МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    содержание.

    § 8. Воспитательный коллектив

    Воспитательный коллектив - это педагогически целесообразная организация

    детской

    жизни, в результате которой воспитывается определённый тип людей, т.е.

    достигаются

    определённые воспитательные цели. «…Наш путь единственный,- писал

    А.С.Макаренко,-

    упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой

    гимнастики».

    Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива,

    подчёр-

    кивают, что организованный детский коллектив в руках педагога является

    мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что

    он помогает

    педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации

    общест-венной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. В этом случае

    имеется ввиду более или менее дружный, организованный опытным

    руководителем класс, и эта сплочён-ность класса рассматривается как важный

    воспитательный фактор. Безусловно, это по-

    ложительное явление в нашем педагогическом опыте. Уровень воспитательной

    работы

    в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы,

    сплочённости и ор-

    ганизованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть ещё

    воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это - явления одного

    порядка, но такой классный

    коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности

    того вос-

    питательного коллектива, который имеет в виду Макаренко.

    Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научная организация

    воспитательно-го процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли

    представлять себе, пусть даже

    самый лучший, самый организованный и воодушевлённый, сложившийся в ходе

    жизнен-ной деятельности той или иной группы объединённых людей, а

    специально с педагоги-

    ческими целями научно-организованный воспитательный коллектив как форма

    органи-зации детской жизни.

    О коммуне имени Дзержинского, где была в полной мере развёрнута его

    воспита-

    тельная система, Антон Семенович говорил, что её можно сравнить со

    спортивным залом. Как в специально оборудованном спортивном зале группа

    людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора

    занимается на снарядах и благодаря этому становится через определённое

    время хорошими спортсменами, точ-

    но также и коммуна была первоклассно оборудованным «воспитательным

    спортзалом».

    Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом

    представляли

    собой упражнения на сложнейших «воспитательных снарядах» под руководством

    пе-

    дагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды,

    знания,

    навыки, традиции, нормы поведения.

    Это, в известном смысле слова, была та воспитывающая школа жизни, о

    которой

    говорил М.И.Калинин, с той лишь разницей, что здесь была специально

    педагогичес-

    ки организованная жизнь.

    Но это не была какая-нибудь надуманная, нереальная, оторванная от

    действительности жизнь. Это была обобщённая в её типичных прогрессивных

    тенденциях и освобождён-ная от всего лишнего жизненного «хлама» и «мусора»

    настоящая жизнь нескольких сот детей, организованная педагогом Макаренко.

    Но в то же время она отличалась от нашего обычного передового коллектива.

    Ос-

    вобождённая от лишнего будничного «мусора» тем, что она создавалась как

    воспита-

    тельная жизнь рукой педагога и целеустремлённо направлялась и руководилась

    им, жизнь коммуны была в определенном смысле идеальным выражением нашей

    жизни.

    Именно это имел ввиду А.М.Горький, когда характеризовал коммуну как

    прообраз жизни будущего. И нет ничего удивительного в том, что

    ознакомившиеся с жизнью

    коммуны заявляли, что заглянули в наше будущее.

    А.С.Макаренко, как он говорил, «проектировал» жизнь своих воспитанников,

    обобщая

    прогрессивные тенденции нашей жизни в её идеале, а затем этот идеал

    реализовывал в

    виде определённого содержания, интересов, целей, отношений, норм и

    традиций передо-

    вой жизни детского коллектива.

    Отличалась эта жизнь от жизни обычного коллектива ещё и тем, что все

    установлен-ные в ней нормы, законы и традиции имели целеустремлённое

    воспитательное значе-ние и каждое движение её было соответствующим образом

    организованно и «инстру-

    ментовано», т.е. выражено наиболее чётко, ярко, требовательно и в то же

    время доход-чиво и ощутимо для каждого воспитанника и для всего

    коллектива.

    Наконец, особенностью этой жизни являлось то, что она была в соответствии

    с дет-

    ской психологией опоэтизирована, выражена в несколько романтическом стиле,

    что де-лало её радостной, бодрой, весёлой, увлекательной, а следовательно,

    любимой детьми и

    поэтому наиболее сильно воздействующей на них в воспитательном отношении.

    Таким образом, это была не просто «воспитывающая школа жизни», о какой

    говорил

    М.И.Калинин. Это была специально с педагогическими целями организованная

    воспиты-вающая школа жизни; она более эффективно действовала в

    воспитательном отноше-

    нии, чем обычная «школа жизни».

    § 9. Основные принципы организации

    Что, по Макаренко, значит создать воспитательный коллектив в школе или в

    любом

    другом воспитательном учреждении?

    Кратко на этот вопрос можно ответить так: это значит организовать жизнь

    детей данной школы или любого другого воспитательного учреждения во всех

    её проявле-

    ниях на передовых началах и в передовых формах.

    Следовательно, принципы, методы и формы жизни детей должны быть

    действитель-

    но передовыми, значительно более приближенными к идеалу, чем наша

    будничная действительность. Они должны быть такими, какие сегодня ещё не

    реализованы пол-

    ностью в повседневной жизни и ощущаются нами только в тенденциях , в

    назреваю-

    щих потребностях общественной практики, являясь типичным только как

    зарождение

    нового, передового. Ясно, что эти передовые принципы, нормы не

    выдумываются педа-

    гогом, а берутся из нашей жизни, где они возникают и утверждаются, хотя

    ещё и не

    стали массовыми, широко распространёнными.

    Это одно из важнейших принципиальных положений педагогического опыта А.С.

    Макаренко, в нём - суть прогрессивности и целеустремлённости его

    практической ра-

    боты и теоретических выводов.

    Мы воспитываем из детей завтрашних людей и в силу этого обязаны

    проектировать качества наших воспитанников. Следовательно, мы обязаны

    прививать детям самые передовые принципы, отношения, взгляды и привычки,

    нормы и навыки.

    Одними словами и разговорами мы в детях этих качеств не воспитаем. Поэтому

    мы

    обязаны организовать детскую жизнь педагогически целеустремлённо, т.е. как

    самую передовую.

    Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком подчинена

    вос-

    питательным целям. Таков один из основных макаренковских принципов подхода

    к организации воспитательного коллектива.

    Коллектив возникает и сплачивается в процессе совместной деятельности

    людей, поэтому необходимо прежде всего организовать такую совместную

    коллективную дея-

    тельность детей (в учёбе, труде, общественной работе), в которой дети,

    вступая в отно-

    шения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи, сплачиваются в единую,

    сильную ор-

    ганизацию.

    А.С.Макаренко считал необходимым подкреплять жизненное упражнение своих

    вос-

    питанников овладением ими «теорией поведения», так как наша задача -

    организовать сознательное поведение детей. Теория морали на первых порах

    подкрепляет поведение

    воспитанников, помогает им понять, осознать своё поведение. Когда же жизнь

    коллекти-ва налажена, теория морали выступает как организующий фактор

    детской жизни, ста-

    новится выражением традиций, норм, идеалов коллектива.

    Коллектив детей, как указывал Макаренко, является составной частью всего

    общества и его место в обществе оформляется в связях с другими

    коллективами: коллективами

    детскими, производственными и т.д. Эти связи имеют огромное воспитательное

    значе-

    ние. В жизни коллектива, организованного Антоном Семёновичем, они занимали

    боль-

    шое место. Достаточно указать на связь горьковцев с коллективами

    комсомольцев па-

    ровозных мастерских, села, с коллективом чекистов. Коммунары поддерживали

    самые

    тесные отношения с коллективом Харьковского театра русской драмы, с

    рабочими ба-

    кинских нефтяных промыслов и др. «Коллектив, - писал Макаренко, - является

    частью

    советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами».

    Все связи детского коллектива необходимо организовать, подчинив их

    воспитатель-ным целям. Решающая роль в выборе этих связей, в их

    организации (налаживание пе-

    реписки, устройство встреч и т.п.) принадлежит педагогу.

    Детский коллектив живёт полнокровной, радостной жизнью. Это не бесплодная

    тол-

    чея на одном месте, а деловое устремление вперёд. «Формы бытия свободного

    челове-

    ческого коллектива, - делает вывод А.С.Макаренко, - движение вперёд, форма

    смерти - остановка».

    Кризис горьковцев, назревший к 1926 году, сам Антон Семёнович объяснял

    остановкой

    в развитии коллектива. Переезд в Куряж, новые цели, расширение перспектив

    сделали

    возможным дальнейшее развитие коллектива, направили его движение и тем

    самым ликвидировали кризис.

    Создавая коллектив, необходимо организовать его развитие, ставить всё

    новые и но-вые цели перед детьми. Методикой организации развития

    коллектива является «систе-

    ма перспективных линий», разработанная А.С.Макаренко. Направлять развитие

    воспи-

    тательного коллектива - таков один из принципов его организации,

    руководства им.

    Сам коллектив на различных этапах своей жизни изменяется. На первом этапе

    пе-

    дагог как организатор выступает с самым решительным требованием к

    коллективу; в

    это время он может требовать только одного: точного безоговорочного

    исполнения его требований всеми членами коллектива. Уже на первом этапе

    педагог должен в своей работе опираться на возникающий актив, создавать

    его и сплачивать вокруг се-

    бя. Второй этап жизни коллектива начинается с возникновением в нём актива,

    не только поддерживающего требования педагога, но и самостоятельно

    выступающего с

    этими требованиями. На третьем этапе, отмечал Макаренко, «требует сам

    коллектив».

    Это значит, что детский коллектив стал воспитательным в полном смысле

    слова. На

    всех этапах его развития меняются соотношения между передовой и отсталой

    частью

    детского коллектива и соответственно - формы методов педагогического

    воздействия.

    Следовательно, детский коллектив необходимо рассматривать в развитии,

    движении.

    Организовать педагогически целесообразно всю жизнь детского коллектива как

    ячей-ки общества, руководить его связями с другими коллективами,

    направлять его развитие

    постановкой перед детьми конкретных целей и задач, всегда и во всём

    опираясь на актив, разъяснять детям смысл их передового поведения,

    превращая это разъяснение в

    нормы общежития, - таковы основные условия организации детского

    воспитательного

    коллектива.

    § 10. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

    Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически

    целесообраз-ная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна

    быть организована, каким

    содержанием насыщена.

    Ставя своей задачей воспитать в ребёнке определённые знания, навыки,

    убеждения, привычки, т.е. определённые черты личности, педагог должен

    организовать жизнь детей,

    а следовательно, и насытить её тем или иным содержанием. Педагогика,

    говорил Антон

    Семёнович, не может лепить ребёнка из ничего, «материалом будет советская

    жизнь во всех её многообразных проявлениях».

    По своему содержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение

    опытом

    всех предшествовавших поколений. А опыт жизни во всех её областях

    обобщается, прежде всего, в науке; научное обобщение - это самое

    объективное, верное обобщение опыта человечества. Поэтому овладение

    основами науки составляет значительнейшую и важнейшую часть содержания

    воспитательного процесса в советских воспитательных

    учреждениях.

    В коммуне имени Ф.Э.Дзержинского (да и в колонии имени А.М.Горького в

    последние годы) полное среднее образование было обязательным для каждого

    воспитанника. «Я скоро пришёл к убеждению, - отмечал Антон Семёнович, -

    что… школа является могу-

    чим воспитательным средством. В последние годы я подвергался гонениям за

    этот принцип утверждения школы как воспитательного средства…».

    В фрагменте работы, задуманной им незадолго до смерти, Макаренко писал:

    «Конечно,

    на первом плане общая сумма правильных представлений, сумма правильных,

    марксист-ски освещённых знаний».

    Но Макаренко считал невозможным ограничиться в воспитательной работе

    только обучением детей основам науки. Жизненный опыт человечества

    обобщается не только в науке, но и во всех других областях человеческой

    культуры: производстве, технике, искусстве, быту, принципах, нормах и

    привычках человеческих отношений, во всём по-

    ведении человека, в его умственных и физических качествах, способностях и

    навыках.

    Поэтому содержанием организованного воспитательного процесса должна стать

    вся человеческая культура в самом широком значении этого слова, в её

    наиболее передо-

    вых, типичных для нашего общества чертах. В противном случае подрастающее

    поко-ление будет овладевать этим опытом и этой культурой стихийно, вне

    нашего сознатель-ного регулирования, и тогда общество не будет иметь

    гарантий успеха воспитания.

    Поэтому Макаренко решительно боролся против такой практики и «теории»,

    кото-

    рая утверждала, что никакой особенной воспитательной работы с детьми вести

    собст-венно и не нужно. Педагог обучает, следовательно, воспитывает, и

    какая-то особенная

    методика и техника не нужны. В статье «Воля, мужество, целеустремлённость»

    Антон

    Семёнович справедливо высмеял эту куцую «теорию». «Вместо того, чтобы

    честно и

    серьёзно работать над вопросами воспитания, сделали умное лицо и заявили:

    - Воспитание?А зачем? Учитель - он же преподаёт, вот в это самое время он

    и воспи-тывает. История! Вы знаете, одна история сколько может воспитать,

    вы себе представить

    не можете!..

    История, конечно, воспитывает. Воспитывает и литература, и математика. Но

    никакого

    права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто

    не имел, как не имеет права инженер-строитель утверждать, что при

    постройке дома достаточно

    заняться только вопросами центрального отопления и конструкции крыши».

    Поэтому в содержание организованного педагогического процесса должна быть

    вклю-чена вся текущая творческая жизнь детей. Эта необходимость

    обусловливается следу-

    ющими обстоятельствами

    Во-первых, опыт человеческой жизни не есть нечто застывшее и неизменное; в

    ходе

    жизни оно непрерывно развивается и совершенствуется. Внешне это не всегда

    замет-но, но для воспитательной работы важна не столько констатация

    изменений, сколько

    складывающаяся тенденция, линии развития и тон жизни, т.е. её творческие

    передовые

    основы, которые обязательно должны стать содержанием воспитания детей.

    Во-вторых, такие элементы человеческой культуры, как нормы и формы быта,

    пове-дения и человеческих взаимоотношений, которые реализуются и

    совершенствуются только в текущей жизни, также не должны подвергаться

    произволу стихийных обстоя-тельств. Следовательно, условия, при которых

    воспитываются эти стороны человеческо-го поведения, также должны быть

    педагогически целесообразно организованы.

    В- третьих, дети - члены нашего общества, и они уже активно живут. Они

    связаны с

    жизнью тысячами нитей, через которые на них влияют и воздействуют со всех

    сторон

    различные жизненные явления. Дети воспитываются в процессе и в результате

    своей активной деятельности, своего активного отношения к жизненным

    явлениям. Эти линии

    жизненных отношений детей со всем окружающим миром (людьми, вещами,

    явлениями)

    также должны быть организованы и направлены в соответствии с

    воспитательными це-лями.

    Таким образом, в содержание воспитательного процесса Макаренко включал,

    как это

    видно из его опыта и высказываний, все основные элементы человеческой

    жизни, жиз-ненный опыт человечества, обобщённый в его духовной и

    материальной культуре: ос-

    новные научные положения о жизни и развитии природы, общества и человека,

    осно-

    вы современного производства, передовые принципы поведения людей, - короче

    гово-ря, содержание современной жизни общества во всём разнообразии её

    проявлений.

    Если воспитание детей - это процесс их становления взрослыми людьми как

    важней-шим элементом производительных сил общества, подготовки детей к

    общественно-про-

    изводительной деятельности через овладение ими всеми теми богатствами,

    которые вы-

    работало человечество, то для руководства этим процессом в соответствии с

    постав-

    ленными целями практическая педагогическая деятельность должна сделать все

    эти

    богатства содержанием организованного воспитательного процесса и

    педагогически целесообразно направить разностороннюю деятельность детей,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.