Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В.А. Осеевой
Цель курса "Литература как предмет эстетического цикла",
разработанного Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской - воспитание эстетически
развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция
М.М.Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими
художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.
Предметом освоения данного курса литературы является отношение "автор
- художественный текст - читатель", а методом выступает практическая
литературная деятельность в позициях "автора" и "читателя".
Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо
обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них
названы:
• открыть ученикам существование позиций;
• предоставить возможность практически действовать в них;
• оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции. [10]
с.59
Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в
разнообразную учебную практическую деятельность.
А) Работа в позиции "читатель".
Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-
эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На
уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая
создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и
др.). "Цель каждого такого урока - вызвать у детей созерцательное
настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного
волнения от общения с художественным текстом" [10] с.59
Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения
воссоздавать самостоятельно "картину мира", созданную автором, выдвигается
акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста
извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. "При работе с
лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-
переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими
текстами главная задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в
эпосе) и героев". [10] с.60
Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы.
Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня
литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная
письменная (создание сочинений - отзывов), коллективное обсуждение
сочинений.
В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично
высказывать свои оценки, становиться "соавторами", в результате понимание
текста становится более глубоким, уточняются его "личностные"
интерпретации.
Б) Работа в позиции "автор"
• работа в позиции "автор-художник"
Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка,
обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской
подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в
форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а
учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся
индивидуальные письменные работы, а после - обсуждение классных или
домашних сочинений учащихся.
• работа в позиции "автор-публицист"
Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное
качество - умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и
пристрастность.
Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том,
что "перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а
содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного
характера" [10] с.61
В) Работа в позиции "теоретик"
Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора
помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и
свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с
людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям
быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами
данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в
практической деятельности школ.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н.,
Новлянская З.Н. - ОПЦ Интор, 1997.
2. Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. - Интор, 1997.
3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя к
учебной хрестоматии «Литературное чтение». - Интор, 1997.
4. Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина Г.Н. и др.
– Интор, 1996. [16]
Программа по литературе "Литература в начальной школе" Л.В.Кутьевой.
Л.В.Кутьева, разрабатывая программу по литературе высказывает ряд
достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:
• "дает детям литературное образование на более ранней ступени
обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения
литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;
• своевременно, без опоздания на 3 (4) года, приобщает учащихся к
литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими
искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; вовремя
формирует у лиц эстетические представления, нравственные понятия,
теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и
письменной речью;
• ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной
системе получения образования.
Реализация этих преимуществ станет возможной, если соблюдаются
следующие условия:
• при отборе литературного материала, создании новых программ
учитываются сензитивные возможности и читательские интересы младших
школьников;
• обеспечивается соответствующая профессиональная подготовка учителя,
которая позволяет ему вести в начальной школе уроки литературы на
достаточно высоком научно-эстетическом уровне, как учителю-предметнику;
• наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения
беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей;
• курс литературы в начальной школе (2-3/4 классы) строится на одной
методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах,
обеспечивая непрерывность литературного образования" [11] с.67
В рамках программы "Литература в начальной школе" первоклассники
знакомятся с произведениями русского устного народного творчества:
пословицами, поговорками, загадками.
Задания на уроках должны давать "пищу для ума", побуждать учеников к
размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это
тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для
развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над
загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это
учит младших школьников находить сходства и различия предметов, "сближать"
далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы.
Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого
объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается
быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности
детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении
явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения
некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая
литература.
Былины представляют собой героические песни эпического характера,
являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую
действительность в образах, жизненная основа которых обогащена
фантастическим вымыслом.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные,
обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие
народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.
Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович,
богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко,
буян Васька Буслаев и ряд других персонажей.
Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами,
одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы
человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) -
следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора
применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о
событиях исторической жизни Руси.
В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества,
бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных
целей.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она
полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир
во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с
действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов,
мотивов, образов.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:
добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные
герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь
нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказание представляет собой повествовательное произведение
исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность
изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают
предания, легенды...
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине,
заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают
у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в
бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства
сопряжены с уважением к другим народам.
Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания:
пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых),
вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе
жизни и образе мыслей верующего).
Одним из основных произведений является Библия - Слово Божие. Она
раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.
Центральная тема Библии - это личность Господа Иисуса Христа, Сына
Божьего, Спасителя и Владыки мира.
В Библии рассказывается не только о том, как произошло грехопадение
человека, его отлучение от Бога и осуждение на вечную погибель, но также и
о Божьем замысле спасения человечества. О том, как Бог послал на землю Сына
Своего, Иисуса Христа, чтобы Он принес искупительную жертву, приняв смерть
за грехи людей, указав им истинный путь жизни.
Евангельская проповедь принесла надежду опустошенным и отчаявшимся,
вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и
чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем "согласии"; оно осудило
угнетателей, искоренило рабство. Позднее оно стало опорой гуманности,
просвещения, высокой нравственности.
Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов
мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х.Андерсена,
Ш.Перро, А.Милна, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.
Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в
условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к
литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения,
сформировать умение использовать книгу для организации праздников,
викторин, концертов.
Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать
задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет обширный
круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая
направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к
самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
Глава 2. Методологические основы экспериментальной работы
2.1. Особенности восприятия произведений художественной литературы
детьми младшего школьного возраста.
Прежде чем анализировать содержание и организацию ознакомления с
художественной литературой детей младшего школьного возраста, необходимо
рассмотреть этапы формирования детей-читателей и особенности восприятия ими
литературных произведений.
Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда
закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и
эмоций, создающие фундамент для литературного образования"[7] с.6
Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М.
Гурович, Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание
художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно
взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации
отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими
неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко
используются иллюстрации к тексту.
Н.Н.Светловская выделяет ведущую закономерность, регулирующую
включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную
деятельность. Она представляет собой подчинение детского чтения соблюдению
трех аспектов подготовки младших школьников к самостоятельной деятельности
в мире книг - это аспект раскодирования текста, аспект понимания
прочитанного и аспект постижения значимости книги для читателя,
необходимости сознательно выбирать и самостоятельно читать книги.
Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети-читатели получают
возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с
проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка. К.Д.Ушинский в
работе "Человек как предмет воспитания" впервые в педагогике обратил
внимание на эту связь.
Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом,
а не только на ее отдельные стороны. З.Н.Романовская отмечает, что "никакая
другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний
мир человека в его динамике, как художественная литература" [14] с.14
Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из
прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто
личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.
Размышляя о нравственном воспитании учащихся средствами художественной
литературы, русские методисты В. и Ц. Балталон писали, что "Нравственное
воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и
добродетели...
Нравственно воспитательная задача при прочтении таких рассказов
состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее
переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц.
Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей,
то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после
чтения не последовало никакой беседы на моральную тему" [1] с.139
Изменения, происходящие в душе читателя после прочтения
художественного произведения, названные Л.С.Выготским "моральным
последствием искусства" обнаруживаются в некоторой внутренней проясненное™
душевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно,
в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности, "сил
морального поведения" [6] с.284
Как известно, воздействие литературы на развитие личности
осуществляется через восприятие. В психологической литературе термин
"восприятие" понимается как "целостное отражение предметов, ситуаций и
событий, возникающее при непосредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с
процессами ощущения, восприятия обеспечивает непосредственно-чувственную
ориентировку в окружающем мире" [13] с.66
Рассматривая постижение художественного произведения, Т.Д.Полозова
указывает об эстетическом восприятии, называя его универсальной
человеческой способностью. "Она выражает и проявляет не только
специфические качества, характеризующие конкретную реакцию личности на
факты искусства и реальной жизни, но и потенциальную творческую перспективу
ее общего развития" [17] с.67
Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и
приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими
школьниками литературно-художественного произведения.
Для выбора методов и приемов работы с художественной литературой
необходим учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний
младшими школьниками.
Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников
характеризуются динамичностью: "запоминание и запечатление превращается в
деятельность заучивания, восприятие - целенаправленного и организованного
наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения"
[2] с.46
Младшим школьникам присущи особенности протекания психологических
процессов, без учета которых невозможно правильно организовать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|