МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая и производственная педагогика

    Дидактические материалы по контролю усвоения знаний представляют

    собой набор контролирующих тестов, выполненных либо на бумаге (контрольные

    карты), либо на пленке (контрольные кадры). В свою очередь тестом при

    контроле называется задание, применяемое для определения у обучаемого

    сформированных навыков и умений деятельности в процессе обучения. А система

    тестов представляет собой контролирующую программу.

    Основные требования при составлении тестов можно изложить в такой

    последовательности: 1. Отдельные тесты и их группы должны охватывать

    наиболее существенные и важные вопросы, усвоение которых является

    необходимым в пределах объема пройденного материала. 2. Тестовые задания

    должны соответствовать тем целям, которые поставлены для организации и

    управления процессом обучения конкретного учебного занятия. 3. Каждый тест

    должен способствовать усвоению учебной информации соответствующего уровня

    (при контрольно-обучающей программе) или обеспечить проверку этого

    усвоения. 4. В содержании тестовых заданий не должно быть избыточной

    информации, отвлекающей внимание обучаемого от понимания существа задания.

    5. Тесты, предназначенные для одновременного использования по нескольким

    вариантам, должны быть равнотрудными (эта характеристика связана с числом

    операций, которые определяют достижение успеха) и равносложными (понятие

    “сложный” тест связано со ступенью абстракции, на которой должна быть

    выполнена деятельность в тесте). 6. Тесты должны быть валидными

    (соответствовать смыслу и содержанию выявляемого признака). 7. При

    конструировании тестов всех уровней необходимо добиться их общепонятности

    (определенности) для обучаемых.

    Важно, чтобы, читая тест, обучаемый хорошо понимал, какую

    деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком

    объеме. Чтобы добиться общепонятности тестов, их проверяют в

    последовательной серии экспериментов на обучаемых данной ступени обучения.

    8. Взаимосвязь между тестами, ТСО, деятельностью преподавателя и обучаемого

    определяется согласно принятой дидактической программе.

    Особое внимание привлекают тесты входного контроля, которые

    применяются, как правило, в начале изучения курса для определения исходного

    уровня знаний, навыков и умений. Только с их помощью можно предложить

    хороший план изучения проблемы, учитывающий индивидуальные особенности

    слушателя, цели и доступное учебно-методическое оснащение. Итоговые тесты

    дают возможность объективно оценить степень усвоения знаний, навыков. Это

    же позволяет осмыслить совместную деятельность преподавателя и слушателя,

    внести коррекцию для последующей практической деятельности.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

    Интенсификация учебы невозможна без использования эффективных форм и

    методов вовлечения обучающихся в учебный процесс и создания условий, при

    которых слушатели становятся его активными участниками. Чтобы сплотить

    людей, сделать их единомышленниками преподавателя или пропагандиста, он сам

    помимо глубоких профессиональных знаний должен владеть основами психологии.

    Вместе с тем нетрудно заметить насколько разнообразны люди в любом

    коллективе. Они отличаются не только лицом или внешним видом, но и своими

    мыслями, поступками, оценками и суждениями. В то же время индивидуализация

    процесса обучения предполагает такую организацию занятий, при которой

    каждый слушатель группы включен в учебный процесс как личность.

    Преподаватель должен постоянно поддерживать и закреплять интерес к

    обучению, заботиться о расширении и углублении интересов слушателей, с тем

    чтобы эти интересы стали устойчивыми и приобрели форму стремлений. Это

    поддержание и закрепление интереса к обучению зависит как от личности и

    увлеченности самого преподавателя, так и от его умения сочетать интересы

    слушателей с интересами обучения. Если преподаватель построит свою работу

    так, чтобы она затрагивала интересы слушателей, то ее эффективность намного

    возрастет. Давая задание слушателю, старайтесь, чтобы вопрос темы хотя бы в

    чем-то совпадал с его интересами. Когда увлеченный человек страстно и

    эмоционально говорит об объекте своего интереса, группа, заражаясь его

    энтузиазмом, воспринимает этот интерес как собственный.

    Не бойтесь потратить лишнее время на неформальное общение со

    слушателями - это верный путь выявить структуру их интересов и в

    соответствии с ней организовать занятия. Ищите области, где интересы

    совпадают. Старайтесь вести диалог со слушателями в терминах их интересов.

    Существенным мотивом, побуждающим человека к совершению того или

    иного поступка, являются его убеждения, которые психология рассматривает

    как систему осознанных потребностей личности. В процессе обучения каждый

    человек воспринимает информацию на основе сформировавшейся системы

    убеждений. Система убеждений представляет собой совокупность знаний об

    окружающем мире, идей, духовных ценностей, идеалов. Если эта система имеет

    упорядоченную и внутренне организованную структуру, то она рассматривается

    как мировоззрение человека.

    Нужно вовремя занять четкую, обдуманную позицию по главным жизненным

    проблемам и ценностям. Сходная позиция и ориентация преподавателя и группы

    относительно общественных ценностей или предмета обсуждения создают

    благоприятные условия и усиливают познавательную способность группы. При

    доверительном и уважительном отношении к личности преподавателя

    обеспечивается эффективность восприятия.

    В процессе обучения преподавателю необходимо учитывать и элементы

    обыденного сознания, которые предстают перед нами в виде стереотипов.

    Стереотип- это закрепленный в сознании способ восприятия и перестройки

    существующей действительности. Стереотипы могут быть положительными и

    ложными. Использование положительных стереотипов дает упрощенное,

    схематическое, иногда близкое к истинному, знание или представление о

    предмете. Любая схема, какой бы подробной она ни была, не может дать

    исчерпывающей информации о предмете и в известной степени может

    рассматриваться как стереотип. Вместе с тем схематизм позволяет выделить

    наиболее существенные моменты рассматриваемого явления и способствует

    лучшему восприятию учебного материала. В этом смысле он является составной

    частью процесса обучения.

    Ложный стереотип искажает действительность и затрудняет восприятие

    материала, особенно если он отличается новизной. Наличие ложных стереотипов

    зависит в первую очередь от уровня образования человека, его

    профессиональной деятельности, немаловажную роль играет Эдесь и .возраст.

    Для успешной реализации задач производственно-экономического обучения

    разрушение ложного стереотипа является необходимым условием. Однако при

    этом необходимо учитывать прочность данных установок личности и не ждать

    быстрого освобождения человека от старых ложных стереотипов. Лучшим путем

    разрушения стереотипов является сама жизнь, конкретная практика. Вместе с

    тем человек очень трудно расстается с определенными представлениями,

    которые ему навязывались в течение десятилетий.

    Учитывайте, что иногда человеку легче воспринять новое, чем

    отказаться от старых представлений. Чтобы эффективно вести процесс

    обучения, преподаватель прежде всего должен представлять, как происходит

    познавательный процесс. Этот процесс осуществляется посредством ощущения,

    восприятия и мышления.

    Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении

    отдельных свойств предметов и явлений материальной жизни. Этот процесс

    происходит через органы наших чувств, которые получают, отбирают,

    накапливают информацию и передают ее в мозг.

    Следующим этапом познания является восприятие, т. е. отражение в

    сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии

    на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение

    отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Поведение человека

    во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой

    находится. Поэтому восприятие является важным источником объяснения

    поведения человека. Однако изменяя восприятие той жизненной ситуации, в

    которой находится человек, можно изменить поведение этого человека. Так,

    формирование у слушателей современного экономического мышления разрушает

    старые стереотипы отчужденности работника от результатов своего труда и

    таким образом формирует совершенно иной тип его поведения в процессе

    производства, который отличается инициативностью и заинтересованностью в

    качественном труде.

    Многочисленные примеры аренды в сельском хозяйстве наглядно

    демонстрируют, как новые условия хозяйствования меняют сознание и

    психологию людей. Появление у человека чувства хозяина резко повышает его

    ответственность за дело, заставляет искать и находить нестандартные и

    оригинальные решения иногда в таких сложных хозяйственных ситуациях,

    которые при традиционных формах ведения хозяйства считались бы

    “объективными причинами” невозможности выполнения плановых заданий.

    Восприятие зависит от прошлого опыта человека. Преподавателю надо

    помнить, что на содержание восприятия оказывает также большое влияние

    установка личности. Дело в том, что большинство слушателей производственно-

    экономической учебы-люди, обладающие достаточно широким жизненным и

    трудовым опытом. С одной стороны, это способствует успешности обучения, а с

    другой - осложняет этот процесс. Дело в том, что как жизненный, так и

    производственный опыт имеет свои негативные и позитивные стороны. На

    занятиях это обстоятельство необходимо учитывать. Ведь основная масса

    обучаемых формировалась как специалисты и как личности в период застоя и

    несут на себе отпечаток данного периода. Это выражается в сложившихся

    стереотипах общественного поведения, пассивности общественной деятельности.

    Хотя в настоящее время даны широкие права трудовому коллективу и его

    совету, тем не менее ни для кого не секрет, что эти права используются

    далеко не полностью. Многие работники еще не верят в возможность реального

    влияния на действия администрации. Аналогичная картина складывается при

    переходе предприятий на полный хозрасчет. Часть работающих не стремится

    повысить производительность своего труда, опасаясь пересмотра действующих

    норм. Именно этот отрицательный опыт прошлого значительно тормозит

    экономическое развитие нашей страны.

    Использование восприятия в процессе обучения преподавателем может

    происходить как в ходе всего занятия, так и на отдельных его этапах. Так,

    чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, обучающий

    должен подготовить слушателей, помочь связать их опыт с новым материалом.

    Большое значение в восприятии учебного материала имеют наглядные

    средства обучения: пособия, схемы, оборудование, демонстрационные опыты.

    Однако наличие наглядных пособий и развешивание в аудитории различных схем

    само по себе дает небольшой эффект и даже отвлекает слушателей от общего

    хода учебного процесса. Использование этих средств обучения должно

    осуществляться в сочетании с объяснением преподавателя. Только тогда они

    помогают формированию у слушателей образа учебного материала в соответствии

    с задачами программы. Важное значение здесь имеет динамика предъявления

    наглядных пособий слушателям, последовательность их использования и даже их

    расположение. Так, наиболее важный для запоминания материал следует

    располагать в верхнем правом углу плоскости. Именно в этой части обзора

    должно находиться все, что предназначается для обязательного запоминания с

    точки зрения важности материала.

    Большое значение имеет яркость, красочность. Данные признаки имеют

    ценность не сами по себе как таковые, а лишь в том случае, если они служат

    для выделения наиболее сущностных деталей сообщаемой информации. При этом

    необходимо помнить, что различный цвет оказывает неодинаковое воздействие

    на психоэмоциональное состояние человека. Психологи определили, что красный

    цвет возбуждающе действует на психику человека; оранжевый-способствует

    концентрации внимания; желтый-может вызывать тревожность, беспокойство;

    коричневый-угнетает; розовый - создает ощущение легкости. Причем в

    зависимости от расположения окрашиваемых плоскостей это воздействие может

    усиливаться или ослабляться.

    Процесс восприятия и усвоения информации связан с психическим

    явлением запоминания. Психология различает три вида памяти: оперативную,

    кратковременную и долговременную.

    Информация, полученная оперативной памятью, хранится в ней от

    нескольких секунд до нескольких десятков минут. Этот вид памяти обслуживает

    процесс восприятия словесной информации. В ходе этого процесса человек не

    просто следит за словами, а постепенно накапливает поступающую из речи

    информацию, компонует ее и преобразует в такую форму, которая

    воспринимается лучше всего.

    Прогресс науки и техники влечет за собой колоссальную информационную

    нагрузку основных каналов связи человека с внешней средой-зрительного и

    слухового. Поэтому каждый преподаватель должен иметь логически четкую

    структуру своей речи, не перегружать ее второстепенными деталями, следить

    за ее темпом и своей дикцией '

    Помните, что оптимальный темп речи- 120 слов в минуту. Используйте

    нумерацию своей информации: “Во-первых...” и т. д. Стремитесь ограничить

    информацию до объема необходимого и возможного для усвоения слушателями.

    Не спешите! Лучше потерять часть информации, но обеспечить

    эффективное восприятие всего учебного материала. Не стремитесь ошеломить

    слушателей всей имеющейся у вас информацией. Ваш запас информации ведь тоже

    ограничен. Мысли, необходимые для фиксации и запоминания, предваряйте

    словами: “Итак...”, “Иначе говоря...”, “Теперь подведем итог...”. Снижение

    темпа речи может рассматриваться как сигнал к письменной фиксации.

    Кратковременная память хранит информацию в течение 1-2 суток.

    Учитывая это, задачей преподавателя является выбор таких заданий

    слушателям, которые позволили бы им зафиксировать полученную информацию на

    бумаге, либо более детально ее обдумать. В результате этого часть

    информации может закрепиться в долговременной памяти, которая обеспечивает

    ее длительное хранение и накопление.

    Именно долговременная память дает возможность знаний, формирует

    убеждения и установки личности, развивает умения и навыки. В долговременной

    памяти 40 % полученной информации хранится всю жизнь.

    Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия, за

    которыми следует осмысление или мышление. Весь свой материал мыслительная

    деятельность получает из одного источника-чувственного познания, т. е. из

    ощущений и восприятия. Это еще раз напоминает преподавателю о необходимости

    учитывать в своей педагогической деятельности все предшествующие мышлению

    этапы. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - не

    существует вне языка. Поэтому современный процесс обучения, как процесс

    человеческого общения, можно рассматривать не только и не столько как

    простое изменение организации самого учебного процесса, а как эффективное

    средство развития мышления слушателей.

    Умственное развитие человека совершается в процессе усвоения знаний,

    выработанных человечеством в ходе общественно-экономического развития.

    Мыслительная деятельность - это, с одной стороны, основа для усвоения

    знаний, а с другой - возможность получения новых знаний.

    Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими науками -

    психологией и логикой. К логическим формам мышления относятся понятия,

    суждения, умозаключения. * понятии отражаются общие, существенные и

    отличительные признаки предметов и явлений реальной жизни. Каждый слушатель

    производственно-экономического обучения обладает определенной совокупностью

    понятий по проблемам изучаемой программы, и одной из задач, стоящих перед

    преподавателем или пропагандистом, является выяснение существующих у

    слушателей понятий. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждения

    всегда выражаются в словесной форме и отражают связь между предметами и

    явлениями или между их свойствами. Суждения могут быть выражены как устно,

    так и письменно. Последнее обстоятельство важно учитывать при составлении

    заданий слушателям в зависимости от их личностных черт.

    В ходе суждения человек сталкивается с взаимосвязями процессов и

    явлений. В результате одного или нескольких суждений можно получить другое,

    рожденное исходными. Такая связь между понятиями, суждениями называется

    умозаключением.

    Процесс мышления имеет познавательный результат, в качестве которого

    можно считать либо степень усвоения слушателем определенных знаний или

    приобретение навыков и умения, либо выполнение слушателем задания, либо

    наличие у него плана решения какой-то проблемы и т. д.

    Процесс обучения - это всегда процесс общения. Для того чтобы процесс

    обучения был эффективен, недостаточно обладать профессиональными знаниями,

    необходимо уметь организовать этот процесс. Для этого преподаватель должен

    научиться управлять учебной группой, побуждать каждого члена группы

    участвовать в учебном процессе, постоянно владеть вниманием аудитории.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.