Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
руководителю, который после проверки содержания и качества оформления,
подписывает титульный лист и сдает развернутый письменный отзыв объемом 1-2
страницы заведующему кафедрой информатики. В отзыве отмечается актуальность
темы, теоретический уровень и практическое значение ВКР, ее новизна, а
также недостатки.
Заведующий кафедрой информатики, где выполнялась ВКР по направлению
физико-математическое образование бакалавра профиль информатика
рассматривает работу и знакомится с отзывом научного руководителя. При
положительной оценке качества ВКР, заведующий кафедрой назначает дату и
время заседания преподавателей для предварительной защиты ВКР на кафедре и
решает вопрос о допуске бакалавра к защите ВКР в государственной
аттестационной комиссии.
В процессе подготовки к защите ВКР бакалавр должен ознакомиться с отзывом
научного руководителя и заключением кафедры информатики, продумать ответы
по существу сделанных замечаний научного руководителя, преподавателей,
заведующего кафедрой, принимавших участие в предварительной защите ВКР.
Тезисы доклада и иллюстративный материал презентации следует согласовать
с научным руководителем.
Защита ВКР в ГАК проводится публично в сроки, установленные в приказе по
университету, на открытом заседании Государственной аттестационной
комиссии. К защите допускается работа, которая соответствует требованиям
государственного образовательного стандарта по высшему профессиональному
образованию по направлению Физико-математическое образование профиль
Информатика и методическим рекомендациям учебно-методического объединения
(УМО) высших учебных заведений России по педагогическому образованию
(Учебно-методический совет физико-математического образования, Учебно-
методическая комиссия по информатике).
Цель защиты ВКР – определить уровень знаний выпускника бакалавриата
педагогического университета по определенной проблеме физико-
математического образования профиля Информатика, степень владения
теоретическими знаниями и практическими умениями решать вопросы по теме
ВКР, определяющими уровень профессиональной подготовленности бакалавра.
Во время защиты ВКР бакалавр должен сделать краткий доклад (до 10-12
мин.) о содержании проведенных научных исследований по актуальной теме, о
состоянии проблемы по теме, о характеристике объекта и предмета
исследования и кратко изложить содержание результатов теоретических и
экспериментальных исследований. Главное внимание необходимо уделить
полученным научным результатам, разработанным предложениям и сделать выводы
по работе в целом.
После окончания доклада бакалавр должен кратко, но исчерпывающе ответить
на вопросы членов ГАК и присутствующих в аудитории. на основе отзыва
научного руководителя, доклада бакалавра и его ответов на поставленные
вопросы при защите ВКР, членами ГАК выставляется общая оценка о качестве
выполненной работы и уровне профессионализма защищающегося.
После защиты ВКР Председатель ГАК объявляет решение, которое затем
оформляется приказом по педагогическому университету о присвоении научной
степени бакалавр физико-математического образования профиль Информатика.
7. Литература и документы, рекомендованные бакалавру физико-
математического образования профиль информатики для выполнения ВКР
1. Научные студенческие работы: методические рекомендации для
преподавателей и студентов. Хабаровск: ХИНХ, 1989.
2. Ашеров А.Т., Губинский А.И. Методические указания по работе над
кандидатской диссертацией по техническим наукам. Харьков. УЗПИ, 1988,
64 с.
3. Гитис Э.И. работа над кандидатской диссертацией – Приборы и системы
управления, 1984, № 1, с. 39 – 41.
4. Как писать выпускную квалификационную работу на физико-математическом
факультете. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 1999.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования направление: 540200 Физико-математическое образование
степень (квалификация) – бакалавр физико-математического образования.
Министерство образования российской Федерации. Москва. 2000.
6. Государственный образовательный стандарт специальность: 030100 –
Информатика квалификация: учитель информатики.
7. Крейг А., Росни К. Наука: энциклопедия. Пер. с англ. М.: РОСМЭН, 1996,
125 с.
8. Марценюк-Кухарук Л.О. Основы науковедения: Учебно-методическое
пособие. Киев: Укр. НИИНТИ. 1990, 72 с.
9. Глушко И.М., Сидоренко В.М. Основы научных исследований. Учебное
пособие для вузов. Харьков: Вища школа, 1989, 223 с.
10. Фрумкин Р.А. Михеев О.В. Основы научных исследований. Учебное пособие
для студентов. М: МГИ, 1990, 144 с.
11. Писарева Т.Е., Писарев В.Е. Поговорим о терминах. Вестник высшей
школы. 1980. Вып. 6, с. 19021.
12. Роберт И.В. Совершенные информационные технологии: Дидактические
проблемы. Перспективы использования. М: «Школа-пресс», 1994, 206 с.
13. Наука, образование и технологии в России. Сб. научно-аналитических
обзоров. М: ИНИОН, 1996.
14. Харченко В.К. Как заниматься наукой? Белгород: БГПУ, 1996.
15. Максименко А.Н. Лекции по методике научно-исследовательской и научно-
литературной работы. Л: Военно-медицинская академия. 1972.
16. Андреев Н.Д. Теория как форма организации научного знания. М: Наука,
1979.
17. Петрясь К.Д. Вопросы методологии исторической науки. Киев: высшая
школа, 1976.
18. Философия и методология науки: учебник для вузов. 1994, 41, 2.
19. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М: Экономика,
1983, 216 с.
20. Панчук М.Н., Дасман Б.Д. Квазиметрический метод оценки научно-
технической статьи. Научно-техническая информация. Серия 2, 1974, № 4,
с. 15-20.
21. Полонский Б.М. Методы определения новизны результатов педагогических
исследований. Советская педагогика. 1981, № 1. с. 64 – 70.
22. Косолапов В.В. Информационно-лексический анализ научного исследования.
Киев: Наукова думка, 1976, 147 с.
23. Научная и научно-организационная деятельность. РАН ДВО. Владивосток:
Дальнаука, 1996, 96 с.
24. Энгельгард В. Еще раз о научном поиске – его эмоции и конфликты. Наука
и жизнь. 1969. № 10.
25. Рудзит Р.Б. О некоторых методических принципах. Вестник высшей школы.
1981, вып. 1, с. 15.
26. Шульга З.П. О методике научно-исследовательской работы. Киев: Вища
школа, 1978, 130 с.
27. Биографический поиск информации по учебным дисциплинам. Введение в
специальность «Библиотековедение и библиография». М: 1983, 150 с.
28. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. М: Книга, 1997,
120 с.
29. Варшавский К.М. Организация труда научных работников. М: экономика,
1975.
30. Гецов Г. Как писать книги, журналы, газеты. М: Знание, 1989, 142 с.
31. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов. М.: МГУ, 1982, 108 с.
32. Основы научных исследований и техники экспериментов. Текст лекций.
Челябинск: ЧПИ, 1989, 125 с.
33. Приказ МО РФ о лицензировании РГПУ им. А.И. Герцена на право ведения
образовательной деятельности по направлению 540100 Естественнонаучное
образование профиль 540106 Информатика.
34. Проект национальной доктрины образования в РФ «Педагогические вести» №
1-2 январь 2000 года.
35. Колин К.К. На пути к новой системе образования. Институт
фундаментальной и прикладной информатики. М: РАЕН, 1997, 32 с.
36. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М: ИОШ
РАО, 1998, 228 с.
37. Концепция информатизации сферы образования российской федерации
Министерства образования России. Гос. НИИ системных исследований.
Бюллетень № 3-4, 1998, 322 с.
38. Математика и информатика. Учебник для гуманитарных факультетов
педагогических вузов. СПБ: РГПУ ИМ. А.И. Герцена, 2001, 392 с.
39. Симур Пейперт. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в
школьном образовании в России. Компьютерные инструменты в образовании.
2001, № 2, с. 24-28.
40. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика.
Учебное пособие для высшей школы. М: Академический проект, 2000, 352
с.
41. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методические основы
информатизации. РАН. Санкт-Петербургский институт информатики и
автоматизации. СПб. «Наука», 2001 г.
42. Игнатьев Н.Б. Информатика устойчивого развития. СПб. Госуниверситет,
2000, 90 с.
43. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» (Понятия,
состояния, перспективы). Москва: Институт проблем информатики. РАН,
1996).
44. Конференция информатизации сферы образования Российской Федерации.
Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», № 3-4, 1998.
45. Кинелев В.Г. Политика в области образования и новые информационные
технологии. Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе
ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.: Госкомвуз, 1996.
46. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного
познания. Москва: РАЕН «Институт фундаментальной и прикладной
информатики», 1998.
47. Румянцев И.А. и др. Физико-математическая школа высокой информационной
культуры – педагогическая информатика. 2000, № 2, с. 10-15.
48. Васильева В.М., Иезуитов А.Н., Румянцев И.А. Информационное
пространство информатики в парадигме «Наука, культура, образование»
(Методология информационного общества). Педагогическая информатика.
2001, № 1.
49. Степанов С.А. Информатика. Методическое пособие по непрерывному
компьютерному образованию. СПб. УКВЦ, 1999, 54 с.
50. Круподерова Е.П. Информационные технологии в средней школе. (ИЗ опыта
экспериментальной работы СШ № 43 г. Мурманска). Мурманск. ГМЦИТ, 1995,
38 с.
51. Учебно-методический комплекс для подготовки преподавателей
информатики. Отчет по НИП. 4.3.1. Министерства образования РФ. СПб:
РГПУ им. А.И. Герцена. 1992-1995.
52. Учебный план РГПУ им. А.И. Герцена по направлению 540200 Физико-
математическое образование профиль 540203 – Информатика.
53. Кальнин С.М., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А.
Информационное проектирование учебного процесса (теория и практика
анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО). Учебное пособие
под ред. профессора В.П. Соломина. СПБ: Образование, 1997, 234 с.
54. Рабочий учебный план кафедры информатики по физико-математическому
образованию бакалавров профиль информатика.
55. Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных
технологий в 2001/2002 учебном году. Ж-л «Информация и образование» №
6, 2001. с. 2 – 15.
56. Примерная программа по информатике для 11 – 12 классов
общеобразовательной школы. Ж-л «Информация и образование» № 8, 2002.
с. 14-18.
57. Статьи д.п.н. Кузнецова А.А. в журналах «Информатика и образование» №
1, 1997, с. 12-19, № 6, 1997, с. 13-21, № 1, 2002, с. 10-16, № 2,
2002, с. 12-17.
58. Бешенков С.А. Информатика: Единый курс от школы до вуза. Информатика и
образование, № 7, 2002, с. 2-5.
59. Поршнев С.В. О государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования по специальности «Информатика» -
Педагогическая информатика, № 4, 2002, с. 62-67.
60. Научные студенческие работы. Общие требования к содержанию и
оформлению. Под ред. Г.А. Коростеловой. Хабаровск: ХИНХ, 1989, 27 с.
61. Джей Э. Эффективная презентация. Пер. с англ. Минск: Амалфея, 1996,
208 с.
62. Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Монография.
Нижний Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 1993, 95 с.
63. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста. Вестник
высшей школы, 1998, № 1, с. 3-8.
64. Симонов В.П. Качество образования: что в основе: Как его определить?
Стандарты и качество. 1994, № 2, с. 55-58.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
к методическим рекомендациям по выполнению ВКР бакалавром физико-
математического образования
профиль информатика
Приложение 1.
Программа учебной дисциплины «Основы научных исследований»*
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Основы научных исследований» (ОНИ) относится к дисциплине,
изучение которой предусмотрено государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по направлению 540200 Физико-
математическое образование профиль 540203 Информатика
Данная дисциплина формирует у студентов знания, умения и навыки в
области теории и практики основ научных исследований – основного
направления деятельности бакалавра образования.
Важнейшими задачами курса «ОНИ» является:
- ознакомление студентов с общими сведениями о науке и научных
исследованиях;
- обучение студентов методам и методологии научных исследований;
- обучение студентов формам и методам работы с литературой;
- обучение студентов методике оформления результатов научно-
исследовательской работы;
- вооружение студентов необходимыми знаниями в области презентации
научно-исследовательской работы.
Методика изучения курса «Основы научных исследований» предусматривает
усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, практические
занятия по методам научных исследований, самостоятельную работу студентов
по изучению отдельных тем, подготовку сообщений и написание рефератов.
Условием успешного освоения данной дисциплины является выполнение
индивидуальных заданий. По результатам обучения проводится зачет.
Методические указания содержат тематику практических занятий, темы
рефератов, вопросы к зачету и список необходимой литературы.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Общие сведения о науке и научных исследованиях
Понятие науки, ее роль в информатике. Классификация наук. Потенциал
российской науки. Научные исследования: понятие, формы организации, виды
научных работ.
Тема 2. Выбор и обоснование темы научного исследования
Научные направления в информатике. Тема исследования как составная часть
проблемы, охватывающая ряд вопросов конкретного исследования.
Факторы, определяющие выбор темы научного исследования. Приемы и способы
выбора темы научного исследования.
Критерии выбора и обоснования темы научного исследования: актуальность
темы, научная новизна, практическая значимость.
Формулирование целей научного исследования, определение задач, объекта
и предмета исследования
Тема 3. Информационное обеспечение научных исследований
Источники информации: вторичные, первичные.
Сбор вторичных данных. Организация работы в вузовской библиотеке при
информационном поиске, ее фонды и их структура. Правила пользования
библиотекой [27, 28].
Справочно-поисковый аппарат библиотеки: алфавитный, систематический,
электронный каталог. Систематическая картотека статей. Тематические
картотеки. Фонд справочных библиографических и информационных изданий.
Межбиблиотечный абонемент.
Другие организации, предоставляющие вторичную информацию:
государственное статистическое управление, научно-исследовательские
институты, коммерческие фирмы.
Последовательность ознакомления с источниками литературы.
Рабочий каталог исследователя: назначение, порядок составления.
Приемы ознакомления с книгами, периодическими изданиями. Записи.
Сбор, первичных данных. План сбора первичных данных: определение методов
исследования с использованием информационных ресурсов Интернет. Требования
к организации информационного поиска с использованием литературных
источников и ресурсов Интернет.
Тема 4. План научного исследования
Виды планов научного исследования: перспективный, рабочий.
Требования, предъявляемые к плану научной работы.
Общая архитектоника научной работы: аннотация (реферат на 1 стр.,
отражающий основное содержание); введение (обоснование темы, формулировка
целей исследования); изложение, основное содержание научного исследования
(несколько глав или разделов); заключение (выводы); список использованных
источников.
Формы плана научного исследования (простой план, сложный план),
целесообразность применения.
Тема 5. Выполнение научного исследования и техника оформления его
результатов
Аналитико-критическая обработка собранной информации: приемы, результаты
(аналитический обзор по теме, формирование гипотезы, уточнение плана
научного исследования).
Содержание собственно исследовательского этапа научного исследования:
доказательство гипотезы; формирование выводов и рекомендаций; научный
эксперимент; корректировка выводов и рекомендаций.
Оформление результатов научного исследования. Виды научных документов:
реферат, статья, монография, отчет о НИР.
Тема 6. Презентация научного исследования
Основные понятия темы: презентация, ведущий, аудитория, визуальные
вспомогательные средства и иллюстрации.
Планирование презентации. Определение целей и аудитории, подготовка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|