МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обобщающий урок по природоведению

    Обобщающий урок по природоведению

    Оглавление

    Обобщающий урок: понятие, цель, организация 3

    Примеры разработок обобщающих уроков 5

    1-ый класс: «Домашние животные» 5

    2-ой класс: «Город и деревня» 6

    3-ий класс: «Домашние животные» 8

    4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности» 9

    Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма обобщающего

    урока по теме «Комнатные растения» 10

    Заключение 14

    Литература 15

    Обобщающий урок: понятие, цель, организация

    Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия

    проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового

    возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по

    установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

    Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и

    поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является

    продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

    В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки. Они

    могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по

    содержанию.

    Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация

    знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных

    положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и

    сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на

    развитие памяти, речи, мышления учащихся.

    Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств,

    присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который

    будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся

    нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:

    а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;

    б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;

    в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные

    особенности, которые могут лечь в основу обобщения;

    г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию,

    закономерность и т. д.).

    При правильной организации урока эффективным методом обобщения и

    систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности

    является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо

    готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом,

    навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики.

    При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог

    учителя.

    Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы,

    ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В

    вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который

    играет важную роль при выделении основных понятий темы.

    На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия,

    которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.

    В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:

    а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к

    уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема,

    цели и задачи предстоящего урока;

    б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило,

    отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет,

    исправляет, дополняет по мере необходимости;

    в) обобщающая беседа по теме;

    г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы

    и как усвоен учащимися.

    В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает

    проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно

    делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее

    простые.

    Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также

    степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно

    провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный

    характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

    Примеры разработок обобщающих уроков

    1-ый класс: «Домашние животные»

    Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при

    изучении темы «Домашние животные».

    Оборудование: все картины, которые использовались на предыдущих

    уроках, и кинофильм «Наши домашние животные».

    Ход урока.

    Урок начинается с беседы по картинам «Утка» и «Куры» по следующим

    вопросам.

    - Какая птица изображена на первой картине?

    - Что вы знаете об утке?

    - Какие птицы нарисованы на второй картине?

    - Чем куры отличаются от утки?

    - Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета

    перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки?

    Почему их нет?

    Учитель показывает детям кинофильм «Наши домашние животные». После

    просмотра фильма ставит вопросы:

    - Каких животных называют домашними?

    - Каких домашних животных вы знаете?

    - Что нового вы узнали из фильма?

    По картинам «Кошка», «Собака», «Курица», «Утка», «Гусь» дети отвечают

    на вопросы:

    - Какая шерсть у кошки?

    - Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?

    - Что ест кошка?

    - Какую пользу приносит кошка?

    - Какой величины бывают собаки?

    - Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост?

    - Какого цвета шерсть?

    - Что едят собаки?

    - Какую пользу они приносят?

    - Как можно называть всех этих птиц? (Домашние.) Почему их называют

    домашними?

    - Чем курица не похожа на гуся и утку?

    - Какую пользу приносят домашние птицы?

    Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы

    должны любить их, заботиться о них и не обижать.

    2-ой класс: «Город и деревня»

    Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы

    «Город и деревня».

    Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.

    Ход урока.

    Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.

    Вопросы для проведения беседы:

    - Где мы живем?

    - Как называется наш город?

    - Как называется улица, на которой стоит школа?

    - Какие дома стоят на улице?

    - Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице?

    (жилые, магазины, ателье и т.п.)

    - Как освещается наша улица?

    - Какие растения есть на нашей улице?

    - Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?

    - Какие проспекты есть в нашем городе?

    - Как называется центральная площадь нашего города?

    - Чем занимаются люди в городах?

    - Что город дает деревне? А деревня городу?

    - Чем город отличается от деревни?

    - Чем занимаются люди в деревне?

    Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.

    В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из

    вопросов, записанных на доске.

    На доске записаны следующие вопросы:

    - Что люди делают в деревне?

    - Чем занимаются в городе?

    - Что город дает деревне?

    - Что дает деревня городу?

    Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет

    выжить без села, а село – без города.

    3-ий класс: «Домашние животные»

    Цель урока: обобщить знания детей о домашних животных, живущих в

    разных природных условиях.

    Оборудование: таблицы, картины, чучела, гербарий, которые были

    использованы в процессе работы над темой; а так же то, что было сделано

    детьми в этот период: таблицы, рисунки, записи в тетрадях и т.д.; кинофильм

    (видеофильм, диафильм) «Домашние животные».

    Домашнее задание к уроку: найти материал о том, как и чем кормят

    домашних животных.

    Ход урока.

    В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:

    - Каких вы знаете домашних животных?

    - Почему корова, лошадь, свинья, овца, верблюд, олень, кролик

    называются домашними животными?

    Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще

    домашних животных вы знаете.

    - Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе?

    - Какие машины помогают в уходе за животными?

    - Кто из вас сам ухаживал или помогал ухаживать за домашними

    животными? Как вы это делали?

    Демонстрация фильма. После фильма – беседа.

    - Какие породы домашних животных (лошадей, кур, коров и т.д.) вы

    знаете?

    - Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена?

    - Почему кролика называют грызуном?

    - Каких еще грызунов вы знаете?

    - Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере?

    - Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне?

    Далее проводится беседа по домашнему заданию.

    - А чем и как кормят домашних животных?

    - А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем и

    кормим их?

    Итог урока: еще раз указать на то, какое значение имеют для нас

    домашние животные и развитие животноводства.

    4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности»

    Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания

    о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного

    хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью

    человека.

    Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта

    природных зон СССР, гербарии растений своей местности.

    Ход урока.

    Урок можно начать со следующего задания классу: определите

    местоположение своей области на глобусе и карте и ответьте, где находится

    ваша область (край). Затем в ходе беседы выясняется, что характерно для

    природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в ней

    преобладают растения и животные и т. д. Затем учащимся задается вопрос,

    требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в жизни растений и

    животных характерны для данной местности?

    В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят

    от расположения природной зоны по отношению к экватору.

    Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей

    местности, уточняют характерные особенности их строения и

    жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных

    своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость

    между основными факторами неживой и живой природы. Беседа сопровождается

    демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц, картин, соответствующих

    диапозитивов.

    Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Далее задаются

    вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от

    времени года?

    Итог урока: растительный и животный мир разнообразен; человек

    использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен

    бережно относиться к ним и охранять их.

    Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма

    обобщающего урока по теме «Комнатные растения»

    В последнее время стало популярно проводить обобщающие уроки в

    нестандартной форме: викторины, игры, лото и т.п. Это позволяет

    разнообразить учебный процесс, расширить мотивацию усвоения учащимися

    знаний, повысить степень усвоения предмета. Ниже приведен обобщающий урок

    по теме «Комнатные растения» в виде дидактической игры «Цветочный аукцион».

    Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить знание их

    названий, проверить сформированность умения различать комнатные растения по

    названию и описанию. Воспитывать любовь к природе, интерес к нашим "зеленым

    друзьям".

    Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны,

    призы.

    Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему правильный

    ответ, вручается жетон (образцы жетонов — комнатный цветок в горшочке).

    Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у

    которого окажется наибольшее количество жетонов.

    Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и

    подводит итоги.

    Ход игры.

    1. "Аукцион —разминка".

    Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. Побеждает та

    команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику,

    назвавшему последнее растение).

    2 "Найдите, что опишу".

    На подставку ставят комнатные растения одного рода, но разных видов:

    Пеларгония душистая и зональная.

    Бегония королевская и всегда цветущая

    Традесканция зебровидная и белоцветковая.

    Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):

    Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное растение. Его

    родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты волосками, испаряющими

    эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.

    Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пеларгония

    душистая — с мелкими розовыми цветками.

    Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим

    стеблем, красивыми листьями.

    Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими

    волосками листьями.

    Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеблями, густо

    покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.

    Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со свешивающимся

    стеблем.

    Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.

    Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.

    3. Домашнее задание.

    Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными

    цветами (за каждое выступление 1 жетон).

    4. Отгадай, что за растение.

    На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспарагус,

    бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.

    Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся

    команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.

    Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения. По 1

    жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал.

    5. Игра на внимание.

    На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, бальзамин,

    колеус, пеларгония.

    Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают глаза. В

    это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них, заменяет

    другим растением. После этого дети открывают глаза и рассказывают о том,

    что изменилось.

    6. "Узнай растение".

    На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция,

    аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра,

    камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.

    Задание командам: найти растение по названию или характерному

    признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?

    Найдите:

    — бальзамин

    — растение — очиститель воздуха (хлорофитум)

    — колеус

    — традесканцию

    — растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра)

    — камнеломку

    — самое известное лекарственное растение (алоэ)

    — зигокактус

    — бегонию

    — растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус)

    — плющ

    — "резиновое дерево" (фикус)

    — растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)

    — каланхоэ.

    7. Домашнее задание.

    Сообщение о любимом растении, которое живет в доме.

    8. Подведение итогов.

    Участнику игры-аукциона, набравшему наибольшее число жетонов,

    присваивается звание «Знаток природы» и выдается открытка с подписями жюри

    «Лучшему знатоку природы».

    Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, награждается

    медалями «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».

    Заключение

    Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или

    учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении

    и систематизации знаний.

    На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на

    знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские

    представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости

    явлений в живой и неживой природе.

    Такое повторение и обобщение программного материала делает знания

    детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.

    На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует применять

    разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь

    принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по

    настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали

    популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр,

    соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие

    школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и они отключаются

    от работы.

    По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они

    проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или

    темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний;

    установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных

    понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие

    организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к

    самостоятельным выводам.

    Литература

    1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения:

    Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990

    2. Методика изучения природы в начальных классах: пособие для учителей. –

    М.: Просвещение, 1965

    3. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения:

    Учебник для студентов педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984

    4. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Детиздат, 1951

    5. Горышина Т. К. Растения в городе — Л.: Лениздат, 1991

    6. Дрязгунова В А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

    растениями. — М.: Просвещение, 1981

    7. Клинковская Н. Н. Комнатные растения в школе — М.: Просвещение, 1986


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.