МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нетрадиционные уроки в начальной школе

    аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает

    самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной

    атмосфере. И главное, гарантирует преемственность со средней школой.

    С 1993/94 учебного года нетрадиционную методику преподавания

    математики в начальных классах Н.Б.Истоминой взяли на вооружение учителя

    калужской средней школы №5. Как и все новое, работа по системе

    Н.Б.Истоминой, вызвала у учителей ряд трудностей: необходимость

    изготовления большого количества наглядного материала, необычный подход к

    ответам учащихся ( выслушать и обсудить мнение всех ( подвести класс к

    верному решению.

    Необходимо подчеркнуть, что никакого специального отбора детей в

    экспериментальный и контрольный классы не было. В течение первого учебного

    года заместитель директора и школьный психолог неоднократно посещали уроки

    учителей, работающих по новой методике, сравнивали их с традиционными. И

    выяснили, что в экспериментальном классе наиболее ярко проявились

    индивидуаль-ные особенности мышления учащихся, развитие навыков само- и

    взаимоконтроля.

    В конце І класса была предложена работа по методике Л.И.Переслени и

    Л.Ф.Чупровой, включающая задания на все три мыслительные операции:

    Субтест 1 (на классификацию)

    Подчеркни лишнее слово:

    1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

    2. Река, озеро, море, мост, пруд.

    3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

    4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

    5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

    6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

    7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

    8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

    9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

    10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

    Субтест 2 (на аналогию)

    1. Огурец Гвоздика

    овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

    2. Огород Сад

    редис забор, грибы, яблоки, колодец, скамья

    3. Часы Градусник

    время стекло, больной, кровать, температура, врач

    4. Машина Лодка

    мотор река, маяк, парус, волна, берег

    5. Стол Пол

    скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

    Субтест 3 (на обобщение)

    Запиши общее слово:

    1. Окунь, карась...

    2. Огурец, помидор...

    3. Шкаф, диван...

    4. Июнь, июль...

    Учащиеся экспериментального класса, кроме двух учеников, показали

    высокий уровень развития всех мыслительных операций; в контрольном классе

    результаты менее стабильны. Высокий уровень в этом классе показали только

    те учащиеся, которые пришли в школу с хорошим уровнем подготовки.

    В конце второго полугодия учащимся была предложена еще одна работа. Ее

    цель: определить, способны ли учащиеся переключаться с одного аспекта

    рассмотрения объектов на другой (задание 1), умение ориентироваться на два

    требования (задание 2), способность к одноаспектному и многоаспектному

    рассмотрению объектов (задание 3), комплексное задание (задание 4). Каждое

    задание включало в себя такие уровни выполнения:

    0 - задание не выполнено;

    1 - сделаны правильные попытки к решению задания;

    2 - выполнено 50 % задания;

    3 - задание выполнено полностью.

    Авторы предложенной методики считают, что нормой развития мышления

    учащихся на конец ІІ класса считается второй уровень выполнения.

    Анализ тестов в экспериментальных и контрольном классах показал, что

    уровень развития мышления детей по всем четырем параметрам в классах,

    работающих по методике Н.Б.Истоминой, значительно выше, чем в классе с

    традиционным обучением.

    Еще одна методика ( нетрадиционные уроки внеклассного чтения учителя

    средней школы № 41 г.Братска Г.И.Модылевской. Она обоснованно считает, что

    уроки должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им

    хотелось получать эти знания. Уроки-обсуждения книг, конференции, устные

    журналы, концерты, конкурсы являются нетрадиционными уроками в начальной

    школе, которые просто необходимо проводить. Они проходят интересно, несут в

    себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует большая и

    кропотливая работа. Как с большей эффективностью провести урок? Какими

    должны быть сценарии, оформление урока?

    Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое,

    интересное для ребят, иначе уже с начальных классов они почувствуют

    «показуху» в уроках, а это еще больше будет способствовать их

    разочарованию, вырабатывать отрицательное отношение к школе.

    Подбор материала ( одна из самых главных задач подготовки. Книги (или

    материал из периодики) должны быть в достаточном количестве (один экземпляр

    на 1-2 человека). Можно сделать выставку-обзор книг, представить справочную

    литературу.

    Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное

    чтение детей и учителя на уроке обязательны, считает Г.И.Модылевская.

    И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока:

    повышению у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому и

    нравственному воспитанию.

    За годы работы в школе учитель Модылевская дала много открытых уроков

    по внеклассному чтению, полностью разработанных ею.

    В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего

    общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие

    подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества

    обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в

    мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период

    возрастает ценность эстетического образования школьников.

    Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную

    роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике

    развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся,

    играет огромную роль в процессе их обучения.

    Закономерно, что в последнее время все большим успехом среди учеников

    пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной

    музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-

    прикладного искусства.

    Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет

    утверждать, что интеграция предметов искусств ( альтернативная система

    обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их

    эстетического воспитания и развития.

    Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы (

    литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие

    для каждого из них цели, не нарушает

    принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает

    возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на

    познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты

    окружающего мира.

    Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками,

    звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал

    бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

    Интегрированный эстетический курс был апробирован на базе школы-

    лаборатории № 351 Москвы.

    Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся

    I-IV классов общеобразовательной школы было составлено на учебный год из

    расчета 1 часа в неделю.

    Таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса

    (литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по

    системе 1-4) и в ІІІ классе (по системе 1-3) на учебный месяц.

    |Неделя |Обучение грамоте |ИЗО |Музыка |

    |1 класс (1-4) Апрель |

    |1 |Повторение |Аппликации. |В.Калинников,слова |

    | |изученного. |Домашние животные ( |народные. |

    | |«Зверь на букву Ю». |кошки. Какими |«Киска»(возможна |

    | | |красками их можно |инсце-нировка);Е.Тили|

    | | |раскрасить? |чеева «Котик и |

    | | | |козлик» ( слушание; |

    | | | |беседа с учащ. |

    |2 |Стихи и рассказы о |Рисование ракеты. |Песни о космонавтах (|

    | |кос-монавтах (по | |слушание; беседа с |

    | |выбору учи-теля и | |уча-щимися. |

    | |желанию уч-ся) | | |

    |3 |Закрепление |Рисование предметов |Г.Фрид «Песенка о |

    | |пройденного. «Ты эти |на любую букву |бук-вах» ( слушание; |

    | |буквы заучи». |алфавита. |испол-нение; беседа с|

    | | | |уч. |

    |4 |М.Пришвин |Рисование по |Е.Тиличеева «Майская |

    | |«Предмайское утро». |представлению на тему|песенка» ( слушание; |

    | | |«Весенний день». |беседа с учащимися. |

    |ІІІ класс (1-3) Сентябрь |

    |1 |Стихотворение о |«Русское зодчество» (|Песни о Москве ( |

    | |столице. |рисование по памяти |исполнение; беседа с |

    | | |Московского кремля. |учащимися. |

    |2 |Русские народные |Выполнение простейших|Движение под музыку. |

    | |песни. |эскизов-орнаментов. |Игра «А мы просо |

    | | | |сеяли». |

    |3 |«Сказка о серебряном |«Сказка в |Слушание русских |

    | |блюдечке и наливном |декоративном |народных песен; уч-ся|

    | |яблочке» |искусстве». |подбирают музыку к |

    | | |Знакомство уч-ся с |сказке; беседа. |

    | | |творч. худож. | |

    | | |живописи из Палеха. | |

    |4 |«Садко» (отрывок). |Беседа по картине |Н.Римский-Корсаков |

    | | |И.Репина «Садко». |«Садко» ( слушание |

    | | | |отрывка из оперы; |

    | | | |беседа. |

    Конструирующим, стержневым предметом в этом курсе является

    литературное чтение, учебный материал, которого на каждом этапе урока

    взаимопереплетается с изобразительным искусством и музыкой, усиливая

    реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и

    воспитывающей.

    В эстетической курс включены общеизвестные, хрестоматийные

    произведения поэтов, прозаиков, художников-живописцев и композиторов,

    тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.

    Однако сюда включены и внепрограммные произведения с учетом возрастных

    способностей учащихся начальных классов, что способствует активизации

    познавательной деятельности детей, расширению их знаний по трем

    интегрируемым предметам. Кроме того, тексты литературных художественных

    произведений подобраны с учетом сезонных изменений в природе. Это помогает

    учащимся нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и

    представления об окружающем мире с изучаемыми художественными

    произведениями, которые служат дополнительным иллюстративным материалом.

    Итак, интеграция трех предметов в эстетическом курсе приобретает

    особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся

    в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной

    и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический

    вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство

    родной природы.

    Кроме того, интеграция трех предметов является средством

    интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует

    развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий

    потенциал учащихся.

    Большое значение в активизации познавательной деятельности

    младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности

    в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

    Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая

    игра ( кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих

    способностей ребенка, тренировки памяти.

    На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся,

    а для лучшего усвоения ими фактического материала.

    Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и

    психологическими особенностями учащихся.

    Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся

    младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих

    от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей

    говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами

    родного языка.

    Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и

    акцентирования его на изучаемом материале ( для пополнения словарного

    запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой,

    а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

    Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и

    обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности

    к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу,

    сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность

    выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот

    что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью,

    чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как

    многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное

    упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной

    беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и

    интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой

    все объяснения, к ней привязанные».

    Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов,

    является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные

    силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая

    детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок

    можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ( как творческую

    задачу.

    Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за

    уровнем знаний ( важное условие успешности учебного процесса. Однако

    известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи

    важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если

    проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос

    и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы

    проверки усвоения фактического материала ( кроссворды. Работать с ними

    можно с первого класса.

    Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить

    учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со

    школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую

    самостоятельность.

    Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их

    вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое

    пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции

    через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий

    лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного

    вычерчивания.

    Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых

    представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной

    стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый

    листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно

    использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной

    работы.

    Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и

    для индивидуальной работы с учащимися.

    В настоящее время одной из насущных проблем отечественной педагогики

    становится разработка методик преподавания иностранных языков в начальной

    школе. При этом важную роль играет вопрос об обучении устной речи. Проблема

    формирования речи на иностранном языке имеет две стороны ( психологическую

    и методическую. Речевое воздействие ( понятие психологическое. «У людей,

    говорящих на разных языках, но выражающих одно и то же содержание, мы имеем

    дело с одним речевым действием. Однако в различных языках это действие

    осуществляется на базе различной операционной структуры, различной

    номенклатуры операций».

    Изучая иностранный язык, невозможно не представлять себе, что

    составляет специфику языка вообще. Язык отражает объективную

    действительность, а также является способом познания и понимания

    действительности.

    Способ понимания в каждом языке специфичен. Своеобразие каждого языка

    проявляется в его аспектах ( лексике, грамматике, фонетике, орфографии.

    Специфика заключается не только во внешнем звучании и написании, а

    представляет собой «языковое сознание», которым обладает народ.

    В процессе изучения иностранного языка происходит формирование трех

    комплексов ( вербального, акустического и артикуляционного. Все три

    комплекса формировались в языке на основе языкового сознания. «Языковое

    сознание является, очевидно, тем звеном, через которое осуществляется связь

    языка и мышления».

    Особенности языкового сознания отразились не только в грамматических

    формах, но и в звуковом оформлении языка: в артикуляции, произношении,

    звуко-высотном строе и в интонации.

    Одним из вопросов преподавания иностранного языка в начальной школе

    является вопрос, связанный с обучением интонированию. Как известно,

    интерферирующее влияние родного языка может иметь место на разных уровнях:

    грамматическом, лексическом, фонетическом.

    На уровне интонации оно проявляется в том, что учащиеся переносят

    сложившиеся навыки интонирования на родном языке на иностранный. При этом

    они не только сами интонируют неправильно, но с трудом воспринимают речь в

    «живом звучании». Необходимо изучать правильное интонирование, а особенно

    один из важнейших компонентов интонации ( ритм. Интерферирующее влияние

    родного языка может быть преодолено, если обучению интонации будет

    уделяться достаточное внимание с самого начала, не меньше, чем лексике,

    грамматике, произношению.

    Одним из способов обучения иноязычной интонации, а также формирования

    языкового мышления является применение изучения песенного наследия

    иноязычного народа. Следует помнить, что музыка, слово и жест зарождались

    одновременно, что именно из интонации произносившего звуки человека

    родилась музыка. Кроме характерных, веками закрепленных, из речи родившихся

    интонаций, оформленных в методические формулы, музыка передает характерный

    или характерные ритмы данной народности.

    Кроме того, занятия музыкой ( один из самых действенных способов

    развития звуко-высотной культуры и ритмического слуха, что необходимо при

    восприятии иностранной речи. Музыка обладает и общим тонизирующим

    действием, что повышает эффективность занятий.

    Интегрированная программа по музыке и иностранному языку была

    использована в работе учебно-методического центра «Школьный город»

    (альтернативная школа, г.Коломна), что принесло неплохие результаты.

    Деятельность учителей иностранного языка и учителя музыки происходило по

    следующим этапам:

    1. знакомство с материалом, обязательный подробный подстрочный перевод;

    2. не стоит забывать, что обучение в начальной школе имеет свою специфику (

    сопутствующей деятельностью всегда остается игра. На втором этапе

    происходит проигрывание ситуации с переводом. Здесь важное действие,

    происходящее в песнях, членить по куплетам. Знакомство с куплетной

    формой, с рефреном происходит на практике;

    3. изучение словарного запаса песни, запись новых слов и устойчивых

    выражений; выделение характерных для данного языка «словарных блоков»;

    4. изучение текста с целью заучивания наизусть. На этом этапе следует

    обратить внимание на один очень важный в методическом плане момент:

    изучение текста должно происходить в ритме, заданном

    музыкальным материалом. Иначе, если текст будет заучен как стихотворение,

    придется переучивать его из-за уже сложившейся неправильной ритмической

    организации. Формированию правиль-ной ритмической организации помогают

    хлопки. На данном этапе происходит и правильное формирование

    артикуляционного комплекса;

    5. изучение текста с музыкой продолжает работу над формированием

    артикуляционного комплекса, на данном этапе происходит и знакомство с

    типичными национальными интонациями. Следует отметить еще один момент:

    чтобы сохранить звуко-высотный строй языка, следует избегать транспозиции

    в другую (более низкую тональность). Если избежать этого совершенно

    невозможно, то следует постепенно, из урока в урок, «подтягивать» строй

    учеников;

    6. изучение текста, музыки и движений создает дополнительную

    материализацию;

    7. совершенно необходимо, чтобы изучение иностранного языка стало для

    ученика личностно значимо. А это возможно при осознании социальной

    значимости происходящего. Исполнение данной песни есть передача

    информации для других людей ( учеников более младшего возраста, учеников

    параллельного класса, родителей. Поэтому необходимо добиваться

    взаимодействия не только в классической паре ( учитель ( ученик, но и

    взаимодействия ученик ( ученик, ученик ( неподготовленный слушатель.

    Синхронный перевод, а равно и движения, сопровождающие текст, помогают

    ученику осознать важность коммуникационного предназначения языка.

    В социально-психологической характеристике детей младшего школьного

    возраста необходимо выделить такие черты, как эмоциональный строй мышления

    и восприятия, а также освоение мира при большой доли эмоциональных

    переживаний. У детей слова, через посредство которых отражается мир,

    возбуждают систему практических наглядно-действенных связей, и все это

    должно найти отражение в тексте, предназначенном для детского восприятия.

    Так, для учащихся младшего школьного возраста наиболее интересными,

    доступными и стимулирующими их учебную

    деятельность будут стихи, пословицы, поговорки. Работа с таким материалом

    должна давать им ощущение радости и удовлетворения, соответствовать их

    эстетическим вкусам, эмоциональным потребностям.

    Учитель обладает немалым запасом средств, форм и приемов, чтобы

    осуществить это и пробудить интерес у школьников и поддержать их.

    Работа над стихами может проходить как на уроках немецкого языка, так

    и на внеклассных занятиях.

    Методические приемы могут быть таковы:

    . можно заранее написать стихотворение на доске или на листочках бумаги и

    раздать их учащимся;

    . незнакомые слова и выражения с русскими эквивалентами даны на полях.

    Нужно прочитать стихотворение (или использовать магнитную запись), класс

    хором повторяет за учителем и делает фонетическую разметку стихотворения.

    Вместе с учениками стихотворение переводится на русский язык.

    На последующих уроках учащиеся читают стихотворение целиком,

    предварительно прослушав его еще раз.

    В младших классах урок иностранного языка начинается с фонетической

    зарядки. Вместо отдельных слов, содержащих тот или иной звук, целесообразно

    предложить классу специально подобранное стихотворение и рифмовки, в

    которых нужные звуки повторяются достаточно часто.

    При описании осени дети заимствуют отдельные слова, целые фразы из

    стихотворения. Кроме того, эти стихи можно использовать для закрепления

    правил спряжения глаголов в настоящем времени. Они помогают воспитывать у

    учащихся вкус к литературному языку, показывают отличие языка разговорного

    от языка поэтического. В области воспитания языкового сознания данный

    вопрос играет не последнюю роль.

    Знакомство с поэзией, с иноязычным фольклором, с музыкальным наследием

    помогают обогащать методы преподавания иностранных языков в начальной

    школе, тем самым стимулируя интерес школьников к предмету, и поддерживать

    его во все годы обучения.

    Экскурсия, которая проводится по программе природоведения в начальных

    классах ( это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-

    экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях

    классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия

    учениками ее предметов и явлений.

    Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей.

    Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение

    ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций,

    доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения

    совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

    Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за

    предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями

    между ними.

    Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания

    учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре

    изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). Анализ содержания

    уроков-экскурсий по природоведению свидетельствует о том, что в курсе этого

    предмета проводятся такие его виды:

    Урок-экскурсия

    Вступительный Текущий Итоговый

    Многотемный Однотемный Многотемный

    Изображенные на схеме виды уроков-экскурсий позволяют узнать

    макроструктуру каждого из них. Разработка методик проведения данных уроков

    выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми

    руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако

    с учетом особенностей каждого из приведенных видов.

    Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки

    учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

    1. Указание темы урока-экскурсии по программе природоведения.

    2. Указание его вида.

    3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику

    природоведения.

    4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые

    находятся на месте экскурсии (учитель загодя хорошо изучает маршрут и

    место проведения урока-экскурсии).

    5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.

    6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.

    7. Подготовка школьников к уроку.

    8. Подбор необходимого оборудования.

    Текущий урок-экскурсия по природоведению является однотемным. По

    дидактической сути ( это комбинированный урок, то есть в его границах

    реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением младшими

    школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает несколько

    взаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура

    текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов:

    1. Организация класса

    2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.

    3. Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.

    4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

    5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.

    6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.

    7. Домашнее задание.

    8. Итоги урока.

    Целью текущего урока-экскурсии является формирование у учеников

    понятий и представлений об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и

    зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение

    школьниками тех предметных, учебных и организационных умений, которые

    объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.

    Специфика текущего однотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что

    усвоение каждого элемента знаний начинается с

    непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их

    существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока.

    В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе

    значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими

    в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных

    процессов в сфере образования ( создания новых типов школ, активного

    внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ

    и учебников.

    Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает

    создание условий для овладения школьниками приемами умственной

    деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения,

    но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими

    приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных

    учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению

    новых знаний.

    Литература:

    1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном

    процессе // Начальная школа.( 1998.( № 4.

    2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики»

    для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.( 1996.(

    № 2(3).

    3. Байбара Т. Урок-екскурсія. Методика його організації і проведення //

    Початкова школа.( 1998.( № 11.

    4. Бахир В.К. Макаровская А.П. Степанов В.М. Эксперимент в начальных

    классах // Начальная школа.( 1997.( № 5.

    5. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа.( 1997.-№ 5.

    6. Березина Н.В. Роль соревнований на уроках английского языка в

    подготовительных группах детского сада и в начальной школе // Начальная

    школа.( 1997.( № 1.

    7. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.( 1996.( № 9.

    8. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная

    школа.( 1997.( № 2.

    9. Волкова С.И. Математика и конструирование ІІІ класс (школа 1-3) и IV

    класс (школа 1-4) // Начальная школа.( 1997.( № 1.

    10. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках //

    Начальная школа.( 1997.( № 6.

    11. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

    школе // Начальная школа.( 1997.( № 1.

    12. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа.( 1996.( № 12.

    13. Лецких Л.А. Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина //

    Начальная школа.( 1997.( № 3.

    14. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная

    школа.( 1997.( № 2.

    15. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения //

    Начальная школа.( 1997.( № 5.

    16. Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа.(

    1997.( №5.

    17. Новлянская З.Н., Г.Н.Кудина. Основные принципы и методы

    экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла»

    (для средней школы)// Психологическая наука и образование.( 1997.( № 1.

    18. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых

    упражнениях // Начальная школа.( 1997.( № 3.

    19. Рахимова С.Н. Опыт работы предметно-цикловой комиссии начальных классов

    // Начальная школа.( 1997.( № 2.

    20. Саенко Е.Д. Развивающее обучение изобразительному искусству //

    Начальная школа.( 1996.( № 5.

    21. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении

    грамоте // Начальная школа.( 1997.( № 2.

    22. Шевченко Г.Н., Зайцев В.В. Предметное обучение в начальных классах //

    Начальная школа.( 1998.( № 4.

    23. Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного

    материала на уроках русского языка // Начальная школа.( 1997.( № 3.

    24. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа.(

    1996. -№ 6.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.