МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

    бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать

    сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые

    обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида

    деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с

    формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек,

    являющихся основой культурного поведения.

    Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на

    его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и

    уточнять знания, формировать к него отношение к обществу, к людям, к труду,

    к своим обязанностям.

    4. Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах

    Первая младшая группа

    Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них

    предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети

    3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем

    воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к

    новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами

    приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим

    методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними

    воспитателя.

    Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в

    постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут

    развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его

    взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом

    людей.

    Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по

    нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и

    заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться

    и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в

    коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее

    важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им,

    а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по

    самообслуживанию.

    Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать

    небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за

    заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым

    - все это основополагающие программные направления педагогической работы

    воспитателя в I младшей группе детского сада.

    Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является

    воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в

    быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

    Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот

    процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо

    педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать

    возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к

    самостоятельности.

    На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много

    навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

    Повторяясь многократно в различных режимах такие действия, как

    самостоятельное одевание, причесывание и т.д. доставляют ребенку радость;

    дети осваивают, что и, как и в какой последовательности надо делать.

    Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его

    усвоением действия членят на несколько операций.

    Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного

    поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется

    неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в

    игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия

    ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных

    действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

    Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка

    торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно

    выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у

    них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться

    в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело

    направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого

    эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

    Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При

    удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям,

    при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления

    навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное

    задание.

    Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с

    повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в

    начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в

    дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество

    действий.

    Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно

    усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и

    развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие

    каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к

    правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно

    предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное

    отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации, как

    для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта

    доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни

    детей – игровую, трудовую, учебную.

    Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения

    целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-

    инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками

    каждым ребенком группы.

    Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только

    раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и

    связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает

    возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в

    повседневной жизни.

    Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-

    занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно

    перед умыванием.

    Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом

    проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

    Игры-занятия и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами

    детей 10-12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного

    результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя,

    обращенную ко всем.

    Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста,

    занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает

    хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях

    принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само

    действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

    В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это

    способствует активизации одновременно зрительного и двигательного

    анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому

    малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в

    правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными

    предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении

    практических действий в жизненно важных режимных процессов.

    Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных

    упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки

    культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать

    в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание

    различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

    В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую

    квартиру» - в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают

    кукол в различные транспортные средства – коляски, автомашины. Опять-таки

    преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в

    формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков

    нравственного поведения.

    Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей

    положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком

    нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает

    интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам

    общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к

    доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень

    естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

    Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно

    рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

    Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В

    группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например,

    любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети

    быстрее научатся одеваться сами.

    С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей

    были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это

    облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более

    быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д.

    Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил

    картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и

    безошибочно вешают одежду в свой шкаф.

    Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения,

    имеют свою специфику. Они органично вписываются в такие разделы

    воспитательной работы как, «Расширение ориентировки в окружающем и развитие

    речи», «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Проводятся они раз в

    месяц.

    Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель

    основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в

    развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом

    конкретных условий и возможностей детей.

    Вторая младшая группа

    С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков

    культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.

    У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность,

    умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к

    выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к

    игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять

    формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения,

    организованного поведения в детском саду, на улице.

    Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких

    качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность,

    которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как

    следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим

    неприятность.

    Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер.

    Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора

    по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению

    привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного

    воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы инсценировки

    несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог

    черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

    Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить

    программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-

    упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое

    последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем

    самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

    Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное

    воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также

    предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий,

    поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность,

    минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений

    в культурном поведении.

    Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и

    конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения

    игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на

    закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в

    которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки,

    слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

    Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и

    необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например:

    на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо

    здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми

    необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости

    напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии, т.е. последовательно и

    настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

    Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать

    действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные

    действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них

    возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

    Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывает аккуратность,

    навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и

    упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.

    Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие

    развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками

    культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня

    простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым

    платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с

    удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2-3 недели в

    большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком

    и т.д.

    Средняя группа

    Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного

    поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят

    навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

    Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы

    становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются

    возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом

    детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе

    труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера

    жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и

    качеств особое значение.

    Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной

    деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду

    взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному

    расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

    Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей

    к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к

    близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых

    о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и

    оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее

    средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и

    играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально

    в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к

    родителям, педагогам, няням.

    Старшая группа

    В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и

    привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание

    педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к

    родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного

    стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным

    окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно

    формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща,

    умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших

    людей, положительным, героическим персонажем известных художественных

    произведений.

    В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое

    место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим,

    доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе

    сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,

    взаимоотношения детей усложняются.

    В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.