МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

    Ребенок же еще не способен к такому преодолению.

    Новлянская З. Н. приводит следующий пример для иллюстрации действия

    приема, названного "воображение против воображения" (18, с. 16(.

    Мама четырехлетней девочки рассказывает: "Представляете - выдумала

    какой-то черный цветок, который прилетит в темноте нас душить. Комнату на

    ночь проветривать не дает - боится открытой форточки. Я ей объясняю, что

    все это глупости, что цветы не могут летать и душить не могут. Слушает,

    молчит, но чувствую - не верит. Сама не спит и нам не дает…". Маме дали

    простой и, как ей показалось сначала, странный совет. Ей сказали: "Не

    спорьте с дочкой. Согласитесь с ней, допустите, что Черный Цветок летает. И

    расскажите, к примеру, о том, что Колючий Кактус на вашем окне хороший

    сторож. И он никакой вредный цветок в дом не пустит: он ведь любит

    девочку". Мама, хотя и не очень верила, что получит желаемый результат,

    послушалась и рассказала вечером девочку сказку о добром Кактусе. Ночные

    страхи закончились. Ребенок сразу почувствовал себя в безопасности и

    успокоился.

    Это прием - "воображение против воображения" - действует в дошкольном

    возрасте безотказно. В основе такого безотказного действия лежат несколько

    условий:

    > обостренная эмоциональность детского восприятия окружающего;

    > особая внутренняя "логика" детского воображения, отличающаяся от

    обычного хода "взрослого" рассуждения"

    > вера, которую рождают в ребенке образы фантазии.

    Этого всего не учитывала мама, когда пыталась дать рациональное

    объяснение. Во-первых, оно никак не затрагивало эмоциональной сферы, в то

    время как образ, созданный воображением, был эмоционален. Во-вторых, мамино

    рассуждение развивалось в системе другой логики, в системе, где "цветы все

    могут". В третьих, девочка уже поверила своему воображению, а то, во что

    верит человек, не так просто разрушить. Вот эту веру мама и не приняла

    всерьез, как обычно делают большинство взрослых, которые уже не понимают,

    как можно верить "глупым сказкам".

    Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный

    процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир,

    наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение

    является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом

    своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному ребенку

    свойственны два вида игры воображения: подражание, когда ребенок

    воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры "понарошку", то есть

    воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в

    нечто далекое от его первоначального назначения. Иначе говоря, предмет с

    весьма ограниченным реальным содержанием служит трамплином для

    безграничного полета детской фантазии и образного мышления. Этот вид

    "детской метафоры" вносит свою лепту в непрерывный процесс познания мира

    ребенком. Все, что ребенок узнает, тут же ложится в основу его игр или

    рассказов, которые в свою очередь, помогают усвоить вновь узнанное.

    Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям

    действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое

    проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное

    поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для

    воздействия.

    Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ -

    сказку, притчу, миф - в своей работе. Именно контекст профессионального

    использования метода придает ему окончательный смысл и определяет

    результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным

    воздействием, в другом - просто одной из многих техник, а в третьем

    терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что

    также неплохо и немало.

    Отличительной чертой здесь является методологическая простота

    использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком

    теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты,

    помогая ребенку выбраться из затруднений.

    Не мудрствуя над рассказанной историей, дети просто ныряют в нее.

    Приведенное в действие воображение и является основным преобразующим

    фактором, ибо душа ребенка жаждет вымысла, способного исцелить (31(.

    Рассмотрев значение сказки, фантазии в жизни ребенка, необходимо более

    подробно остановиться на рассмотрении возможностей метода и способов работы

    со сказкой, а также теоретическом обосновании метода.

    1.3. Технические возможности сказки и метафоры.

    1.3.1. Диагностические возможности сказки.

    Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к

    индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до

    этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта

    и такта, но и знания.

    Для практической работы при профессиональном толковании требуется, с

    одной стороны, специфическая сноровка и способность к чувственному

    проникновению, а с другой - значительные знания в сфере истории символов.

    Как и при всякой практической психологической деятельности, здесь не

    обойдешься интеллектом, но требуется также чувство, потому что иначе будет

    упущена необычайно важная эмоциональная окраска фантазии, а без нее

    толкование невозможно. Так как сказка, фантазия исходит из целостного

    человека, то тот, кто пытается толковать, также должен обращаться к

    целостному человеку.

    Толкование и интерпретация на основании какой-либо общей теории или

    предпосылки - вещь ненадежная и вредная. Поэтому, прежде чем приступить к

    интерпретации фантазии, толкованию смысла, следовало бы руководствоваться

    принципом: "Это может означать все". Фантазия может с таким же успехом не

    противоречить сознанию, а даже сопутствовать ему (что вполне соответствует

    его компенсаторной функции). Нередко максимум того, чем приходится

    довольствоваться - это какое-либо предположение. Во всяком случае, на

    сегодняшний день для интерпретации нет безошибочного метода, или абсолютно

    удовлетворительной теории. Но ведь "научное мышление - только одна из

    духовных способностей человека, которая нам дана для постижения мира" (37,

    с. 183(. Вероятно, лучше было бы понимать сказку, как произведение

    искусства, нежели как материал для эксперимента. Ведь самое важное, как

    утверждал К. Г. Юнг, "состоит в том, чтобы нам удалось осознать

    бессознательную компенсацию и тем самым преодолеть односторонность и

    неполноту сознания" (37, с. 183(.

    Технические возможности сказки объясняются, в первую очередь,

    особенностями метода, как проективного исследования.

    Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-

    экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее

    доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они отражают как на

    экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимосвязи и

    целостности функционирования (27, с. 12(.

    Метод ориентирован на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных

    форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным

    собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную

    область детской психики. Значащие переживания, личностные смыслы и другие

    образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения,

    не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при обращении к

    данным наблюдения поведения. Проективная методика позволяет опосредованно,

    моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти

    личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных

    установок.

    Анализ детского сказко-творчества обладает следующими отличительными

    признаками проективных методик, которые объясняют его эффективность:

    > неопределенность стимульного материала или инструкции, благодаря чему

    ребенок обладает свободой в выборе ответа или тактики поведения, и

    которая способствует тому, что поведение более чем когда-либо

    детерминируется не нормативами, а собственной системой мотивов,

    ценностей человека;

    > деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и

    при полном отсутствии оценочного отношения со стороны

    экспериментатора, что способствует максимальной проекции личности, не

    ограничиваемой социальными нормами и оценками;

    > методика измеряет не ту или иную психическую функцию, а своего рода

    модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

    В интерпретативных тестах, к которым относится и данная методика,

    проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок

    личности.

    Каждый человек обладает личностными смыслами, и каждый сталкивается с

    теми или иными препятствиями. При этом в определенный момент как внешние,

    так и внутренние оказываются незавершенными. Ситуация проективного

    эксперимента предлагает человеку условия замечающего действия; чем

    добросовестнее человек относится к инструкции, тем более он обращается к

    своему опыту. Однако там ближе всего хранится прерванное действие и

    соответствующая ему ситуация. Неосознанно, а иногда и осознанно, человек

    пытается завершить прерванное действие; однако, как этого требуют новые

    условия, такое завершение возможно лишь в символическом плане, путем

    "управления" судьбами персонажей, их мыслями и чувствами. При этом человек

    использует решения, ему наиболее присущие, составляющие его индивидуальный

    стиль.

    Согласно развиваемому здесь тезису, из материала, то есть сказки

    испытуемого, исследователь "вычерпывает" личностный смысл целей и

    обстоятельств действии, и, прежде всего - обстоятельств, имеющих для

    человека преградный, конфликтный смысл (27, с. 69(.

    Сущность метафоры - иносказательность, аллегория - основа сказки, как

    литературного жанра. Метафора активизирует психическую деятельность

    читателя и слушателя и как средство эмоционального воздействия на человека

    должна найти отклик в его душе, вызвать в ней переживания, экспрессивный

    эффект, в отличие от языковых оценочных отношений, апеллирующих к разуму

    адресата, его нормативному настрою.

    Ведущим фактором при создании метафоры является личность ее автора,

    так как процесс метафоризации включает в себя, прежде всего, мотив выбора

    того или иного выражения в зависимости от замысла и погруженности этого

    выбора в некоторый прагматический интерес субъекта и определенную

    предметную область (28(.

    Указывая, что метафора формируется в контексте модуса фиктивности "как

    если бы", с помощью которого вводится любой "возможный мир", К. К. Жоль

    (9(, определяет тем самым роль воображения в процессе ее создания:

    воображение снимает явные и неявные ограничения, расширяет возможности

    перехода от одной системы значений к другой.

    Объединяя в себе логическое и чувственное восприятие мира, метафора

    тем самым разрушает противоречия, возникающие при его познании. Через

    метафору мы общаемся с внутренним - идеальным - миром, осознаем чувства и

    эмоциональные состояния.

    Психологический феномен метафоры заключается в способности

    активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы. Чтобы метафора была

    необычной и красивой, глубокой, необходимы оригинальность и

    восприимчивость. Процесс конструирования метафоры - одна из творческой

    деятельности. Эта творческая деятельность проявляется как результат

    индивидуального опыта субъекта, его ответная реакция на изменения в

    окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Интегрируя различные

    формы опыта, метафора тем самым реализует возможные способы репрезентации

    действительности.

    Рассмотрим основные способы психодиагностики с помощью сказки,

    применяемые в работе с ребенком.

    1. Рассказываем ребенку сказку и отслеживаем его реакции. Для этого

    необходимо погрузить ребенка в сказку, ввести в состояние, подобное

    легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами,

    распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых

    оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами НЛП.

    "В некотором царстве, в некотором государстве…" - как прост и в тоже

    время загадочен язык сказки. И ребенок погружается в царство сказки, в мир

    фантазии. И проживает целую жизнь с сильным и смелым Иваном-Царевичем,

    спасая прекрасную царевну.

    Психолог должен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные

    поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи;

    отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка

    необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее

    значимые места.

    Необходимо обращать внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на

    те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли

    внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с

    кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом

    нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

    Этот метод диагностики можно применять для детей младшего и

    дошкольного возраста.

    2. Просим ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее

    запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что

    сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами

    родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев (3(.

    Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный

    жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником -

    идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю

    взрослую жизнь.

    При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно

    тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к

    ним приближаемся, тем лучше для клиента. Когда взрослый человек обращается

    к психотерапевту, его жизненный сценарий уже трудно переделать. Поэтому

    диагностическую и коррекционную работу начинать нужно как можно раньше,

    когда ребенок только усвоил мифы и сказки, и делает "первые в них шаги". К

    тому же работа с ребенком легче для психолога еще и потому, что его

    психологические защиты не стали "закостенелыми", а выражение своих чувств и

    эмоций не столь сильно сдерживает "родительский контроль", поэтому проекция

    является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной.

    Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам. Которые мы

    находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и

    Фрейда. Трансакционные аналитики (Берн Э. и др.) не проповедают мысль о

    том, что человеческие жизненные планы конструицируются наподобие мифов или

    волшебных сказок. Они видят, что чаще всего детские решения, а не

    сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека.

    Чтобы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается

    впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то

    стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их

    автобиографиях или трудовых книжках. Эти противоречия существуют с самого

    возникновения человеческого рода.

    Постепенно психотерапевты стали уяснять: то, что бывает порой

    бессмысленно с очки зрения Взрослого, имеет глубокий смысл применительно к

    части личности, называемой Ребенком (3, с. 220(. Ведь Ребенок любит мифы и

    волшебные сказки, верит, что именно таков был или мог быть когда-то мир.

    Поэтому можно обнаружить: планируя свою жизнь, дети часто следуют любимой

    истории. Эти планы могут сохраняться и в двадцать, и в шестьдесят лет,

    иногда даже преобладая над здравым смыслом. В поисках того. Что произошло

    на самом деле, психотерапевт обнаруживает, что результат почти всегда был в

    основном запланирован в возрасте до шести лет. Планы, или сценарии, имеют

    определенные общие элементы, образующие сценарный аппарат. Представляете,

    что в хороших сценариях работает один и тот же аппарат: творцы, лидеры,

    герои, почтенные предки. Аппарат определяет структурирование жизненного

    времени и оказывается тем же самым, что и аппарат, используемый для этой

    цели в волшебных сказках.

    Ребенок живет в мире прекрасной волшебной сказки, в мире наивном или

    жестоком, и верит в основном в волшебство. Поэтому он ищет волшебных путей

    к спасению через суеверие или фантазию. Когда они не срабатывают, он

    оказывается во власти "демона" (который представляет самый архаический слой

    личности - Ребенок Ребенка - и присутствует с самого начала).

    Многие темы жизненных сценариев в основном те же, что и в волшебных

    сказках: любовь, ненависть, благодарность и месть.

    Возраст от шести до десяти лет в психоанализе называется латентным

    периодом. В это время ребенок старается увидеть, скорее узнать, как можно

    больше обо всем в мире, в эту пору у него имеется лишь смутное

    представление о своих целях в жизни.

    Большинство детей начинает свою сознательную жизнь с желанием жить

    вечно и всегда любить своих близких. Но многие обстоятельства жизни через

    пять - шесть лет могут заставить ребенка взглянуть на эти проблемы иначе. И

    он может решить (что понятно из ограниченности его опыта) умереть молодым

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.