МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо,

    чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами

    подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение,

    убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении

    конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из

    художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

    Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения

    самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных

    поступках.

    Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,—

    говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных

    случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему.

    Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое

    философское оздоровление в моем коллективе» (18).

    Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя

    большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить

    его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими

    мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру

    ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

    Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В

    начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов.

    На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к

    формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую

    беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия,

    проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

    Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в

    том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из

    художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в

    этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

    Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который

    делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям.

    В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо

    владеть словом (7, с.248-250).

    Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников

    имеет не только содержание, но и организация учебного процесса.

    Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать

    коллективно (17, с.104). З.Н. Васильева предлагает познавательную

    деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и

    групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам,

    но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.

    Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные

    суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам,

    у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого

    ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное

    эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из

    условий его успешного нравственного развития (8, с.52).

    Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено

    только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и

    развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном

    труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на

    благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной

    необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям

    труда, бережное отношение к народному достоянию. (13).

    Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех

    ступенях обучения.

    Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем

    предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед

    необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации

    для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены

    или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное

    значение может быть сведено на нет.

    Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников

    к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. (27, с.168).

    Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных

    книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает

    Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в

    доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе,

    дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

    На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные

    отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи,

    поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на

    друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся

    на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать

    в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная

    работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся

    многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной

    работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение

    согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели,

    взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение

    критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с

    позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти

    возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в

    течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения

    между собой (20, с.52).

    Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры,

    задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу.

    Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по

    структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют

    ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и

    такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

    Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно

    выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и

    вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному

    воспитанию. (20, с.53).

    Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников

    необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве

    основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы,

    расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания

    учащихся.

    Этому вопросу и посвящается следующая глава нашего исследования.

    Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-

    ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

    1. Диагностика уровня сформированности

    нравственных качеств школьников

    в учебно-воспитательном процессе.

    Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в

    младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает

    формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит

    успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах,

    поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого

    формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет

    интенсивно.

    Для выявления состояния уровня сформированности нравственного

    воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы

    учащихся.

    Базой нашего исследования была прогимназия №1706 г. Москвы.

    Задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах (120

    учащихся). Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой

    экспериментальным.

    Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в

    выявлении уровня нравственного воспитания.

    В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт

    младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как

    «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на

    современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил

    выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении

    ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при

    появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых

    обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и

    перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их

    возможных последствий с интересами других людей.

    Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей

    мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими

    познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в

    возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность

    придти на помощь советом и делом.

    На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при

    определении особенностей нравственного опыта испытуемых.

    Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из

    того, что нравственный опыт представляет перед собой единство

    интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент

    рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм,

    выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях.

    Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении

    школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на

    изучение знаний, отношений и способов поведения.

    При исследовании нравственного опыта младших школьников мы

    использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу,

    метод незаконченных рассказов.

    Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому

    предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои

    рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания

    рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким

    образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения,

    знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

    Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных

    рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было

    действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней.

    Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он

    сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения

    и обосновывать их.

    При определении особенностей нравственного опыта младших школьников

    использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме

    знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их

    глубина и широта; степень устойчивости.

    Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления,

    как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения,

    знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или

    несоблюдения моральной нормы.

    О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о

    поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям

    выполнения моральной деятельности и их мотивам.

    На первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов были предложены

    задания ответить на вопросы:

    Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

    Как обычно ведет себя ответственный человек?

    Как обычно ведет себя безответственный человек?

    Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

    Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

    Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

    Анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что

    нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и

    экспериментальных классах необходимо прежде всего выделить испытуемых,

    ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в

    сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм.

    Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о

    содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят

    нравственную проблему там, где она есть.

    В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно

    предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

    Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с

    низким уровнем нравственного опыта.

    Во 2 экспериментальных классах они составляют 43%, в контрольном -

    40%.

    Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания,

    отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с

    учащимися с низким уровнем нравственного опыта.

    Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме,

    но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в

    целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме,

    выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом

    обобщенность их знаний довольно низка.

    Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У

    учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

    Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений,

    хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с

    низким уровнем нравственного опыта.

    В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в

    группу со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 50% от

    выборки 2 экспериментальных классов и 53% контрольных.

    Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с

    высоким уровнем нравственного опыта – 7% - во 2 экспериментальных классах и

    столько же во 2 контрольных.

    Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются

    высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях

    представлялось 3-4 существенных признака ответственности и

    доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания

    нравственных норм.

    Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая

    степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно

    критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания

    норм.

    На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с

    высоким уровнем нравственного опыта.

    При анализе нравственного опыта учащихся 3-х классов не было

    обнаружено каких-либо отличительных качественных характеристик. Вся выборка

    в экспериментальных и контрольных классах разделяется на три группы – с

    низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта. Однако в 3-х классах

    процентное разделение испытуемых по группам несколько иное. Школьников с

    низким уровнем нравственного опыта оказалось 34% в экспериментальных

    классах и 32.5% в контрольных классах; со средним уровнем – 55% в

    экспериментальных и 54% в контрольных; и с высоким уровнем соответственно

    11% и 13%. Такое количественное распределение испытуемых в 3-х классах,

    уменьшение группы с низким уровнем нравственного опыта и увеличение со

    средним и высоким, очевидно, можно объяснить возрастными особенностями

    нравственного развития.

    2.2.Формирование у учащихся нравственного опыта.

    На втором этапе исследования мы формировали у учеников 2-х и 3-х

    экспериментальных классов ответственность и доброжелательность в процессе

    обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся

    только характер ее протекания.

    Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:

    организация взаимной деятельности учащихся на уроках;

    анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных

    заданий с нравственной точки зрения;

    организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной

    работы.

    Доброжелательность формировалась следующим образом:

    организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;

    систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений

    между учащимися во время учебных заданий.

    Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать

    прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и

    углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и

    самосознания учащихся.

    На втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в

    которых они должны были помочь товарищу:

    Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал

    около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

    Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в

    книге. Таня сидела одна, очень грустная…

    Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не

    хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался

    дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.