МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

    - Ишь ты, какой хитрый, - отвечает Вадик. – Отдам, а если мне не

    хватит? Знаешь, сделаем так: ты, Толя, жди пока я строю… а что

    останется – отдам тебе.

    Такая ситуация дает возможность поставить перед детьми много вопросов,

    поговорить с ними о справедливости, товариществе, дружбе. Можно спросить

    ребят: как поделил Вадик строительный материал? Правильно ли он поступил,

    взяв себе больше, а Толе отдав меньше? Почему вы так считаете? Как решил

    Толя выйти из положения? Что он предложил Вадику? «Ишь ты, какой хитрый!» -

    сказал Вадик товарищу. Прав ли он, сказав так Толе? Кто же хитрил: Вадик

    или Толя? Почему вы так думаете? Справедливое ли предложение Вадика: «Ты ,

    Толя, жди пока я строю… а что останется – отдам тебе?» Почему вы так

    считаете? По-товарищески ли поступил Вадик по отношению к Толе? А как бы вы

    поступили на месте Вадика? Как поделить строительный материал по

    справедливости? А может быть и не стоило делить его, а поступить иначе?

    Как?

    Приведем ряд ситуаций, доступных пониманию старших дошкольников. Вы можете

    использовать их в своей практике.

    1. Ребята играли в прятки. Марина водила: закрыла глаза руками, будто

    не видит, а сама сквозь пальцы смотрит – кто куда прячется? «Раз,

    два, три, четыре, пять – я иду искать?» - громко произнесла девочка,

    отняла от лица руки, огляделась. Сделала вид, что ищет. А потом

    стала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя за кустом!

    Выходите, я вас всех нашла! Теперь я больше не вожу!» Но ребята

    догадались , какой водящей была Марина: ведь их не было видно, как

    же она могла их найти, если с места не отошла ни на шаг! И решили

    они исключить Марину из игры.

    Вопросы к детям: «За что ребята исключили Марину из игры? В чем дети

    уличили ее? Какое чувство должна испытывать Марина?»

    2. Уронила воспитательница носовой платок. А Виталик, увидев это,

    сказал: «Ирина Петровна, вы уронили платок».

    Вопросы к детям: «Какую ошибку допустил мальчик? Можно ли считать Виталика

    вежливым? Почему вы так считаете? Как бы вы поступили в этом случае?»

    3. В вестибюле разговаривают воспитатель и мама Люды. Подбежал к ним

    Коля: «Лидия Петровна, вас зовут там…»

    Уроки вежливости

    В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной

    школы подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового

    человека, указывается на необходимость формировать высокую «воспитанность и

    культуру поведения детей и подростков»

    Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

    В нашу логопедическую группу дети поступают в возрасте 4-5 лет с

    определенным нравственным багажом. Наблюдая за детьми, я обратила внимание

    на то, что они часто не придерживаются правил поведения или делают

    одинаковые «ошибки» в результате незнания этих правил.

    Такое положение побудило меня подобрать и разработать игры под условным

    названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в

    формировании этических представлений.

    Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков

    в специально подготовленной обстановке.

    Урок первый

    Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее фея

    вежливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи

    выяснили, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как «спасибо»,

    «пожалуйста», «до свидания».

    Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней

    используют эти слова.

    Затем фея раздавала некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорил

    «спасибо», выясняла, хочет ли он с ней дружить и играть, и учила

    благодарить за предложенную игрушку.

    Другим детям кукла предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку,

    упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».

    Урок второй

    У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора.

    Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об

    игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как

    правило, произносят смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и

    показывают на нужную игрушку или на обидчика.

    Я снова использовала на этом уроке фею вежливости.

    Фея. Сегодня я видела, как мальчик спросил у Н.В. машину. Хотите, покажу,

    как он это сделал?

    На ширме появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку

    обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не

    успевают понять конец фразы.

    Фея обсуждает с детьми эпизод.

    Фея. Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его

    разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо

    обращаться с просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым

    разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора?

    Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь.

    Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).

    В дальнейшем, если дети забывают это правило, я вношу фею вежливости, или

    напоминаю ее слова, или сама так повторяю вопрос ребенка, чтобы он понял

    свою ошибку и обратился вежливо.

    Урок третий

    Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют

    имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в

    кружок и, смотря сразу на троих ребят, сказала: «дай мне твой платок». Свои

    платочки протянули Сережа, Оля и Саша.

    «Сережа, удивился я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И

    тебя, Оля, не просила». Таким образом я напомнила детям о правилах

    вежливости, подчеркнула: если обращаться без имени, то не только непонятно,

    кому предназначены твои слова, но и не вежливо.

    Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я

    постоянно контролировала поведения детей. В дальнейшем они сами напоминали

    товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

    Урок четвертый

    Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному.

    Я предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает

    бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу

    друг другу идут бабушка с веуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь

    скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои

    вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают

    правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с

    тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

    Когда эту же ситуацию обыгрывала другая группа детей, они пропустили

    бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе,

    создавая неудобство для проходящих. Снова возник разговор о вежливости. В

    итоге следующая группа играющих действовала правильно.

    Эту ситуацию мы проигрывали несколько раз в течение месяца, но вместо роли

    бабушки вводили роль нашей нянечки с ведром, или женщины с тяжелыми

    сумками, или просто чей-то мамы.

    Урок пятый

    В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания,

    неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на

    ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет

    воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не

    воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься

    над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините»,

    «пожалуйста».

    Я использовала разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно

    задевала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести сачок, а когда

    он направляется в мою сторону, просила его повернуть обратно. Ребенок

    задевал сачком кого-либо из детей, сам того не желая. Я рассказала, что

    извиниться в таком случае – не значит просить прощения за плохой поступок,

    а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно,

    неожиданно, не со зла.

    Урок шестой

    Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг

    другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а

    обиженный ребенок либо жалуется воспитателя, либо начинает плакать, либо

    отходит в сторону, затаив обиду.

    Однажды я повторила подобную ситуацию с помощью кукол.

    «Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.

    «Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И они начали вырывать

    мяч друг у друга.

    Тогда я стала стыдить кукол:

    «Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы

    не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо

    поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто,

    ребята, научит вежливости наших кукол!»

    Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

    Слава и Лёня нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», -

    сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

    Затем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с

    куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они, как нужно поступать.

    Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками –

    машины, барабаном и т.п.

    Последующие уроки с данной тематикой шли под условным названием «Ожившие

    картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной

    игры «Так и не так».

    Игру проводила по подгруппам в 2-4 человека и со всей группой

    одновременно.

    Вот примерное содержание пары картинок. На одной из них нарисован мальчик,

    идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет. На второй – этот же

    мальчик бросает фантик в урну.

    Я предложила «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их,

    они должны были точно повторить изображенные действия. С начала «оживили»

    картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители сразу определили,

    что так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в качестве урны

    использовали детское ведерко). В заключение дети еще раз рассмотрели

    картинки и проанализировали их.

    Игра имела несколько вариантов.

    Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки и

    договаривается, кто какую будет обыгрывать.

    Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность

    сравнить изображенное с драматизацией и охарактеризовать действия

    исполнителей.

    На первых уроках дети односложно характеризовали «ожившие» картинки:

    «плохо хорошо», «правильно неправильно». Но постепенно они научились

    объяснять, чем тот или иной поступок им не приятен, пользовались словами

    «вежливый», «внимательный», «заботливый» и др.

    Второй вариант. Я показывала детям только ту картинку, где был изображен

    отрицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположный,

    положительный поступок. И только после этого показывала вторую картинку.

    Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания.

    Ведь ребенку очень приятно, если его называют вежливым, внимательным,

    заботливым.

    Ниже приводится примерные темы парных картинок, которые я использовала на

    уроках вежливости.

    1. Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.

    2. Как войти в комнату (раздетым или в одежде).

    3. Уступи место в автобусе.

    4. Помоги маме или бабушке донести покупки.

    5. Вежливо купи билет в кассе.

    6. Спроси у незнакомого человека, сколько времени.

    7. Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?

    8. Как спускаться или подниматься по лестнице.

    9. Пропусти в дверях старшего.

    10. Куда деть фантик от конфеты на улице.

    11. Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).

    Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки

    товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При

    ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки

    превращаются в полезные привычки.

    В формировании навыков культурного поведения я не ограничивалась только

    уроками вежливости. Широко использовала чтение художественной литературы,

    сюжетно-ролевые игры, беседа на этические темы. В своей работе привлекала и

    родителей.

    Советы начинающим воспитателям

    Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть

    добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и

    воспитывают.

    Начинающим педагогам большую помощь могут оказать игры-драматизации. Они

    хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их

    можно проводить в помещении, на участке, в лесу, на поляне.

    Ниже привожу игры-драматизации для детей различных возрастных групп.

    «Бычок» А. Барто (младшая группа).

    Воспитатель выбирает ребенка – бычка и ставит его на доску, лежащую на

    полу(земле, песке), длиной не более метра, шириной 25-30 см. Можно

    начертить изображение доски на полу мелом или на земле палочкой.

    Ход игры. Дети сидят. Ребенок, выполняющий роль бычка идет по доске,

    покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение (можно читать

    стихи всей группой):

    Идет бычок, качается,

    Вздыхает на ходу:

    «Ох, доска кончается,

    Сейчас я упаду!»

    Воспитатель обращается к детям: «Юра, Лена помогите, пожалуйста, бычку,

    снимите его с доски». Названые дети подходят к бычку берут за руки с двух

    сторон и приводят к ребятам.

    Выбираются новые действующие лица – игра повторяется.

    «Матросская шапка» А. Барто (средняя группа)

    Педагог или сами дети выбирают мальчика-капитана, трех-четырех ребят-

    лягушек. Капитану дается в руки кораблик на веревочке. Он выходит и

    становится перед детьми. Лягушки находятся несколько в стороне, но

    недалеко.

    Ход игры. Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают

    стихотворение:

    Матросская шапка, веревка в руке,

    Тяну я кораблик по быстрой реке.

    (Ребенок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных

    направлениях.)

    И скачут лягушки за мной по пятам,

    И просят меня: «Прокати, капитан».

    (Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со

    всеми: «Прокати капитан».)

    Затем на роли капитана и лягушек выбираются другие дети. Игра

    продолжается.

    «Идет кисанька из кухни». Слова народные (старшая группа).

    Слова песни нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное

    ожидание её.

    Ход игры. Дети сидят на стульях (скамейках). Из-за дверей (кустика,

    деревца) выходит ребенок, выполняющий роль кисаньки. На нем передничек, на

    шее бантик.

    Кисанька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.

    Дети читают стихи:

    Идет кисанька из кухни,

    У ней глазаньки опухли.

    О чем, кисанька, ты плачешь?

    Киска останавливается и плача отвечает детям:

    Повар пеночку слизал

    И на кисаньку сказал…

    Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также

    пожалеть кисаньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть самые

    разнообразные: поиграть с кисанькой, завязать ей бантик, если в начале игры

    она была без бантика, и т.д.

    Воспитывать тактичного собеседника

    Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную

    значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении

    оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного

    запаса.

    В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого

    раннего возраста учился и мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться

    по средством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи

    возникает следующие задача воспитания:

    - формировать у ребенка культуру речи;

    - учить его четко и ясно произносить слова;

    - правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

    - вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

    - не перебивать говорящих;

    - внимательно выслушивать указания старших;

    - говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

    - не вульгаризировать речь словами-сорняками;

    - спокойно и скромно держать себя во время разговора.

    Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит

    ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко

    улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением,

    умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением – и,

    подражая, копируют услышанное.

    Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со

    взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли

    выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон,

    выразительность речи? Всё это и многое другое педагог выясняет в разговорах

    и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной

    различной деятельности и, конечно, на занятиях.

    Воспитатель в своей работе исходит их того, что если у ребенка плохо

    развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.