МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общение и формирование личности младшего школьника

    стремясь передать своим воспитанникам, определенные знания и умения, "

    жмет и давит" на своих учеников изо всех сил и не обращает внимания на

    трудности в общении. Но если лет 10-15 назад на такой стиль общения и

    обучения закрывали глаза, то сегодня изменилось очень многое: и содержание

    учебных программ, и роль педагога в обществе, и отношение учеников и

    родителей к вопросу о том, чему и как сегодня учат в школе.

    Постепенно меняется само отношение к Детству. На нас обрушился поток

    самой разнообразной литературы по психологии, психиатрии, образованию.

    Этот поток привлекателен для нас не только новыми подходами, но и

    самой формой изложения материала: свободной, доверительной, где-то

    ироничной, лишенной избыточного наукообразия. Правда, тональность

    отечественных и зарубежных книг, как правило, отличалась и отличается друг

    от друга. В 1950-1970 г.г. советская педагогика анализировала и убеждала

    нас в решающей роли коллектива на процесс формирования личности, а

    западные исследования тех лет подчеркивали необходимость сохранять

    уникальность и укреплять самодостаточность в личности.

    У психологов конца 1980-1990 г.г. актуальными стали проблемы,

    связанные с самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением

    конкретной личности.

    Однако к этому времени основная тональность переводных зарубежных

    изданий также претерпела изменения. Там чуть раньше пришли к заключению,

    что все развитие человеческой культуры убеждает в опасности возвеличивания

    "эго" одного человека. Личность формируется только в общении, поэтому

    каждому человеку приходится строить свою жизнь с учетом действий других

    людей. Это касается и игры, и труда, и обучения.

    Вот поэтому так остро сегодня стоит вопрос о смене самой формы

    обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общении, где

    роли учеников и учителя находятся в определенном равновесии: один пришел

    затем, чтобы научиться, а другой - чтобы поделиться своими знаниями, а не

    поучать.

    Учиться общаться. Учиться общаясь. Это важно для всех: для учеников,

    их родителей и для учителей. Когда в нашей школе ( Черепаново, школа. № 4

    ) среди учащихся всех возрастов была проведена анкета, в которую входил

    такой вопрос: " зачем дети ходят в школу? " , ответы меня удивили и

    поразили.

    Ответы были самыми разными. Одни школьники приходили в школу за

    новыми знаниями, другие- за хорошими отметками, а третьи- чтобы общаться с

    друзьями ( реже- пообщаться с учителями ). Удивило соотношение этих групп:

    узнать что-то новое стремились 32% школьников, получить хорошие отметки-

    18%, а пообщаться- 62%. При этом, чем старше был возраст школьников, тем

    явственнее было стремление к общению. Следовательно, потребность в общении

    изменяется в течении нашей жизни? Да, конечно! И, что интересно,

    изменяется не только интенсивность общения, но и направленность самой

    потребности общаться.

    Посмотрим: маленький человечек появился на свет. Он сразу включается

    в общение со своими родными и близкими. Правда, отдавать то, что он

    получает в этом контакте, малыш научится чуть позже - сначала улыбкой,

    потом гудением, потом словами... Ребенок испытывает самую настоящую

    потребность в общении со

    своими родителями, особенно с мамой. Есть у дошкольника потребность

    и в общении со сверстниками. Ребенок, лишенный на время контактов со

    своими сверстниками (по болезни и др.), говорит : " Хочу к деткам...".

    Проходит время, наш малыш подрастает и с волнением переступает порог

    школы. В жизни первоклассника происходят значительные перемены : с одной

    стороны, днем никто не укладывает спать, а с другой - нужно каждый день

    делать домашние задания; с одной стороны- оказывается, я- умный, потому

    что я уже умею читать, а с другой- мама ругается, когда видит мои прописи.

    Меняется жизнь ребенка, и изменяются его приоритеты в общении. Это

    явственно ощущают мамы, особенно в тот момент, когда ребенок заявляет: "

    Ты неправильно говоришь, мама! Учительница сказала пропустить четыре

    клеточки, а не две!". На основе анкет построим график развития приоритетов

    в общении у ребенка в разные возрастные периоды. (См. приложение 2).

    Знание пиков приоритетов в общении в том или ином возрасте дает

    возможность внимательным родителям, грамотным педагогам находить верную

    стратегию общения и во многом избежать конфликтных ситуаций.

    Между психологами и педагогами идут споры по поводу того,

    действительно ли общение является ведущей деятельностью в подростковом

    периоде. Причем психологи утверждают, что ведущая роль принадлежит

    общению, а педагоги настаивают на учении.

    Если спросить: " нужны ли клубы общения?", то получить можно самые

    разные ответы. Одни скажут: да, потому что в наши стремительные дни людям

    часто не хватает времени, чтобы общаться. Другие: зачем нужны какие-то

    клубы, когда общаться можно когда и где угодно. И все они правы: одни

    испытывают потребность в общении с людьми, другие - нет.

    Цель клуба общения, прежде всего, заключается в том, чтобы создать

    ребенку условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в

    которых у детей:

    - снимался страх перед самостоятельным высказыванием;

    - развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    - прививает навык анализировать свои поступки и происходящие события,

    осознавать свое отношение к миру;

    - формируется умение ценить свою и чужую работу;

    - закрепляет чувство радости от совместного труда и творчества.

    Занятия строятся таким образом, что каждый участник " проживает"

    различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к

    творчеству и т.д. Так ребенок узнает себя как партнер по общению,

    открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые

    помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

    Большинство занятий строится в игровой форме. К такому виду

    оказываются готовы и сами дети, и руководитель может более свободно

    чувствовать себя в условно-импровизационной ситуации. Однако игровая

    ситуация вносит определенные коррективы в построение общения по

    предложенным блокам - информационный, интерактивный, перцептивный. Прежде

    всего, это касается условности, которая и составляет основу любой игры.

    Условность проявляется и в самом выделении особых блоков общения, а также

    и в ( самом выделении особых блоков общения ) подборе игр.

    Блоковая структура в работе клуба общения - информация -

    взаимодействие - восприятие - позволяет последовательно выработать у

    каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при

    необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию,

    оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

    А) ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ.

    Хорошую информацию трудно добыть.

    Сделать с ней что-нибудь ещё труднее.

    Штирлиц.

    Где бы ни находился человек, всюду его окружает информационное поле.

    Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать

    необходимую информацию? Психологи констатируют, что многие люди не умеют

    работать с поступающей информацией и поэтому страдают от переизбытка или

    недостатка получаемых впечатлений.

    Цель первого игрового блока заключается в знакомстве участников с

    основными приемами по обмену информацией, в формировании умения ее

    обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо

    проблем.

    Приведенные упражнения развивают логическую память ( т.е. умение

    использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой

    информации на основе сходства, контраста и ассоциацией), помогают обрести

    высокую скорость переработки информации, тренируют гибкость усвоения

    информации.

    Все игры, включенные в информативный блок, являются интерактивными,

    хотя и связаны с какой-либо определенной стороной: получение информации,

    сохранение, воспроизведение и передача.

    Краткая характеристика каждой из сторон:

    1. Психологи выделяют два основных пути получения информации: с

    помощью органов чувств ( зрение, слух, обоняние и др. ) ; и с

    помощью умозаключений. Часто эти два пути сливаются в одно целое,

    что необходимо для решения какой-либо задачи.

    1. Под сохранением информации прежде всего понимается умение удержать

    полученную информацию.. В процесс сохранения и переработки

    включаются все компоненты: восприятие, память, воображение,

    мышление.

    Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация

    воспроизводится в первоначальном виде, т.е. в том, в котором она была

    получена. При активном - "текст" подвергается определенным изменениям.

    3. Успешное воспроизведение и передача зависит от тех средств,

    которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К ним

    относят: речь, письмо, жесты, мимику и пантамимику, пара- и

    экстралингвистические системы ( интонация, паузы и др. ) и даже

    систему организации пространства общения ( комфортность, степень

    доверия и т. д )

    ИГРА 1.

    ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ИЛИ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.

    Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко

    катать в ладонях ( шишка, камешек и пр. )

    ЗАДАНИЕ: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача

    усложняется тем, каждая новая " визитная карточка " кроме повторения

    информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое.

    Например:

    1-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

    2-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.

    3-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато

    мне нравиться танцевать...И т.д.

    В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники

    учатся вычленить основную информацию, " примерить" ее, включаться в

    процесс кругового общения.

    ИГРА 2.

    РАССКАЖИ СКАЗКУ.

    Игра, которая будет интересна людям любого возраста. Сказки любимы

    всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные

    сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного в такой игре? Но дело в

    том, что сказка рассказывается с конца..

    ФОРМА ИГРЫ: по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка ).

    Основное условие такое: сначала нужно сказать что-то новое, а затем

    повторить предыдущие реплики. Первый участник говорит обычную

    заключительную фразу сказки ( например: " И жили они счастливо , и умерли

    в один день" ) . Следующий достраивает в двух-трех фразах те события,

    которые произошли перед этим: " И сыграли они пышную свадьбу. Родились у

    них красивые дети. И жили они счастливо, и умерли в один день" . И так

    далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний

    участник дает название сказки и рассказывает ее от начала и до конца.

    В этой игре развивается память, умение сконцентрироваться и

    импровизировать, держать нить рассуждений, умение " достраивать"

    информацию.

    ВАРИАНТ: сказка рассказывается по одному слову.

    ИГРА 3.

    И НЕ ТО, ЧТОБЫ " ДА ", И НЕ ТО, ЧТОБЫ " НЕТ ",,,

    Участники игры образуют "сидячий круг. Вне круга находятся

    добровольцы, которые беседуют с сидящими. Вопросы задаются в такой форме,

    чтобы можно было ответить " да " или " нет "

    Но ответы даются самые странные, иногда явно не соответствующие

    правде. Добровольцы должны выяснить, от чего зависит тот или иной ответ.

    Разгадка не так уж сложна: ответ зависит от позы сидящего. Если руки

    скрещены на груди ( поза, поза закрытая для общения ) , на любой вопрос

    человек отвечает "нет". В другом случае ответ всегда положительный.

    ОБСУДИТЬ: кому было труднее: тем, кто отгадывал, или тем, кто попадал

    в смешное положение, говоря явную ерунду? И т.д.

    ИГРА 4.

    ПОДАРОЧНЫЙ НАБОР.

    Для игры понадобятся письменные принадлежности.

    Игра проходит в 2 этапа: На первом участники дарят друг другу самые

    невообразимые подарки: прошлогодний снег, дневник с пятерками, дипломат,

    набитый фальшивыми долларами, трамвай, дырку от бублика, комету и т.д. В

    итоге у каждого должен получиться " подарочный набор " из трех предметов и

    явлений. Если подарков оказалось больше, выбери из них три, наиболее

    дорогих.

    Задание второго этапа: придумать не менее ( предложений, в каждом из

    которых использован весь " подарочный набор" ( т.е. все три слова ).

    Бывает трудно, но интересно.

    ИГРА 5.

    ИНФОРМАЦИЯ В ГАЗЕТЕ.

    Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объема,

    Занятие проходит в форме соревнования.

    ЗАДАНИЕ: перед вами два небольших газетных материала. Ваша задача

    прочесть в слух оба отрывка, соблюдая следующее условие: читать поочередно

    ( по одному абзацу из каждого материала ). Затем на память пересказать

    полный текст каждого отрывка. Чей пересказ окажется ближе к оригиналам?

    Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а

    также развивает способность к быстрому переключению внимания.

    ИГРА 6.

    ОТ ТОПОТА КОПЫТ...

    Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что

    любая информация передается не только через содержание, но и через

    интонацию, жесты, мимику говорящего.

    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ: представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и

    узнаете, что рисования ( физкультуры, математики ) сегодня не будет.

    Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику при помощи

    жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, передавал

    сообщение, - это известная пословица " от топота копыт пыль по полю летит

    ". Интонация должна показать, радуетесь вы этому или нет. Передаем по

    цепочке. При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание

    воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать

    информацию, интонационно обогащать ее.

    ИГРА 7.

    СЛОВО ИЗ ПЕСНИ.

    В группе выбирается водящий, который покидает класс. Остальные

    участники выбирают песню ( слова которой должны быть известны игроку -

    водящему ). Каждый в кругу получает слово из песни. Например, 1 участник-

    " в лесу ", 2 - " родилась", 3-" елочка " и т. д.

    Возвращается водящий, чья роль заключается в том, чтобы отгадать

    задуманную песню. Водящий задает вопросы участникам, а те, отвечая на

    вопрос, обязательно должны вставить свое слово из песни:

    - Что ты делаешь сегодня вечером?

    - Хочу провести вечер в лесу, на природе.

    - Что ты сейчас читаешь?

    - Сейчас я разговариваю с тобой, но у меня родилась идея почитать

    Пушкина.

    Нужно узнать песню.

    Игра учит анализу и переработке информации.

    ИГРА 8.

    КОШКА, КОТОРАЯ ГЛЯЕТ...

    Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам

    предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если

    человек затрудняется, предложите ему пройти как шпион ( крадучись на

    цыпочках ), как супермодель, как солдат и т.д. Каждый участник проходит

    через круг, а группа угадывает " кто есть кто ".

    ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ: Что может выразить походка человека: его

    профессию? Его эмоции? Как реагирует на разные стили походки ? и др.

    ИГРА 9.

    СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ.

    Участники разбиваются на большие группы 6-8 человек. Ведущий

    предлагает самые разнообразные задания:

    - построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве

    имени, фамилии, по второй букве имени и др.

    Какая группа быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный

    способ самоклассификации? И т.д.

    ИГРА 10.

    ТЕЛЕГРАММА.

    Кто из нас не видел телеграммы? Что в ней является самым главным?

    Конечно же, лаконичное эмоциональное содержание. Группам предлагается

    послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы

    слов, например:

    БТЛВДКМПЗХО (подбор букв может быть самым разнообразным ).

    ЗАДАНИЕ: составить такой текст телеграммы, в котором каждое слово

    последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово

    начинается на " Б ", второе на " Т " и т.д. Для связи слов можно вставлять

    предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.

    Например:

    Большие Томаты Лежат под Вагоном.

    Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.

    Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания

    Хорошие Обещаю.

    Б) ИНТЕРАКТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ

    ( игры на взаимодействие )

    Угол падения равен углу

    отражения.

    Закон

    Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных

    поступках людей, окружающих нас. Человек постоянно находится в системе

    взаимных действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить

    общение удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и

    заранее планирует и просчитывает их. С этой точки зрения сам процесс

    человеческих взаимодействий напоминает партию в шахматы.

    Совместная деятельность, как правило, рассматривается как

    организованная система активности взаимодействующих индивидов,

    направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.