МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

    адаптации.

    Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в

    отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие

    парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые

    расстройства в форме мозжечковой дизартрии. Довольно часто при этой форме

    наблюдается недоразвитие психики.

    Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства

    выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических

    расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда -

    укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки -

    правая или левая.

    Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других формах,

    общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нуждается в

    коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо,

    пространственное восприятие.

    Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич,

    является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение

    многих лет сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые

    препятствуют развитию двигательной сферы (Семенова К. А., Махмудова Н. М,

    1979).

    Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к

    сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не

    только паретичностью, нарушением тонуса мышц, наличием насильственных

    движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и

    контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают

    наличие атаксий и дизметрий, что проявляется в виде неточности движений

    рук. Все эти двигательные расстройства с возрастом имеют тенденцию к

    усилению. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных

    движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти

    схемы этих движений.

    Для детского церебрального паралича характерно нарушение и высших

    кинестетических функций, (т. е. - нарушение мышечно-суставного чувства),

    определяющих в значительной степени не только тонус мышц, но и развитие

    произвольных движений (К. А. Семенова 1999).

    У больных при сохранности правильного восприятия отдельных движений нет

    возможности синтезировать эти движения в единое целое.

    Дети, больные двойной гемиплегией не узнают формы пассивного движения

    пальца по геометрическим фигурам или кинестетическое восприятие у них

    извращено, т. е., если с пассивным проведением пальцем по треугольнику

    одновременно показать ребенку круг того же размера, то он ощутит движение

    пальца «по кругу». У детей, страдающих гиперкинетичекой формой ДЦП,

    кинестетическое чувство иногда исчезает до полной потери после

    непроизвольных движений.

    При атонически-астатической форме патологии кинестетического восприятия

    часто больной не может ощущать прямую линию - как прямую. Она

    воспринимается, как часть окружности.

    При гемипарезах кинестетическое восприятие неполное, иногда возникает

    ложное восприятие формы пассивного движения.

    Специалисты по проблемам детского церебрального паралича (Э. С.

    Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Масткжова, К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова)

    считают, что патология кинестетического восприятия является одной из причин

    нарушения хода развития ряда гностичеких функций.

    Кроме того, установлено, что при ДЦП имеют место расстройства

    пальцевого праксиса, пальцевого гнозиса, нарушение стереогноза.

    Известно, что формирование представлений о своем теле находится в

    тесной связи с развитием двигательных функций, с развитием тактильных,

    зрительных и кинестетических ощущений и соответствия движений, в процессе

    которых осознается взаиморасположение частей тела - схемы тела.

    Многие дети, страдающие ДЦП, как бы «забывают» пользоваться своими

    пораженными конечностями, они игнорируют свою пораженную руку даже в случае

    умеренного поражения. Подавление деятельности кинестетического анализатора

    затрудняет, а в некоторых случаях, по-видимому, и исключает выработку тех

    условнорефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственно

    тела, чувство позы и, наконец, тонкая моторика. Отсюда и элементы апраксии,

    в основном - в движении пальцев рук.

    Итак, все вышеизложенное подтверждает сложный и стойкий характер

    нарушения двигательной функции у детей, страдающих различными формами

    детского церебрального паралича, и указывает на то, что эти нарушения

    специфичны для той или иной формы.

    Однако познавательная деятельность детей с ДЦП нарушается и в связи с

    особенностями их психического развития. Многие авторы (М. Б. Эйдинова; К.

    А. Семенова; Р. Я. Абрамович-Лехтман; Е. И. Кириченко; И. Ю. Левченко)

    относят нарушения психического развития у детей с ДЦП к аномальному

    психическому развитию и утверждают, что эти нарушения в значительной

    степени зависят от локализации и времени поражения головного мозга.

    Согласно теориям, связанным с именами Л. С. Выготского, С. Л,

    Рубинштейна, А. И. Леонтьева, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, А. Г. Лурия,

    А. В. Запорожца и других авторов, на основе движения, определенных видов

    практической деятельности формируются процессы восприятия, которые имеют

    активный характер и являются познавательными. Постепенно с их развитием

    появляются психологические предпосылки для освоения более сложных видов

    практической деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию более

    высокой ступени восприятия.

    Отечественная психология рассматривает восприятие как своеобразное

    «ориентировочно-исследовательское действие» (Венгер А. А. , Запорожец В.

    А.)

    У ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование всех

    видов восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его развития.

    Причиной являются такие факторы, как нарушение моторного аппарата глаз,

    недоразвитие статокинетических рефлексов, способствующее ограничению полей

    зрения у таких детей. Известно, что развитие полей зрения тесно связано с

    формированием произвольного внимания и всех видов восприятия, том числе и

    пространственного

    У детей с ДЦП при недостаточности предметных действии недостаточно

    развито предметного восприятие, а предметные действия невозможны без

    развития и совершенствования общей моторики. В результате предметной

    деятельности происходит развитие осязания.

    Кроме того, двигательная недостаточность препятствует не только

    нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и

    мешает формированию интерсенсорных условий связей, особенно зрительно-

    моторных.

    Известно, что движение, а также практическая деятельность имеет

    огромное значение в развитии ряда высших корковых функций, особенно

    пространственных. Этим объясняются часто наблюдаемые пространственные

    нарушения у детей с церебральными параличами

    Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в

    восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин

    (А. Л. Добронравова, 1967).

    Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях

    собственного тела; развитие схемы тела тесно связано с формированием

    пространственного восприятия. У больных нарушения пространственного

    восприятия могут проявляться в сочетании. У них трудно формируются понятия

    «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в

    усвоении письма, чтения, счета. Наряду со зрительным и кинестетическим

    восприятием в развитии пространственного представления имеет значение

    деятельность слухового анализатора.

    У ребенка с церебральным параличом в силу недостаточности слухового

    восприятия, недоразвития общей моторики может иметь место недостаточность

    пространственно-различительной деятельности слухового анализатора, что тоже

    затрудняет развитие пространственного представления.

    Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального

    развития детей, страдающих церебральным параличом. Больной ребенок часто не

    способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая

    при этом своей несостоятельности. Пальцевая агнозия иногда сочетается с

    невозможностью обозначения элементов лица. Эти больные не могут нарисовать

    человека, особенно его лицо и руки.

    Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью

    этого письма может быть его зеркальность.

    Кроме того, у тех, же больных может отмечаться синдром конструктивной

    апраксии. В речи могут выявляться нарушения по типу моторной алалии, легкие

    анамнестические нарушения и недоразвитие семантической стороны речи.

    Известно, что более выраженными и стойкими перечисленные выше

    нарушения бывают при определенных формах ДЦП, а именно: правостороннем

    гемипарезе, спастической диплегии при минимальном поражении рук (синдром

    Литтля). По мере проведения лечебно-педагогических мероприятий эти процессы

    могут быть обратимыми.

    Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, страдающих

    церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и

    искажающих психическое развитие. Патология зрительного и слухового

    восприятия в результате поражения рецепторных систем также может привести к

    недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта в целом. Кроме

    того, частые явления при этом заболевании -недостатки в развитии речи, что

    нарушает коммуникативность, обобщающие и регулирующие функции речи.

    Условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в патогенезе

    психических нарушений, а именно - недостаточность коммуникативных связей с

    окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения. Реакция

    на свое инвалидизирующее хроническое заболевание, неправильное поведение

    родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот чересчур требовательных к

    своему больному ребенку, могут развить в одних случаях пассивность,

    неумение преодолеть трудности, в других - реакцию протеста, негативизм,

    упрямство.

    Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике

    в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного

    коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных,

    нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и

    комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития.

    1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения старших

    дошкольников с ДЦП при подготовке к школе.

    Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям

    медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной

    помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и

    профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к

    жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-

    педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью,

    преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа

    должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного

    воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля.

    В комплексное восстановительное лечение детского церебрального

    паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа,

    лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические

    процедуры.

    Комплексный характер коррекционно-педагогической работы

    предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых,

    психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

    Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон

    психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

    Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того,

    на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

    При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для

    данного возраста вид деятельности.

    При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных

    связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-

    кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на

    несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм

    коррекционно-педагогической работы.

    Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с

    ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей,

    сформированные специалистами. Это ускорит процесс восстановления нарушенных

    функций.

    Коррекционно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов.

    Каждый этап имеет свои направления в работе.

    В процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе выделяются следующие

    направления коррекционно-развивающего обучения:

    - развитие игровой деятельности;

    - развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

    взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

    формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

    лексического, грамматического и фонетического строя речи;

    - расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

    - развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

    временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

    кинестетического восприятия и стереогноза;

    - развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

    абстрактно-логического);

    - формирование математических представлений;

    - развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

    - воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

    - подготовка к школе.

    3. Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения

    детей с ДЦП.

    Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей,

    страдающих различными формами церебрального паралича и прогностически

    благоприятных в развитии - занятия, направленные на формирование

    двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения,

    игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как

    деятельность в процессе формирования, посредством которой активизируются

    двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных

    аспектов психики ребенка-дошкольника.

    Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально

    развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и

    при правильной организации занятий она становится любимым видом

    деятельности.

    Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченными

    возможностями передвижения очень много интересного, красивого,

    занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды

    изобразительности показывают многообразие средств для реализации

    задуманного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисунке

    нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества

    ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше

    исполнить свою работу.

    Особое место занимает этот вид детской деятельности в воспитании детей

    с ДЦП. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения

    пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной

    деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных

    занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и

    непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В

    результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не

    используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании

    детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии,

    характерными для ДЦП.

    Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

    1. Нарушения при детском церебральном параличе носят множественный

    характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения

    психики, речи, зрения, слуха, поэтому необходимо постоянное

    целенаправленное комплексное воздействие на ребенка для стимуляции

    его развития, профилактики и коррекции нарушений.

    2. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом процессе при

    подготовке к школьному обучению являются:

    - развитие игровой деятельности;

    - развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

    взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

    формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

    лексического, грамматического и фонетического строя речи;

    - расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

    - развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

    временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

    кинестетического восприятия и стереогноза;

    - развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

    абстрактно-логического);

    - формирование математических представлений;

    - развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

    - воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

    подготовка к школе.

    3. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей,

    особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому,

    нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу

    для овладения школьными навыками.

    4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.