МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

    личности, позволяют исследовать личностные образования.

    Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим

    усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое

    проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное

    поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для

    воздействия.

    Для эффективной диагностической работы требуется не только способность

    к чувственному проникновению, но и такт и, конечно, знания в области

    педагогики, психологии, в сфере истории символов, интеллектуальная

    гибкость.

    Обобщая представленные в работе данные, можно сделать следующие

    выводы.

    Богатейший материал для диагностики детских представлений дает анализ

    продуктов их фантазии. О представлениях детей о мире можно судить по тому,

    что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они

    приписывают людям или предметам.

    В большинстве случаев дети к возрасту 10 - 12 лет хорошо усваивают

    дифференциацию мужских и женских ролей, к этому времени завершается процесс

    половой идентификации, происходит усвоение установленных обществом

    стандартов.

    На основании того, какие личностные свойства и функции приписывают

    дети мужским и женским персонажам сказки, можно сделать выводы о той

    индивидуальной системе половых ролей, в свете которой ребенок различает

    критерий "мужественности" и "женственности". В сказке, рассказе, волшебной

    истории, рассказанной самим ребенком, персонажи проявляют свои феминные и

    маскулинные качества в рамках той системы половых ролей, в свете которой

    сам ребенок различает эти критерии.

    Сказка дает возможность проанализировать, как ребенок усвоил и

    преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социо-

    культурным окружением и воспитанием.

    При анализе проявления феминных и маскулинных качеств героями сказки

    можно сделать вывод о сформированности Анимы и Анимуса (пользуясь

    терминологией К. Г. Юнга), как внутреннего образа женщины и мужчины.

    В зависимости от того, какие качества персонажей, являющиеся типично

    мужскими или типично женскими, поощряются ребенком, вызывают наибольший его

    интерес, наиболее ярко эмоционально окрашены, можно сделать вывод об

    индивидуальной системе оценок и предпочтений ребенка.

    Отклонения в процессе формирования полоролевых стереотипов, выявленные

    с помощью диагностических возможностей сказки, могут быть связаны с

    влиянием:

    > социо-культурных факторов (мода, общественная феминизация, подрыв

    "мужского начала" в семье и обществе и т.д.);

    > воспитательного процесса (различия в типах родительского поведения с

    мальчиками и девочками, особенности семейной ситуации, "родительское

    программирование" и т.д.);

    > биологических и других факторов.

    Сказка может быть использована и как коррекционный прием при работе с

    выявленными отклонениями. Если чрезмерное акцентирование половой специфики

    создает психологические проблемы, если личностный рост ребенка затрудняется

    из-за сдерживания проявлений ребенком феминных или маскулинных качеств, -

    можно использовать психотерапевтическую метафору в виде сказки, рассказа,

    байки. Как и всякая коррекция, она должна быть направлена на преодоление

    стереотипного поведения, мешающего развитию ребенка.

    Представляется интересной дальнейшая научно-практическая работа в

    направлении разработки эффективных коррекционных приемов и их

    теоретического обоснования: для различных вариантов отклонений в

    формировании полоролевых стереотипов и для различных возрастных периодов.

    1.

    Приложения.

    Приложение 1.

    Испытуемый: мальчик Дима; 12 лет; активный, творческий ребенок. Семья

    полная, но воспитанием занимается преимущественно мама ввиду частого

    отсутствия отцы. Старший брат живет в другом городе.

    Сказка (№1):

    "Жили-были дед с бабой. Вот… значит… (пытается сосредоточиться). У них

    не было никого, ну, сыновей. И они думали, что надо бы им взять кого-нибудь

    (теребит себя за пуговицу).

    Однажды дед пошел в лес нарубить дров. Шел по лесу, шел, вдруг видит -

    стоит коряга, похожая на человека. Ветки - как руки, корни - как ноги.

    Смотрел он на эту корягу долго-долго. И вдруг коряга превратилась в

    человека. Во взрослого уже мужчину. Привел старик этого мужчину домой к

    себе, стали они жить вместе (оживляется, потирая руки).

    Вдруг на деревню напал Великан. Он приходил в деревню каждые десять

    лет и забирал жертву. Решил Герой его победить. Встреча должна была быть на

    горе. Пришел Герой на нужное место. Там уже ждет его Великан (далее идет

    подробное описание сражения, очень оживленно размахивая руками).

    Герой подпрыгнул, ударил Великана по колену. Великан схватился за

    колено, а Герой ему как ударит в глаз! Тот взвыл. Повалился (и т.д. в

    течение 3 минут). Так они победили Великана. И устроили люди пир на всю

    деревню.

    - А что было потом?

    Дальше все было мирно и хорошо. А Герой остался старикам вместо сына.

    - А какие они были, эти старики?

    Ну, обычные старики… Дед такой худоватый, веселый, очень добрый,

    высокий. А баба… Обыкновенная (смутился). Как бабушка просто.

    - А зачем Герою надо было сражаться с Великаном?

    Чтобы спасти всю деревню. Ведь деревня мучилась. А он жил в этой

    деревне. Вот он и решил всех спасти. Великан ведь забирал не каких-нибудь

    стариков, а самых здоровых и молодых".

    Приложение 2.

    Анализ сказки №1.

    Персонажи: дед с бабой - нейтральные, Герой - положительный персонаж,

    Великан - отрицательный.

    Авантюрная сказка с элементами волшебства. Герой проявляет силу,

    ловкость, благородство души.

    Сказка разделена на две подтемы: а) дед с бабой получают долгожданного

    сына; б) Герой избавляет деревню от мучителя. Но сюжетная линия выдержана.

    Затруднение стариков - их бездетность и одиночество. На решение

    проблемы выдвигается фигура деда. Он решает ее активно, то есть хотел сына

    - разглядел ("долго-долго") - получил сына; хоть и присутствует элемент

    везения, чуда.

    Затруднение Героя - был корягой, но с "помощью" деда стал мужчиной,

    способным самостоятельно решить самую важную проблему. Способ разрешения

    затруднений - активный.

    Если использовать терминологию Юнга, то можно выделить следующие

    проявившиеся в сказке структурные составляющие личности:

    1) Великан олицетворяет собой "тень", при этом интересно, что

    проявление гипермаскулинности очень редкое (один раз в 10 лет),

    следовательно, агрессивность запрятана довольно глубоко (вытеснена

    в бессознательное).

    2) "Анима" еще не проявляется в ребенке (через проявление феминных

    качеств). На пути гармонизации личности необходимо помочь ребенку

    обрести женскую часть души, сформировать внутренний образ женщины.

    Женские персонажи в сказке не являются действующими; фигура бабы не

    характеризуется, является безликой и безмолвной. Все решения

    принимаются дедом единолично ("разглядел" сына, привел его к себе

    домой). Традиционная свадьба в конце сказки отсутствует.

    3) Основная функция "эго" (Герой) - противостоять возможным попыткам

    бессознательного разрушить целостность.

    4) Ресурсным "эго" выступает образ деда; это тот внутренний ресурс,

    альтер-эго, которое ребенок может использовать. Его функция -

    помочь невероятному преуспеванию; "разглядеть, очень сильно

    захотев".

    Гора очень часто означает самость; величина и возвышенность горы

    предвещают взрослую личность.

    Выявлено стремление ребенка проявить свои маскулинные качества

    (решительность, силу, отвагу, агрессивность и благородство). Но все это

    ребенком не проявляется в силу гуманного воспитания.

    Я - концепция ребенка скорее является искаженной, так как существует

    слишком большой разрыв между состоянием я-реальным (коряга) и я-идеальным

    (Герой). Поэтому из-за низкой самооценки и высоких требований к себе

    возможны затруднения в личностном росте.

    Цель дальнейшей работы - сократить разрыв между я-реальным и я-

    идеальным для обеспечения возможности личностного роста. Необходимо помочь

    ребенку использовать свои внутренние ресурсы, то есть задействовать

    собственный личностный потенциал для повышения самооценки "здесь и сейчас".

    Психологическая защита скорее относится к уступчивому виду, то есть в

    стремлении к людям; потребность в признании и восхищении его мужскими

    качествами. Выявлена потребность в признании множеством людей через

    признание значимым для него человеком (отцом или другом).

    Необходимо в ходе коррекционной работы поддержать проявление мужских

    качеств в действительности (в поступках) и способствовать развитию его

    феминных качеств внутри.

    Приложение 3.

    Использовался метод совместного сочинения сказки. Цель - уточнение

    причин несформированности Анимы и задействование внутреннего потенциала

    ребенка.

    Обозначения: П. - педагог-психолог, Р. - ребенок.

    П. - Дима, а что стало с Героем потом?

    Р. - Он стал со своими стариками жить, им помогать во всем. Ну, и не только

    им… Вообще всем в деревне.

    П. - Здорово! А как он помогал?

    Р. - Он же силой владел огромной, волшебной, поэтому там землю пахал,

    строил, копал.

    П. - И так все время? А, кроме того, что всем помогал, чем еще занимался?

    Р. - Деду с бабой помогал.

    П. - Ну вот, все молодые юноши и девушки выросли, свои семьи создавали,

    детишек воспитывали. А Герой один жил?

    Р. - Почему один? Со стариками вместе.

    П. - А друзья у него были?

    Р. - Да, у него все друзья были, все его любили.

    П. - А особенно сильно кто его любил?

    Р. - Родители, конечно.

    П. - Конечно, это так. Родители - очень важные люди в его жизни, но ведь

    они уже старенькие были.

    Р. - Да, они пожили еще, состарились и умерли.

    П. - И Герой один остался?

    Р. - Да, один в доме. Он даже решил снова уйти в лес. Он ведь не

    обыкновенный был, а волшебный.

    П. - Знаешь, мне кажется, он грустил. Он привык жить с людьми, вести

    хозяйство, помогать людям, заботиться о ком-то. Правда?

    Р. - Да…(задумался). И ходил гулять один, когда ему грустно было, чтобы с

    природой быть…

    П. - Верно. Он ведь из природы пришел, то есть из леса, и ему было спокойно

    среди птиц, деревьев, цветов. Он гулял по лесу, потом вышел к реке,

    прошелся по пустынному берегу, сел ближе к воде, смотрел на зеркальную

    гладь воды и на красивые белые кувшинки…

    Р. - И он слышал, как птицы разговаривают, потому что он знал их язык. И

    рыб тоже. Он всех их понимал.

    П. - Он слышал все голоса природы. Он даже услышал тихий плач где-то рядом.

    Герой оглянулся и понял, что это плачет белая березка недалеко от него.

    Р. - …(удивление).

    П. - Он пристально посмотрел на березку, и с помощью волшебной силы

    превратил ее в девушку. Как ты думаешь, что она ему сказала, почему

    плакала?

    Р. - Она тоже была много лет заколдована злой ведьмой за то, что добрая

    была, и была она раньше принцессой в стране Добрых Людей. И вот он

    избавил ее от этого колдовства.

    П. - Здорово! Принцесса, кроме того, что добрая была, еще и силой исцелять

    людей обладала, лечить больных могла…

    Р. - И еще у нее были длинные волосы, коса и… улыбчивая была (смеется).

    П. - Да, редкой красоты девушка была. Все, на что она посмотрит,

    становилось лучше и красивше. Все люди и звери любили ее.

    Р. - И стали они вместе жить - Герой, принцесса и их ручные звери. И все

    друг друга веселили, в обиду никого не давали.

    П. - Верно, дружно и счастливо все поживали. Спасибо тебе, Дима, за сказку.

    Здорово получилось!

    Приложение 4.

    Девочка Таня, 11 лет. Семья полная, есть младший брат. Функцию

    руководства в семье выполняет мама. Эмоциональное тепло детям обеспечивает

    папа.

    Сказка (№2).

    "Жила-была принцесса Лебедь. У нее была корона. Она была очень доброй,

    ее все очень сильно любили, потому что она всем помогала - всем больным, и

    бедным, и голодным (20 сек).

    Однажды она на балу встретила лебедя. Случайно они встретились. Он не

    хотел идти, но все-таки пошел, потому что ему отдали билет. Весь вечер они

    вместе танцевали, а ночью гуляли. Она уже забыла о печали. Было очень

    темно. Они гуляли в саду, летали светлячки, кузнечики тоже. Рядом квакали

    лягушки (5 сек). Потому что рядом был пруд (смех). Она была как человек. То

    есть она была лебедем, но на двух ногах (задумалась, 15 сек).

    В ее государстве были злые люди. Был один очень злой человек. Ему не

    хотелось, чтобы у них все было хорошо. Он был вредителем и мешал ей. Когда

    принцесса и лебедь гуляли, он пошел за ними, этот злой человек. Он толкнул

    их в пропасть (10 сек, грустно).

    А у них были крылья, и они вылетели из пропасти. Злой человек не знал,

    что они спаслись. И они не знали, что это был он, но хотели найти его (10

    сек).

    Они вылетели не сразу, а три дня жили в пещере. А злой человек был ее

    братом, но не родным, а так… Приемный, он стал королем.

    А у принцессы с лебедем любовь началась. Она сломала ногу, а он о ней

    заботился, кормил ее, ухаживал, искал дорогу, нес на руках до самого замка

    (с воодушевлением).

    Когда пришли - в царстве был переворот. Люди плакали, потеряли

    принцессу. Народ придумал, как наказать злого человека. Его увезли туда,

    куда всех злых, преступников, убийц увозили. На остров, далеко-далеко в

    море который был. И все… Они жили прекрасно вместе, помогали людям. Он

    очень сильно ее любил, и она его. И у них была свадьба. Весь город

    радовался. Все жили дружно и правили в царстве.

    Все, конец" (смех).

    Приложение 5.

    Анализ сказки №2.

    Затруднения можно охарактеризовать, как внешние препятствия на пути к

    счастливому финалу - свадьбе. По реакциям сочувствия и сопереживания

    главному герою можно сделать вывод об идентификации девочки с лебедем-

    принцессой.

    Анализ сюжета сказки выявляет важность межперсональных отношений для

    ребенка, и проблему опор. Ребенок, с одной стороны, обнаруживает ощущение

    одиночества, с другой - потребность в поддержке, безопасности.

    При рассмотрении личностных качеств и функции персонажей сказки можно

    отметить следующие особенности. Женский персонаж - принцесса - является

    хоть и самостоятельным, благородным, деятельным человеком, но одиноким и

    нуждающимся в заботе и защите.

    Два мужских персонажа являются противоположными по функциям и

    характерам. Лебедь предстает перед нами, как воплощение нежности,

    заботливости, мягкости; а Злой человек - властности, разрушительности,

    хитрости. Можно предположить, что у ребенка существует сложившееся

    представление о стереотипах "мужественности", но они являются

    дифференцированными: качества, проявляемые Лебедем, являются поощряемыми и

    ценными, а проявляемые Злым человеком - осуждаемыми. Традиционно мужские

    характеристики - стремление к власти, активность, агрессивность -

    отмечаются у отрицательного персонажа. За это он и наказан - изолирован от

    людей. Можно отметить гуманность выбранного способа (традиционно женского

    подхода к разрешению проблемы).

    Пропасть является испытанием на пути к единению с Анимусом (Лебедем),

    и символичным является способ спасения - "у них были крылья, и они

    вылетели".

    Для того чтобы обрести свое счастье, Лебедь не предпринимал никаких

    действий, не проявлял активности. Кроме того, встреча с принцессой является

    результатом случайности, что может свидетельствовать о вере ребенка в

    судьбу, предопределенность. Но, проходя через испытания, Лебедь доказывает

    свою любовь, причем делает это без проявления маскулинных качеств.

    Таким образом, девочкой хорошо усвоены женские полоролевые стереотипы,

    но имеется тенденция к "феминизации" мужского образа. Характерологический

    портрет мужчины (Лебедя) соответствует традиционному идеалу женственности,

    как воплощения "пассивного" начала.

    Приложение 6.

    Мальчик Гоша, 10 лет, семья полная, младший ребенок в семье (имеет

    старших брата и сестру). Застенчив, но тянется к общению со сверстниками.

    Папа является явным лидером, требователен, но справедлив. Мама -

    домохозяйка.

    Сказка №3.

    "Называется сказка… хм-м (5 сек). Птичья война.

    Жила-была одна птица. Снесла яйцо. Из этого яйца вылупился птенчик:

    маленький и розовенький. Как бы назвать? (10 сек). Филип! (с

    воодушевлением). Каждый день его мама летала за кормом в город. И там она

    увидела одно зрелище - кот пытается съесть птенца воробья (15 сек).

    Маму мы назовем… Анна. Анна решила спасти маленького птенчика,

    которому угрожала большая опасность (20 сек). Она притворилась, что у нее

    сломано крыло и отвлекла кота на себя. В итоге ничего страшного не

    случилось. А этот маленький птенчик полетел за мамой Филипа. И остался с

    ними жить.

    Вскоре Филип подрос и сдружился с птенцом воробья. Филип рос и задавал

    все больше вопросов про своего отца.

    - А у него не было отца?

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.