МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В.А. Осеевой

    1. Какими словами вы можете охарактеризовать героя? Какой он?

    2. Как поступил герой в финале рассказа? Мог ли он поступить по-

    другому? Как?

    3. Менялось ли ваше отношение к главному герою по ходу чтения? Почему?

    4. Почему герой поступил именно так?

    5. О чем хотел сказать автор в своем произведении?

    Ответы учащихся на данные вопросы оценивались по тем же критериям, что

    и при первом констатирующем срезе. При оценке письменных ответов

    использовалась та же бальная шкала.

    Анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что 100 % учащихся

    экспериментального класса дали точную оценку героя произведения с

    использованием двух и более прилагательных – характеристик. Учащиеся

    обосновывали свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя, чего нельзя

    было наблюдать в первом констатирующем срезе. Оценка героя не носила

    односторонний характер. Произошедшие изменения позволяют судить о повышении

    уровня восприятия художественного произведения.

    Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение оценивать героя,

    представлены в таблице.

    |Количество учащихся (в %), |Количество учащихся (в %), не |

    |проявляющих умение в точной, |проявляющих умение в точной, |

    |неоднозначной оценке героя. |неоднозначной оценке героя. |

    |1 срез |2 срез |1 срез |2 срез |

    |88 |100 |12 |- |

    Умение определять последствия поступков персонажей показали 96 %

    учащихся экспериментального класса. Они совершенно верно указали на мотивы

    действий главного героя. При этом учащиеся предлагали различные варианты

    поведения главного героя. Умение определять последствия поступков

    персонажей свидетельствует о том, что учащиеся четко осознают, как события

    художественного произведения связаны друг с другом.

    Результаты ответов на вопрос, определяющий способность видеть

    последствия поступков героев, представлены в таблице.

    |Количество учащихся (в %), |Количество учащихся (в %), не |

    |способных видеть последствия |способных видеть последствия |

    |поступков героев. |поступков героев. |

    |1 срез |2 срез |1 срез |2 срез |

    |88 |96 |12 |4 |

    Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 92 %

    учащихся экспериментального класса. Данные ученики отмечали, что сначала им

    ''герой понравился''. Но потом отношение ребят к главному герою изменилось.

    Все вышесказанное позволяет судить о том, что учащиеся способны в

    слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с

    конкретными событиями, описанными в произведении.

    Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение видеть динамику

    эмоций, представлены в таблице.

    |Количество учащихся (в %), |Количество учащихся (в %), не |

    |способных видеть динамику эмоций.|способных видеть динамику эмоций. |

    |1 срез |2 срез |1 срез |2 срез |

    |80 |92 |20 |8 |

    При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 %

    учащихся экспериментального класса ориентируются не на житейское

    представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для

    них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором.

    Это свидетельствует о повышении уровня восприятия художественного

    произведения.

    Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение определять мотивы

    поступков героев, представлены в таблице.

    |Количество учащихся (в %), |Количество учащихся (в %), не |

    |способных определять мотивы |способных определять мотивы |

    |поступков героев. |поступков героев. |

    |1 срез |2 срез |1 срез |2 срез |

    |84 |96 |16 |4 |

    Существенная разница между первым и вторым срезами наблюдается в

    ответах учащихся на вопрос обобщающего характера. Обобщение лишь 8 %

    учащихся экспериментального класса подменяется передачей содержания

    прочитанного. 76 % учащихся экспериментального класса способны сделать

    обобщение, но, не выходя за рамки конкретной ситуации. При этом 16 %

    учащихся экспериментального класса сделали обобщение с выходом за рамки

    конкретной ситуации. Умение сделать обобщение с выходом за рамки конкретной

    ситуации является характерной чертой уровня ''идеи''.

    Найдем для каждого ученика сумму баллов, полученных за все ответы на

    вопросы, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым

    учеником, используя принятую раннее шкалу оценивания.

    Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя

    не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность самим

    выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Чтобы выяснить,

    произошли ли изменения в умении задавать вопросы к тексту, был взят рассказ

    В.А. Осеевой "Что легче?". После двукратного прочтения рассказа учащимся

    было предложено поставить пять вопросов к тексту.

    Каждый вопрос, поставленный учащимися, оценивался по трехбалльной

    шкале, принятой раннее. Согласно этой шкале, вопрос на воспроизведение

    событийной стороны произведения оценивался в 1 балл; вопрос на оценку героя

    и установление причинно-следственных связей – в 2 балла; вопрос обобщающего

    характера – в 3 балла.

    Анализ результатов показал, что у 32 % учащихся экспериментального

    класса преобладают вопросы на оценку героев, на установление причинно –

    следственных связей.

    Каждый из вопросов оценивался в 2 балла. 16% учащихся

    экспериментального класса часто обращали внимание на название произведения,

    на отдельные художественные детали, их интересует авторское отношение к

    персонажам.

    Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов

    сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов

    распределим учащихся по уровням в соответствии со следующей шкалой:

    12 – 15 баллов – уровень ''идеи'';

    9 – 11 баллов – уровень ''героя'';

    5 – 8 баллов – констатирующий уровень;

    менее 5 баллов – фрагментарный уровень.

    Теперь найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного

    классов общую сумму баллов, полученных за ответы на вопросы и

    самостоятельно поставленные вопросы к тексту художественного произведения.

    Исходя из этого, окончательно определим уровни восприятия художественного

    произведения младшими школьниками. Ранее было установлено, что если сумма

    находится в пределах

    от 20 до 26 баллов, то ребенок находится на уровне ''идеи'';

    от 15 до 18 баллов – на уровне ''героя'';

    от 8 до 13 баллов – на констатирующем уровне;

    менее 8 баллов – на фрагментарном уровне.

    Итак, в результате проведения второго среза можно сделать вывод о том,

    что 44% учащихся экспериментального класса поднялись с констатирующего

    уровня на уровень ''героя''. При этом 16% учащихся экспериментального

    класса поднялись с уровня ''героя'' на уровень ''идеи''. Данные учащиеся

    способны адекватно воспринимать динамику эмоций, увидеть авторскую позицию,

    их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельной

    постановке вопросов к произведению учащиеся обращаются к тексту, они

    способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское

    отношение к персонажам.

    Таким образом, сопоставление данных первого и второго срезов

    доказывает эффективность использования творческого пересказа как средства,

    повышающего уровень восприятия художественного произведения младшими

    школьниками.

    В данной главе особенности восприятия художественного произведения

    учащимися четвертых классов, содержание и результаты экспериментального

    обучения. На основе проделанной работы были сформулированы следующие

    выводы:

    1) констатирующий срез показал, что большинство учащихся находятся на

    констатирующем уровне восприятия художественного произведения (84%

    учащихся экспериментального класса);

    2) на основе констатирующего среза была доказана необходимость

    целенаправленного повышение уровней восприятия художественного

    произведения младшими школьниками, ведущим условием для которого

    был выбран творческий пересказ;

    3) с целью определения эффективности использования творческого

    пересказа для повышения уровней восприятия художественного

    произведения была проведена контрольная срезовая работа;

    4) на основе сопоставления данных первого и второго констатирующих

    срезов была доказана эффективность использования творческого

    пересказа как средства повышения уровней восприятия художественного

    произведения;

    Заключение.

    В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме

    исследования получены следующие выводы:

    - чтение и адекватное восприятие художественных произведений

    способствует всестороннему гармоническому развитию личности

    ребенка;

    - на различных этапах обучения уровень восприятия художественного

    произведения младшими школьниками изменяется.

    Для выявления уровней восприятия художественного произведения у

    учащихся четвертых классов был проведен констатирующий срез. Констатирующий

    срез включал в себя письменные ответы на вопросы и самостоятельную

    постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что

    большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия,

    следовательно они не способны полноценно воспринимать художественное

    произведение. С целью повышения уровней восприятия художественного

    произведения посредством использования различных видов творческого

    пересказа был проведен формирующий эксперимент.

    Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные

    результаты. 44% учащихся экспериментального класса поднялись с

    констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся

    экспериментального класса поднялись на уровень ''идеи''.

    Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что

    творческий анализ, взятый за основу в данном исследовании, способствует

    повышению уровней восприятия художественного произведения младшими

    школьниками.

    Методические рекомендации

    Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет

    сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего

    времени.

    Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в

    школе начало 20в., С.П. Редозубов писал: ''следует заметить, что ''бережное

    отношение'' к художественному произведению привело некоторых методистов и

    учителей начала 20в. К отходу от руководства детскими восприятиями и

    переживаниями, то есть отказу от активного вмешательства в процесс

    восприятия детьми художественных образов и от образовательно-воспитательной

    работы на уроках чтения''. В период комплексных программ появилась

    тенденция рассматривать литературу, как иллюстрацию к наблюдаемому в жизни

    явлению. Позднее предлагалось ''творческое чтение'', в котором

    преобладающими стали не чтение и анализ произведения, а различные

    творческие работы над материалом чтения.

    Забота о полноценном художественном развитии новых поколений была

    свойственна советской школе с первых лет её существования. Но сегодня,

    пожалуй, особенно остро осознается всей нашим обществом необходимость того,

    что бы каждый растущий человек приобрел не насыщаемую потребность в

    ''присвоении'' великих духовных ценностей человечества и был способен к

    самостоятельному творческому общению с искусством.

    В современной методике при восприятии художественного произведения

    принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как

    художественное произведение допускает возможность различных трактовок. Как

    уже было указано выше, под полноценным восприятием понимается способность

    читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций,

    размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков

    персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию,

    осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного

    произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным

    отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны

    произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.

    Однако способность к образному анализу художественного текста сама

    собою не формируется. Об этом писала О. И. Никифорова: ''Способность

    непосредственного образного и эмоционального восприятия литературно-

    художественных произведений не является элементарной и прирожденной''

    Поэтому нужно учить детей ''обдумывающему'' восприятию, учению размышлять

    над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом.

    В 70-е годы практическую методику анализа художественного произведения

    разрабатывали последователи К.Д Ушинского, Н.Ф Бунаков и Д.И. Тихомиров.

    Основываясь на литературоведческих закономерностях построения

    художественного произведения, на психологии восприятия художественного

    произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических

    положениях о чтении художественного произведения в начальных классах,

    современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным

    текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей

    деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ

    произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения.

    Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из

    подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного

    восприятия (или первичного анализа). Организацию работы по осмыслению

    литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская

    представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия

    произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом

    целей и средств обучения.

    На основании всего вышеизложенного, а также результатов эксперимента

    мне хотелось бы рекомендовать включение в школьную программ произведений

    В.А. Осеевой. С моей точки зрения, это могло бы способствовать развитию

    нравственных качеств младших школьников. Вместе с тем, хотелось бы

    порекомендовать периодическое проведение занятий в той форме, в которой они

    проводились в экспериментальном порядке, в силу того, что эксперимент

    показал их актуальность.

    Список использованной литературы

    1. Балатон Ц.П. и В.Д. Воспитательное чтение. Беседы по методике

    начального обучения. – М., 1913.

    2. Бацын В.К. Обсуждение концепций. Преподавание в школе, 1983 №6

    3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими

    школьниками. – М., 1985

    4. Ботович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста.

    Проблемы формирования личности. Избранные труды Под редакцией Д.И.

    Эльконина. – Воронеж,1995

    5. Волкович В.А. Столица З.К. Второй международный конгресс по

    нравственному воспитанию. – С-Пб., 1913

    6. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В. Наша Родина и современный

    мир. Беседы о России. – Смоленск.

    7. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/.

    – М.,1991

    8. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для

    воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992

    9. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие

    культуры общения и творческой деятельности. Программа "Чтение"

    "Литература". – Начальная школа, 1994, №3

    10. Джежелей О.В. Курс "Человек и личность" и его программно-методическое

    обеспечение. Первый год обучения. Методическая консультация. Начальная

    школа, 1997, №10

    11. Заславская С.Г. Первые шаги. – М., 1979

    12. Измайлова Л.В. Время, лица, судьбы. – Ростов-на-Дону,2000

    13. Информационно-методологическое письмо о курсе "Литература как предмет

    эстетического цикла" Для 1 класса трехлетней начальной школы. Авторы:

    Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. – Начальная школа, 1997, №8

    14. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – М. 1979

    15. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М.,

    1988

    16. Кутьева Н.Д. Литература в начальной школе. – М., 1993

    17. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая прсихология. – М., 1964

    18. О программе по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Авторы:

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. – Вестник образования, 1994, №7

    19. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского

    М.Г. – М., 1990

    20. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – М., 1982

    21. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения – М.,1991

    22. Сборник "Программы общеобразовательных учреждений". Начальные классы.

    Часть 1. – М., Просвещение, 2000

    23. Читатель и библиотека. Педагогика и психология чтения: сборник статей

    по материалам межрегиональной научной конференции. Научный редактор

    Полозова Т.Д. – М., 1994

    24. Чичнова Л Любимые образы детских книг. – Начальная школа, 1971, №2

    25. Библиографический словарь. Русские писатели. т.7. – М.,1990

    Приложение 1.

    Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия

    художественного произведения у учащихся экспериментального класса.

    |№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател|

    | |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный |

    | |вопросы | |ельно | |баллов |уровень |

    | | | |заданные | | | |

    | | | |вопросы | | | |

    |1 | | | | | | |

    |2 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |

    |3 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |

    |4 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |5 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |6 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |

    |7 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |8 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |

    |9 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |

    |10 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |

    |11 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |12 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |13 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |14 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |15 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. |

    |16 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |17 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |

    |18 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |19 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |

    |20 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |

    |21 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |22 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    |23 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |

    | |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |

    Приложение 2.

    Результаты формирующего эксперимента по повышению уровня

    художественного произведения у учащихся экспериментального класса.

    |№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател|

    | |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный |

    | |вопросы | |ельно | |баллов |уровень |

    | | | |заданные | | | |

    | | | |вопросы | | | |

    |1 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |

    |2 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |

    |3 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |

    |4 |5 |Конст |8 |Конст |13 |Конст |

    |5 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи |

    |6 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |

    |7 |9 |Идеи |12 |Идеи |21 |Идеи |

    |8 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |

    |9 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |

    |10 |5 |Конст |6 |Конст |11 |Конст |

    |11 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |

    |12 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя |

    |13 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |

    |14 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи |

    |15 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |

    |16 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя |

    |17 |5 |Конст |6 |Конст |11 |Конст |

    |18 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |

    |19 |5 |Конст |5 |Конст |10 |Конст |

    |20 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |

    |21 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |

    |22 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи |

    |23 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя |

    Приложение 3.

    - до эк

    90

    сперимен

    80

    та

    70

    60

    - после

    50

    эксперим

    40

    ента

    30

    20

    10 84 48 16 36

    16

    0 фрагментирующий Констатирующий ''героя'' ''идеи''

    Рис.1 Распределение уровней восприятия нравственных моментов

    произведения младшими школьниками в экспериментальном классе.

    Приложение 4

    Пример урока-диалога

    Тема: «Паустовский КГ. Сказка "Растрепанный воробей". "От маленькой

    радости смеются, а от большой плачут"». Цели: породить чувство

    благодарности за чудесную сказку; оставить в душе след; привести к попытке

    ответить на вопрос «Что такое счастье?»; настроить учащихся на изучение

    творчества КГ. Паустовского; помочь в постановке проблем. Средства

    обучения: учебник М.Н. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой «Родная

    речь»; балет «Золушка» С.С. Прокофьева. ХОД УРОКА

    1. Подготовка к восприятию.

    В классе на доске развешаны рисунки, на которых изображены воробьи.

    — Зачем они прилетели к нам?

    — Как вы думаете, все ли птицы одинаково пропоют фразу: «О чем поют

    воробышки в последний день зимы? — Мы дожили, мы выжили, мы живы, живы

    мы!»? Продемонстрируйте, как они это делают.

    — Ребята, один из воробьев поможет нам ответить на вопрос: «Что же

    такое счастье?». Это герой сказки К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

    Какой же это из воробьев? (Дети выбирают и помещают птичку под

    названием сказки.)

    — Как вы думаете, о чем нам расскажет сказка? Почему вы так решили?

    2. Чтение первой части (закончить эпизодом «Кража стеклянного

    букетика»).

    3. Вчитывание в первую часть, диалог.

    — Какие чувства пробудила в вас эта часть сказки? Почему?

    — А герои? Как они относятся друг к другу?

    Записывают героев:

    Маша Пашка мама папа Петровна ворона Милиционер

    Записывают чувства:

    доброта забота нежность привязанность любовь грусть печаль

    отзывчивость счастье ответственность память воспоминание

    стремление помочь

    — Почему? Что значит любить? (Осчастливить другого.)

    — Как поведут себя герои дальше? Почему?

    4. Чтение второй части. Звучит музыка.

    5. Диалог-обобщение:

    — Оправдались ли наши предположения? Почему? В чем убедила вас сказка?

    Какую мысль автор хотел передать читателю? (Счастье — осчастливить

    другого... И маленький способен подарить большую радость.)

    — Когда вы счастливы, вы смеетесь или плачете? Почему я задала такой

    вопрос? (Плачет мама: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут».)

    Сможете ли вы это объяснить?

    — Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту

    сказку? (Он способен подарить чудо...)

    6. Рассказ учителя о К.Г. Паустовском.

    7. Домашнее задание: по желанию ребята могут перечитать сказку и

    подумать над вопросом: кому из героев сказки они хотели бы сделать что-то

    приятное и почему?

    Приложение 5

    Анкета для опроса учащихся

    |Вопросы |Количество |% к общему |

    | |ответов |количеству учеников |

    | |да |нет |да |да |

    |1. Есть ли у вас дома книги? |23 |0 |100 |0 |

    |2. Записаны ли вы в библиотеку? |22 |1 |95 |5 |

    |3. Любите ли вы читать рассказы и |20 |3 |86 |14 |

    |сказки? | | | | |

    |4. Любите ли вы читать стихи? |19 |4 |82 |18 |

    |5. Помните ли вы какие-нибудь стихи |21 |2 |91 |9 |

    |наизусть? | | | | |

    |6. Читали ли вы былины о русских |22 |1 |95 |5 |

    |богатырях? | | | | |

    |7. Как в думаете, учат ли сказки |23 |0 |100 |0 |

    |добру? | | | | |

    |8. Есть ли у вас дома книги о |20 |3 |86 |14 |

    |богатырях, царях, истории нашей | | | | |

    |родины? | | | | |

    |9. Помните ли вы каких-нибудь |17 |6 |82 |18 |

    |богатырей, царей? | | | | |

    |10. Помните ли вы какие-нибудь |7 |16 |30 |70 |

    |войны? | | | | |

    |11. Помните ли вы каких-нибудь |16 |7 |70 |30 |

    |полководцев? | | | | |

    |12. Читаете ли вы дома книги? |18 |5 |78 |22 |

    Приложение 6

    Тест на морально-нравственные качества учащихся

    1. Любишь ли ты шум и суету вокруг тебя?

    2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

    3. Ты всегда находишь быстрый ответ,когда тебя о чем-нибудь просят?

    4. Бывает ли так,что ты раздражен чем-нибудь?

    5. Часто ли у тебя меняется настроение?

    6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

    7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

    8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

    9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

    10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным,хотя для этого не было

    настоящей причины?

    11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый,живой челевек?

    12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

    13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

    14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же,наоборот,склонен

    к неторопливости, ответь "нет")

    15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий,которые чуть было не

    произошли, хотя все кончилось хорошо ?

    16. Тебе можно доверить любую тайну?

    17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию

    сверстников?

    18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки)

    сильно бьется сердце?

    19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-

    нибудь?

    20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

    21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

    22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

    23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

    24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

    25. Ты обычно весел и все доволен?

    26. Обидчив ли ты?

    27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

    28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

    29. У тебя бывают головокружения?

    30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в

    неловкое положение?

    31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

    32. Любишь ли ты иногд похвастаться?

    33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых

    людей?

    34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

    35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

    36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

    37. Тебе часто снятся страшные сны?

    38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

    39. Тебя легко огорчить?

    40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

    41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь

    особенно на обдумывание?

    42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

    43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

    44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

    45. Тебе трудно ответить нет, когда тебя о чем-нибудь просят?

    46. Ты любишь часто ходить в гости?

    47. Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?

    48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

    49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

    50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

    51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем

    веселье?

    52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

    53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом,

    которое должен выполнить?

    54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

    55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

    56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

    57. Когда кто-нибудь из сверстников кричит на тебя, ты тоже кричишь в

    ответ?

    58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без

    всякой причины?

    59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной

    компании сверстников?

    60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь

    не подумав?

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.