МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Одарённые дети в системе воспитания и обучения

    следовательно, и творческое мышление.

    |Юрий БЕЛЕХОВ, |

    |кандидат медицинских наук, |

    |руководитель окружного центра по работе |

    |с интеллектуально одарёнными учащимися |

    |"Школа сильного мышления" |

    Типы одаренности :

    Зачем учителю нужно знать типы одаренности?

    Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход,

    у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними

    учителей и психологов.

    Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить

    возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно

    ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема

    заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них

    можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой

    деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.

    Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма

    загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть

    в своих учениках основные типы одаренности.

    1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый

    интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют

    «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми

    головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма

    значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их

    получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись

    к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко

    анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому

    осмыслению материала.

    Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью

    усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным

    предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним

    предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.

    Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда

    проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо

    специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде

    всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия

    между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие

    способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем

    обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

    Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой

    любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее

    отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности

    отмечается устойчивая система познавательных интересов.

    Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных

    акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов» .

    Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не

    всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и

    блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все

    определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к

    школе.

    2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который

    принято называть «академическим» . При этом типе одаренности достаточно

    высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые

    способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего

    умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной

    сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации

    таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже

    приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы,

    чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя

    недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии

    замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

    Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с

    широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность,

    проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у

    которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или

    нескольких близких областях деятельности (дети с академическими

    способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

    В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и

    академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех

    и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в

    особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной

    критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное,

    философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически

    одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода

    блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда,

    великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

    3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого

    труда для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, как

    правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности —

    музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель

    должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае

    действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой

    ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог

    бы профессионально с ним заниматься.

    Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у

    школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается

    целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и

    танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности

    характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей,

    однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко

    выраженной способностью такого рода.

    Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим

    учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи

    психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в

    ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко

    одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей

    мере это относится к так называемой креативности, или к творческой

    одаренности.

    4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в

    нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на

    мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности

    с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные

    школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

    Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не

    понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти

    всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в

    суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и

    авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие

    проблемы.

    Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются

    заметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая не

    комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение

    идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их

    одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение

    мира.

    У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот

    увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень

    трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении.

    Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и

    тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им

    бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый

    познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

    Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им

    нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую

    проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные

    темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

    Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей

    должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы

    достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и

    в работе.

    У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики,

    проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой

    деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое

    нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

    5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но

    очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это так

    называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является

    выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется

    способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные

    отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих

    исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако

    наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и

    потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у

    людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора,

    помогающее им нравиться другим людям.

    Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные

    лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их

    мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они

    умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и

    направление движения, ведут за собой.

    К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями

    интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские

    возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и

    иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не

    имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и

    независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность

    завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся

    лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются

    учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное

    негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих

    учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда

    длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом

    одаренности лицом к школе.

    6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности,

    проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней

    общеобразовательной школы не представляющем все же специального интереса.

    Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует

    отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у

    спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования

    показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего

    оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким,

    казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или

    футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт,

    становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж

    конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со

    спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде

    всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников,

    увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой,

    то они, как правило, могут превосходно учиться.

    Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг

    учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной

    помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

    |[ © В.С. Юркевич ] |

    у части детей с заметным опережением развития яркая одаренность остается на

    всю жизнь, являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивой

    характеристикой развития. Ускоренно развивались и Норберт Винер, и Лев

    Ландау, и поэт Александр Грибоедов. Предсказать, во что выльется то или

    иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности

    для прогноза уже имеются. Учитель должен всегда понимать относительность

    самого явления яркой одаренности, его условность и во многих случаях только

    возрастной, временный характер.

    Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет

    резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только

    квалифицированным профессионалам-психологам или внимательным учителям,

    много и серьезно работающим с ребенком. Видимо, к этому типу принадлежал

    великий математик Андрей Николаевич Колмогоров.

    И, наконец, существует и своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного

    развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается

    забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это ни

    парадоксально, обнаруживается и замедленное развитие. Так, Альберт Эйнштейн

    позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии и даже

    был изгнан из нее за неуспеваемость. Заметить одаренность такого ребенка

    трудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти в

    гения.

    В любом случае важно знать, что, с одной стороны, не всегда вундеркинд,

    подававший много надежд в детстве, вырастает в выдающегося человека, а, с

    другой стороны, не всегда исключительная одаренность проявляется в

    блестящих школьных успехах или в явном опережении в развитии.

    Если особо одаренные дети с трудом общаются, их резкое опережение

    сверстников не проходит бесследно для их социального и эмоционального

    развития, то для другой группы одаренных детей, более обычных, проблем

    общения даже меньше, чем у самых обычных детей. Несколько гиперболизируя

    различия между двумя этими группами детей, можно сказать, что если первые —

    талантливые изгои общества, то вторые — «баловни судьбы», любимчики

    учителей и потом общества.

    Идет контрольная работа по математике. Все дети еще возятся с первой

    задачей, а одна из учениц уже поднимает руку и сообщает, что она не только

    уже все решила, но и готова решать еще. Эта ученица любит задавать учителям

    каверзные вопросы, а дома увлеченно решает трудные задачи, читает учебники

    по математике для старших классов. В этом случае трудно не догадаться, что

    перед вами одаренный ребенок, опережающий своих сверстников в умственном

    развитии.

    Далеко не все ситуации столь очевидны. Вот ученик с необычным увлечением:

    он читает серьезные книги по археологии. Может быть, этот ребенок сможет

    повторить судьбу Генриха Шлимана, с детства мечтавшего найти Трою и

    осуществившего свою мечту. Однако удивительная страсть к познанию нашего

    питомца не замечается в школе. На фоне серьезных научных проблем уроки

    истории кажутся юному археологу скучными и неинтересными, поэтому он не

    особенно утруждает себя выполнением домашних заданий и нередко получает

    плохие оценки даже по истории. Эта парадоксальная ситуация не так уж редка:

    ребенок, обладающий выдающимися способностями, может плохо учиться в школе.

    Несомненно, что одаренность ребенка может проявляться и вне учебной

    деятельности. Именно потому учителю нужно быть более внимательным и больше

    интересоваться увлечениями своих учащихся, не делая отметку главным мерилом

    способностей.

    Причины академической (школьной) неуспеваемости одаренных детей кроются в

    особенностях их возрастного развития, в личностных особенностях, в

    несовершенстве современных методов обучения и т.п. Несмотря на критику

    чисто "оценочного подхода" к академическим достижениям, вплоть до

    настоящего времени в школе придается большое значение оценкам.

    Наиболее благоприятный период для развития способностей из задатков

    называется сензитивным. Если в этот период способности по каким-то причинам

    не развивались, то развитие ребенка происходит менее благоприятным образом.

    Если в этот период развитие способностей не происходит, то, как правило,

    многое в развитии способностей уже очень трудно компенсировать, а иногда и

    просто невозможно. Хорошо известна грустная судьба детей, с раннего

    возраста попавших в неблагоприятные условия. Например, в Индии были

    обнаружены две девочки, чуть ли не с рождения воспитывавшиеся среди волков.

    И хотя они были найдены сравнительно рано (одной из них было всего четыре

    года, а другой на несколько лет больше), они, в общем-то, так и не овладели

    человеческой речью. Задатки у них были, но сензитивный период для развития

    способностей был упущен, и речевые способности практически так и не

    сформировались.

    Задатки у разных детей, конечно, разные и в связи с этим встает один из

    самых болезненных вопросов теории и практики способностей: в какой мере

    одаренность определяется природой, а в какой воспитанием? Этими проблемами

    занимается специальная наука — психогенетика. Один из основных методов,

    используемых этой наукой, — так называемый «близнецовый метод», когда о

    роли среды и наследственности судят по развитию близнецов — с одинаковой

    (однояйцовые близнецы) и разной наследственностью (разнояйцовые близнецы).

    Конечно, единого мнения относительно роли наследственности и среды не

    существует, однако во всех случаях экспериментальные исследования с

    достаточной очевидностью показывают весьма значительную роль среды, то есть

    воспитания и обучения в развитии способностей. Правда, в случае так

    называемых исключительных способностей роль наследственности оказывается

    особенно заметной, но воспитание и в этих случаях оказывается весьма

    значимым. Цифры конкретного вклада наследственности и среды в развитие

    способностей весьма отличаются: они разные для разных способностей и для

    разного возрастного периода, да и методы, используемые разными учеными,

    также отличаются, что не всегда позволяет прямо сравнивать различные

    результаты, однако в большинстве случаев оказалось, что никак не менее 50 %

    «вклада» в способности приходится на роль среды. Это означает, что во всех

    случаях в развитии одаренности ребенка от родителей, от школы, от учителя

    очень многое зависит.

    Задатки по своей природе противоречивы. С одной стороны, они специфичны, то

    есть изначально существует известная расположенность к той или иной

    деятельности. Например, от природы в значительной мере будет зависеть,

    будут ли у ребенка в большей мере проявляться способности к точным или к

    гуманитарным наукам. С другой стороны, задатки многозначны, то есть,

    скажем, в какой именно гуманитарной науке проявится одаренность ребенка, в

    значительной степени зависит от конкретных особенностей его воспитания.

    Если художественно одаренный ребенок воспитывается в семье музыканта,

    существует большая вероятность, что он станет именно музыкантом.

    Исследования показывают, что у многих выдающихся музыкантов (по некоторым

    данным, у 85 %) кто-то из родителей был обязательно профессиональным

    музыкантом. Тут еще дело в том, что именно в отношении музыкальных

    способностей обнаружен самый ранний сензитивный период — где-то до трех-

    четырех лет.

    Я познакомил вас с главными подходами к определению

    одаренности, с критериями ее категоризации, показал путь, по которому идёт

    усложнение взглядов на нее. Очевидно, что нет единственного, всеми

    признанного определения одаренности и/или таланта. Однако в современных

    взглядах на одаренность есть согласие по нескольким пунктам. Их важно

    помнить при работе с одаренными детьми.

    • Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой

    социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в

    академических областях. Одаренность следует только как возможность

    достижений. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те

    способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться (т. е.

    потенциальные).

    • Одаренность и/или талант являются результатом взаимодействия многих

    факторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняется

    высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а следовательно, не

    определяется только исключительным интеллектом.

    • Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах

    жизнедеятельности. Социально значимые достижения невозможны без высоко

    развитой способности к творчеству (креативности) и лидерству, вследствие

    чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой и

    лидерской одаренностями. Все виды одаренности имеют сложную структуру, в

    том числе и интеллектуальная одаренность.

    • Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных

    знаний и умений, участия профессиональных психологов.

    • Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода.

    Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой

    среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки

    обучения в обычной школе.

    спасибо.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.