МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха

    работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже

    непосредственно перед началом праздника.

    V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и

    украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала

    действия… праздник начинается… проходит (см. 2.3.)… и заканчивается, но не

    заканчивается работа над праздником.

    VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и

    взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления,

    которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том,

    чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые

    дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого

    проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при

    помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике,

    поясняются непонятные моменты.

    VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются

    наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой

    праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

    На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и

    действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько

    раз, меняя исполнителей.

    Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить

    о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей с нарушенным

    слухом, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

    2.2. Особенности подготовки праздника.

    Представляется необходимым остановиться на особенностях подготовки

    праздников в детских садах для детей с нарушенным слухом. Любая

    деятельность детей с недостатками слуха отличается своеобразием по

    сравнению со слышащими. Поэтому мы рассмотрим различные виды деятельности,

    используемые в процессе подготовки праздника, с учетом специфики работы с

    глухими и слабослышащими дошкольниками.

    2.2.1. Речевая деятельность.

    Речевая деятельность на праздниках в детских садах для детей с

    нарушенным слухом заключается, в основном, в чтении стихотворений и

    исполнении песен.

    В процессе изучения опыта работы детского сада № 60 мы выявили

    закономерность изменения соотношения речевого материала, используемого

    детьми на празднике. Так, в выступлении средней группы предпочтение было

    отдано стихотворениям, а на празднике старшей и подготовительной группы

    было отмечено более широкое использование песен, хотя стихи также занимали

    свое место в структуре речевой деятельности, используемой на празднике.

    В процессе подбора речевого материала учитель отсматривает

    программные требования к устной речи детей, словарь, которым дети овладели

    за последнее время и подбирает стихотворения, руководствуясь данными

    критериями и тематикой праздника. Многие стихотворения при этом

    адаптируются, подвергаясь переработке. Сложнее дело обстоит с подбором

    песен, т.к. наряду с вышеизложенными требованиями к подбору речевого

    материала необходимо подобрать музыкальное сопровождение, максимально

    доступное для слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом.

    При распределении речевого материала учителю необходимо учитывать

    индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их

    индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные

    выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше

    выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым,

    особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль

    зрителя. Распределяя речевой материал, учитель учитывает словарь, которым

    овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи:

    звукопроизносительные возможности и качество голоса.

    В связи с тем, что у дошкольников с нарушенным слухом во много раз

    более ограниченный речевой опыт и более низкий уровень обобщений, чем у их

    слышащих сверстников, им недоступны стихотворная форма и переносный смысл

    текстов, рассчитанный на их слышащих сверстников. В этой связи им

    предлагают упрощенные тексты. /7, с. 273/

    Для работы над стихотворением в детских садах для детей с нарушенным

    слухом используется методика обучения чтению рассказа Б. Д. Корсунской.

    Для знакомства детей со стихотворением учитель записывает его на

    доске и читает вместе с детьми вслух по фразам, объясняя содержание каждой

    фразы и стараясь конкретизировать возникающие у детей при чтении

    представления, максимально используя при этом наглядность (игрушки,

    картинки и т.п.). Затем вновь прочитывают стихотворение хором. Если при

    первичном чтении детям ставятся вопросы, помогающие уточнить значение

    отдельных слов (особенно местоимений), то повторное хоровое чтение текста

    стихотворения под руководством педагога осуществляется без них. Двукратным

    чтением заканчивается первое занятие.

    На втором занятии дети не читают находящегося перед ними текста.

    Педагог задает детям вопросы, отвечая на которые дети могут пользоваться

    текстом. Это уже вопросы более обобщенные по сравнению с теми, которые

    ставятся детям в ходе чтения.

    После такого разбора дети пересказывают текст стихотворения. Вечером

    по договоренности с педагогом воспитатель расспрашивает детей о прочитанном

    рассказе.

    Если в процессе подготовки к работе над текстом обнаруживается

    необходимость в каком-либо слове или грамматической форме, педагог делает

    их содержанием занятий, посвященных формированию обобщений. Также

    проводится работа по составлению предложений со сложными для детей словами,

    встречающимися в тексте стихотворения (обычно наибольшие трудности вызывают

    глаголы).

    После такой работы над текстом стихотворения, оно дается одному из

    детей для заучивания наизусть. Эта работа проводится уже индивидуально.

    Если есть такая возможность, то текст дается родителям для занятий дома.

    Особое внимание при этом уделяется работе над словесным ударением, ритмом и

    интонацией.

    Подобная работа проводится по каждому стихотворению, которое будет

    читаться на празднике.

    Исходя из выявленных сложностей, разучивание стихотворений в детском

    саду для глухих детей начинает проводиться в старшей или подготовительной

    группе (в зависимости от уровня речевого развития), а при работе со

    слабослышащими детьми уже в средней группе.

    Данная подготовительная работа предусматривает полное и всестороннее

    изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной

    последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его

    смысл.

    Работа над песней занимает больше времени, т.к. сначала проводится

    разучивание ее текста по методике описанной выше. Параллельно, на

    музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен

    детьми, он объединяется с музыкой. Дальнейшую работу над песней мы

    рассмотрим ниже, т.к. она проводится на музыкальных занятиях и входит в

    состав музыкальной деятельности (2.2.2.).

    Как мы уже отмечали в предыдущей главе, как особый вид деятельности

    выделяется общение. В данном параграфе нас интересует речевое общение детей

    с нарушенным слухом.

    Какой-либо особой работы по развитию речевого общения в процессе

    подготовки и проведения праздника не проводится. Дети не обучаются каким-

    либо навыкам общения непосредственно к празднику. Скорее, наоборот:

    подготовка и проведение праздника в детском саду для детей с нарушенным

    слухом – это речевая среда, одна из ситуаций, в которой необходимо

    проводить работу по развитию речевого общения.

    2.2.2. Музыкальная деятельность.

    Музыкальная деятельность детей с нарушенным слухом на празднике

    заключается в исполнении танцев и песен.

    Дети с нарушенным слухом без специального обучения воспринимают звуки

    только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию от музыкальной. При

    исполнении музыки на фортепиано им доступно лишь аккордовое звучание в

    среднем и низком регистре. В то же время они способны реагировать на

    динамические оттенки – различать силу аккордов, также способны различать

    темповые различия – чередование аккордов быстрых и медленных.

    Таким образом, основной особенностью музыки для детей с нарушенным

    слухом является ее аккордовое изложение, подчеркнутое акцентирование

    аккордов низких регистров и отсутствие плавных переходов при их смене. При

    этом левая рука музыкального руководителя всегда должна играть громче

    правой.

    Другим важным специфическим отличием является использование пауз. Это

    не просто указание на определенное, раз и навсегда установленное, время

    музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку,

    следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощутить форму

    произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т.д. /21, с. 11/

    Исходя из этих особенностей восприятия музыки детьми с нарушенным

    слухом, музыкальный руководитель отбирает музыкальный материал для

    использования его на празднике.

    Работу по постановке танца начинает сурдопедагог. Он объясняет

    тематику и содержание танца, знакомит детей с его персонажами и их

    основными действиями.

    Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным

    слухом движению под музыку ведется также, как и в массовых детских садах,

    но имеет некоторые отличия. За основу танца берутся естественные движения и

    движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т.к. овладение

    новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного

    танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения

    в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной

    сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие,

    координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха

    приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего

    статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям

    дифференциации двгательных ощущений. Сурдопедагогами называются такие

    особенности моторики глухих, как: неуверенная шаркающая походка (В. И.

    Флери), неуверенность и нескоординированность движений (Н. А. Рау), малая

    подвижность (З. И. Пунина, И. Н. Мусатов), замедленность движений (А. О.

    Костанян). /15, с. 6/

    Как следствие этого, обучение каждому новому движению занимает очень

    длительный период времени, который зачастую может быть несопоставим с

    периодом подготовки к празднику.

    Готовясь к разучиванию танца, дети сначала слушают музыку, стараются

    запомнить ее ритмическую структуру, отхлопывают ее. После этого музыкальный

    руководитель, напевая мелодию, показывает последовательность танцевальных

    движений.

    Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с

    нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через

    пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать

    перемещения на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу,

    каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут

    вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают

    двигаться до окончания музыки. /21, с. 14/

    Воспитатель, присутствующий на репетиции, “суфлирует” детям –

    показывает необходимые движения, время начала и завершения их выполнения.

    Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять

    зрительный вид контроля на слуховой. И уже начиная со старшей группы

    необходимо предпринимать попытки исполнения танца с опорой только на

    слуховое восприятие.

    Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом

    особенностей восприятия музыки дошкольниками с нарушенным слухом: мелодия

    строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие,

    чередующиеся паузами, так как дыхание у детей короткое, речь замедленная;

    содержание песен должно быть доступно и известно детям.

    Слова, используемые в песне, в начале прорабатываются на занятиях с

    сурдопедагогом.

    Дети с нарушенным слухом во время пения не слышат друг друга, но,

    видя как стоящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более

    активно включаются в пение. /21, с. 19/ Также, во время пения, они не

    слышат и музыку, поэтому при исполнении песен применяется дирижирование.

    Разучивание песни, также как и танца, начинается с прослушивания

    мелодии и вычленения ее ритмической основы, на которую потом накладывается

    речь.

    В начальный период обучения все песни игровые. Одновременно дети

    выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Эти движения не

    только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным

    средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песен к

    празднику тщательно продумываются движения, чтобы они способствовали

    речевому дыханию, соответствовали смысловому содержанию и были эмоционально

    окрашены. /21, с. 19/

    Вообще образование певческих навыков не является самоцелью. У детей с

    нарушенным слухом они приобретают особое значение, так как прямо служат

    развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного

    жизненного слухового опыта. Поэтому благодаря музыке, специально

    адаптированной и доступной восприятию, дети с нарушенным слухом могут

    получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и

    безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.

    Активное участие в процессе подготовки и проведения праздника

    принимают музыкальный руководитель, воспитатели, сурдопедагог. Тесный

    контакт между ними, согласованность действий, единство требований,

    предъявляемых детям, - необходимые условия для успешной подготовки

    праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом. Ничто так не мешает

    достижению поставленной цели, как противоречивые требования педагогов, и

    это вредно в любом воспитательном процессе.

    2.2.3. Изобразительная деятельность.

    В процессе подготовки праздника, для оформления зала, изготовления

    каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются

    различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами,

    рисование.

    В ходе занятий по изобразительной деятельности дети с нарушенным

    слухом глубже познают окружающий мир и учатся передавать свои впечатления и

    представления.

    Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к

    ребенку с нарушениями слуха не сразу. Наблюдения показывают, что маленькие

    глухие и слабослышащие дети, поступающие в детский сад, не проявляют

    интереса к окружающему. Отсутствие слуха и речи ограничивает возможности

    детей в восприятии действительности и тем обедняет их эстетические чувства.

    А одним из главных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих

    детей является изобразительная деятельность. /1, с. 110/

    Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать

    окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному

    восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание,

    двигательная чувствительность. То, что ребенок воспринял, сочетается со

    словом, которое дается в доступной для ребенка форме. На основе сочетания

    чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть

    затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, изобразительная

    деятельность становится средством формирования у детей с нарушенным слухом

    полноценной речи. /2, с. 4/

    Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной

    деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое

    расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и

    наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать

    знание о цвете, строении предметов, их влияние, плоскостной форме и

    композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы,

    сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет усваивать

    композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и

    декоративных аппликаций, но и для рисования.

    В процессе подготовки к празднику элементы аппликации можно

    использовать для украшения зала, группы, изготовления подарков родителям,

    оформления костюмов для выступлений.

    При работе с младшими детьми воспитатель заранее готовит вырезанные

    из бумаги фигуры, показывает детям как их надо наклеить, чтобы получилось

    красиво и аккуратно. Старшим детям можно предложить самостоятельно вырезать

    несложные фигуры по заранее нарисованным на бумаге контурам.

    Украсить зал к празднику можно также рисунками детей, соответствующих

    тематике праздника. Но на наш взгляд, выгоднее использовать рисование как

    подведение итогов. После итоговой беседы можно предложить детям отобразить

    полученные впечатления в рисунке. Для этого необходимо использовать как

    предметное, так и сюжетное рисование. В связи с тем, что сюжетное рисование

    вызывает у детей с нарушениями слуха большие трудности, в младших группах

    можно предложить раскрасить рисунки, заготовленные воспитателем. В старших

    группах целесообразно обсудить наиболее понравившиеся моменты и помочь им

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.