МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности дополнительного образования взрослых

    удовлетворении образовательных потребностей населения. Основную же роль

    играло семейное воспитание и образование. Семья и семейные отношения

    определяли даже педагогические принципы основного, церковно-религиозного

    образования. П. Ф. Каптерев замечает по этому поводу: "Будучи не в

    состоянии создать самостоятельную систему воспитания, русский народ

    естественно заимствовал то, что ему было более по сердцу, отвечало складу

    его жизни, его привычкам и взглядам".[5]

    Таким образом, домашнее воспитание представляло собой внецерковное,

    внешкольное обучение и воспитание, а потому может рассматриваться как

    исторически наиболее ранняя форма дополнительного образования. В то же

    время оно несло основную социальную функцию воспитания и в этом плане

    выступало как основное, во всяком случае, для наиболее значительной массы

    населения.

    Иначе говоря, основное и дополнительное образование не разделяется еще в

    этот период на самостоятельные формы, точнее, они сосуществуют вместе.

    Одним из главных условий разделения образования на основное и

    дополнительное, условием формирования у человека потребности в

    дополнительном образовании, выступило появление педагогических систем с их

    монистической и монологической позицией учителя как представителя

    определенной педагогической истины.

    Патриархальное семейное воспитание в идеальном виде представляет собой

    устойчивую самодостаточную социальную функцию, по отношению к которой даже

    церковно-религиозное образование оказывалось в роли дополнительного. Его

    устойчивость и самодостаточность обеспечили ему выживание в течение не

    только всего церковно-религиозного, но и значительного государственного

    периода развития педагогики, и лишь отмена крепостного права и размывание

    крестьянской общины сделали невозможным его дальнейшее существование в

    традиционном виде.

    Прежде всего выявилось, что значительная часть образовательных процессов

    совершалась вне сферы внимания и влияния церкви, выступавшей основным

    социальным субъектом образования в рассматриваемый период. Более того,

    между церковным и внецерковным образованием возникало противостояние

    (которому в немалой степени способствовал церковный раскол), в результате

    которого образовательные процессы принимали скрытый, подспудный характер.

    Эта сфера образования в соответствии с заявленным нами критерием должна

    быть определена как сфера дополнительного образования населения.

    Дополнительное образование населения отличалось от основного характером

    образовательных потребностей, которые оно обслуживало: овладение грамотой и

    письмом служило средством решения повседневных жизненных задач крестьянина,

    а не совершения службы и знания Священного Писания, как это предполагалось

    основным образованием.

    Дополнительное образование в период развития государственной школы. Со

    времен Петра I церковно-приходскую школу и училище сменяет и становится

    доминирующей светская, государственная школа, перед которой ставится задача

    воспитания работника, служащего, гражданина, а основным содержанием

    образования становятся светские, научные знания.

    В 1714 году были открыты цифирные школы для детей от 10 до 15 лет всех

    сословий, кроме однодворцев. Они просуществовали недолго, однако школа,

    преследующая государственные интересы и решающая .государственные задачи

    подготовки служилых людей, в других формах продолжала развиваться по мере

    укрепления светского государства, все более и более вытесняя дьячковские

    школы и мастеров грамоты в сферу крестьянского сословия и ограничивая

    область их распространения.

    В других сословиях (дворянском, купеческом) потребность в дополнительном

    образовании как отличном от государственного и церковного не исчезла совсем

    и удовлетворялась посредством семейного воспитания и в частных, главным

    образом иностранных, пансионах. П. Ф. Каптерев писал, что при Екатерине II

    велась борьба со старыми дьячковскими школами и частными пансионами, в

    которых учили плохо, поскольку большинство учителей-иностранцев были не

    только не педагогами, но и мало образованными, а то и невеждами. Однако

    государственных школ было мало, а на частные был постоянный запрос.

    Отметим, что именно домашнее, частное, по сути дополнительное образование

    явилось той базой, на которой стало возможным создание в 1755 году

    Московского университета.

    Достаточно длительная история выяснения отношений между государственными и

    частными учебными заведениями предшествовала реформе образования 1804 года,

    задуманной еще при Екатерине II и призванной разрешить противоречия между

    государственными и частными учебными заведениями в пользу первых. Это стало

    возможным за счет снятия ограничений (сословных, национальных) и создания

    преемственности различных ступеней образовательной системы (приходское и

    уездное училище, губернская гимназия, университет). В последующем тенденция

    к преобладанию государственной школы над частной усилилась и стала еще

    более явной. Был также утерян всесословный характер образовательной .

    системы, придававший ей открытость и преемственность ступеней.

    Вместе с тем отношения между самодеятельными (дьячковскими), частными

    (прежде всего иностранными) школами, с одной стороны и государственными - с

    другой становятся все более разносторонними. Необходимость в дополнительном

    образовании возникает по все более многочисленным причинам - таким, как

    содержание образования (классическое или реальное, религиозное или

    светское), сословность образования, национальность учащегося,

    профессиональная квалификация учителя, ограниченные финансовые возможности

    государства в открытии новых учебных заведений.

    Другими словами, чем более жесткой и разносторонней становилась

    деятельность государства по контролю, регламентации и ограничению

    возможностей получения того или иного вида образования, удовлетворению той

    или иной образовательной потребности, тем больше причин способствовало

    развитию дополнительного образования. Лишь в 1857 году было разрешено

    открытие частных школ и пансионов, что возвестило начало нового этапа

    развития российской школы - периода общественной педагогики.

    Дополнительное образование в период общественной педагогики. Этот период

    открывается статьей Н.И. Пирогова "Вопросы жизни" (1856 г.)[6], получившей

    огромный резонанс в обществе. Статья вызвала самые противоречивые суждения

    и положила начало обсуждению вопросов образования в новой общественной

    ситуации, которая возникла вместе с окончанием николаевской эпохи и началом

    социальных реформ. По этому поводу П. Ф. Каптерев писал: "Новая русская

    педагогика вступила в борьбу с прежней государственной, с ее

    односторонностью. Против основного догмата государственной педагогики -

    задача воспитания заключается в подготовке законопослушного верноподданного

    сообразно его сословию - новая педагогия выдвинула коренное положение:

    воспитание и образование в своей сути общечеловечны и их задача подготовка

    человека".[7]

    Провозглашенный Н. И. Пироговым новый идеал и цель образования - оно

    «должно готовить дитя быть человеком»[8] - вызвали недоумение общества и

    правительства. "Разве вы не знаете, - говорили ему, - что людей собственно

    нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам

    необходимы негоцианты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди". Однако

    противопоставление общего образования профессиональному было оправданным

    лишь в начале социальных реформ. Последовавший затем промышленный и

    культурный подъем обусловил необходимость подготовки работников, знающих

    свое дело, профессионалов, специалистов. Классическое, формальное

    образование все более теснилось реальным, профессиональным. В ходе

    начавшейся вскоре полемики о народной школе и национальной образовательной

    системе выявилась недостаточность и непроработанность общечеловеческого

    идеала воспитания и образования.

    Одной из форм развития дополнительного образования стали в этот период

    воскресные школы, целями и задачами которых были воспитание и обучение

    грамоте. Они не имели каких-либо определенных средств для своего

    существования, помещений для занятий, стабильного преподавательского

    персонала, даже определенных учащихся. Внутренняя организация этих школ

    строилась на принципе гуманности; школы управлялись собранием

    преподавателей, на которых решались все хозяйственные и педагогические

    вопросы; особое внимание уделялось тесным связям между учащими и учащимися,

    ради чего исключались всякие наказания, необходимые внушения делались всем,

    а не провинившимся; методы обучения создавались самими учителями на

    основании существующих руководств; школы имели общеобразовательный характер

    и тем отличались от воскресных школ Западной Европы как конфессиональных

    учреждений.

    Воскресные школы представляются первым проявлением общественного движения,

    имеющего целью удовлетворение образовательных потребностей населения в

    форме, отличной от государственных школ. Будучи порождением духовного

    порыва передовой российской общественности, вдохновляемой идеей народного

    просвещения, воскресные школы способствовали удовлетворению общественной

    потребности не только учиться, но и учить. Они выступали формой

    образования, альтернативной государственной, формальной, и тем самым были

    первым проявлением массового дополнительного начального образования.

    Однако в 1862 г. воскресные школы были закрыты "впредь до преобразования".

    Как было указано в высочайшем повелении, "в последнее время обнаружено, что

    под благовидным предлогом распространения в народе грамотности, люди

    злоумышленные покушались в некоторых воскресных школах развивать вредные

    учения, возмутительные идеи, превратные понятия о праве, собственности и

    безверии"[9].

    В истории дополнительного образования особое место занимает период конца

    XIX - начала XX века, характеризующийся бурным развитием "вольной"

    российской школы как негосударственной системы образования, учебные

    заведения которой являлись частными или общественными.

    Если воскресные школы в значительной мере были следствием общественного

    энтузиазма и формой своеобразного братания интеллигенции с народом, то

    негосударственное высшее образование возникло прежде всего под натиском

    требований решения "женского вопроса" - устранения неравенства в области

    женского образования. После отмены крепостного права и появления свободы

    передвижения многие молодые женщины устремились за границу, где они

    приобретали образование и образ мыслей, далекий от отечественных

    представлений о добродетельной матери семейства, особенно тех, которые

    культивировались в отечественных женских учебных заведениях. Под угрозой

    оказывалась семья - оплот государства. Так женский вопрос приобрел

    государственное значение.

    Бурное общественное движение 50-60-х годов, отмена крепостного права,

    либерализация образа жизни, переоценка традиционных культурных ценностей

    привели к разрушению традиционных социальных структур, и прежде всего

    патриархальной семьи и формируемого ею отношения к миру. Стал формироваться

    в качестве основного тип буржуазной, городской семьи со свойственными ей

    педагогическими принципами. В этих условиях возник вопрос о новой

    социальной роли женщины.

    Одним из следствий распада патриархальной семьи и традиционного семейного

    воспитания явились учреждения дошкольного воспитания, образцом организации

    которых в России стали фребелевские детские сады. А. С. Симонович, одна из

    русских женщин, получивших образование в Швейцарии, следующим образом

    описывает устройство и назначение детского сада: "Внешним образом

    фребелевский детский сад основан по образу большой семьи, где дети - братья

    и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь

    мать. Таким образом, фребелевский детский сад является дополнением

    семейного воспитания в тех случаях, когда в семье не имеется других

    подходящих по- возрасту детей, когда мать не имеет достаточного времени или

    знания, чтобы руководить занятиями маленьких детей, когда в семье не

    имеется свободного для игры помещения или копа житейские условия требуют

    домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка"[10]. Очень скоро все

    перечисленные особенности станут основными характеристиками семьи, которая

    сменит патриархальную.

    В приведенном описании, на наш взгляд, очень точно употреблены слова

    "внешним образом". Действительно, речь может идти только о внешнем сходстве

    детского сада ' семьей, особенно патриархальной, потому что по сути

    различия между ними радикальные: патриархат в воспитании сменился

    своеобразным матриархатом - не только ведущая роль перешла от отца к

    матери, но и сама фигура отца была устранена из воспитательного процесса.

    По мере того как фигура женщины-матери выдвигалась на первый план не только

    в семейном воспитании, но и в общественной жизни, в печальной необходимости

    (идея детских садов выросла из детских приютов) стали видеть социальное

    благо. И хотя большинство детских садов оставались скорее дневными

    приютами, основным мотивом деятелей общественной педагогики оставался идеал

    дошкольного воспитания: образованная воспитательница, садовница, которая

    должна если не заменить мать, то во всяком случае играть ведущую роль в

    воспитании ребенка, обеспечить "умственное и нравственное развитие под

    руководством сведущих педагогов". Утверждению этих идей при всей их

    привлекательности для женщин предшествовала ожесточенная полемика. Попытка

    Ушинского еще в 1859 году реформировать оплот российского женского

    образования - Смольный институт, окончилась тем, что он был вынужден

    покинуть свой пост и выехать за границу. Неудача была обусловлена тем, что

    он попытался провести в жизнь общесоциальные идеи в узкосословном,

    дворянском учебном заведении, то есть там, где он менее всего мог

    рассчитывать на успех.

    Таким образом, разрушение традиционных семейных обязанностей женщины, с

    одной стороны, и призывы к расширению ее образования - с другой привели к

    появлению нетрадиционных образовательных потребностей, которые не могли

    быть удовлетворены существующей системой образования. В конце 60х годов

    государство разрешило создание дополнительных форм женского образования,

    однако, по инициативе и на средства частных лиц и только с педагогическим и

    врачебным направлением подготовки. На этой основе был создан Клинический

    институт Н. В. Склифосовского и Э. Э. Эйхвальда (вольная медицинская

    школа), Аларчинские и Владимирские женские курсы в Петербурге, Лубянские в

    Москве. В 70е годы создаются Московские, Казанские, Киевские, Бестужевские

    (в Петербурге) высшие женские курсы. В 1893 году в Петербурге открываются

    Курсы воспитательниц и руководителей физического воспитания.

    Дополнительное образование в сфере высшего образования. "Женский вопрос"

    был лишь одним из многих факторов, обусловивших появление

    негосударственного образования. Помимо ограничений на прием женщин в

    учебные заведения, существовали политические, экономические, национальные,

    сословные, религиозные и иные ограничения, которые также способствовали

    возникновению негосударственных учебных заведений, решавших проблемы,

    касавшиеся обоих полов и имевших общесоциальное значение.

    Особенно бурное развитие общественно-педагогическое движение получило после

    разрешения Николая II (декабрь 1905 года) открывать частные высшие учебные

    заведения. В Москве на средства отставного генерал-майора А. Л. Шанявского

    был открыт городской народный университет (1908 г.); открываются народные

    университеты в Томске, Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове. К февралю 1917

    года в различных городах Российской империи насчитывалось уже 59

    негосударственных высших учебных заведений. По количеству учебных заведений

    вольная высшая школа сравнялась с государственной, насчитывавшей 65 вузов.

    Общественный успех негосударственных учебных заведений в значительной мере

    был обусловлен отсутствием ограничений при приеме абитуриентов: принимались

    все желающие, достигшие 16летнего возраста, без различия пола.

    вероисповедания и национальности и даже не имеющие аттестата о среднем

    образовании. Появилась возможность получать или продолжать образование

    людям, не имеющим возможности учиться в государственной системе

    образования, нашли свое применение преподаватели, не имеющие или потерявшие

    возможность работать в ней.

    Помимо всеобщей доступности, в деятельности вольно школы проводились

    принципы свободы преподавания и демократизации отношений между учащимися и

    учащим, проявлявшиеся как в свободном выборе учебных курсов, та и в свободе

    их построения, выбора методов и форм обучения. Однако такая свобода

    покупалась не только отказом от субсидий, но и невозможностью выдачи

    государственных дипломов об образовании, дающих право занимать определенные

    должности (диплом 1 степени об окончании государственного вуза давал право

    на чин Х класса, коллежского секретаря, учителя гимназии, а диплом 2

    степени - чин XI класса, губернского секретаря, учителя уездного училища).

    Вместе с тем несомненно, что подобные формы отвечали общественной

    потребности в образовании, которое с полным правом можно назвать

    дополнительным: слушатели шли на курсы, в школы и университеты за знаниями,

    которые не могло дать официальное образование, мирясь с отсутствием

    дипломов об окончании обучения.

    Перейдем теперь к важнейшему, ограничению, которое порождало объективную

    необходимость в дополнительном образовании.

    Содержание образования как, фактор, обусловливающие развитие

    дополнительного образования. Содержание образования отражало и выражало

    интересы сословий и оставалось основной проблемой образования на всех

    этапах его развития. Неудивительно, что оно постоянно оказывалось предметом

    споров и разногласий.

    В допетровские времена содержание образования определялось необходимостью

    "править церковный чин", совершать службы и обряды в известном порядке,

    нести в мир слово божье. В период петровских реформ проблема содержания

    образования решалась в отношении светского и религиозного направлений.

    Светское означало прежде всего пригодное для государевой службы.

    В начале XIX века проблема содержания определяется борьбой сторонников

    классического и реального образования. Начиная с пятидесятых - шестидесятых

    годов, проблема общего и профессионального образования приобретает

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.