МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    деятель-

    ность. Тогда педагогика будет полезной для практической педагогической

    деятельнос-

    ти и практическая педагогическая деятельность будет научно поставленной,

    более ус-

    пешной и эффективной и явится критерием истинности добытых педагогикой

    знаний

    и источником её дальнейшего развития.

    Таковы с точки зрения исторического материализма признаки воспитания

    подрастаю-

    щих поколений, характеризующие его роль и место в системе общественной

    жизни, его общественную функцию, его содержание и характер как

    объективно-закономерного

    общественного явления.

    Значение указанных выше признаков состоит в том, что они являются

    основанием

    для научного разрешения таких важных проблем, как определение задач и

    целей прак-

    тической педагогической деятельности, её содержания, а также позволяют

    правильно,

    научно понять процесс воспитания как историческое явление.

    Если воспитание как общественное явление есть процесс подготовки

    подрастающих

    поколений (детей) к общественно-производственной деятельности, то,

    следовательно, за-

    дача практической педагогической деятельности заключается не в том, чтобы

    «воспиты-

    вать вообще», для «жизни вообще», как определяется эта задача буржуазной

    педагоги-

    кой, а в том, чтобы воспитывать людей как важнейший элемент

    производительных сил общества, воспитывать, образовывать у детей такие

    человеческие качества, которые

    делали бы подрастающее поколение способным приводить в движение орудия

    произ-

    водства и производить материальные блага.

    Значит, в определении целей и задач педагогической деятельности надо

    исходить не

    из понятия о «человеке вообще», не из добрых пожеланий, высказываний и

    т.п., а из по-

    требностей производства и всей общественной жизни в тот

    конкретно-исторический период, в который вступает в жизнь данное

    подрастающее поколение: из состояния, уровня, потребностей и перспектив

    развития производительных сил общества и других

    общественных явлений, прямо или косвенно обслуживающих производство.

    Если основным признаком, качеством людей как важнейшего элемента

    производитель-

    ных сил является то, что они владеют определённым производственным опытом

    и навыками труда, то задача вооружения подрастающего поколения

    производственным

    опытом и навыками труда, соответствующими уровню и потребностям развития

    про-

    изводства в тот исторический период, в который вступает в жизнь данное

    подрастаю-

    щее поколение, является руководящим принципом во всей педагогической

    деятельнос-

    ти и в первую очередь в определении её целей и содержания.

    Значит, задача педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь

    подрас-

    тающему поколению (детям) овладеть теми элементами жизненного опыта

    прошлых по-

    колений, освоение которых обеспечивает и воспитывает (образует) у них

    производст-

    венный опыт и навыки труда, необходимые для участия их в общественном

    произ-

    водстве в данных конкретно-исторических условиях.

    Если процесс овладения подрастающим поколением производственным и в целом

    жизненным опытом прошлых поколений есть в то же время и процесс развития

    его

    духовных и физических сил, процесс образования определённых человеческих

    качеств,

    определённого типа людей (типа личности), то задача педагогической

    деятельности должна состоять не только в помощи подрастающему поколению в

    овладении соответ- ствующим производственным опытом и навыками труда, но и

    в воспитании духовных и физических качеств, в формировании определённого

    типа людей, соответствующих потребностям общества в данный исторический

    период.

    Поэтому практическая педагогическая деятельность должна «включить» в жизнь

    де-

    тей такие элементы из опыта прошлых поколений и так организовать овладение

    де-

    тьми этим опытом, чтобы, наряду с приобретением производственного опыта и

    навы-

    ков труда, у детей воспитывались бы и нужные физические и духовные

    качества, фор-

    мировался бы нужный тип людей.

    Таковы принципиальные выводы, которые следуют из указанных выше

    характерных

    признаков воспитания подрастающих поколений для определения целей и задач

    педа-

    гогической деятельности, её содержания и конкретных форм.

    И, наконец, ещё один вывод для педагогической науки относительно познания

    про-

    цесса исторического развития воспитания подрастающих поколений. Если

    воспитание

    подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление,

    состав-

    ная органическая часть материальной жизни общества (процесс становления

    детей лю-

    дьми как важнейшим элементом производительных сил общества), то,

    следовательно, понять и изучить процесс исторического развития его можно

    только в тесной связи с

    историей общества, прежде всего, с историей развития производства и его

    важнейшего

    элемента - производительных сил, в зависимости от изменения и развития

    которых из-

    менялся и развивался в ходе истории процесс воспитания подрастающих

    поколений, обусловленный, конечно, и другими факторами.

    Только при этом условии можно понять специфические особенности воспитания

    подрастающих поколений в различные исторические эпохи, влияние на характер

    вос-

    питания классового деления общества и разделения труда в нём, особенности

    воспита-

    ния в различных странах у различных народов (его национальный характер), а

    также понять и объяснить возникновение на разных этапах истории и в разных

    странах об-

    щих и различных педагогических учений и воспитательной политики и

    практики. Та-

    ковы, нам думается, с точки зрения исторического материализма, характерные

    призна-

    ки, особенности воспитания подрастающих поколений общества как

    общественного яв-

    ления и таковы основные условия и требования исторического материализма к

    позна-

    нию воспитания как общественного явления в целом, к разрешению таких

    проблем педагогической теории, как определение целей и задач

    педагогической деятельности, её содержания.

    § 2. «Механизм» процесса воспитания

    Исторический материализм позволяет также научно разрешить проблему

    развития детей в процессе воспитания и раскрыть, познать, так сказать,

    «механизм» самого про-

    цесса воспитания подрастающих поколений, или способ его осуществления, и

    на осно-

    ве этого научно разрешиь проблему методики и «техники» воспитательной

    работы. Основанием для разрешения этой проблемы является

    марксистско-ленинское учение о

    развитии человеческой личности.

    Марксизм-ленинизм, как известно, учит, что труд создал человека. В

    процессе труда «для того чтобы присвоить вещество природы в форме,

    пригодной для его собственной жизни, он (человек) приводит в движение

    принадлежащие его телу естест-

    венные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого

    движения

    на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою

    собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру

    этих сил своей соб-

    ственной власти». Вызванные этим «движением» изменения в естественных

    силах че-

    ловеческого организма и его органах, их усовершенствования передавались по

    наследству и умножались от поколения к поколению. И только благодаря

    труду, с необходимостью

    вызывающему «движение» и изменение естественных сил человека, благодаря

    приспо-

    соблению человека ко всё новым и новым сложным трудовым операциям и другим

    видам общественной деятельности, являющимся следствием развивающегося

    обществен-

    ного производства, благодаря передаче по наследству достигнутого таким

    путём особен-

    ного развития человеческих сил, способностей и органов, а также благодаря

    всё новому

    применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё

    более

    сложным видам деятельности, только благодаря всему этому человеческий

    организм достиг той высокой ступени развития, на которой он смог вызвать к

    жизни современ-ные произведения искусства, науки, техники.

    Таким образом, источником и средством развития, изменения,

    усовершенствования ес-

    тественных сил человека (духовных и физических), источником и средством

    развития человеческой личности являются не какие-то потусторонние силы

    (бог, природа, идея) и не какие-то внешние по отношению к человеку факторы

    - среда, обстоятельства и т.д., а его собственная деятельность как

    необходимое «движение» принадлежащих ему «естественных сил - рук и ног,

    головы и пальцев» (Маркс), с необходимостью вызыва-

    емое необходимыми жизненными отношениями его с природой и людьми.

    Поскольку

    человек живёт, постольку он вынужден определённым образом действовать,

    т.е. приво-

    дить, как говорит Маркс, в «движение» свои естественные - духовные и

    физические - силы и способности. А этот факт «движения» вызывает

    соответствующее его характеру

    развитие и изменение вовлечённых в это движение сил и способностей

    человека, и, наоборот, неразвитие (деградацию) тех сил и способностей,

    которые в деятельность не вовлечены и, следовательно, не упражняются.

    Следовательно, определённые обстоятельства жизни вызывают и обусловливают

    определённую систему деятельности человека, определённую систему движений

    опре-

    делённых естественных сил и способностей человека, а эта деятельность с

    необходи-

    мостью приводит к соответствующему развитию тех сил и способностей,

    которые в

    неё вовлечены, а следовательно, к соответствующему развитию, формированию

    чело-

    веческой личности.

    Так, например, односторонняя, обуженная деятельность людей, вызванная

    разделением

    труда, необходимо обуславливает односторонность их развития,

    искалеченность челове-

    ческой личности.

    «Уже первое крупное разделение труда, - писал Энгельс, - отделение города

    от дерев-

    ни - обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан - на

    порабоще-

    ние каждого его специальным ремеслом. Оно уничтожило основу духовного

    развития одних и физического развития других... Вместе с разделением труда

    разделяется и сам

    человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все

    прочие

    физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той

    же ме-

    ре, в какой растёт разделение труда, достигающее своего высшего развития в

    мануфа-

    ктуре. Мануфактура разлагает ремесло на его отдельные частичные операции,

    отводит

    каждую из них отдельному рабочему как его пожизненную профессию и

    приковывает

    его таким образом на всю жизнь к определённой частичной функции и к

    определён-

    ному орудию труда. «Мануфактура уродует рабочего, искусственно культивируя

    в нём

    одну только одностороннюю сноровку и подавляя мир его производственных

    наклон-

    ностей и дарований… Сам индивидуум разделяется, превращается в

    автоматическое орудие данной частичной работы» (Маркс), - в автоматическое

    орудие, которое во мно-

    гих случаях достигает своего совершенства лишь путём буквального

    физического и духовного уродования рабочего».

    Таким образом, жизнедеятельность человека - труд, общественная

    деятельность и т.п. - является не только производительной силой и имеет

    своим результатом не только

    достижение практических жизненных целей, которыми она обусловлена и

    вызвана, на

    достижение которых она направлена, но вместе с тем одновременно

    (параллельно) она

    заключает в себе, так сказать, силу воспитательную, педагогическую.

    Поскольку она, как определённая деятельность, вызывает и обусловливает

    определён-

    ное «движение» вовлечённых в неё естественных сил и способностей человека,

    постоль-

    ку она с необходимостью и неизбежностью является средством, «механизмом»

    разви-

    тия и изменения этих сил, средством и «механизмом» развития, формирования

    личности.

    Поэтому её необходимым следствием, наряду с достижением жизненно

    практических

    результатов, являются и воспитательные результаты: определённое,

    соответствующее со-

    держанию и характеру деятельности развитие естественных сил человека,

    которые были

    вовлечены в деятельность, или неразвитие, деградацию тех сил, которые не

    были вовле-

    чены в деятельнось, не упражнялись, и соответствующее образование

    определённых че-

    ловеческих качеств, определённого типа личности.

    Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности человека

    (людей),

    таков и процесс его развития, таков и сам человек (люди), или, как говорит

    Маркс, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами». Поэтому,

    говорит Маркс, старое «материалистическое учение о том, что люди суть

    продукты обстоятельств и

    воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных

    обстоятельств

    и изменённого воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства

    изменяются имен-

    но людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно

    поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых

    возвышается над

    обществом (например, у Роберта Оуэна)».

    Таковы, коротко, основные положения, раскрывающие сущность

    марксистско-ленинско-

    го учения о развитии человеческой личности. Это учение произвело коренной

    переворот

    во взглядах на происходящее развитие человека и является подлинной научной

    осно-

    вой всех наук, изучающих человека, в том числе науки о воспитании

    подрастающих поколений людей - педагогики. Применение этих положений к

    воспитанию подрастаю-

    щих поколений общества (детей), к изучению процесса воспитания детей

    позволило совершенно по-новому в сравнении с домарксовой и современной

    немарксистской пе-

    дагогикой как формулировать общую педагогическую теорию, так и решать ряд

    кон-

    кретных проблем, позволило впервые в истории поставить педагогику на

    подлинно научные основы.

    § 3. Воспитание и развитие личности

    Ребёнок - это человек в возможности. Он заключает в себе - в организации,

    структу-

    ре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности -

    весь исто-

    рически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие

    и пере- данные по наследству от поколения к поколению изменения в этих

    органах и организ-ме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в

    их способностях стать чело-

    веческим организмом, человеческой личностью и в способности дальнейшего

    развития

    и совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

    Но никакими силами, которые бы обусловили обязательное развитие всех

    получен-

    ных по наследству естественных сил и способностей до совершенства

    человеческих

    качеств, ребёнок от рождения не обладает. Единственным средством и

    «механизмом» развития естественных сил и способностей ребёнка и

    превращения их в реальные ка-

    чества человеческой личности является деятельность, движение вовлечённых в

    неё (в

    деятельность) принадлежащих ребёнку естественных сил и способностей, их

    упражне-

    ние.

    Поэтому полученные по наследству силы и способности ребёнка, в зависимости

    от

    обстоятельств его жизни и обуславливаемой этими обстоятельствами

    деятельности ре-

    бёнка, могут развиваться, превращаться в реальные качества человеческой

    личности. Тогда, в зависимости от количества и качества их развития,

    ребёнок станет человеком.

    Но они могут и не развиться, если не будет вызвана и организована

    обусловливаю-

    щая их развитие деятельность, или может развиться только часть их. В этом

    случае

    развитие ребёнка получит неполный, односторонний характер и результатом

    его бу-

    дет неполно, односторонне развитый человек.

    Можно сказать, что, какова деятельность ребёнка, таково и движение

    вовлечённых

    в эту деятельность его естественных сил и способностей, их упражнение, а

    каково

    движение и упражнение этих сил, таково их развитие, их изменение, а

    следовательно,

    таков и результат этого развития - воспитания определённых человеческих

    качеств,

    определённый тип личности, его своеобразие.

    Идеализм потому и не может понять и разрешить проблему развития человека,

    в том числе и в период воспитания, что «вместо того, чтобы понять

    своеобразие людей

    как следствие их деятельности и обусловленного ею способа наслаждения

    (т.е. удовле-

    творения людьми своих потребностей), он объясняет деятельность и

    наслаждение «сво-

    еобразием человека», чем, конечно, ликвидируется возможность всякой

    дальнейшей дискуссии».

    Следовательно, процесс деятельности ребёнка и есть процесс развития его

    естествен- ных сил и способностей, процесс становления его человеком или,

    иначе говоря, процесс

    его воспитания.

    Деятельность ребёнка, являющаяся источником и процессом развития его

    естествен-

    ных духовных и физических сил и способностей, процессом образования у него

    чело-

    веческих качеств, обусловливается и вызывается необходимыми жизненными

    потреб-

    ностями ребёнка во взаимоотношениях его со всем окружающим миром.

    Необходимость

    жить вызывает необходимость отношений его с окружающими людьми, вещами,

    явления-

    ми, т.е. необходимость определённой жизнедеятельности, а эта последняя в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.