МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности невербального общения в деятельности учителя

    Безусловно, учителю важно владеть всеми этими ролями и по мере

    необходимости гибко их перестраивать.

    Отметим, что при этом, что в ходе осуществления педагогической

    деятельности каждый педагог должен находить свой индивидуальный стиль

    общения, подходить к овладению основами профессионально-педагогических

    позиций вполне осознанно.

    Основываясь на вышеизложенные положения, можно заключить, что

    теоретическая и практическая значимость исследования проблем

    педагогического общения в системе «учитель-ученик» обусловливается, прежде

    всего, тем, что общение учителя с учащимися является важным звеном процесса

    управления формированием личности, развитием познавательной и социальной

    активности школьников, становлением ученического коллектива.

    Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно

    влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать

    межличностные конфликты.

    2.2. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

    Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию

    ученика, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие

    с ребенком, педагогическое общение.

    Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное

    условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества.

    Речь учителя – основное средство, позволяющее приобщить учеников к

    культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его

    содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой,

    богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и

    интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из

    приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть

    вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется

    все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами

    невербального общения (28, 33,40).

    Как утверждает Л.М.Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит,

    прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-

    оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как

    вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной

    коммуникации» (33).

    Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации

    относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо

    получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы,

    взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются

    более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А.Петрова

    (40, С.10).

    Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в

    регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют

    эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

    Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился

    в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С.Макаренко

    писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей,

    такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить

    голос, улыбнуться, как посмотреть».(Собр. Соч. Т.4, С.34). Однако только в

    последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей

    феномена общения.

    Укажем на то, что средства невербального общения всегда

    соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного

    процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их

    значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как впрочем

    любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким

    каналам:

    - мимика;

    - прикосновение;

    - жест;

    - дистанция общения;

    - визуальное взаимодействие;

    - интонация.

    Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса

    невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

    Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно

    иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная

    улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут

    существенно помочь в установлении контактов (52, С.53).

    Практически бесконечное многообразие мимических движений и их

    сочетаний (Е.А.Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает

    возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к

    определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание

    или равнодушие и т.д.. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не

    может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать

    своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»

    (Собр.соч., Т.5, С.171)

    Ряд исследований (6, 40) показывают, что учащиеся отдают предпочтение

    учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней

    эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов

    глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные

    проблемы в общении с детьми.

    Некоторые исследователи (40) отмечают, что многие учителя считают

    необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на

    детей. Часто – это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми

    губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ,

    якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает

    руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно

    распространенное явление – «определенное лицо для определенного ученика».

    Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько,

    чтобы этого избегать.

    Следующий канал невербального общения – прикосновение, обозначаемое

    иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно

    при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью

    прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое

    отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу

    облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к

    работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить

    возбужденного; отметить удачный ответ.

    Однако Л.М.Митина предостерегает, что у многих детей прикосновение

    может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для

    которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено

    тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как

    оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать

    учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

    Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд,

    которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать

    вопрос, дать ответ и т.д.

    Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд

    издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не

    дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие

    взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю

    находится ребенок.

    Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и

    неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно

    сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

    Исследования отмечают (21,40), что существует некоторый оптимальный

    ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный

    контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг

    внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании

    ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит

    ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к

    отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа

    позволяет поддерживать обратную связь.

    Немаловажное значение имеет и дистанция общения (в некоторых

    источниках-(25) – пространственная организация общения). А.А.Леонтьев, в

    частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в

    пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в

    зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие

    неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от

    слушателя к говорящему.

    Исследователи (25) утверждают, что дистанция между общающимися зависит

    от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между

    протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг

    друга в пространстве.

    Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой

    педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом

    большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры

    помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость

    для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать

    при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда

    воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

    Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, как отмечает

    Е.А.Петрова, что зона наиболее эффективного контакта – это первые 2-3

    парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если

    учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего

    урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии

    от учителя, согласно классификации зон общения по А.Пизу (41).

    Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя

    дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с

    каждым ребенком.

    При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого

    аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение

    мебели (столов и стульев) в пространстве класса (Н.В.Самоукина,

    Г.А.Цукерман).

    Так, Н.В.Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате

    таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы

    противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по

    мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы

    учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей

    массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его

    частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются

    факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

    При этом Н.В.Самоукина предлагает организовать пространство класса

    иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди

    по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии

    от стола учителя.

    Г.А.Цукерман также рассматривает вопрос о пространственной организации

    класса в работе «Виды общения в обучении» (55, С.160). Автор, в частности,

    пишет, что при организации групповой работы более приемлема иная, отличная

    от традиционной, расстановка парт в классной комнате, которая оптимизирует

    учебный процесс. При этом она предлагает следующие варианты организации

    образовательного пространства, среди которых варианты а) и б) считаются

    наиболее благоприятными, в то время как вариант в) рассматривается как один

    наиболее неблагоприятных.

    Рис. 1

    Вариант а) Вариант б)

    Вариант в)

    Добавим от себя на основании опыта, полученного во время

    педагогических практик, что далеко не всегда учителю удается организовать

    помещение таким образом. Кроме того, многое зависит от цели урока, его

    обеспеченности наглядным и раздаточным материалом, техническими средствами

    и т.п.

    Особое место в системе невербального общения учителя занимает система

    жестов. Как отмечает Е.А.Петрова, жестикуляция педагога является для

    учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством

    «тайное делать явным» (40), о чем учитель всегда должен помнить.

    Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в

    классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и

    нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние

    напряженного ожидания неприятностей.

    Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся,

    являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными

    возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест,

    эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание

    аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно

    используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты

    подчеркивания и т.д..

    Как отмечает Е.А.Петрова (40), не менее важна в использовании жестов и

    такая функция, как активизация различных познавательных процессов:

    восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать

    рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного

    восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

    Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только

    воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью

    жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой,

    приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения,

    оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной

    связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем

    состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

    Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения

    используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С

    этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и

    дисциплинирующие жесты.

    Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно

    внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают

    их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к

    культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в

    частности необходимо предъявлять высокие требования.

    В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи. По

    утверждению специалистов,(в частности М.М.Рыбаковой), интонация при общении

    взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком

    воздействие интонации увеличивается.

    В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь

    учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно

    точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает

    исключительным «эмоциональным слухом» (М.М.Рыбакова), расшифровывает не

    только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны

    других.

    При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным

    действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь

    учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика

    либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального

    сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к

    заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной,

    однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать

    тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и

    нормам этики.

    Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения

    занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для

    того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми

    даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и

    каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго

    контролировать свое невербальное поведение.

    2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕСТОВОГО

    ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКЕ

    Экспериментальная часть исследования была организована на базе

    начальных классов в средних школах №№25, 18, 38 и школе-лицее №26

    г.Саранска, а также в школе №2 г.Краснослободска.

    Цель исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из

    ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога начальных

    классов.

    Задачи исследования:

    - уточнить методику исследования жестикуляции учителя, предложенную

    В.А.Петровой;

    - провести серию наблюдений и анкетирование учителей начальных

    классов;

    - проанализировать полученные эмпирические данные№

    - сделать обобщение и выводы.

    Методы исследования. Для получения полноценных и достоверных

    результатов использовались методы: наблюдение, анкетирование, беседа,

    количественный и качественный анализ полученных данных.

    Этапы исследования:

    1. Планирование исследования, поиск, корректировка и подготовка

    текста анкеты;

    2. Проведение анкетирования учителей и наблюдений на серии

    уроков (апрель 1999 г., декабрь 2000 г., апрель 2001 г.).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.