МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Одарённые дети в системе воспитания и обучения

    Одарённые дети в системе воспитания и обучения

    Кишинёвский педагогический колледж им. А. Матеевича

    Гром Денис

    «педагогика

    начальных классов»

    1 курс

    дневного отделения

    Реферат

    Одарённые дети

    в системе воспитания и обучения

    [pic]

    Кишинев , 2004

    План :

    1-определение одарённости у детей .

    2-трудности обучения одарённых детей

    3-причины развития одарённости .

    4-типы одарённости : .

    а – интеллектуальный

    б - «академический»

    в - художественный

    г - Креативный

    д – социальный

    е – спортивный

    5-заключение .

    Библиографический список :

    Лейтес Н. С Воспоминания, размышления, беседы.. // Психологический журнал.

    № 1, 1992.

    Юрий БЕЛЕХОВ, кандидат медицинских наук, руководитель окружного центра

    по работе с интеллектуально одарёнными учащимися "Школа сильного мышления"

    Лариса ВОЛЬБЕРГ, детский психолог молодёжного центра "Творческое развитие

    личности"

    В.С. Юркевич , «Одаренный ребенок. иллюзии и реальность»1998. книга для

    учителей и родителей – взята с Интернета – с сайта www.parents.agava.ru

    Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение.

    Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и

    в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной

    жизнью.

    Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык

    "одарённости" или "не одарённости ". Все дети талантливы. У каждого свой

    особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их

    расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делает свои первые

    шаги, идёт, падает, снова встаёт. Он активно осваивает окружающий мир,

    стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность

    присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня

    развития.

    Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди

    них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те,

    кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности

    могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо

    позже. К последним относится, например, Альберт Энштейн, который в детстве

    отнюдь не считался одарённым, а в дальнейшем оказался гением. Интересен его

    ответ на вопрос, как он умудрился открыть теорию относительности: "В

    детстве я очень медленно развивался, поэтому те вопросы, на которые все

    дети получили готовый, авторитетный ответ от взрослых, возникли в моей

    голове гораздо позже, и мне пришлось искать ответ на них самому".

    Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой

    потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив,

    движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями,

    преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно

    для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее

    заинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям на

    просьбу профориентации или школьной специализации ребёнка. Далеко не всегда

    тот вид деятельности, в которой человек наиболее одарён, совпадает с его

    интересами, внутренним мотивом. Присматривайтесь к своему ребёнку, дайте

    ему возможность попробовать себя в разных сферах, расширить область его

    компетентности, позволить сделать максимально свободный выбор. Конечно,

    существуют специальные тесты способностей, но они могут только помочь

    обнаружить способности, сориентироваться в ситуации. Результаты специальных

    тестов иногда оказываются неожиданными для родителей, зачастую они не

    подозревают о действительном уровне развития ребёнка, удивляются, когда

    психолог начинает хвалить ребёнка и показывает им его успешные работы. Тема

    эта требует отдельного обсуждения. Мы же поговорим о тех детях, которые

    проявили выдающиеся способности именно в детстве.

    Не существует определённого стандарта одарённости, каждый ребёнок проявляет

    её по-своему. Большинство специалистов определяют одарённость как

    выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких

    результатов и уже имеющиеся достижения в одной или более областях. Выделяют

    следующие области проявления способностей: интеллектуальные способности,

    специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление,

    способности к изобразительному искусству или музыке, психомоторные

    способности, социальные способности.

    Чаще всего именно родители первыми замечают особые способности, одарённость

    своего ребёнка. Наиболее рано проявляется музыкальная и художественная

    одарённость. Различают общую и частную одарённость. Примерами

    всесторонне одарённого человека являются М.В. Ломоносов и Леонардо да

    Винчи. Последний обладал не только художественными талантами, но и

    научными, причём реализовывал их в самых различных областях науки и жизни.

    Признаки одарённости проявляются достаточно рано и являются залогом будущих

    успехов. Многие из них можно заметить в обычной жизни, не прибегая к

    специальным тестам.

    Одарённые дети очень любопытны и не терпят ограничений своей

    исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию,

    поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надо

    её разобрать. Они буквально забрасывают взрослых вопросами, и не всегда

    просто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы и

    видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, - важнейшая

    характеристика одарённости.

    Способность к прогнозированию проявляется в умении представить

    возможные последствия действий. Уже в раннем возрасте такие дети

    прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.

    Одарённым детям часто свойственна оригинальность мышления - способность

    выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов.

    Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативные способы

    решения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычно одарённые

    дети обладают хорошей памятью, "впитывают, как губка" огромный поток

    информации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолго

    концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство в

    достижении цели в интересующих их видах деятельности.

    Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им

    достаточно чётко излагать свои мысли. Для обозначения понятий и

    воображаемых событий могут придумывать свои слова.

    Они с удовольствием занимаются сложными задачами и сопротивляются

    предоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не по

    силам. Необходимо отметить, что наличие высокого IQ (коэффициента

    интеллекта) не имеет первостепенного значения, гораздо большее влияние

    оказывает способность к творческому мышлению . Большинство одарённых детей

    отличаются живым воображением и богатой фантазией. Им присуще чувство

    юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов. Ребёнок, одарённый в

    социальной сфере, легко приспосабливается к новым ситуациям. Другие дети

    предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям. В

    окружении посторонних людей такой ребёнок сохраняет уверенность в себе. С

    лёгкостью может общаться с детьми и взрослыми, проявляет инициативу,

    руководит играми детей и принимает на себя ответственность.

    Безусловно, эти описания не исчерпывают всё многообразие одарённости, но

    могут помочь не только в определении одарённости ребёнка, но и найти у него

    те качества, которые можно стимулировать и развивать.

    Одарённость может быть как преимуществом, так и источником проблем.

    Демонстрируя высокий уровень развития мышления и речи, одарённые дети

    создают иллюзию взрослости. По инерции окружающие начинают предъявлять к

    ним повышенные требования. Для таких детей вполне естественным является

    разный темп развития интеллектуальной и эмоциональной сферы. Одарённый

    ребёнок может решать сложные задачи, "как большой", а эмоционально

    реагировать в соответствии со своим возрастом, "как маленький", может бегло

    читать и при этом с трудом владеть простейшими ручными навыками. В школе

    такие дети далеко не всегда демонстрируют высокую академическую

    успеваемость, если содержание обучения не совпадает с их интересами. Часто

    они сопротивляются зубрёжке, строгой дисциплине и конформизму, что

    необходимо учитывать в воспитании и обучении одарённых детей. Игнорирование

    их особенностей может привести к развитию отрицательного восприятия себя,

    вызвать трудности в общении со сверстниками.

    Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им

    недостаёт эмоционального баланса. В раннем возрасте они очень мало спят.

    Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи.

    Такая положительная черта, как стремление довести дело до конца, нередко

    превращается в перфекционизм - стремление довести дело до полного

    совершенства. Часто одарённые дети предъявляют повышенные требования к

    себе, не умеют переживать малейшие промахи, воспринимают себя как

    неудачников. К этому же могут приводить преувеличенные ожидания и амбиции

    взрослых, наша привычка ожидать и требовать лучшего: "Это неплохо, но ты

    мог бы лучше". Таких детей надо стимулировать и поощрять не только за

    достижение результата, но и за участие, попытку.

    Родители по-разному относятся к одарённости ребёнка. Условно можно

    выделить две крайние позиции: одни стараются всеми силами развивать

    способности ребёнка, другие же считают, что "талант сам себе дорогу

    пробьёт". Есть и такое мнение: одарённый - значит ненормальный, "белая

    ворона", "пусть будет обычным ребёнком, как все". Для детей очень важно

    признание их способностей со стороны значимых взрослых. Исследования

    психологов показывают, что дети часто скрывают свои способности, если

    родители их не поощряют, привыкают вести себя, "как все", не доставляя

    взрослым лишних хлопот. И в то же время ребёнок достигает более высоких

    результатов в деятельности, если родители или учителя считают его

    способным.

    Важно выдерживать баланс в отношении к тем способностям, которые

    проявляет ребёнок. Слишком высокая концентрация на теме способностей,

    высоких достижений при игнорировании других сторон личности ребёнка часто

    превращается в "гонку за достижениями": ребёнок может решить, что его любят

    и ценят только за это. Игнорирование же способностей нередко приводит к

    столкновению ребёнка с собственными проблемами один на один. Одарённые дети

    нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Ребёнок

    может обладать высоким IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы будут его

    перспективы, зависит от взрослых. Конечно, не стоит создавать "тепличные

    условия", чрезмерно опекая ребёнка. Однако его индивидуальные особенности

    развития требуют особого внимания со стороны взрослых. Любой родитель,

    который хотел бы способствовать наибольшей реализации потенциала своего

    ребёнка, в первую очередь должен взглянуть на себя и признать наличие

    способностей у себя, признать свою индивидуальность и значимость.

    |Лариса ВОЛЬБЕРГ, |

    |детский психолог молодёжного центра |

    |"Творческое развитие личности" |

    Согласно представлениям современной психологии одарённость включает в себя:

    способность порождать модели объективного мира, максимально приближающиеся

    к реальности; высокую познавательную активность, которая не обязательно

    порождена решением сиюминутных проблем; способность к активному

    воображению, то есть возможность "в уме" создавать, удерживать и работать с

    различными образами.

    Не важно, насколько ярко выражена каждая из этих составляющих

    одарённости, опосредующая высокие результаты творческих достижений.

    Способность к творческому мышлению - не набор психических способностей, а

    единый, не разложимый на составные части талант. Но этот дар - всего лишь

    некая возможность, которая не обязательно осуществится. А вот его развитие

    зависит от системы воспитания.

    К сожалению, среди родителей и педагогов часто можно встретить

    мнение, что отлично успевающим по большинству предметов ученикам не нужна

    какая-либо специальная подготовка для развития творческого мышления. Они и

    без неё станут прекрасными мыслителями. Заранее предполагается, что у

    отличников и так высокие способности к творческому мышлению. А вот плохо

    успевающим ученикам вряд ли что-то поможет - они не смогут совершенно

    мыслить. Однако мы забываем или не знаем, что связь мышления со скоростными

    способностями анализировать и синтезировать информацию, обобщать полученные

    данные - такая же, как между компьютером и его пользователем. Можно неумело

    работать на мощной машине, а можно великолепно программировать и на

    скромном компьютере. Конечно же, эта способность помогает успешному

    усвоению школьной программы. Но знания ради знаний никогда не приводили

    человека к прогрессу. Наверное, всем известны печальные примеры круглых

    отличников, которые становились полными "банкротами" в "послешкольной"

    жизни. Недаром известный китайский философ Лао Цзе говорил, что надо меньше

    читать и меньше знать, а больше думать. Так что потенциал ума, так же как

    мощность компьютера, нужно умело использовать.

    К сожалению, результатом большинства учащихся на сегодня чаще всего

    являются заученные знания. А вот осмыслением, адекватным пониманием

    окружающей нас реальности могут похвастаться единицы.

    Более того, большинство далеко неглупых людей, выработав однажды свою

    точку зрения, используют всю мощь своего интеллекта на её защиту. И обычно

    это им неплохо удаётся. У них просто не возникает потребности глубже

    разобраться в предмете. Это и есть образец негативного мышления - "школьная

    ловушка интеллекта".

    В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века (т.к. наша

    Молдова тесно связана культурой и развитием с Россией – к нам , например ,

    ссылали Пушкина) В России ни до, ни (увы!) после не было такого всплеска

    выдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и

    культуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого,

    либо связаны с ним через своих наставников.

    Считаю, что подобный феномен связан со следующими факторами:

    . Семейное воспитание девятнадцатого века в России - образец психолого-

    педагогического сопровождения развития способности к творческому

    мышлению.

    . Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной

    семейной среды, в которой выделю лишь одно - доступность даже для

    средних слоёв общества "общения" с выдающимися образцами цивилизации.

    . Уважение и социальная защищённость талантливых педагогов (коих было

    немало). к тому - же тогда к педагогам относились более уважительно ,

    ( снимали шляпу , повстречав на улице . )

    . Социальный заказ и протекция творческой личности со стороны

    государства.

    Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодых людей с

    семейным воспитанием налицо. А поэтому попробую предложить вашему вниманию

    необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию в

    человеке его интеллектуальной одаренности:

    . С раннего возраста создание условий поиска ребёнком своей успешности

    для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение

    языков, танцы, спорт и т.п.

    . Раннее знакомство одарённого ребёнка с шедеврами человеческой

    культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения -

    путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от

    созданного подлинным талантом породит потребность создать своё чудо.

    . Организация своевременной встречи с наставником - талантливым

    педагогом.

    Так, если я не глух, не ослеплен

    И творческий огонь во мне бушует -

    Повинен тот, кем сердце зажжено.

    . Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте

    одарённого ребёнка в организацию и проведение традиционных семейных

    капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает

    ценность для человека, только если он сам принял активное участие в

    его создании.

    . Важно научить ребёнка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится

    разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и

    загадочном мире. Незнание является уникальной для одарённого ребёнка

    научно-педагогической "лабораторией". Именно стремление к осознанию

    своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-

    мыслителе.

    Каков же вклад школьного образования в процесс развития талантливой

    личности? Ведь без стройной системы знаний о мире попытки создать нечто

    новое бесплодны. Поэтому роль школы в воспитании одарённой личности

    огромна.

    Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников

    воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания

    творческой личности.

    Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма

    знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить

    самостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничество

    преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребёнка и

    родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, а

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.