МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В.А. Осеевой

    Цель курса "Литература как предмет эстетического цикла",

    разработанного Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской - воспитание эстетически

    развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция

    М.М.Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими

    художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

    Предметом освоения данного курса литературы является отношение "автор

    - художественный текст - читатель", а методом выступает практическая

    литературная деятельность в позициях "автора" и "читателя".

    Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо

    обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них

    названы:

    • открыть ученикам существование позиций;

    • предоставить возможность практически действовать в них;

    • оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции. [10]

    с.59

    Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в

    разнообразную учебную практическую деятельность.

    А) Работа в позиции "читатель".

    Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-

    эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На

    уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая

    создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и

    др.). "Цель каждого такого урока - вызвать у детей созерцательное

    настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного

    волнения от общения с художественным текстом" [10] с.59

    Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения

    воссоздавать самостоятельно "картину мира", созданную автором, выдвигается

    акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста

    извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. "При работе с

    лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-

    переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими

    текстами главная задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в

    эпосе) и героев". [10] с.60

    Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы.

    Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня

    литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная

    письменная (создание сочинений - отзывов), коллективное обсуждение

    сочинений.

    В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично

    высказывать свои оценки, становиться "соавторами", в результате понимание

    текста становится более глубоким, уточняются его "личностные"

    интерпретации.

    Б) Работа в позиции "автор"

    • работа в позиции "автор-художник"

    Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка,

    обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской

    подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в

    форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а

    учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся

    индивидуальные письменные работы, а после - обсуждение классных или

    домашних сочинений учащихся.

    • работа в позиции "автор-публицист"

    Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное

    качество - умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и

    пристрастность.

    Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том,

    что "перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а

    содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного

    характера" [10] с.61

    В) Работа в позиции "теоретик"

    Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора

    помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и

    свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с

    людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям

    быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами

    данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в

    практической деятельности школ.

    Учебно-методическое обеспечение программы:

    1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н.,

    Новлянская З.Н. - ОПЦ Интор, 1997.

    2. Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. - Интор, 1997.

    3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя к

    учебной хрестоматии «Литературное чтение». - Интор, 1997.

    4. Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина Г.Н. и др.

    – Интор, 1996. [16]

    Программа по литературе "Литература в начальной школе" Л.В.Кутьевой.

    Л.В.Кутьева, разрабатывая программу по литературе высказывает ряд

    достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:

    • "дает детям литературное образование на более ранней ступени

    обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения

    литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;

    • своевременно, без опоздания на 3 (4) года, приобщает учащихся к

    литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими

    искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; вовремя

    формирует у лиц эстетические представления, нравственные понятия,

    теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и

    письменной речью;

    • ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной

    системе получения образования.

    Реализация этих преимуществ станет возможной, если соблюдаются

    следующие условия:

    • при отборе литературного материала, создании новых программ

    учитываются сензитивные возможности и читательские интересы младших

    школьников;

    • обеспечивается соответствующая профессиональная подготовка учителя,

    которая позволяет ему вести в начальной школе уроки литературы на

    достаточно высоком научно-эстетическом уровне, как учителю-предметнику;

    • наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения

    беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей;

    • курс литературы в начальной школе (2-3/4 классы) строится на одной

    методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах,

    обеспечивая непрерывность литературного образования" [11] с.67

    В рамках программы "Литература в начальной школе" первоклассники

    знакомятся с произведениями русского устного народного творчества:

    пословицами, поговорками, загадками.

    Задания на уроках должны давать "пищу для ума", побуждать учеников к

    размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это

    тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для

    развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над

    загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это

    учит младших школьников находить сходства и различия предметов, "сближать"

    далекие предметы по сходным признакам.

    Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы.

    Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого

    объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается

    быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.

    Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности

    детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении

    явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения

    некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая

    литература.

    Былины представляют собой героические песни эпического характера,

    являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую

    действительность в образах, жизненная основа которых обогащена

    фантастическим вымыслом.

    Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные,

    обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие

    народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.

    Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович,

    богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко,

    буян Васька Буслаев и ряд других персонажей.

    Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами,

    одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы

    человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) -

    следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора

    применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о

    событиях исторической жизни Руси.

    В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества,

    бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных

    целей.

    Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она

    полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир

    во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с

    действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов,

    мотивов, образов.

    Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:

    добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные

    герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь

    нуждающимся, красивы душевно и физически.

    Сказание представляет собой повествовательное произведение

    исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность

    изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают

    предания, легенды...

    Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине,

    заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают

    у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в

    бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства

    сопряжены с уважением к другим народам.

    Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания:

    пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых),

    вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе

    жизни и образе мыслей верующего).

    Одним из основных произведений является Библия - Слово Божие. Она

    раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.

    Центральная тема Библии - это личность Господа Иисуса Христа, Сына

    Божьего, Спасителя и Владыки мира.

    В Библии рассказывается не только о том, как произошло грехопадение

    человека, его отлучение от Бога и осуждение на вечную погибель, но также и

    о Божьем замысле спасения человечества. О том, как Бог послал на землю Сына

    Своего, Иисуса Христа, чтобы Он принес искупительную жертву, приняв смерть

    за грехи людей, указав им истинный путь жизни.

    Евангельская проповедь принесла надежду опустошенным и отчаявшимся,

    вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и

    чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем "согласии"; оно осудило

    угнетателей, искоренило рабство. Позднее оно стало опорой гуманности,

    просвещения, высокой нравственности.

    Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов

    мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х.Андерсена,

    Ш.Перро, А.Милна, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.

    Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в

    условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к

    литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения,

    сформировать умение использовать книгу для организации праздников,

    викторин, концертов.

    Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать

    задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет обширный

    круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая

    направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к

    самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.

    Глава 2. Методологические основы экспериментальной работы

    2.1. Особенности восприятия произведений художественной литературы

    детьми младшего школьного возраста.

    Прежде чем анализировать содержание и организацию ознакомления с

    художественной литературой детей младшего школьного возраста, необходимо

    рассмотреть этапы формирования детей-читателей и особенности восприятия ими

    литературных произведений.

    Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда

    закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и

    эмоций, создающие фундамент для литературного образования"[7] с.6

    Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М.

    Гурович, Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание

    художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно

    взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации

    отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими

    неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко

    используются иллюстрации к тексту.

    Н.Н.Светловская выделяет ведущую закономерность, регулирующую

    включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную

    деятельность. Она представляет собой подчинение детского чтения соблюдению

    трех аспектов подготовки младших школьников к самостоятельной деятельности

    в мире книг - это аспект раскодирования текста, аспект понимания

    прочитанного и аспект постижения значимости книги для читателя,

    необходимости сознательно выбирать и самостоятельно читать книги.

    Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети-читатели получают

    возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с

    проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка. К.Д.Ушинский в

    работе "Человек как предмет воспитания" впервые в педагогике обратил

    внимание на эту связь.

    Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом,

    а не только на ее отдельные стороны. З.Н.Романовская отмечает, что "никакая

    другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний

    мир человека в его динамике, как художественная литература" [14] с.14

    Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из

    прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто

    личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.

    Размышляя о нравственном воспитании учащихся средствами художественной

    литературы, русские методисты В. и Ц. Балталон писали, что "Нравственное

    воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и

    добродетели...

    Нравственно воспитательная задача при прочтении таких рассказов

    состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее

    переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц.

    Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей,

    то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после

    чтения не последовало никакой беседы на моральную тему" [1] с.139

    Изменения, происходящие в душе читателя после прочтения

    художественного произведения, названные Л.С.Выготским "моральным

    последствием искусства" обнаруживаются в некоторой внутренней проясненное™

    душевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно,

    в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности, "сил

    морального поведения" [6] с.284

    Как известно, воздействие литературы на развитие личности

    осуществляется через восприятие. В психологической литературе термин

    "восприятие" понимается как "целостное отражение предметов, ситуаций и

    событий, возникающее при непосредственном воздействии физических

    раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с

    процессами ощущения, восприятия обеспечивает непосредственно-чувственную

    ориентировку в окружающем мире" [13] с.66

    Рассматривая постижение художественного произведения, Т.Д.Полозова

    указывает об эстетическом восприятии, называя его универсальной

    человеческой способностью. "Она выражает и проявляет не только

    специфические качества, характеризующие конкретную реакцию личности на

    факты искусства и реальной жизни, но и потенциальную творческую перспективу

    ее общего развития" [17] с.67

    Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и

    приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими

    школьниками литературно-художественного произведения.

    Для выбора методов и приемов работы с художественной литературой

    необходим учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний

    младшими школьниками.

    Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников

    характеризуются динамичностью: "запоминание и запечатление превращается в

    деятельность заучивания, восприятие - целенаправленного и организованного

    наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения"

    [2] с.46

    Младшим школьникам присущи особенности протекания психологических

    процессов, без учета которых невозможно правильно организовать

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.