МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • М.В. Ломоносов и русская педагогика

    развитие народного просвещения XVIII — начала XIX века. Ломоносов явился

    действительно создателем отечественной общеобразовательной школы.

    Важное место в ломоносовской программе отводилось высшему

    образованию. По мнению ученого, университеты должны быть ведущими в стране

    учебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие

    науки и распространение просвещения в России. В 1764 году в «Предположениях

    об устройстве и уставе Петербургской Академии» он глубоко рассмотрел вопрос

    о содержании высшего образования: «Для сохранения людского здоровья и для

    попечения о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличения

    общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ

    необходимо устроить факультет философский…»

    В отличие от западноевропейских университетов Ломоносов предложил

    изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от

    богословского факультета, так как «во всех университетах деление на

    факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь,

    отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые

    науки преподаются только в подведомственных ему школах...».

    Особенностью ломоносовской программы являлась ориентация на

    общественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлении

    числа университетских кафедр исходить не из количества имевшихся в то время

    кандидатов, пригодных для замещения профессорских вакансий, а из

    потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университета

    служил во все будущие годы».

    Ломоносов распространил сочинения великого чешского педагога Я. А.

    Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым

    учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского

    университета в 1756 году постановила перевести и данную работу. В 1768

    году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.

    Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для

    дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности

    начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший

    прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что

    создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в

    начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — от

    начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

    Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота,

    качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке,

    знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал

    воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и

    культурном человеке.

    Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил

    общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспиты-вать в

    молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание,

    чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие,

    простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание,

    скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о сложностях человеческой

    жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она

    от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения

    бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый призывал

    совершать добрые поступки, потому что через них «заслужить можно честь,

    получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».

    Ломоносов очень ценил такое качество, как милосердие. Он призывал

    помнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что ты

    такое»— и считал, что «кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно не

    поступает», «где добродетели господствуют, тут порокам нет места».

    Ломоносов защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Он

    первым предложил открыть специальный воспитательный дом для малышей, не

    имеющих родителей, поставил задачу воспитания таких детей за счет

    государства, чтобы они могли приносить пользу обществу. В этой связи он

    писал: «Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее

    останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а

    худое останется». Добрые дела и милосердие, по мнению Ломоносова, следует

    помнить: «Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но

    равно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает». Он

    проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему.

    Высоко ценил Ломоносов трудолюбие: «Или трудом бессмертную славу

    приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерапении,

    бесславного конца ожидать должно». Он подчеркивал роль труда в развитии

    нравственного потенциала молодежи: «Рассуждая о благополучии жития

    человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто

    приятными и беспорочными трудами пользу приносит». Он был противником

    безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков,

    вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят

    несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни». Ломоносов как

    педагог и ученый призывал творчески относиться к труду. Основным видом

    труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде

    всего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той

    пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие

    принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».

    Ломоносов учел также то, в каких условиях будет происходить трудовая

    деятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению того

    или иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор

    необходимых инструментов, анализ результатов. Он убеждал работать с

    желанием, прилежанием, искусно, «со всяким рачением и верностию исправлять

    подлежащую... должность». Трудовые операции должны быть продуманы и

    расположены в определенной последовательности. При этом он рекомендовал

    опираться на имеющийся опыт и научные достижения. Важным в педагогическом

    отношении явилось предложение Ломоносова все изготовленные вещи хранить «в

    обособливом покое, каждая обособливо под нумерами», а за труд «выдавать

    заслуженное... жалованье все сполна».

    Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть

    счастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая под

    ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить

    на благо отечества. «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но

    для того насыщаемся, чтобы жить». Осознание счастья приходит к человеку

    через трудности и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человек

    препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог

    чувствовать».

    Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо в

    единой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Един

    добродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всем

    изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибо

    добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках

    довольство и в нищете изобилие».

    По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей

    осуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоносов

    заметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он

    предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься

    воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.

    Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он

    высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.

    Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении

    русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма,

    уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.

    Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка

    («Российская школа»). В «Российской школе» изучались русский язык и русская

    история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались

    на русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов

    рекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным русским способом:

    «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и

    псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому

    почерку и приучивать читать печать гражданскую». Ломоносов считал, что для

    глубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком:

    «Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен

    только в российском первом классе дотоле обучаться, пока писать и читать

    искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в

    Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в

    нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано

    четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук

    показывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе дети

    могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы они

    учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого

    класса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие

    классы, к другим наукам.

    Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за

    разработку которого взялся сам Ломоносов. «Российская грамматика» была

    построена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его

    диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка.

    Особенности методики

    Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с

    дидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание

    образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел

    богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов

    отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны

    к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества.

    Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения

    сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.

    В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и

    «Проект регламента московских гимназий», он выступил сторонником классно-

    урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую

    Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно

    более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению

    Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом

    особенностей восприятия:

    1. проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений);

    2. сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке.

    Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практической

    значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского

    педагога Я. А. Коменского.

    Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть

    результативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать

    определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюдения

    принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского

    познания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались

    бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать

    трудные». Он предлагал применять систему уроков и систему домашних заданий.

    Рекомендовал, опираясь на возрастные особенности детей, развивать их

    познавательную активность и самостоятельность. С этой целью Ломоносов

    разработал специальные упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствии

    одного учителя или «при других классах». Ломоносов предлагал проводить

    совместные занятия учащихся, на которых они могли оказывать друг другу

    помощь. Исключение составляли экзамены.

    Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился

    осуществить разностороннее образование, избежать перегрузки учащихся.

    Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического,

    естественнонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения

    детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности,

    творчества.

    Его своеобразный педагогический подход к постановке реального

    образования проявился в отборе учебного материала. В его методах обучения

    ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся

    и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим

    обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный

    производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых

    методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.

    Ломоносов подготовил основательный проект деятельности академической

    гимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и

    всю воспитательную работу этого заведения. Проект отличался наличием

    специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых

    речь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробный

    учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и

    поставщицей является Академическая гимназия. Здесь следует воспитывать

    более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие

    оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете».

    Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и

    дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно

    поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на

    успевающих учеников.

    Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний,

    высший. Дополнительные — по двум.

    Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский

    языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе

    изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе

    учащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческому

    языку. Совершенствоваться в знании его предполагалось в университете под

    руководством профессора по собственному желанию. Ломоносов придавал

    большое значение естественному образованию молодежи, хотя естественные

    науки в тот период были развиты слабо. Они включались в философию, которая

    состояла из элементов физики, психологии, математики.

    По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета

    некоторых педагогических условий: обучения на родном языке,

    последовательности изучения наук, их постепенного усложнения, светскости

    образования, единства и преемственности планов средней и высшей школы.

    Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был

    сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил

    самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и

    студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по

    преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и

    древних языков, химии.

    Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо

    отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами,

    математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве

    наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости»

    наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах

    телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым,

    хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных

    случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.

    Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал

    порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного

    распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения

    способствует воспитанию «нравов».

    В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как

    убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора,

    инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.

    В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил

    учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех

    иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают.

    Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив

    основы педагогической этики. Он считал, что педагог, прежде всего, должен

    любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с

    учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к

    ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни

    другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками

    добрый пример показывать учащимся».

    В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал

    тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.

    Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности

    учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы

    должен стоять только педагог. Инспектор и ректор обязаны помогать учителям,

    «осматривать прилежание учеников и учителей», следить за осуществлением

    учебного процесса, постоянно посещать классы, общежитие. Руководителям школ

    следовало уважительно обращаться к учителям, не допускать к ним грубого

    отношения. Как педагог, Ломоносов понимал значение и высоко ценил «дружбу и

    единение» в коллективе, которые способствовали получению хороших

    результатов в процессе обучения и воспитания.

    Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке.

    Он явился основателем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную

    лингвистическую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея

    иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.

    Ломоносов довольно часто применял в педагогических работах

    терминологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого

    отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому,

    чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввел

    в научное употребление такие понятия и термины, как воспитание

    (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты),

    занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции,

    обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он

    модернизировал многие понятия церковно-книжного происхождения. Часть

    терминов была заимствована из уставов западноевропейских учебных заведений:

    академия, куратор, аудитор и т. п. Разнообразными педагогическими понятиями

    Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этические

    качества личности преподавателей, молодых людей.

    Заключение

    Таким образом, XVIII век — век Просвещения — оказал благотворное

    влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот

    период характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которых

    нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые

    официальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено начало

    светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась

    неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие

    представители простого народа могли достичь вершин в науке.

    Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непосредственно

    связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На

    протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался

    организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической

    гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения,

    разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные

    методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и

    просвещении называют новым периодом русской образованности.

    Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся

    заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого

    русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со

    старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял

    оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

    Использованная литература

    1. Белявский М.Т. «Ломоносов и основание московского университета». - М.:

    Издательство МГУ, 1955г.

    2. Бобровникова В. К. «Педагогические идеи и деятельность М. В.

    Ломоносова». - М., 1961г.

    3. Вавилов С.И. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Издательство Академии

    наук СССР, 1961г.

    4. Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов – великий русский ученый».

    - М.: Педагогика, 1986г.

    5. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) -

    М.: 1991г.

    6. Перевалова Л. А. «Педагогические взгляды М. В. Ломоносова». - М.:

    1964г.

    7. Уткина Н.Ф. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Мысль, 1986г.

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. А.И. Герцена

    ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

    Кафедра педагогики и психологии начального обучения

    Реферат по Истории педагогики

    М.В. Ломоносов

    и русская педагогика

    Выполнила студентка

    ОЗО ФНО V курс 8 гр.

    Ким И.А.

    Санкт-Петербург

    2004г.

    Проблема коллективного воспитания детей в творчестве выдающихся советских

    педагогов

    (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский)

    |Педагог, |Определение |Обоснование цели |Принципы организации|Особенности методики|Условия успешного |

    |даты жизни |коллектива |коллективного |коллектива детей |коллективного |воспитания |

    | | |воспитания | |воспитания |в коллективе |

    | | |В. подрастающ. |Самоупр-е – |Привитие уч-ся |Акт. участие в |

    | | |поколе-ния играет б.|неотъемл. часть |навы-ков |пионер-ской орг-ции.|

    |Надежда | |роль в деле |трудовой |общественника-кол-ви|Общая деят-ть на |

    |Константиновна | |строит-ва соц-зма. |поли-технич. школы |ста. Эстетич. В., |благо социа-листич. |

    |Крупская | |В. коммун. морали, | |производит. труд. |Родины. Энту-зиазм. |

    |(1869-1939) | |раз-витие кол-визма | |Ме-тодика |Идейно-насыщ., |

    | | | | |органически связ. с |красочная работа |

    | | | | |теми целями, кот. |соотв. возрасту. |

    | | | | |стоят перед шко-лой.|Взаимосвязь семьи и |

    | | | | | |школы |

    |Станислав | | |Возвращение детям |Трудовое В., соед-е |Внешкольная работа |

    |Теофилович | | |де-тства, развитие |обуч-я с трудом, с | |

    |Шацкий | | |само-управления. |общ.-полезной | |

    |(1878-1934) | | |Творч-во и |работой | |

    | | | |самост-ть. | | |

    | | | | | | |

    | |Часть советского |Только создав единый|Осн. принцип В.: |Соединил обуч-е и |К. всегда должен |

    |Антон |общ-ва. Объед-е |К., можно разбудить |диа-лектическое |В. с |жить напряж. жизнью,|

    |Семенович |людей для достиж. |в сознании |единство лич-ти и |производительным |стрем-лением к |

    |Макаренко |общ. целей в общ. |могуществен. силу |общ-ва. В. в кол-ве,|сво-бодным творч. |опред. цели. Состав |

    |(1888-1939) |труде, отличающ. |обществен. мне-ния |ч/кол-в; уваж-е и |трудом. Важн. роль |и атмосфера семьи, |

    | |опред. сист. |как регулирующ. и |треб-я к лич-ти; |игре. |авторитет и пример |

    | |полномо-чий и |дисциплинирующ. |прин-цип парал. | |родителей, труд в |

    | |ответ-ти, опред. |вос-питат-го |действ. | |семье. |

    | |соотнош. и |фактора. Через К. | | | |

    | |вз/зав-тью отд. |кажд. член входит в | | | |

    | |своих частей. |общ-во. | | | |

    | | |Выделение категории |Гармония пед. возд-й|Разработал |Любовь к реб., |

    |Василий | |«незаметных детей в |и целост-ть актов, |экспери-мент, хар-ся|защита от окр. зла, |

    |Александрович | |кол-ве» как самой |из кот. склад-ся |единством 3-х |понимание, гуманизм.|

    |Сухомлинский | |труд-ной |повседневная жизнь. |главных особ-тей: |Всесторонне |

    |(1918-1970) | | | |цельности, |развитие. |

    | | | | |коллект-го творч-ва | |

    | | | | |и длит-ти. Б. акцент| |

    | | | | |на вним-е к отд. | |

    | | | | |ребенку. | |

    -----------------------

    [1] Риторика – наука о красноречии

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.