МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация совершенствования обучения детей математике и вниманию в процессе подготовки ребенка к школе в детском саду

    опыта. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны

    даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе. Сейчас

    существует большое количество литературы, помогающей родителям в этом

    вопросе (И. И. Будницкая “Ребенок идет в школу/Библиотека для родителей”,

    см. список литературы). Кроме того, родители всегда могут обратится за

    советом, помощью к воспитателю детского сада, учителю младших классов.

    В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще не

    наступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующие

    раскрытию этих способностей.

    Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению

    является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во

    многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться.

    Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно

    справляться с учебными заданиями.

    Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в

    подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры,

    рисование, конструирование, собственный опыт — вот основа развития личности

    ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводится

    только к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должны

    руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка.

    Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажется

    неспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надо

    так, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное,

    даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написано

    немало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родители

    плохо представляют себе: что же именно они должны делать?

    От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие

    мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок

    встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится

    планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к

    планированию учебной деятельности.

    Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как

    перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как

    следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это

    делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем

    гармоничнее он развивается.

    Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом

    родители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь на

    непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале

    элементы логического мышления. Без развития умения классифицировать

    предметы и явления невозможно и формирование понятий. Группировка по

    образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления,

    которое лежит в основе всего школьного обучения.

    Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень

    серьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое,

    навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в

    том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и

    радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было

    самому взрослому.

    И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются

    элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть

    знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо

    подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для

    него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и

    обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.

    Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологической

    готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение

    определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего,

    обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их

    преодоление.

    Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на

    ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и

    развитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе

    в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе

    огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют

    функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в

    оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить

    полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению,

    усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад,

    показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в

    детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность

    посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по

    своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные

    учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на

    практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского

    сада и семьи

    Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного

    образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает

    подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно

    будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его

    дальнейшего обучения.

    Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные

    задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное,

    нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех

    предметов, которые он будет изучать в школе.

    Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду

    предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:

    -подготовка к обучению грамоте;

    -математическая подготовка;

    -подготовка к письму;

    -психологический практикум.

    В своей работе я уделю больше внимание именно математической

    подготовке. Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию

    готовности к школе, таким образом, включает в себя следующее:

    -формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности

    для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка

    вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение

    заданий, внимание к словам воспитателя).

    -формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости,

    ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность

    проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями,

    прилагать для этого достаточные усилия;

    -формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и

    положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного

    активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного

    воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение

    оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников,

    тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных

    нормах поведения в коллективе;

    -формирование у детей навыков организованного поведения, учебной

    деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает

    существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности

    ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр,

    деятельности по интересам.

    Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный

    характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

    широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный

    учебный процесс.

    “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной

    деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура

    и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение

    выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших

    дошкольников.

    Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений

    позволяет воспитателю подчеркивать значение занятий для развития

    познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на

    развитие личности ребенка.

    Основной целью занятий является формирование у детей знаний и

    умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность,

    операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в

    самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить,

    что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет

    активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения

    заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

    Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны

    решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых

    качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности,

    ответственности, стремления достигать качественного результата, а также

    доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

    Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети,

    посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем

    сделать вывод, что общение детей — необходимый элемент подготовки к школе,

    а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь

    детский сад.

    Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе

    особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.

    Многих воспитателей волнует вопрос, как построить взаимоотношения с

    детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических

    воздействий. [3, с. 6].

    Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать

    индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могут

    сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержаны, нетерпеливы,

    суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру.

    Возбудившись, с трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются в

    особо строгом соблюдении режима, правильном чередовании отдыха и работы,

    требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно

    действует обилие впечатлений.

    Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка

    определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную

    деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует

    разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует

    подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно

    решать задачи обучения и воспитания одновременно.

    Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то

    мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства.

    Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является

    главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом,

    перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог

    конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий,

    делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в

    формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего

    воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности

    имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей

    индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности.

    Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на

    занятиях является:

    -наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;

    -умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения,

    проводить при этом -разнообразные мыслительные операции: анализировать,

    сравнивать и т. д.;

    -умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

    -умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;

    -умение выдвигать новую познавательную задачу;

    -способность относительно долго проявлять интерес к проблеме,

    самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической

    деятельности. [38, с. 42]

    Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора

    соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной

    деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию,

    создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить

    усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

    Опыт показывает, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли

    дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их

    применить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием

    занятия, связать его с практической деятельностью. [3, с. 53]

    Психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса и

    школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в

    совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада.

    К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно

    организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с

    товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт,

    распределить роли, довести начатое дело до конца.

    Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных

    занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок

    к обучению письму и счету.

    Ведущей задачей при формировании математических понятий является:

    -Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью

    выявления их свойств; -Сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, в

    ходе которого надо определить, какие из них являются общими,

    отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и

    использование аналогий;

    -обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках

    объектов; классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и

    виды и т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность

    ребенка и развивают мыслительные операции.

    Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных

    математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше,

    целое, часть, зависимость между величинами и др.);

    Обучение овладением способами установления разного рода

    математических связей, отношений; понятия, что самыми очными способами

    установления количественных отношений является счет предметов и измерение

    величин.

    Воспитатель, работая с детьми но занятиях должен опираться на лучший

    опыт семейного воспитания, учитывать своеобразие каждой семьи, тактичными

    советами, педагогическим просвещением родителей, привлечение их к участию в

    мероприятиях, проводимых в детском саду, добиться взаимопонимания,

    единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на

    подготовку ребенка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее

    программу и требования, которые она предъявляет к ученикам. Не менее

    интересно и полезно знать учителю своих будущих учеников, что они имеют,

    как ведут себя в коллективе, кто из них может быть опорой при организации

    внеклассной работы.

    В последний год пребывания ребенка в детском саду, когда интенсивно

    ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое

    значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон

    развития и воспитания детей.

    Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки

    детей к школе в процессе систематического, целенаправленного

    педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит

    помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов

    психического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскую

    деятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию

    наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и

    поведения.

    В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников

    педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в

    рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются. При этом следует

    учитывать, что с частью родителей, чьи дети пришли в подготовительную

    группу сразу из семьи, следует наметить дополнительную работу, рассказать о

    том, какое большое влияние оказывают условия жизни на развитие ребенка, о

    единстве требований к детям детского сада и семьи.

    Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школу

    и условия подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее

    оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является

    тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем

    аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

    Поэтому эта проблема является в углубленном исследовании.

    Существует большое количество литературы по подготовке детей к школе,

    однако, роль детского сада и семьи освещается слабо, поэтому, обобщая

    сказанное о готовности детей к школе в научно-теоретическом плане, я

    считаю, что оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии

    наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности:

    -правильно сформированное отношение к учению;

    -сформированность навыков учебной работы;

    -стремление трудиться, преодолевать трудности;

    -развитость познавательных и учебных интересов;

    -сформированность произвольности, умение подчиняться правилам,

    управлять своими эмоциями, поведением.

    Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и

    семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель

    в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать

    свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата

    — правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в

    единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

    Литература.

    И.Н. Агофонова. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993

    Л. Чилигрирова, Б. Спиридонова. Играя, учимся математике М., 1993

    Е.В. Сербина. Математика для малышей. М., 1992

    Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Роль детского сада в подготовке детей к

    школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. Ярославль «Академия

    развития», 1996

    Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

    Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

    Ярославль. «Академия развития»,1996

    В.В. Волина. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на

    уроках математики в начальных классах.// Начальная школа 1991

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.