МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения

    исследования является анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова в

    соответствии с критериями технологии обучения. Для достижения этой цели

    автор решает следующие задачи:

    . раскрытие понятия, сущности и структуры педагогической технологии;

    . уточнение понятия, сущности и критериев «технологии обучения»;

    . анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова с точки зрения технологии

    обучения.

    Глава I. Теоретические основы педагогических технологий

    1. Понятие «педагогическая технология»

    Понятие "Педагогическая технология" в последнее время вошло в оборот и

    употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно

    означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной

    педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.

    Рассмотрим определения и понятия, встречающиеся в педагогической

    литературе.

    Термин "технология" стал утверждаться, когда внимание педагогов и

    исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на

    школьников (7). Воздействие осуществляется как момент раскрытия,

    демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему

    или к кому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается "выразить

    себя в содержании и форме" зависит ответная реакция воспитанника, внутренне

    переживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от

    успеха другого).

    Успех в реализации педагогического воздействия во многом зависит от

    умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. А умению этому

    надо педагога учить, о чем мечтал еще А.С. Макаренко.

    Исходя из этого основания, один из авторов исследования проблемы В.Ю.

    Питюков понятие "педагогическая технология" трактует как научное

    обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка в

    контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений

    к этому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного

    проявления и социокультурную норму (8). Являясь компонентом

    профессионального мастерства, педагогическая технология всегда

    наличествовала в профессиональной деятельности воспитателя, коль скоро

    момент воздействия не мог не присутствовать во взаимоотношениях педагога с

    детьми

    Из приведенных определений понятие "Педагогическая технология"

    наиболее "близко к истине" и научному его толкованию дает Н. Е. Щуркова. В

    целом ряде монографий, научных статей ею раскрывается сущность понятия

    "педтехнология", ее структура, слагаемые, принципы и пути применения в

    практической педагогической деятельности воспитателя, учителя, классного

    руководителя, логика изложения материала и его преподавания.

    В монографии «Педагогическая технология» (педагогическое воздействие в

    процессе воспитания школьника) и других своих работах (33, 34, 35) она

    раскрывает ее суть как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и

    методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу

    людей». Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных

    видов деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к

    миру (к Родине, людям, труду, к себе).

    Воздействие определяется педагогическими целями, обстоятельствами.

    Организация воздействия, отмечает автор, всегда творческий акт, потому что

    число переменных, подлежащих учету в момент воздействия, очень велико, их

    сочетание бесконечно.

    Педагогическое воздействие не допускает манипулирования сознанием и

    отношениями воспитанника.

    Педагогическое воздействие предполагает предоставление воспитаннику

    возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь

    субъектом собственной жизни. Что для этого должен предпринять педагог?

    В первую очередь необходимо разбудить активность детей, вооружить их

    способами осуществления деятельности, так как только через интенсивное

    взаимодействие с миром совершается развитие личности; отказаться от

    постоянной опеки воспитанников, от принятия ответственности на себя

    (учителей и родителей) за все, что бы ни совершали дети, предоставить им

    возможность самостоятельно принимать решения.

    Чтобы воспитательный процесс был успешным, отмечает Н.Е. Щуркова,

    необходимо профессиональное освоение педагогом всех трех блоков:

    теоретического, методического и технологического в их органическом единстве

    и нерасторжимости.

    М.В. Кларин рассматривает педагогические технологии как системную

    совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и

    методологических средств, используемых для достижения педагогических целей

    (10).

    Отличительно по своей структуре и частично содержанию определение

    В.П. Беспалько: «Педагогические технологии – содержательная техника

    реализации учебного процесса» (2).

    Несколько по-иному педагогические технологии определяет

    В.М. Монахов: «Педагогические технологии - это продуманная во всех деталях

    модель совместной педагогической деятельности по проектированию,

    организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением

    комфортных условий для учителя и ученика» (14).

    Дефиниция, предложенная Б.Т. Лихачёвым следующая: «Педагогические

    технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих

    специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,

    воспитательных средств; это есть организационно-методический инструментарий

    педагогического процесса» (12).

    Индивидуальна и формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии –

    системный метод создания, применения и определения всего процесса

    преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов

    и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»

    (9).

    Педагогическая технология — это описание процесса достижения

    планируемых результатов обучения (И.П. Волков) (5).

    Ф. А. Фрадкин определяет педагогические технологии, как «системное,

    концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание

    деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательных

    цели» (25).

    Т.А. Стефановская, рассматривая сущность педагогических технологий,

    исходит из следующих положений: «Педагогика – это наука о воспитании и

    обучении, составляющих единый педагогический процесс. Слагаемые

    педагогического искусства – это знания о педагогическом процессе +

    педагогические умения + педагогическая техника при грамотно организованном

    общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой

    и педагогической импровизацией.

    Если педагогический процесс рассматривать как совокупность

    последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника)

    с целью образования, развития и формирования личности последнего;

    организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к

    образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами

    педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ

    на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под

    педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в

    соответствии с конкретной теоретической парадигмой» (23).

    Перечислим основные определения педагогической технологии:

    . это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к

    запланированному результату;

    . это систематический метод планирования, применения и оценивания

    всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и

    технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения

    более эффективной формы образования;

    . это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе

    проектирования всех учебных ситуаций;

    . это описание, проект процесса формирования личности;

    . это научно обоснованное предписание эффективного осуществления

    педагогического процесса;

    . это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи,

    средства и способы организации деятельности для анализа проблем и

    планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем,

    охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем,

    охватывающих все аспекты усвоения знаний.

    Таким образом, в результате изучения педагогической литературы по

    данной проблеме можно сделать следующий вывод.

    Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных

    исследованиях она рассматривается и как инструментарий педагогического

    процесса, и как техника реализации учебного процесса, и как модель, и как

    системный метод или совокупность средств для достижения педагогических

    целей. Множество мнений в терминологии, многогранность понятия с точки

    зрения теории говорят о том, что разрешение проблемы зависит от будущего

    развития педагогической науки.

    Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической

    технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается

    как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность

    решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-

    методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными

    основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного

    воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим

    воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого

    педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность,

    толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы

    сегодня в деятельности педагога.

    Автор (вслед за Т.А. Стефановской) определяет педагогическую

    технологию как совокупность, систему последовательных, взаимосвязанных

    действий педагога, направленных на воплощение на практике заранее

    спроектированного педагогического процесса.

    2. Сущность и структура педагогической технологии

    В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости

    педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем

    поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в

    том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение

    четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится

    важнейшим исходным условием педагогической технологии.

    Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость

    результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические

    технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие

    технологии. Как и любые иные, они имеют свои отраслевые (клановые,

    профессиональные) особенности и в том, какими методами и средствами

    оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.

    Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а

    отсюда их отчасти вероятностный характер), и в необходимости учета

    философского, психологического, медицинского и экологического аспектов

    проблемы.

    Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:

    1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический

    замысел, в основе ее лежит определенная методологическая,

    философская позиция автора.

    2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций,

    коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми

    установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

    3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя

    и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов

    индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации

    человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

    4. Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть

    воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать

    достижение планируемых результатов (государственного стандарта)

    всеми школьниками.

    5. Органической частью педагогической технологии являются

    диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и

    инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

    Подобно тому, что в педагогической теории не существует единого и

    устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет общепринятого

    понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и структуры

    педагогической технологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную

    проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствии с различными

    мнениями. Автор данной работы рассматривает точки зрения на проблему

    ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.

    Итак, Г.К. Селевко (20) полагает, что педагогическая технология в

    максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и

    учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно

    его теории, в структуру педагогической технологии входят:

    1. Концептуальная основа;

    2. Содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные,

    содержание учебного материала);

    3. Процессуальная часть – технологический процесс (организация

    учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников,

    методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению

    процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).

    Таким образом, Г.К. Селевко разбивает структуру педагогической

    технологии на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную часть

    и процессуальную часть.

    Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущность педагогической

    технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина. (21). В своём учебном

    пособии он говорит о том, что одним из решающих условий успешного

    протекания педагогического процесса является его конструирование,

    включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку

    проекта деятельности. Таким образом, В.А. Сластёнин выделяет следующие

    компоненты педагогической технологии:

    1. Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).

    2. Прогностическая и проективная творческая мыслительная

    деятельность.

    3. Анализ, прогноз и проект - «неразрывная» триада при решении любой

    педагогической задачи.

    Как уже было сказано выше, первый компонент в структуре -

    аналитическая деятельность – должна заканчиваться постановкой

    педагогического диагноза. В практической педагогике термин «педагогический

    диагноз» означает оценку общего состояния педагогического процесса или его

    отдельных компонентов в процессе обучения.

    Технология обучения педагогики в вузе Т.А. Стефановской базируется на

    следующих ведущих идеях: интеграция педагогических дисциплин;

    интенсификация процесса обучения через использование мнемосхем;

    диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное

    взаимосвязью объективных и субъективных условий. Автор в качестве основных

    компонентов педагогической технологии выделяет:

    целевую установку;

    содержательный компонент;

    собственно технологический (организационный) компонент;

    экспертно-оценочный компонент.

    Целевая установка подготовки специалиста определена государственным

    стандартом; выражается она не только объемом необходимых знаний и умений,

    но и набором личностных качеств выпускника вуза. Примечательно, что

    описание целевой установки диагностично, т.е. предполагает ее конкретизацию

    с учетом региональных условий функционирования системы образования (24).

    Практическая реализация педагогического воздействия выстраивается как

    воплощение слагаемых педтехнологии. Стержневым компонентом педтехнологии,

    по мнению Щурковой Н.Е., является педагогическая техника (владение

    педагогом своим психофизическим аппаратом и умение понять отношение ученика

    по его психофизическому аппарату (культура речи, мимика, жесты,

    пантомимика). Для коррекции отношения и поведения учитель использует

    педагогическую оценку. Нельзя себе представить учебно-воспитательный

    процесс без предъявления воспитанникам педагогического требования,

    разрешения и создания педагогического конфликта, реализации информационного

    воздействия, творческого решения педагогических ситуаций. Сочетание

    названных компонентов педтехнологий обеспечивает педагогу творческий успех.

    Как никогда сегодня становятся востребованными воспитательной

    практикой такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство

    общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор,

    артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение

    вовремя обнаружить "новообразования", перемены во взаимоотношениях детей,

    их настроениях, реакциях. Такими качествами должен обладать и преподаватель

    "Педтехнологии" в педвузе. Этот предмет благотворно влияет на формирование

    педагогической направленности мышления и деятельности педагога-воспитателя,

    а именно, видения им целостности педагогического воспитательного процесса,

    в котором все компоненты органично взаимосвязаны и взаимообусловлены:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.