МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

    Курсовая работа

    По теме

    «Особенности и содержание педагогической системы Макаренко»

    Написана студентом 343 г. з/о

    Шевцовым А.В.

    Для Кафедры Общей Педагогики

    Заведующая кафедрой

    Зорилова Л.С.

    Москва 2004

    План:

    Введение

    Глава I. Воспитание как общественное явление

    § 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность

    § 2 .«Механизм» процесса воспитания

    § 3. Воспитание и развитие личности

    Глава II. Воспитание детей в коллективе. Основы теории

    воспитательного коллектива.

    § 1. Дисциплина и режим

    § 2. Трудовое воспитание

    § 3. Игра

    § 4. О родительском авторитете

    § 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания

    § 6. Закон параллельного педагогического воздействия

    § 7. Единство воспитания и жизни детей

    § 8. Воспитательный коллектив

    § 9. Основные принципы организации

    § 10. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

    § 11. Организация, формы и методы деятельности воспитательного

    коллектива

    § 12. Педагогическое руководство

    Глава III. Цель воспитания

    Глава IV. Методика организации воспитательного процесса

    § 1. Перспектива

    а) близкая

    б) средняя

    в) дальняя

    § 2. Стиль работы с коллективом

    Глава V. Методика педагогического воздействия

    § 1. Сущность и основные задачи педагогического воздействия

    § 2. Эстетика воспитания

    § 3. Требование

    § 4. Детская радость

    § 5. Система перспективных линий

    § 6. Общественное мнение коллектива

    § 7. Методика непосредственного воздействия педагога

    § 8. Наказание

    Глава I. Воспитание как общественное явление

    § 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность

    Исторический материализм учит, что люди - важнейший элемент

    производительных сил общества. Следовательно, дети, подрастающие поколения

    в системе общественной жизни есть не что иное, как смена старых,

    естественно выбывающих из жизни и про-

    изводства поколений людей, а процесс их воспитания с точки зрения

    общественного назначения, общественной роли есть не что иное, как процесс

    подготовки детей к об-

    щественной деятельности, процесс становления детей людьми как важнейшим

    элемен-

    том производительных сил общества.

    Таким образом, специфические особенности процесса воспитания подрастающих

    по-

    колений как общественного явления, отличающего его от других явлений

    обществен-

    ной жизни, состоят в том, что оно есть средство замены старых, естественно

    выбыв-

    ших из жизни и производства поколений людей новыми, способными приводить в

    движение орудия производства и производить материальные блага, подготовка

    подрас-

    тающих поколений (детей) к общественно - производственной деятельности,

    становле-

    ние детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества.

    Эти общественные функции присущи только воспитанию подрастающих поколений,

    и по-

    тому оно вызывает потребность в самостоятельной области

    общественно-практичес-

    кой деятельности людей - практической педагогической деятельности и

    является объ-

    ектом самостоятельной науки - педагогики.

    Исторический материализм учит далее, что основным качеством людей как

    важней-

    шего элемента производительных сил, благодаря которому они способны

    приводить в

    движение орудия производства и производить материальные блага, является

    то, что они

    владеют определённым производственным опытом и навыками труда. Отсюда

    следует,

    что воспитание подрастающих поколений общества есть прежде всего овладение

    ими

    этим качеством, т.е. овладение определённым производственным опытом и

    навыками

    труда, только благодаря чему подрастающие поколения - дети - и становятся

    людьми

    как важнейшим элементом производительных сил, становятся способными

    приводить в

    движение орудия производства и производить материальные блага.

    Но производственный опыт и навыки труда не есть нечто неизменное и раз

    навсе-

    гда данное или кем-то произвольно определяемое. Они, как и

    производительные силы

    общества в целом, суть продукт деятельности предшествующих поколений и

    поэтому в ходе исторического процесса изменяются и развиваются вместе с

    изменением и раз-

    витием способа производства и всей общественной жизни.

    Каждое поколение людей в процессе своей производственной деятельности

    вносит

    свой вклад в развитие и улучшение орудий производства, а вместе с тем в

    развитие и улучшение производственного опыта и навыков труда; и достижения

    в этой области,

    приобретаемые отдельными поколениями, не уничтожаются и не умирают со

    смертью

    создавших их поколений. Они итожатся (обобщаются) в общей сокровищнице

    производ- ственного опыта общества, да и не только непосредственно

    производственного, но и жизненного опыта людей в целом, и реализуются

    (овеществляются) во всех явлениях

    общественной жизни: в науке, технике, культуре, языке, в самих людях - в

    их физичес-

    ких и духовных качествах, в формах общественных отношений и т.п., являясь

    исходным

    началом для производственной и иной общественной деятельности последующих

    по-

    колений. Следовательно, каждое последующее поколение людей начинает свою

    произ-

    водственную деятельность не заново, не на пустом месте. Оно застаёт в

    наличии, в го-

    товом виде «определённый материальный результат, определённую сумму

    производи-

    тельных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к

    другу, застаёт передаваемую каждому последующему поколению предшествующим

    ему по-

    колением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств» как

    результат де-

    ятельности предшествующих поколений и в своей деятельности продолжает их

    раз-

    вивать и совершенствовать, используя при этом все производительные силы

    общест-

    ва и весь жизненный опыт, накопленный предшествующими поколениями.

    Отсюда следует, что:

    а) каждое данное подрастающее поколение общества овладевает не каким-то

    абстракт- ным или кем-то произвольно установленным производственным опытом

    и навыками

    труда вообще, а теми конкретными навыками труда, производственным опытом,

    кото-

    рые практикуются обществом в тот конкретно-исторический период, когда

    вступает в

    жизнь данное подрастающее поколение, и которые являются продуктом

    деятельности всех предшествующих поколений;

    б) овладеть производственным опытом и навыками труда, практикуемыми

    обществом на том историческом этапе, когда вступает в жизнь данное

    подрастающее поколение, - это значит овладеть всей совокупностью

    производственного и в целом жизненного опыта, созданного в ходе

    исторического развития общества и реализованного как не-

    посредственно в производстве, так и во всех других областях общественной

    жизни - в науке, культуре и т.п.

    Следовательно, воспитание подрастающих поколений общества как процесс их

    подго- товки к общественно-производственной деятельности, овладения

    подрастающими поко-

    лениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть

    необ-

    ходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми

    предшествую- щими поколениями и реализованным как непосредственно в

    производстве, так и в обобщённом виде, в науке, культуре, языке, в самих

    людях - в их духовных и физичес-

    ких качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и

    т.п.

    Подготовка подрастающего поколения к общественно-производственной

    деятельности,

    помимо необходимости овладения им производственным и в целом жизненным

    опытом,

    немыслима без соответствующего развития духовных и физических сил

    подрастающего поколения. Она с необходимостью предполагает и обуславливает

    это развитие. Опыт прошлых поколений, которым должно овладеть подрастающее

    поколение, чтобы стать способным к общественно-производственной

    деятельности, хотя и представляет собой в известной степени наследство

    прошлых поколений, передаваемое последующим по-

    колениям, но отличается от обычного наследства тем, что наследники не

    могут им распоряжаться по своему усмотрению - принять (полностью или

    частично) или отверг-

    нуть. Каждое последующее поколение вынуждено принять на первое время всё

    то, что

    застает в готовом виде в области производства (и точно так же и в других

    областях общественной жизни), чтобы получить возможность производить

    материальные блага и жить вообще.

    Таким образом, оно («наследство») само ими распоряжается. Будучи

    реализовано (овеществлено) во всей системе общественной жизни, оно

    представляет собой совокуп-

    ность тех жизненных обстоятельств, в которых вынуждено жить и к которым

    вынуж-

    денно приладиться новое поколение, и, таким образом, выступает по

    отношению к но-

    вому поколению как необходимое условие его жизни. Поэтому для

    подрастающего по-

    коления необходимость жить есть вместе с тем и необходимость

    «прилаживания» к

    этим условиям, а следовательно, необходимость овладения ими и заключённым

    в них

    опытом прошлых поколений: определёнными нормами и формами отношений людей

    друг к другу, к природе, средствами общения людей, нормами и навыками

    общественного

    поведения, наконец, производственным опытом и навыками к труду и вместе с

    этим и для этого - наукой, техникой, культурой и т.п. Необходимость же

    овладения всем этим,

    необходимость «прилаживания» к тем обстоятельствам, которые застаёт каждый

    инди-

    вид и каждое новое поколение на момент вступления в жизнь, неизбежно

    вызывает и порождает определённые, соответствующие отношения подрастающего

    поколения с

    окружающими людьми, вещами, явлениями, а следовательно, определённую

    деятельность

    детей как следствие этих отношений. Деятельность же, как известно,

    является тем сред-

    ством и «механизмом», который с необходимостью вызывает соответсвующие ей

    раз-

    витие и неразвитие (деградацию) тех сил, которые не вовлекаются в

    деятельность, не

    упражняются. Следовательно, развитие духовных и физических сил

    подрастающих по-

    колений (детей) есть вторая сторона процесса воспитания детей -

    необходимое и неиз-

    бежное следствие их жизнедеятельности, обусловленной и вызванной

    необходимостью

    «принятия» ими тех обстоятельств, которые они застают на момент вступления

    в жизнь

    в готовом виде как результат жизни и деятельности прошлых поколений,

    необходи-

    мостью овладения производственным и в целом жизненным опытом прошлых

    поколений.

    Таким образом, воспитание подрастающих поколений как процесс подготовки

    подрас-

    тающих поколений к общественно-производственной деятельности по своему

    содержа-

    нию складывается из двух сторон, из двух элементов: овладения подрастающим

    поколе- нием производственным и в целом жизненным опытом человечества,

    который оно за-

    стаёт на момент вступления в жизнь, и соответствующего развития физических

    и ду-

    ховных сил детей, образования у них определённых духовных и физических

    качеств,

    формирования определённого типа людей, что в совокупности и делает

    подрастающее

    поколение способным к общественно-производственной деятельности.

    Надо отметить, что это не два самостоятельных процесса, а лишь две стороны

    еди-

    ного процесса исторически обусловленной жизнедеятельности подрастающих

    поколе-

    ний, причём определяющей и ведущей является первая сторона - овладение

    опытом прошлых поколений, в то время как вторая сторона - развитие

    духовных и физичес-

    ких сил - является необходимым следствием первой, как бы «параллельным»

    процес-

    сом, дополняющим и оформляющим её результаты в определённые человеческие

    ка-

    чества. Следовательно, каков опыт прошлых поколений в области производства

    и всей

    общественной жизни, который застаёт на момент вступления в жизнь каждое

    новое поколение и к которому оно вынуждено приладиться, чтобы получить

    возможность про-

    изводить материальные блага и жить, - таков процесс развития духовных и

    физических

    сил подрастающего поколения, таков и результат этого развития -

    соответствующий тип

    людей, способных приводить в движение орудия производства и осуществлять

    произ-

    водство материальных благ в данных конкретно-исторических условиях.

    Таким образом, по своей природе и по своему характеру воспитание

    подрастающих

    поколений есть объективно-закономерное общественное явление,

    определяющееся как в своём возникновении, так и в ходе исторического

    развития не чьей-то сознательной

    волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития,

    общест-

    венными «потребностями и способом производства» (Маркс). Оно, как

    общественное

    явление, так же старо и вечно, как и сами люди, и «история, - говорит

    Маркс, - есть не

    что иное, как последовательная смена отдельных поколений».

    Поэтому нельзя смешивать, отождествлять воспитание подрастающих поколений

    (де-

    тей) в процессе их жизнедеятельности как общественное явление с

    практической пе-

    дагогической деятельностью воспитателей, школы и других воспитательных

    учреждений.

    Воспитание подрастающих поколений - это процесс становления детей людьми

    как

    важнейшим элементом производительных сил общества. Это явление всегда

    было, есть

    и будет до тех пор, пока существует общество. Всегда было, есть и будет,

    что рожда-

    ющиеся новые поколения людей - дети - растут и развиваются духовно и

    физически,

    овладевают производственным и жизненным опытом прошлых поколений и

    становятся

    взрослыми людьми, способными к общественно-производственной деятельности в

    тех

    конкретно-исторических условиях, в которых они вынуждены жить, т.е.

    воспитываются.

    Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть

    объективно-закономерное

    общественное явление, определяющееся «потребностями и способом

    производства» (Маркс) и присущее обществу на всех стадиях его развития,

    ибо общество без него не

    может жить и развиваться.

    Практическая педагогическая деятельность - это совсем другого рода

    явление. Это

    сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а

    не детей) - родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений,

    направленная на

    осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей.

    Это, как и всякая другая практическая деятельность в любой другой области,

    есть сознательное

    вмешательство людей в процесс воспитания детей, управление и руководство

    этим

    процессом, его частичная или полная организация в соответствии с целями, к

    дости-

    жению которых стремятся люди и организации, ведущие воспитательную работу.

    Смешивать и отождествлять эти два явления - значит подменять одно явление

    дру-

    гим, одно понятие другим, вносить путаницу в методологию познания и в

    педагогичес-

    кую теорию. Марксистская теория общественного развития, основывающаяся на

    призна-

    нии общественного бытия как объективной реальности, и марксистская

    методология

    познания и действия, в основе которой лежит принцип единства теории и

    практики,

    требуют иного подхода к решению этого методологического вопроса. Исходя из

    при-

    знания общественного бытия как объективной реальности, марксизм считает и

    учит, что

    практическая общественная деятельность должна основываться на изучении

    закономер-

    ностей развития общества, руководствоваться не какими-либо случайными

    мотивами, а практическими выводами из этих законов и, используя действие

    этих законов, ускорять

    и улучшать процесс общественного развития, управлять им в соответствии с

    потреб-

    ностями общества.

    Точно так же должна решать этот вопрос и педагогика как наука об одном из

    об-

    щественных явлений - воспитании подрастающих поколений общества. Исходя из

    при-

    знания воспитания как объективно-закономерного общественного явления,

    т.е.понимая

    его таким, каково оно есть на самом деле, в жизни, педагогика должна

    познать законо-мерности этого явления, его законы и вооружить знанием их

    практическую педагоги-

    ческую деятельность, чтобы последняя, зная их и используя, могла

    воздействовать на

    объективный процесс воспитания, ускорять и улучшать его, могла бы

    управлять им и

    достигать своих целей, вытекающих из потребностей развития материальной

    жизни общества.

    Таким образом, с точки зрения марксистской теории общественного развития,

    с точки

    зрения марксистской методологии и её важнейшего принципа - единства теории

    и прак-

    тики, необходимо строго различать эти два явления - воспитание

    подрастающих поко-

    лений общества как объективно-закономерное общественное явление и

    практическую

    педагогическую деятельность. Предметом педагогики как науки является

    воспитание

    подрастающих поколений общества, и задача педагогики в том и заключается,

    чтобы

    познать его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.