Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.
Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
Курсовая работа
По теме
«Особенности и содержание педагогической системы Макаренко»
Написана студентом 343 г. з/о
Шевцовым А.В.
Для Кафедры Общей Педагогики
Заведующая кафедрой
Зорилова Л.С.
Москва 2004
План:
Введение
Глава I. Воспитание как общественное явление
§ 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность
§ 2 .«Механизм» процесса воспитания
§ 3. Воспитание и развитие личности
Глава II. Воспитание детей в коллективе. Основы теории
воспитательного коллектива.
§ 1. Дисциплина и режим
§ 2. Трудовое воспитание
§ 3. Игра
§ 4. О родительском авторитете
§ 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания
§ 6. Закон параллельного педагогического воздействия
§ 7. Единство воспитания и жизни детей
§ 8. Воспитательный коллектив
§ 9. Основные принципы организации
§ 10. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
§ 11. Организация, формы и методы деятельности воспитательного
коллектива
§ 12. Педагогическое руководство
Глава III. Цель воспитания
Глава IV. Методика организации воспитательного процесса
§ 1. Перспектива
а) близкая
б) средняя
в) дальняя
§ 2. Стиль работы с коллективом
Глава V. Методика педагогического воздействия
§ 1. Сущность и основные задачи педагогического воздействия
§ 2. Эстетика воспитания
§ 3. Требование
§ 4. Детская радость
§ 5. Система перспективных линий
§ 6. Общественное мнение коллектива
§ 7. Методика непосредственного воздействия педагога
§ 8. Наказание
Глава I. Воспитание как общественное явление
§ 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность
Исторический материализм учит, что люди - важнейший элемент
производительных сил общества. Следовательно, дети, подрастающие поколения
в системе общественной жизни есть не что иное, как смена старых,
естественно выбывающих из жизни и про-
изводства поколений людей, а процесс их воспитания с точки зрения
общественного назначения, общественной роли есть не что иное, как процесс
подготовки детей к об-
щественной деятельности, процесс становления детей людьми как важнейшим
элемен-
том производительных сил общества.
Таким образом, специфические особенности процесса воспитания подрастающих
по-
колений как общественного явления, отличающего его от других явлений
обществен-
ной жизни, состоят в том, что оно есть средство замены старых, естественно
выбыв-
ших из жизни и производства поколений людей новыми, способными приводить в
движение орудия производства и производить материальные блага, подготовка
подрас-
тающих поколений (детей) к общественно - производственной деятельности,
становле-
ние детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества.
Эти общественные функции присущи только воспитанию подрастающих поколений,
и по-
тому оно вызывает потребность в самостоятельной области
общественно-практичес-
кой деятельности людей - практической педагогической деятельности и
является объ-
ектом самостоятельной науки - педагогики.
Исторический материализм учит далее, что основным качеством людей как
важней-
шего элемента производительных сил, благодаря которому они способны
приводить в
движение орудия производства и производить материальные блага, является
то, что они
владеют определённым производственным опытом и навыками труда. Отсюда
следует,
что воспитание подрастающих поколений общества есть прежде всего овладение
ими
этим качеством, т.е. овладение определённым производственным опытом и
навыками
труда, только благодаря чему подрастающие поколения - дети - и становятся
людьми
как важнейшим элементом производительных сил, становятся способными
приводить в
движение орудия производства и производить материальные блага.
Но производственный опыт и навыки труда не есть нечто неизменное и раз
навсе-
гда данное или кем-то произвольно определяемое. Они, как и
производительные силы
общества в целом, суть продукт деятельности предшествующих поколений и
поэтому в ходе исторического процесса изменяются и развиваются вместе с
изменением и раз-
витием способа производства и всей общественной жизни.
Каждое поколение людей в процессе своей производственной деятельности
вносит
свой вклад в развитие и улучшение орудий производства, а вместе с тем в
развитие и улучшение производственного опыта и навыков труда; и достижения
в этой области,
приобретаемые отдельными поколениями, не уничтожаются и не умирают со
смертью
создавших их поколений. Они итожатся (обобщаются) в общей сокровищнице
производ- ственного опыта общества, да и не только непосредственно
производственного, но и жизненного опыта людей в целом, и реализуются
(овеществляются) во всех явлениях
общественной жизни: в науке, технике, культуре, языке, в самих людях - в
их физичес-
ких и духовных качествах, в формах общественных отношений и т.п., являясь
исходным
началом для производственной и иной общественной деятельности последующих
по-
колений. Следовательно, каждое последующее поколение людей начинает свою
произ-
водственную деятельность не заново, не на пустом месте. Оно застаёт в
наличии, в го-
товом виде «определённый материальный результат, определённую сумму
производи-
тельных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к
другу, застаёт передаваемую каждому последующему поколению предшествующим
ему по-
колением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств» как
результат де-
ятельности предшествующих поколений и в своей деятельности продолжает их
раз-
вивать и совершенствовать, используя при этом все производительные силы
общест-
ва и весь жизненный опыт, накопленный предшествующими поколениями.
Отсюда следует, что:
а) каждое данное подрастающее поколение общества овладевает не каким-то
абстракт- ным или кем-то произвольно установленным производственным опытом
и навыками
труда вообще, а теми конкретными навыками труда, производственным опытом,
кото-
рые практикуются обществом в тот конкретно-исторический период, когда
вступает в
жизнь данное подрастающее поколение, и которые являются продуктом
деятельности всех предшествующих поколений;
б) овладеть производственным опытом и навыками труда, практикуемыми
обществом на том историческом этапе, когда вступает в жизнь данное
подрастающее поколение, - это значит овладеть всей совокупностью
производственного и в целом жизненного опыта, созданного в ходе
исторического развития общества и реализованного как не-
посредственно в производстве, так и во всех других областях общественной
жизни - в науке, культуре и т.п.
Следовательно, воспитание подрастающих поколений общества как процесс их
подго- товки к общественно-производственной деятельности, овладения
подрастающими поко-
лениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть
необ-
ходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми
предшествую- щими поколениями и реализованным как непосредственно в
производстве, так и в обобщённом виде, в науке, культуре, языке, в самих
людях - в их духовных и физичес-
ких качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и
т.п.
Подготовка подрастающего поколения к общественно-производственной
деятельности,
помимо необходимости овладения им производственным и в целом жизненным
опытом,
немыслима без соответствующего развития духовных и физических сил
подрастающего поколения. Она с необходимостью предполагает и обуславливает
это развитие. Опыт прошлых поколений, которым должно овладеть подрастающее
поколение, чтобы стать способным к общественно-производственной
деятельности, хотя и представляет собой в известной степени наследство
прошлых поколений, передаваемое последующим по-
колениям, но отличается от обычного наследства тем, что наследники не
могут им распоряжаться по своему усмотрению - принять (полностью или
частично) или отверг-
нуть. Каждое последующее поколение вынуждено принять на первое время всё
то, что
застает в готовом виде в области производства (и точно так же и в других
областях общественной жизни), чтобы получить возможность производить
материальные блага и жить вообще.
Таким образом, оно («наследство») само ими распоряжается. Будучи
реализовано (овеществлено) во всей системе общественной жизни, оно
представляет собой совокуп-
ность тех жизненных обстоятельств, в которых вынуждено жить и к которым
вынуж-
денно приладиться новое поколение, и, таким образом, выступает по
отношению к но-
вому поколению как необходимое условие его жизни. Поэтому для
подрастающего по-
коления необходимость жить есть вместе с тем и необходимость
«прилаживания» к
этим условиям, а следовательно, необходимость овладения ими и заключённым
в них
опытом прошлых поколений: определёнными нормами и формами отношений людей
друг к другу, к природе, средствами общения людей, нормами и навыками
общественного
поведения, наконец, производственным опытом и навыками к труду и вместе с
этим и для этого - наукой, техникой, культурой и т.п. Необходимость же
овладения всем этим,
необходимость «прилаживания» к тем обстоятельствам, которые застаёт каждый
инди-
вид и каждое новое поколение на момент вступления в жизнь, неизбежно
вызывает и порождает определённые, соответствующие отношения подрастающего
поколения с
окружающими людьми, вещами, явлениями, а следовательно, определённую
деятельность
детей как следствие этих отношений. Деятельность же, как известно,
является тем сред-
ством и «механизмом», который с необходимостью вызывает соответсвующие ей
раз-
витие и неразвитие (деградацию) тех сил, которые не вовлекаются в
деятельность, не
упражняются. Следовательно, развитие духовных и физических сил
подрастающих по-
колений (детей) есть вторая сторона процесса воспитания детей -
необходимое и неиз-
бежное следствие их жизнедеятельности, обусловленной и вызванной
необходимостью
«принятия» ими тех обстоятельств, которые они застают на момент вступления
в жизнь
в готовом виде как результат жизни и деятельности прошлых поколений,
необходи-
мостью овладения производственным и в целом жизненным опытом прошлых
поколений.
Таким образом, воспитание подрастающих поколений как процесс подготовки
подрас-
тающих поколений к общественно-производственной деятельности по своему
содержа-
нию складывается из двух сторон, из двух элементов: овладения подрастающим
поколе- нием производственным и в целом жизненным опытом человечества,
который оно за-
стаёт на момент вступления в жизнь, и соответствующего развития физических
и ду-
ховных сил детей, образования у них определённых духовных и физических
качеств,
формирования определённого типа людей, что в совокупности и делает
подрастающее
поколение способным к общественно-производственной деятельности.
Надо отметить, что это не два самостоятельных процесса, а лишь две стороны
еди-
ного процесса исторически обусловленной жизнедеятельности подрастающих
поколе-
ний, причём определяющей и ведущей является первая сторона - овладение
опытом прошлых поколений, в то время как вторая сторона - развитие
духовных и физичес-
ких сил - является необходимым следствием первой, как бы «параллельным»
процес-
сом, дополняющим и оформляющим её результаты в определённые человеческие
ка-
чества. Следовательно, каков опыт прошлых поколений в области производства
и всей
общественной жизни, который застаёт на момент вступления в жизнь каждое
новое поколение и к которому оно вынуждено приладиться, чтобы получить
возможность про-
изводить материальные блага и жить, - таков процесс развития духовных и
физических
сил подрастающего поколения, таков и результат этого развития -
соответствующий тип
людей, способных приводить в движение орудия производства и осуществлять
произ-
водство материальных благ в данных конкретно-исторических условиях.
Таким образом, по своей природе и по своему характеру воспитание
подрастающих
поколений есть объективно-закономерное общественное явление,
определяющееся как в своём возникновении, так и в ходе исторического
развития не чьей-то сознательной
волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития,
общест-
венными «потребностями и способом производства» (Маркс). Оно, как
общественное
явление, так же старо и вечно, как и сами люди, и «история, - говорит
Маркс, - есть не
что иное, как последовательная смена отдельных поколений».
Поэтому нельзя смешивать, отождествлять воспитание подрастающих поколений
(де-
тей) в процессе их жизнедеятельности как общественное явление с
практической пе-
дагогической деятельностью воспитателей, школы и других воспитательных
учреждений.
Воспитание подрастающих поколений - это процесс становления детей людьми
как
важнейшим элементом производительных сил общества. Это явление всегда
было, есть
и будет до тех пор, пока существует общество. Всегда было, есть и будет,
что рожда-
ющиеся новые поколения людей - дети - растут и развиваются духовно и
физически,
овладевают производственным и жизненным опытом прошлых поколений и
становятся
взрослыми людьми, способными к общественно-производственной деятельности в
тех
конкретно-исторических условиях, в которых они вынуждены жить, т.е.
воспитываются.
Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть
объективно-закономерное
общественное явление, определяющееся «потребностями и способом
производства» (Маркс) и присущее обществу на всех стадиях его развития,
ибо общество без него не
может жить и развиваться.
Практическая педагогическая деятельность - это совсем другого рода
явление. Это
сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а
не детей) - родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений,
направленная на
осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей.
Это, как и всякая другая практическая деятельность в любой другой области,
есть сознательное
вмешательство людей в процесс воспитания детей, управление и руководство
этим
процессом, его частичная или полная организация в соответствии с целями, к
дости-
жению которых стремятся люди и организации, ведущие воспитательную работу.
Смешивать и отождествлять эти два явления - значит подменять одно явление
дру-
гим, одно понятие другим, вносить путаницу в методологию познания и в
педагогичес-
кую теорию. Марксистская теория общественного развития, основывающаяся на
призна-
нии общественного бытия как объективной реальности, и марксистская
методология
познания и действия, в основе которой лежит принцип единства теории и
практики,
требуют иного подхода к решению этого методологического вопроса. Исходя из
при-
знания общественного бытия как объективной реальности, марксизм считает и
учит, что
практическая общественная деятельность должна основываться на изучении
закономер-
ностей развития общества, руководствоваться не какими-либо случайными
мотивами, а практическими выводами из этих законов и, используя действие
этих законов, ускорять
и улучшать процесс общественного развития, управлять им в соответствии с
потреб-
ностями общества.
Точно так же должна решать этот вопрос и педагогика как наука об одном из
об-
щественных явлений - воспитании подрастающих поколений общества. Исходя из
при-
знания воспитания как объективно-закономерного общественного явления,
т.е.понимая
его таким, каково оно есть на самом деле, в жизни, педагогика должна
познать законо-мерности этого явления, его законы и вооружить знанием их
практическую педагоги-
ческую деятельность, чтобы последняя, зная их и используя, могла
воздействовать на
объективный процесс воспитания, ускорять и улучшать его, могла бы
управлять им и
достигать своих целей, вытекающих из потребностей развития материальной
жизни общества.
Таким образом, с точки зрения марксистской теории общественного развития,
с точки
зрения марксистской методологии и её важнейшего принципа - единства теории
и прак-
тики, необходимо строго различать эти два явления - воспитание
подрастающих поко-
лений общества как объективно-закономерное общественное явление и
практическую
педагогическую деятельность. Предметом педагогики как науки является
воспитание
подрастающих поколений общества, и задача педагогики в том и заключается,
чтобы
познать его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|