МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы воспитания и перевоспитания

    остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как

    можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.

    При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа

    исправления, а стало быть, уничтожения недостатков – опора на

    положительное. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных

    сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы и строя свою работу

    с ним не на подчеркивании того, что не следует делать, а наоборот, на

    хороших сторонах характера.

    3.2. Функции и задачи перевоспитания.

    Признавая тезис о социальной природе отрицательных явлений в духовном

    мире человека, педагогика тем самым обращает главное внимание на изменение

    жизни общества, на улучшение воспитания, на борьбу с отрицательными

    общественными явлениями как важными компонентами перевоспитания.

    Чем выше общество в своем развитии, тем качественнее оно решает задачи

    воспитания и тем меньше остается возможностей для проявления и сохранения

    отрицательного в духовном мире человека. Улучшение окружающей

    действительности приводит к уничтожению отрицательных явлений,

    способствующих возникновению нравственных пороков и недостатков. Социальное

    оздоровление – вот основа перевоспитания личности.

    Как было сказано, трудновоспитуемость в большинстве случаев не является

    определяющим компонентом духовного лица, поскольку оно не отменяет общих

    закономерностей формирования личности, возрастных и индивидуальных

    особенностей.

    Сущность перевоспитания неотъемлемая часть от общих закономерностей

    воспитания. Каковы же они? В поведении

    людей всегда сочетаются отношения к себе и другим, что находит отражение в

    самой сущности нравственности. Деятельность человека – есть воплощение

    единства отношения к миру и себе.

    Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и

    личности: оно призвано устранить трудности и препятствия на пути развития,

    как коллектива, так и личности.

    Его функции следующие:

    а) интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников

    за счет устранения неблагоприятных условий и преодоления внутренних

    предпосылок трудновоспитуемости;

    б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека;

    в) устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок,

    допущенных в формировании личности;

    г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в

    себе и окружающей действительности.

    В этом плане воспитание выступает как важная часть подготовки человека

    к жизни в обществе. Чтобы подготовить человека к жизни, надо организовать

    воспитание как преодоление трудностей, как борьбу с недостатками в

    окружающем мире и в себе самом.

    Перевоспитание выполняет следующие задачи:

    1. Использование социальных условий воспитательных возможностей нашего

    общества для устранения и уничтожения влияния пережитков прошлого и

    других нездоровых внешних воздействий, порождающих поддерживающих

    трудновоспитуемость.

    2. Лечебно-педагогическая работа по исправлению внутренних предпосылок

    трудновоспитуемости. Под медико-педагогической коррекцией поведения

    трудных детей понимаются медицинские, психологические и педагогические

    меры, которые способствуют выявлению, предупреждению и преодолению

    психических искажений, отклонений в поведении и деятельности

    трудновоспитуемых. При этом вся лечебно-профилактическая работа должна

    быть направлена на обнаружение и устранение пробелов и искажений в

    психическом развитии, которые способствуют появлению

    трудновоспитуемости.

    Поскольку перевоспитание – это проблема воспитания и лечения,

    следует так организовать учебно-воспитательную работу, чтобы она включала

    в себя пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный

    медицинский контроль за здоровьем.

    3. Исправление ошибок, допущенных в семейном и школьном воспитании. Эта

    задача перевоспитания является трудоемкой и сложной.

    4. Устранение пробелов и искажений в психическом развитии. В первую очередь

    следует ускорить умственное развитие трудного школьника, сосредоточить

    внимание на его нравственных отклонениях.

    Другое направление – установление наиболее разумного гигиенического

    режима в школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается

    перегрузка учебной деятельности.

    Третье направление совместной работы – тщательное медицинское

    обследование ребенка и его лечение.

    Психологическая и практическая подготовка личности к самовоспитанию,

    руководство этим процессом. С того момента, когда сформирована объективная

    самооценка, перевоспитание должно включать в себя самоперевоспитание и

    самосовершенствование личности. Данная задача требует активной позиции

    самого подростка.

    3.3. Методы перевоспитания.

    Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости от характера

    педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом,

    воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения

    воспитуемого, его образа жизни и окружения.

    Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами

    воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным

    продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в

    воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является

    специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от

    таких общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра,

    труд.

    В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы,

    которые оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков.

    Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является

    приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.

    Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из

    направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние

    годы.

    Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и

    перевоспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С.

    Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

    В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом

    содержания и устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать

    средства перевоспитания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих

    учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные

    влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого

    воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами,

    вредными привычками. Каждый метод выполняет

    определенную ведущую функцию. Переубеждение -

    призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и

    положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено

    для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных

    потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип

    поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал

    мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе

    эмоциональных бурных переживаний.)

    «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир

    ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

    Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации

    воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

    Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают

    отрицательное.

    Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов

    воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание,

    поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию

    («взрыв», переключение, «реконструкция»).

    Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во

    взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение

    эффективно при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки

    себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива;

    переучивание органически связанно с приучением к деятельности,

    «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим

    условием действенности специфических методов перевоспитания выступает

    воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание.

    Общим требованием к методам перевоспитания является применение их

    через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю

    привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при

    осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя

    выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как

    осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом,

    контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход

    увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода

    перевоспитания в самоперевоспитание.

    Эффективность методов перевоспитания в значительной мере зависит от

    восприятия и переработки подростками тех воспитательных мер, которые

    применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет

    воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение.

    Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки,

    трудно рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

    Переубеждение.

    Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание

    и «взрыв» — разрушение отрицательного.

    Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и

    одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему

    придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на

    изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в

    результате воздействия на ее сознание возникает чувство

    неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные

    чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной

    неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего

    поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от

    нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют

    формированию социально ценного жизненного опыта.

    В детской среде иногда устанавливается

    неправильное отношение к нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что

    мы называем антиидеалами (учиться отлично ненормально, учатся

    добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки

    умного и способного школьника не влияют на его положение в коллективе;

    вести себя безукоризненно — значит быть паинькой.

    Нормальный школьник должен иметь замечания от учителей, иначе его не

    будут уважать;

    Обманывать учителя — признак ума и находчивости, не грех и разыграть

    товарища, даже смошенничать;

    Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной

    критики учителей может, по мнению многих трудных подростков, только человек

    с сильным характером.

    Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в

    коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды

    оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

    Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех

    учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Классный

    руководитель, учителя должны предупреждать отрицательные действия и

    поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достигнуть,

    они разрушаются под влиянием здорового общественного мнения.

    Отсутствие же контроля позволяет трудному и дальше поступать

    безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного

    поведения подросток создает новые, сохраняя свои неправильные убеждения.

    Словесные воспитательные влияния не дают положительного результата,

    если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого,

    реальными поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания

    необходимо также исключить противоречия между словами и действиями учителей

    (угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами

    поступают иначе). Двойная мораль в ближайшем социальном

    окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.

    Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений.

    Поэтому в процессе переубеждения неизбежны срывы и ошибки в поведении,

    деятельности и общении.

    Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов.

    Общим условием ее эффективности является создание в зоне ближайшего

    социального окружения такой атмосферы, чтобы трудный почувствовал угрызения

    совести, огорчение от своего поведения.

    Метод переубеждения эффективен в том случае, если он исходит от

    человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить

    неправильные взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо

    расшатать неправильные убеждения, а затем окончательно их перестроить.

    Процесс расшатывания, требующий много времени и усилий педагога,

    включает ряд приемов:

    . Побудить подростка к сравнению себя с другим, поближе познакомить с

    интересным для него человеком, который руководствуется

    противоположными взглядами (например, трудный не хочет учиться, а его

    знакомый много читает, изучает и работает на компьютере, не может

    сидеть без дела, получает удовольствие от работы и т. д.);

    . Показать, куда в будущем могут привести трудного его неправильные

    взгляды и установки (например, рассказать о человеке, который страдал

    теми же недостатками и, в конечном счете, погубил свой талант, свою

    жизнь, потерял самое дорогое — свободу, честь, совесть);

    . Довести до парадокса логику рассуждений подростка, отстаивающего свои

    убеждения (например, что будет, если все станут на такую же позицию);

    . Создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е. предоставить

    возможность высказать все аргументы в защиту своих взглядов, а затем

    каждый аргумент опровергнуть.

    Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения

    коллективом действий и поступков трудного, критики отрицательного

    поведения, вытекающего из неправильных убеждений. Покажем это на конкретном

    примере.

    Опыт показывает, что каждое неправильное убеждение разрушается медленно

    и преимущественно под влиянием сильных, ярких, неопровержимых фактов.

    Перестройка убеждений завершается этапом их разрушения при

    одновременной замене неправильных взглядов подлинно нравственными

    представлениями, установками и ценностями. Это наиболее важный этап

    переубеждения.

    Для разрушения неправильных убеждений используются столкновение ценностей в

    духовном мире подростка:

    . Хочется стать сильным, заниматься любимым видом спорта, но для

    этого надо выполнять режим дня, добросовестно учиться;

    . Можно записаться в авто или мотокружок, но для этого надо не иметь

    двоек;

    . Можно пойти в туристский поход на шлюпках, но надо стать дисцип-

    линированным, организованным, иметь примерное поведение.

    Столкновение нравственных качеств педагога с неправильным поведением

    ученика: в ответ на грубость учитель проявляет сдержанность и вежливость,

    подчеркнутое уважение личного достоинства подростка. Перестройка взглядов

    путем оказания подростку доверия, уважения даже тогда, когда он совершает

    неправильный поступок.

    Открытая борьба между неправильными убеждениями подростка и здоровым

    общественным мнением класса, построенная на аргументированном, с опорой на

    практический опыт детей опровержении каждого довода, из которого

    складывается неправильное убеждение.

    В результате рационального и эмоционального воздействия посредством

    столкновения жизненного опыта подростка с опытом коллектива, авторитетных

    для него людей и одновременного противоборства взаимоисключающих идей и

    осуществляется переубеждение.

    Перестройка взглядов происходит эффективнее, если аргументы подростка

    не просто опровергаются, а вскрывается причина их появления (откуда они

    взялись, почему именно, кто подобные взгляды распространяет).

    Если удается найти аналогичные высказывания у отрицательных героев

    литературных произведений, то сравнение должно быть весьма деликатным:

    «Подобную мысль уже не раз высказывали в прошлом (читается высказывание,

    указывается автор и источник). Задумайтесь, случайно ли взгляды некоторых

    наших товарищей совпадают с этой точкой зрения?»

    Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые

    правильные, но ложно толкуемые доводы, доказательства и сказать: «Здесь ты

    прав. Но ведь отсюда следует вот что, а не то, что ты предлагаешь».

    Признание частичной правоты облегчает подростку отказ от неправильного в

    целом убеждения.

    И еще одно требование к переубеждению: его связь с методами

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.