МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать

    за него, снять с него ответ-

    ственность.

    Вот именно линия ответственности является следующей важной линией

    родительско-го авторитета. Ни в коем случае ребёнок не должен думать, что

    ваше руководство семьёй и им самим есть ваше удовольствие и развлечение.

    Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед

    обществом. Не нужно бояться откры-то и твёрдо сказать сыну или дочери, что

    они воспитываются, что им нужно ещё мно-гому научиться, что они должны

    вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми,

    что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся

    ответственности.

    В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и

    требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в

    самой суровой форме, не

    допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование

    только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже

    создан в пред-

    ставлении ребёнка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что

    его роди-тели не живут вместе с ним на необитаемом острове.

    § 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания

    Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это

    будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю.

    Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих

    детей. Наши дети

    должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и

    это не всё: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это

    наша счастливая

    старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это

    наша вина

    перед другими людьми, перед всей страной.

    Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности

    этого дела, о вашей большой ответственности за него.

    Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребёнка

    правиль-

    но и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с

    самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим

    кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому

    отцу и каждой матери. Хоро-

    шо воспитать ребёнка может каждый человек, если только он этого

    действительно захочет, а кроме того, это - дело приятное, радостное,

    счастливое. Совсем другое - пере-

    воспитание.

    Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало

    о нём

    думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда уже нужно

    многое переде-лывать, чтобы с самого начала всё было сделано правильно.

    Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это

    зависит от многих причин и прежде всего зависит от применения правильных

    методов воспитания.

    Но очень важной причиной является и самое устройство семьи, её структура.

    В извест-ной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например,

    решительно утвер-ждать, что воспитание единственного сына или единственной

    дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в

    том случае, если семья испы-

    тывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним

    ребёнком.

    Единственный ребёнок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и

    матери,

    сосредоточенные на этом ребёнке, обыкновенно превышают полезную норму.

    Любовь

    родителей в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого

    ребёнка или смерть переносится такой семьёй очень тяжело, и страх такого

    несчастья всегда

    стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто

    единст-

    венный ребёнок привыкает к своему исключительному положительному и

    становится

    настоящим деспотом в семье. Для родителей бывает очень трудно затормозить

    свою

    любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

    Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь

    нормаль-ный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой

    семье ребёнок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт

    взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними

    устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь

    такой семьи предоставляет ребёнку возможность упражняться в различных

    видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи,

    которые единственному ребёнку недоступны: любовь

    к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершенно различные

    чувства,

    умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы

    уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребёнок

    привыкает быть в коллективе. Всё это очень важно для воспитания.

    Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться

    вполне сознательно.

    Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как

    можно

    лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до

    разрыва и тем

    самым не ставить детей в самое трудное положение.

    § 6. Закон параллельного педагогического воздействия

    В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С.Макаренко

    исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности

    детей, и обязательно

    всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в

    результате упражне-

    ния вовлечённых в неё естественных сил детей происходит развитие этих сил,

    а вме-

    сте с тем и образование соответствующих содержанию и характеру

    деятельности зна-

    ний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.

    Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в

    трудах

    А.С.Макаренко название «педагогики параллельного воздействия», и мы

    считаем воз-

    можным, исходя из существа этого положения, назвать его «законом

    параллельного пе-

    дагогического воздействия А.С.Макаренко».

    В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или

    отно-шения, которые, помимо своего основного значения, не имели бы

    значения воспитатель-ного. Так примерно может быть сформулирован «закон

    параллельного педагогического

    действия А.С.Макаренко». Специальной формулировки этого положения как

    определён-ного закона в трудах А.С.Макаренко нет. Поэтому, основываясь на

    точном смысле ря-

    да его высказываний, мы даём её как приблизительную в несколько обобщённом

    ви-

    де.

    Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической

    деятель-

    ности исключительно велико.

    Прежде всего он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть

    единст-

    венное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и

    образу-ет, воспитывает человеческие качества - духовные и физические.

    Других средств нет.

    Этот вывод как первоочередной и лёг в основу практической педагогической

    деятель-ности А.С.Макаренко, его методики «параллельного педагогического

    воздействия». Ма-

    каренко в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского достиг

    нужных

    ему воспитательных результатов не «перекладыванием» истин из головы

    воспитателя в головы воспитанников путём напряжения «голосовых связок»

    воспитателе и не «раз-

    витием» и «привитием» тех или иных человеческих качеств путём волшебного

    «убеж-дения», а тем, что вносил в жизнь детей соответствующие

    воспитательным целям

    виды деятельности и так организовывал эту деятельность, что результатом

    её, ре-

    зультатом упражнение в этой деятельности было и соответствующее

    воспитатель-ным целям развитие естественных сил детей и образование

    духовных и физических качеств, знаний, умений, навыков и т.п.

    «Попробуйте, - говорил А.С.Макаренко, - серьёзно, искренне, горячо

    задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже

    нельзя будет ограничить-ся душеспасительными разговорами. Нельзя будет

    закрыть форточки, обложить ребён-

    ка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что

    результат

    для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного

    наблюдате-ля, для которого чужой подвиг - только объект для глазения,

    развлекательный момент.

    Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие

    условия,

    когда бы он мог проявить мужество, - всё равно в чём: в сдержанности, в

    прямом от-крытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости».

    То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого

    качества - и духовного и физичес-кого. Нельзя воспитать грамотного

    человека без упражнения его в грамотном письме,

    нельзя воспитать коллективиста без упражнения его в коллективных движениях

    и т.д. и т.п., и в этом смысле воспитание есть упражнение в жизни.

    Следовательно, если единственным средством развития естественных сил детей

    и воспитания у них определённых человеческих качеств является деятельность

    воспиты-вающихся, то единственным средством овладения процессом воспитания

    детей, управле-ния этим процессом в соответствии с поставленными целями,

    т.е. практической педаго-гической деятельностью, является такая специально

    организованная система детской

    жизнедеятельности, в результате упражнения детей в которой, вместе с

    удовлетворени-ем их жизненных потребностей, «параллельно», образовывались,

    воспитывались бы ка-

    чества личности, требуемые нашей эпохой.

    Обращаясь к родителям в «Лекциях о воспитании детей», А.С.Макаренко

    говорил:

    «Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже

    догадались об этом, заключается вовсе не в наших разговорах с ребёнком, не

    в прямом воздействии

    на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни

    и в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа есть прежде всего

    работа организа-тора».

    В этом суть макаренковской методики параллельного воздействия как основы

    всей воспитательной работы. Нужно «создать такую цепь упражнений, цепь

    трудностей, ко-

    торые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».

    Далее, закое параллельного педагогического воздействия показывает, что не

    сущест-

    вует «воспитательных» и «невоспитательных» средств. Каждый элемент детской

    жизни,

    каждый шаг ребёнка является обязательно воспитательным средством,

    поскольку он обязательно вызывает к действию и, следовательно, упражняет

    естественные силы и совершенствует те или иные человеческие качества,

    знания, умения, и т.п. Значит, дети воспитываются постоянно, в каждый

    данный момент, поскольку в каждый данный мо-

    мент они живут и действуют.

    Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент детской жизни воспитывает нуж-

    ные, соответствующие воспитательным целям качества, и далеко не все

    необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут

    возникнуть в детской

    жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его

    результа-ты не были стихийными, случайными, а соответствовали бы

    воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие

    воспитательным целям виды дея-тельности и вносить, включать в жизнь детей

    такие виды деятельности, которые бы

    отвечали воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и

    всю дет-

    скую жизнедеятельность так, чтобы её результатом с необходимостью было

    воспита-

    ние нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям нашей

    жизни.

    Мы начинаем с организации бытия, указывал А.С.Макаренко.

    Следовательно, методика параллельного педагогического действия как

    практический

    вывод из одноимённого закона есть способ управления процессом воспитания

    детей,

    который осуществляется путём организации системы упражнений детей в

    различных

    видах деятельности в соответствии с поставленными целями.

    В этом и состоит главная задача воспитателя (родителей, школы и других

    воспита-

    тельных учреждений) и в этом заключается сущность и ценность

    педагогического мас-

    терства.

    Как показывает история педагогической мысли, закон и методика

    параллельного пе-

    Дагогического воздействия давно стучатся в двери педагогики. Частичное их

    осознание в прогрессивной домарксовой педагогике породило в своё время

    передовые педагоги-

    ческие идеи - лучшее, что есть в теории и методике Коменского, Песталоцци,

    Ушинс-

    кого и других передовых педагогов. В своей практической работе с детьми

    они доби-вались успеха постольку, поскольку шли по пути упражнения

    естественных сил воспи-танников в процессе специально организованной их

    жизнедеятельности. Вся практика

    воспитательной работы в ходе истории человечества складывалась на основе

    стихий-ного использования это закономерности.

    § 7. Единство воспитания и жизни детей

    «Жизнь образует» (Песталоцци). Этот принцип был раскрыт и провозглашён ещё

    педагогами-материалистами домарксова периода. Но они, опираясь в основном

    на пред-

    ставление о человеке как пассивном продукте обстоятельств, среды, не могли

    сделать и не сделали из этого «великого и основного принципа» творчески

    преобразующих выводов.

    Антон Семёнович всегда и во всём исходил из того, что «человек не может

    быть

    воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами

    эта лич-

    ность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком

    смысле…

    Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в

    беско-

    нечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается,

    переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным

    ростом самого ребёнка.

    Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он

    создаёт

    в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка.

    Направить это

    развитие и руководить им - задача воспитателя».

    Наша жизнь, говорил Макаренко, заключает в себе огромную преобразующую и

    во-

    спитывающую в соответствии с её потребностями силу. Тем не менее, мы не

    можем сидеть и дожидаться, пока жизнь сама, стихийно даст нам готовый

    продукт, готовых для жизни людей, и не можем слепо следовать за стихийно

    складывающимся процес-сом воспитания детей. Мы должны руководить процессом

    воспитания детей, управлять

    им, чтобы изменения в личности ребёнка, которые происходят в «каждый

    данный мо-мент», были бы не случайными, не стихийно складывающимися, а

    соответствовали тем

    воспитательным целям, к достижению которых мы стремимся. «Наши дети, -

    писал А.

    С.Макаренко, - цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это

    прекрасный яб-

    лоневый сад…Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не

    радоваться,

    но ещё труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим

    делом: вска-

    пывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки.

    …Не только аромат, не только «гаммы красок» - плоды, вот что вас должно

    интересовать

    в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними

    вздохами и по-целуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте

    лестницу. А когда в вашем

    саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте

    немнож-

    ко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно…

    Да, давайте будем садовниками, - продолжает Макаренко. - Это…сравнение

    позволит

    нам кое-что выяснить в трудном вопросе, кто воспитывает ребёнка - родители

    или жизнь?

    Кто выращивает садовое дерево?

    Из земли и воздуха оно берёт ароматы своего тела, солнце даёт ему

    драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в

    борьбе, соседние братья-

    деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг него

    всегда про-

    текают сложнейшие химические процессы.

    Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли

    он

    бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и

    наглой ру-кой похитителя сорвать их и сожрать?

    Так именно и делают дикари где-нибудь в трущобах Огненной Земли. И так

    делают многие родители.

    Но так не делает настоящий садовник.

    Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не

    творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой

    математически-могучий корректив…» и через это получает нужные ему дары

    природы.

    Наша работа, работа воспитателя, говорил Макаренко, - это такой же

    корректив жизни

    детей, какой вносит в жизнь плодового дерева хороший садовник-мичуринец. И

    только

    поэтому, и только в этом случае возможен её успех.

    По существу, принципиально-методологически, - это та же творческая и

    преобразую-

    щая позиция практики и науки, которая выражена знаменитой формулой

    И.В.Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё -

    наша задача».

    Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей,

    таковы

    процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат

    воспитания -это продукт своей жизнедеятельности.

    Если закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают

    «меха-

    низм» процесса воспитания детей и метод овладения и управления им, то идея

    един-

    ства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспитания, его

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.