МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика использования электронного учебника на уроках физики

    привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь

    не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от

    линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом

    выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут

    использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,

    видеофрагменты, звук.

    Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким

    предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в

    обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом

    сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны

    неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

    В настоящее время существует множество различных гипертекстовых

    форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

    Критерии выбора средств

    При выборе средств необходима оценка наличия:

    . аппаратных средств определенной конфигурации;

    . сертифицированных программных систем;

    . специалистов требуемого уровня.

    Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,

    необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем

    памяти и др.

    Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и

    гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на

    большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие

    аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

    Структурная организация электронного учебника

    На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число

    обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают

    споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции

    "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление

    учебного материала, практика, тестирование.

    В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

    1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и

    представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых

    понятий.

    2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в

    аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для

    живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого

    места.

    3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых

    лекций.

    4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,

    должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с

    движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,

    чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

    5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными

    ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а

    также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть

    подключение специализированного толкового словаря по данной предметной

    области.

    6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые

    трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для

    пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным

    учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их

    не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб

    времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной

    съемке.

    7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является

    основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

    Режимы работы электронного учебника

    Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

    . обучение без проверки;

    . обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы

    (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько

    вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

    . тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля

    знаний с выставлением оценки.

    В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

    структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного

    материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно

    использование гипертекстовой технологии.

    Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так

    как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое

    время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило,

    проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные

    методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая,

    что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование,

    сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых

    технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы

    заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться,

    что применение новых информационных технологий способствуют повышению

    эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при

    самостоятельной подготовке обучающегося.

    Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью

    необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки

    в решении задач. Для этого нужно научиться строить физические модели

    изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и

    реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ

    включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию

    структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их

    понимания, но и способствует развитию у школьника интуиции и образного

    мышления.

    Электронный учебник как средство дистанционного обучения

    Как один из режимов использования ЭУ можно рассмотреть дистанционное

    обучение.

    Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг,

    предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью

    специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на

    средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое

    телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-

    образовательная система ДО представляет собой системно-организованную

    совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов

    взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического

    обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей

    пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое

    призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

    То есть под дистанционным обучением будем понимать любой вид передачи

    знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени или пространстве.

    Если согласиться с этим определением, то "старое доброе" заочное обучение и

    есть прообраз современного ДО, в котором, однако, отсутствует элемент

    индивидуализации. Каким же образом можно привнести элементы

    индивидуализации в компоненты дистанционного обучения?

    Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью

    воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды

    передачи информации, и, что нам представляется наиболее важным, только они

    могут реализовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить

    преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения

    учебного материала, то становится совершенно очевидным, что принципиальное

    отличие ДО в сегодняшнем его понимании от традиционного заочного

    заключается не только в том, что "перо и бумагу" заменяет компьютер, а

    "голубиную почту" - Интернет. Мультимедийный компьютер - это не только

    новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно

    и адекватно отображающее модель "face to face". Кроме этого, только в

    компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на

    основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших

    составляющих индивидуализации обучения.

    Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление

    интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их

    непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива

    знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной

    информационной технологии.

    Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются. Это:

    1) пространственная разделённость обучающего и обучаемого;

    2) усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в

    постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;

    3) подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного

    изучения.

    Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание

    новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде

    общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не

    просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают

    собственное понимание предметного содержания обучения.

    На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель,

    основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения —

    учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся

    играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности —

    сотрудничество.

    В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели

    деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Считаетя

    ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих

    технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно

    получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы

    традиционного очного обучения.

    Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно

    начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей

    новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям

    дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам,

    корректировки критериев обучённости.

    Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и

    коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

    • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью

    определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения

    учащихся в отбор, проработку и организацию материала;

    • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого

    определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

    • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что

    достигается расширением и углублением учебных технологии и приемов.

    К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными

    технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует

    отнести:

    • принцип активности;

    • принцип самостоятельности;

    • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной

    работы;

    • принцип мотивации;

    • принцип связи теорий с практикой;

    • принцип эффективности.

    В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые

    используются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать

    возможность:

    • индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс

    обучения;

    • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

    • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной

    деятельности учащегося;

    • демонстрировать визуальную учебную информацию;

    • моделировать и имитировать процессы и явления;

    • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях

    виртуальной реальности;

    • прививать умение в принятии оптимальных решений;

    • повысить интерес к процессу обучения;

    • передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую

    важность определения целей курса.

    Для построения четкого плана курса необходимо:

    · определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны

    изучить;

    • конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны

    уметь делать;

    • спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь

    целей.

    Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали

    определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса.

    Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в

    состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима

    постановка целей для о каждого урока курса.

    Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной

    деятельности учащихся и определить, па какой стадии он находится.

    Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

    • настроить мышление на тему обучения;

    • сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;

    • тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам

    оценивания.

    Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со

    сформулированными целями.

    При Планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо

    принимать во внимание, что основные три Компоненты деятельности педагога, а

    именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют

    свое значение и в курсах ДО. Разработанный и реализованный нами подход к

    дистанционному обучению заключается в следующем:

    • перед началом дистанционного обучения производится психологическое

    тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к

    обучению;

    • учебный материал представлен в структурированном виде, что

    позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;

    • контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы

    тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом.

    Изучение таким образом предметов школьного курса может быть использовано

    школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве

    своеобразного репетитора по конкретным предметам и темам.

    • Содержание предлагаемого к освоению курса дистанционного обучения

    педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса

    психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который

    удовлетворяет вышеизложенным принципам.

    Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тестов

    и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирования

    обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет

    учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия

    обучения.

    Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных

    материалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к

    ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в

    себя:

    1) информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;

    2) биографическую информацию о преподавателе;

    3) технологию построения учебного курса;

    4) цели курса;

    5) критерии окончания обучения;

    6) часы телефонных консультаций;

    7) описание экзаменов, проектов, письменных работ;

    8) другие инструкции.

    Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы для

    дистанционного обучения, разделен на независимые темы-модули, каждая из

    которых дает целостное представление об определенной тематической области,

    что способствует индивидуализации процесса обучения, т. е. обучающийся

    может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или

    изучение только конкретных тем. При выборе первого варианта учащемуся по

    мере освоения материала высылается следующий модуль, и, таким образом, по

    завершении курса учащийся имеет целостный электронный учебник по данному

    предмету.

    Каждый модуль содержит:

    • наименование темы;

    • учебные вопросы и их нормативную трудоемкость;

    • цели уроков;

    • методические указания о порядке и последовательности изучения темы

    модуля;

    • используемые учебные материалы;

    • упражнения и тесты для самопроверки, а также ссылки на правильные

    ответы, чтобы обучающиеся могли проверить свое понимание учебного материала

    и управлять своим обучением;

    • упражнения и тесты для итогового контроля.

    Курс рассчитан на определенный срок изучения, в зависимости от его

    трудоемкости. Руководствуясь учебной программой и методическими указаниями,

    обучающийся составляет персональный план обучения, т. е. расписание своих

    собственных учебных занятий. Таким образом, обучающийся определит, в какой

    конкретно день какой учебный вопрос модуля учебной программы он будет

    изучать, и сможет регулярно отмечать в этом персональном плане результаты

    своей учебы.

    Далее следует этап изучения теоретического материала, изложенного в

    электронном учебнике.

    Выбрав пункт в содержании, необходимо рассмотреть структурную схему

    параграфа, определить вид каждой структурной единицы и рассмотреть связи

    между ними внутри параграфа. Учитывая связи между структурными единицами из

    разных параграфов, необходимо выбрать самые важные структурные единицы и

    обратить на них особое внимание при изучении.

    Если для изучения структурной единицы требуются знания единиц из

    предыдущих параграфов, необходимо их повторить, после чего Можно перейти к

    изучению содержания структурной единицы.

    После освоения содержания каждой структурной единицы целесообразно

    вновь вернуться к структурной схеме параграфа, для повторения взаимосвязей

    и систематизации изученного материала.

    На следующем этапе работы с темой-модулем обучаемый может проверить

    степень усвоенного материала и выявить пробелы в знаниях с помощью

    предложенных для самопроверки тестов. Если возникают затруднения при

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.