МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки

    его мировоззрение. Важность формирования у учащегося эмоционально-

    ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения доказана

    многочисленными исследованиями.

    В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить

    положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого

    прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и

    общественной деятельности. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы

    изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества,

    окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью».

    Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся

    пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и

    незначительных). Данная проблема представляется актуальной, поскольку

    педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду

    показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации

    учебного процесса.

    Учителя Обнорская Г. В. , Селезнева Т. В. , Тютюнник Г. В. , Зарецкая

    З. А. , Зарецкий Д. В.(СШ N 21, д/с № 15 г. Оленегорска; АО ЭЛТИ-КУДИЦ, г.

    Москва) пишут о использовании компьютера в коррекционной работе с младшими

    школьниками: «В последние годы мы сталкиваемся с тем, что в первые классы

    общеобразовательной школы поступает значительное число детей, имеющих

    низкий уровень школьной зрелости. В своем большинстве недостатки развития

    являются следствием социальной и педагогической запущенности и проявляются

    в трудностях освоения навыков чтения, письма, счета. Для коррекции этих

    недостатков использовалась программно-методическая система "Путешествие в

    страну Букварию" в комплексе с другими компьютерными и некомпьютерными

    развивающими программами и играми. Использование программной системы

    позволяет активизировать процесс накопления общих знаний и создает

    предпосылки формирования определенной направленности познавательных

    интересов, повышение общей культуры. Привлекает открытость системы для

    пользователя, что позволяет адаптировать программу к контингенту учащихся,

    задаче расширения активного и пассивного словаря. Развитие вербального

    интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития.

    Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал,

    типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем

    создания необходимой мотивационной основы. Особый интерес у учащихся и у

    педагогов вызывает адаптированный графический

    редактор. В коррекционной работе он используется в основном для развития

    зрительного анализа и синтеза. Творческий подход выражается в том, что

    ученики используют элементы редактора не только как части букв, но и

    конструируют орнаменты, геометрические фигуры, выполняют творческие работы.

    Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной

    координации и умения распределять внимание является одним из факторов,

    повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной

    работе. При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение

    техники письма, снижение мышечного напряжения.

    Значительная часть учащихся младших классов имеет недостаточную для

    обучения зрелость вследствие гиперопеки родителей. Это снижает актуальную

    готовность к умственной деятельности. Работа с компьютером помогает

    получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля в ситуации выбора,

    повысить самооценку. Дети классов выравнивания - дети, имеющие задержку

    психического развития, пережившие немало неприятностей, и утратившие

    критичность в результате психологической защиты. Они по физиологическим

    причинам не могут концентрировать внимание, удерживать и распределять его.

    Поэтому основной формой занятий стал интегрированный урок по одной общей

    теме. Для проведения урока "Пишем, читаем, считаем" программно-методическая

    система "Путешествие в страну Букварию" предоставляет обширные возможности.

    За полугодие занятий на компьютере у детей изменилось отношение к ошибке,

    они стали ее замечать. Занятия с компьютером стимулируют развитие

    критичности у детей с задержкой психического развития. Компьютерные занятия

    оказались полезными и для детей-"неудачников". Причина их неуспеваемости -

    не "умственный дефект", однако внешние проявления такие же. Важной задачей

    работы с ними было компенсирование неуверенности в своих силах, поддержка

    "ситуации успеха". Работа в коррекционных группах требует контактов с

    родителями. Занятия с компьютерными программами стали привлекательным

    поводом для общения с психологом и оказания необходимой помощи ребенку и

    семье».

    II) Российский опыт в обучении младших школьников с компьютерной поддержкой

    2.1. Первые опыта обучения младших школьников с компьютерной поддержкой.

    Обзор программ.

    Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики?

    Мы считаем, что основной целью должно стать формирование

    “информационного” стиля мышления, который по образному выражению Ю.А.

    Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое

    мышление следователя, конкретное мышление физика или бухгалтера и образное

    мышление художника.

    Нам видятся следующие пути достижения этих целей:

    1. Освоение общелогических приемов формирования понятий, оперирования

    понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение,

    ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их

    различий; выявление существенных и не существенных признаков

    предметов; классификация объектов.

    2. Развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм

    умозаключений через решение логических задач.

    3. Изучение основ алгоритмизации деятельности с упором в пошаговую

    детализацию.

    4. Формирование умений построения символьных моделей содержательных

    задач, постоянно усложняющихся по мере повышения образовательного

    уровня учащихся. Например: элементарные приемы кодирования и

    декодирования информации, расшифровка содержимого “черного ящика”,

    и т.п.

    5. Развитие способностей к рисованию и художественного мышления,

    формирование начальных представлений о колористике, об анимализме,

    о правилах геометрических построений.

    Желательно включать в программу обучения упражнения по развитию

    элементарных навыков рефлексии (осознания процесса собственной деятельности

    по решению задач).

    Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения — проблема

    создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт

    разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного

    обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное

    средство обучения для учителя-предметника. По своему целевому назначению

    машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие,

    диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные,

    контролирующие, моделирующие и т. д.

    Управляющие и диагностирующие программы ориентированы на управление

    процессом обучения на уроке, а также в условиях дополнительной

    индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать

    учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять

    уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в

    соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В

    условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится

    более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более

    систематической и продуктивной.

    Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея

    красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. На

    уроках физики, химии, биологии можно продемонстрировать те или иные

    явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных

    технологических процессов, некоторые биологические явления (прорастание

    семени, биение сердца, деление клетки и т. п.). На занятиях по предметам

    гуманитарного цикла эти программы позволяют комментировать тексты

    различного содержания, иллюстрировать фрагменты графической карты,

    вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным историческим

    событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов, ученых и

    т. д.

    Генерирующие программы вырабатывают набор задач определенного типа по

    заданной теме. Они позволяют провести контрольную или самостоятельную

    работу в классе, обеспечив каждому учащемуся отдельное задание,

    соответствующее его индивидуальным возможностям.

    Операционные пакеты обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно

    ставить и решать задачи с помощью компьютера, изображать те или иные фигуры

    на экране дисплея, вносить необходимые коррективы в разрабатываемые

    конструкции, схемы, чертежи отдельных деталей и т. п.

    Контролирующие программы специально рассчитаны на проведение текущего

    или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую

    обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают

    возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести

    результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными

    особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала,

    его характером.

    Значительный интерес представляют моделирующие программы, позволяющие

    имитировать проведение сложных экспериментов, вводить учащихся в

    исследовательскую лабораторию ученых, конструкторов, архитекторов и т. д.

    Специалисты Главного информационно-вычислительного центра

    Министерства просвещения СССР (ГИВЦ) уже на протяжении ряда лет ведут

    опытно-экспериментальную работу по использованию компьютерной техники

    в учебном процессе школы и составлению пакетов прикладных обучающих

    программ. На основе этой работы разработан перечень требований,

    предъявляемых к пакетам прикладных программ

    (ППП) для компьютерного обучения. Эти требования сводятся к следующим

    o Устойчивость работы программы при неправильных или случайных

    нажатиях клавиш.

    o Обеспечение защиты от несанкционированного ввода данных

    (значений, выходящих за указанные пределы или заведомо неверных)

    o Обеспечение сознательности и активности действий пользователя

    при работе по программе.

    o Программа посредством диалога должна инициировать

    деятельность пользователя (ученика) в соответствии с указанными

    в сопроводительной документации методическими целями и

    назначениями ППП.

    o Отсутствие ошибок в предметном содержании ППП;

    o Соответствие тематики программы учебным программам школьных

    предметов.

    o Обеспечение доступности обучения с помощью ППП (требование

    соответствия предъявляемого учебного материала ранее

    приобретенным знаниям, умениям, навыкам).

    o Предъявляемый программой учебный материал, формы и методы

    o организации учебной деятельности, выполняемой с помощью

    o программы должны соответствовать уровню подготовки учащихся,

    o их возрастным особенностям,

    o Адаптивность (приспособляемость) программ к индивидуальным

    o возможностям учащегося, его способности воспринять

    o предложенный учебный материал (желательно с учетом 2—3

    o уровней сложности).

    o Обеспечение наглядности обучения (с учетом технических

    o возможностей используемой микро-ПК).

    o Обеспечение обратной связи

    o Сервисные требования (обеспечение комфортности пользователя

    o ППП):

    o Обеспечение дружественной, тактичной формы обращения к

    пользователю (без критических замечаний или выговоров).

    К числу важнейших принципов обучения в школе, как известно, относятся:

    принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования

    уровню и перспективам развития соответствующей отрасли научных знаний,

    формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных

    представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоение

    основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического

    материализма;

    принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные

    особенности учащихся;

    принцип систематичности и последовательности, требующий располагать

    материал с учетом логики изучаемой научной системы знании и

    закономерностей развития научных понятии в сознании учащихся;

    принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий

    неразрывную связь обучения и воспитания на основе формирования подлинно

    научных знаний, умений и навыков в сочетании с развитием и обогащением

    мировоззренческих и поведенческих качеств личности, творческих способностей

    учащихся;

    принцип наглядности обучения, ориентирующий на использование в процессе

    обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей

    учебной информации;

    принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в

    разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, в общественно

    полезный, производительный труд, позволяющий на практике применять

    приобретенные в процессе обучения знания, умения, навыки, опыт творческой

    работы;

    политехнический принцип, ориентирующий на изучение учащимися в теории и на

    практике наиболее типичных и перспективных производственно-технологических

    процессов, машин, механизмов и тех явлений, которые лежат в основе их

    работы;

    принцип активности и сознательности в обучении, требующий всемерной

    активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их

    самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания

    образования;

    принцип преемственности, предполагающий установление необходимых

    межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию

    учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся;

    принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом

    коллективной организации учебной деятельности и т. д.

    Вот несколько примеров обучающих программ:

    1. Программа “Графический редактор для младших школьников”

    Она позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея,

    сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут

    выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки.

    Редактор располагает следующими возможностями

    Выбор карандаша (F1-поис вперед, F2-поис назад);

    Изменение цвета карандаша (F3);

    Изменение цвета фона (F4);

    Очистка экрана (F5);

    Запоминание рисунка (F6);

    Считывание рисунка(F7);

    Редактор позволяет выполнять изображения по предлагаемому рисунку, а

    также по своему замыслу.

    Как известно, современные графические редакторы для различных

    компьютеров с различными графическими системами обладают большими

    возможностями в создании и редактировании изображений обычно

    предусматривается выбор графических примитивов, установление их размеров,

    выбор цветовой гаммы, стиранее ошибочно проведенных линий и выполненных

    рисунков и т.д.

    Вместе с тем изучение таких редакторов порой затруднено из-за

    освоения большого числа операционных действий. Поэтому, на наш взгляд,

    более целесообразно предлагать учащимся начальной школы более простые

    редакторы, моделирующие лишь отдельные функциональные возможности

    “профессиональных редакторов”. В них операциональные навыки не должны

    затенять деятельность , связанную с построением изображений.

    Предлагаемый графический редактор построен именно по этому принципу.

    Как показывает проведенный эксперимент, освоение младшими школьниками

    режимов его работы происходит за очень короткое время 4-7 мин в 1 классе.

    Это позволяет очень быстро включать школьников в работу по выполнению

    различных рисунков.

    Данный графический редактор позволяет развивать формулированное ранее

    положение об оперировании учащихся понятиями “объект”, “имя”, “значение”.

    Например, можно, предлагая учащимся реальные объекты (игрушечные

    автомобили, домики и т.п.), обучать их созданию (конструированию)

    изображения на экране дисплея, затем запоминанию изображений под некоторым

    именем, вызову (считыванию) изображения по указанному имени.

    Кроме того, включение редактора в учебную деятельность позволит

    естественным образом знакомить учащихся с различными геометрическими

    фигурами и оперированию с ними.

    Примером коллективной работы может стать проектирование на компьютере

    строительства из кубиков детского городка. На занятии дети разбиваются на

    группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на

    компьютере), строители (собирающие город из кубиков).

    Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие

    познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ.

    В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть

    свои возможности.

    2. ЛОГО. ЛОГО – это язык программирования и вместе с тем особая обучающая

    сфера. Разработали Лого ведущие американские исследователи в области

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.