 5 + 7 = 12; а + 17; 8 + х = 14.
Это задание учит детей отличать уравнения от числовых выражений.
4. Назови уравнения, в которых неизвестное число равно 8: х · 2 = 20; 6 · х
= 48; х : 2 = 5; 40 : х = 5.
Задание развивает не только умение решать уравнения, но и внимательность.
Заданий на данную тему очень мало, они все однообразны, не содержат
элементов занимательности, поэтому их необходимо дополнять:
1. Какими числами можно заменить фигурки: ? + ( = 1 ( : ( = 25
( - ? = 25 ? · ( = 0
(? - 0; ( - 1; ( - 25).
Задание очень хорошо развивает логическое мышление учащихся,
внимательность, а так же содержит элемент занимательности. Его можно
испоьзовать, как подготовительное к изучению темы «Уравнения». Содержит
примеры на все арифметические действия.
2. В записи каких уравнений допущена ошибка? Найди неизвестное делимое:
х : 5 = 3 (ост. 2) с : 2 = 7 (ост. 1)
а : 7 = 4 (ост. 1) р : 6 = 9 (ост. 7)
в : 9 = 2 (ост. 9) к : 3 = 12 (ост. 2)
Данное задание формирует умение не только решать уравнения, но и решать
примеры с остатком.
3. Объясни, почему при любом значении х значение выражения х + 2 больше
значения х.
Задание развивает логическое мышление, формирует вычислительные навыки.
4. Подбери пропущенные числа:
( > ( > ( > ( > (
Задание направленно на формирование умения находить значение переменной.
5. Наташа задумала число, умножила его на два, прибавила 5. Затем она
разделила результат на 7, прибавила 49 и получила 52. Какое число
задумала Наташа?
|Х | |
|· 2 | |
|+5 | |
|: 7 | |
| | |
|+ 49| |
|52 | |
Этот способ помогает детям быстро и правильно решать любые уравнения,
даже длинные, с большим количеством арифметических действий. А так же
присутствует элемент занимательности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в учебнике Моро второго
класса мало упражнений развивающих логическое мышление, внимательность.
Практически отсутствуют задания с элементами занимательности. Упражнения
однотипны. Поэтому просто необходимо дополнять данные в учебнике упражнения
дополнительными заданиями развивающего характера.
Глава II.
Методика изучения элементов алгебры и математической логики.
§ 1. Методика изучения числовых выражений, выражений с переменными,
числовых равенств и неравенств, уравнений.
Изучение числовых выражений, равенств и неравенств, а так же уравнений
начинается еще с первого класса, в период изучения нумерации в пределах
10.
Так знакомство с равенствами и неравенствами начинается уже с девятой
страницы. Дети учатся сначала сравнивать числа, затем выражения с целью
установления отношений «больше», «меньше», «равно», учатся записывать
результаты с помощью знаков «», «=» и читать полученные равенства и
неравенства.
Сравнение чисел осуществляется сначала на основе сравнения множеств,
которое выполняется с помощью установления взаимно однозначного
соответствия. Попутно выполняется счет элементов множеств и сравнение
полученных чисел:
( ( ( ( ( ( ( 7 ( ( ( 3
7 > 5 3 = 3
? ? ? ? ? 5 ( ( ( 3
в дальнейшем при сравнение чисел учащиеся опираются на знание их места в
натуральном ряду: девять меньше, чем десять, потому что при счете число
девять называют перед числом десять. Установленные отношения записываются
с помощью знаков , =, учащиеся упражняются в чтении и записи равенств
и неравенств, но сами термины вводятся только во втором классе.
Переход к сравнению двух выражений осуществляется постепенно. Сначала
дети знакомятся с самими выражениями.
При формировании понятия числового выражения необходимо учитывать, что
знак действия, поставленный между числами имеет двоякий смысл: с одной
стороны, он обозначает действия, которое надо выполнить над числами; с
другой стороны, знак действия служит для обозначения выражения (6 + 4 – это
сумма чисел 6 и 4).
Понятия о выражениях формируется в тесной связи с понятиями об
арифметических действия и способствует лучшему их усвоению. В первом классе
формируется представление о простейших выражениях (сумма и разность).
Знакомство осуществляется при помощи метода изложения.
На доске записан пример на сложение: 5 + 2.
Назвать и подписать: это сумма.
Найти чему равна сумма: 7.
Записать и подписать – это тоже сумма.
Каждое из чисел имеет свое название (имя): 5 – первое слагаемое, 2 –
второе слагаемое. Наш пример можно прочесть так: сумма чисел 2 и 5 равна 7;
первое слагаемое 5, второе – 2, сумма – 7.
Так же знакомятся и с разностью. И только после этого дети сравнивают
выражение с числом, а далее выражение с выражением.
На первом уроке можно дать упражнение на сравнение с опорой на рисунки,
например, в двух рядах рисуются по 6 квадратов (6 = 6), затем в первом
ряду дорисовывают два квадрата или зачеркивают два квадрата. И дается
запись:
6 + 2 > 6 6 – 2 < 6
8 > 6 4 < 6
Дети говорят: «Слева было 6 и справа 6. Справа так и осталось 6, а слева
прибавили (отняли) 2. Там стало больше (меньше)». Для проверки выполняются
вычисления и сравниваются полученные числа.
Затем переходят к сравнению двух выражений. Сравнить два выражения -
значит, сравнить их значения. Например, надо сравнить суммы 6 + 4 и 6 + 3.
Рассуждение: первая сумма равна 10, вторая – 9, 10 больше, чем 9, значит
сумма чисел 6 и 4 больше, чем сумма чисел 6 и 3.
6 + 4 > 6 +3
10> 9
Так же в первом классе осуществляется знакомство с записью и чтением
выражений со скобками и некоторыми случаями в которых нужно установить
порядок действий. Например, 70 – 26 + 10, 42 + 18 –19 и т. д. Выполняют
тождественные преобразования, опираясь на свойства арифметических действий
(прибавление числа к сумме и суммы к числу).
Например, продолжи запись: 76 – (20 + 4) = 26 – 20… Кроме этого, в
первом классе проводится подготовительная работа к ознакомлению с
уравнениями.
Неизвестно число появляется впервые уже в связи с решением примеров вида
1 + 1 = 2, которые решаются при изучении нумерации в пределах десяти. В
этом примере два известных числа 1 и 1, а третье число, которое получится,
надо найти. Число которое требуется найти, называют неизвестным.
Постепенно задания усложняются. Так, детям предлагается, пользуясь
рисунком, имеющимся в учебнике, составить пример, в котором надо прибавить
1: ( + 1 = (.
В рассмотренных примерах неизвестным числом являлся результат действия.
В дальнейшем дети встречаются и с такими случаями, когда неизвестным
оказывается один из компонентов действия. Например, спишите пример,
заполняя пропуск: 3 + ( = 5.
Далее, изучение выражений с переменными, равенств и неравенств,
уравнений продолжается во втором классе.
Здесь дети знакомятся с терминами «равенство» и «неравенство». Учащимся
предлагается проверить, верны ли записи (даны два столбика равенств и
неравенств). Учитель поясняет, что, если между выражениями стоит знак
равно, - это равенство, а если знак больше или меньше это неравенство.
Равенства и неравенства бывают верными и неверными. Учащиеся выбирают
верные равенства и верные неравенства из предложенных. Затем решают большое
количество заданий такого типа на закрепление.
Так же во втором классе дети знакомятся с темой «Порядок действий» в
сложных выражениях. Формулируют правило: если в выражении без скобок есть
только сложение и вычитание или умножение и деление, то они выполняются по
порядку слева направо. Учитель обращает внимание детей на то, что при не
соблюдении этих правил получатся не верное равенство.
Затем изучается порядок действий в выражении без скобок, в которых есть
умножение и деление, сложение и вычитание: в выражениях без скобок
умножение и деления выполняются раньше, чем сложение и вычитание.
После этого изучается правило порядка действий в выражениях со скобками,
причем в скобках одно действие. Знакомятся с такими тождественными
преобразованиями как умножение и деление суммы на число.
Вводится новое понятие, выражение с переменной. В подготовительной
работе нужно повторить название чисел в математических выражениях: «сумма
чисел», «разность чисел», «произведение чисел», а так же зависимость между
компонентами и результатом действий.
Хорошим упражнением для подготовки к введению буквенной символики
являются задачи с пропущенными числами.
В начале вводятся выражения с одно переменной. Для этого можно
использовать пособие – прямоугольник с вырезанным «окошком» и продвижной
лентой. На ленте записаны числа, например, 2, 6, 8, 15, а на картоне за
«окошком» записано +8. Учитель передвигает ленту, а дети называют и
записывают соответствующие выражения: 2 + 8, 6 + 8 и т. д. Учитель
сообщает, что в математике вместо «окошка» записывают латинские буквы.
Учитель объясняет: «Запишем вместо «окошка», например, букву с, тогда
получим выражение с + 8, которое читают так: «сумма чисел с и 8». Найдем
значение этой суммы , подставляя значения записанные на этой ленте (
учитель передвигает ленту, а дети записывают на доске и в тетрадях
выражение: с + 8, с = 2, 2 + 8 = 10; с = 6, 6 + 8 = 14 и т. д.»
Числа 2, 6 , 8, 15 - это обозначения буквы с, а числа 10, 14 … - это
значение выражения с + 8 приданных значениях буквы.
Можно ли букве с придать другие значения? Назовите их. Дети называют
несколько значений, записывают числовые выражения и находят их значения.
Учитель замечает, что букве с можно придать очень много различных
значений.
Для ознакомления с выражениями с двумя переменными можно использовать
специальное пособие - прямоугольник с двумя «окошечками» и провести
работу, аналогичную той, что при введении выражения с одной. Начать можно
и с рассмотрения простой задачи, например, такой:
«На одной полке 3 книги, а на другой – 5 книг. Сколько всего книг на
этих полках?»
Дети знают, что такие задачи решаются сложением.
На доске запись:
На 1 полке На 2 полке Всего
3 кн. 5 кн. (3 + 5)
кн.
6 кн. 4 кн.
(6+4) кн.
а кн. в кн. (а + в) кн.
Затем в задаче меняются числовые данные: «На одной полке 6 книг, а на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|