МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе

    ежа и ежиху,

    которой ежат

    Все иголочки дрожат

    В работе с детьми можно использовать и такой занимательный материал:

    Я колобок, колобок

    амбару метен

    сусекам скребен,

    сметане мешен,

    печку сажен

    окошке стужен,

    Я дедушки ушел,

    Я бабушки ушел,

    А тебя, зайца,

    Не хитро уйти.

    Еще вариант конструктивного упражнения: Добавьте необходимые

    предлоги. Прочитайте, что получилось.

    голову

    плечи

    НАДЕВАЕТ

    ноги

    пальто

    ведра

    лейки

    ПОЛИВАЕТ

    шланга

    цветы

    лото

    лапту

    мяч ИГРАЕТ

    гитаре

    скрипке

    пластинке

    В дальнейшем, когда школьники будут учиться различать предлоги и

    приставки, понимание функций предлогов поможет им. Пока они не изучат

    состава слова и приставок, целесообразно больше работать с предлогами в

    готовом тексте.

    Можно использовать в работе и другой дидактический материал.

    1. Покажи маленькие слова (показываем на грибах)

    в

    под

    за

    над

    у

    С полученными словами составьте предложения и запишите их.

    подчеркните предлоги.

    2. Найдите предлоги, которые можно употреблять с каждым словом (с

    двумя, одним). Придумайте свои предложения.

    на от

    у к

    с в

    дом

    перед от

    без за

    под

    девочка

    стол

    Придуманные предложения записываем в тетрадь.

    Можно немного усложнять задания.

    3. Используя схемы, составьте предложения. Нужные предлоги подберите

    сами.

    Составьте предложения, используя схемы и употребив предлоги.

    Таким образом к моменту изучения предлогов во 2 классе дети уже будут

    знать, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других.

    3.2. Особенности работы над приставкой

    Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить

    школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения,

    т.е. научить их мыслить. В настоящее время чувствуется снижение интереса у

    младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано, на наш взгляд,

    прежде всего тем, что при обучении родному языку используются в основном

    репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не

    дает простора для творчества, не способствует развитию мышления.

    Благодатным материалом для решения задач развития логического

    мышления учащихся является словообразование. Владение словообразовательными

    моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их

    активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это

    эффективное средство семантизации (объяснения значения) производных слов,

    встречающихся в тексте на уроках чтения. [10,132]

    Приставки вносят в смысл слова что-то свое, это создает своеобразие

    лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от

    друга. Исследования и школьная практика убеждают в том, что усвоение

    младшими школьниками словообразовательной роли приставок происходит

    наиболее успешно при условии раскрытия их семантического значения.

    С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на

    примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования

    является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от

    бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое

    значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без

    приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых

    семантическая роль приставок выступает особенно отчетливо (например: везти,

    но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой). [10,132]

    В начальных классах не ставится задача специального изучения

    смыслового значения приставок, а тем более систематизация и обобщение

    знаний о многообразном значении приставок. Наблюдение над семантикой

    приставок – это не самоцель уроков, на которых изучаются приставки, с

    помощью которого формируется понятие о приставке как морфеме и развивается

    умение осознанно употреблять слова с приставками, в этом и заключается

    особенность изучения приставок. Здесь важно знание того, приставка не

    механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение

    свой смысловой оттенок и вследствие этого создается новое слово. [23,159]

    В настоящее время, согласно утвержденным программам, морфемный состав

    изучается в качестве самостоятельной темы воII классе. I класс

    рассматривается как пропедевтический; в III классе предусматривается

    совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи.

    «Выделяют четыре этапа системы:

    I этап – пропедевтические словообразовательные наблюдения.

    II этап – знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех

    морфем в сопоставлении (II кл.).

    III этап – изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов;

    ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания;

    формирование навыка правописания корней и приставок. (II кл.)

    IV этап – углубление знаний о морфемном составе слова и элементах

    словообразования в связи с изучением имени существительного,

    прилагательного и глагола.» [27,239]

    Для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в

    единстве с их смысловым значением работу можно построить следующим образом.

    Покажем на примере фрагмента урока.

    Фрагмент урока

    Учитель: Для того, чтобы вам было понятно, что такое приставка, выполните

    следующее упражнение: из предложений, которые я вам буду читать,

    выпишите слова. обозначающие действия. (Работа ведется коллективно,

    слова записываются на доске и в тетрадях).

    «Мы ехали по городу на машине. Потом выехали из города и поехали по

    проселочной дороге. Мы заехали в небольшое село и подъехали к маленькому

    аккуратненькому домику моей бабушки»

    Запись на доске.

    ехали

    выехали

    поехали

    заехали

    подъехали

    Учитель: Внимательно прочитайте записанные слова. Что общего в этих словах?

    (У них общий корень. Это однокоренные слова)

    Учитель: Выделите корень. Чем отличаются эти слова?

    (Перед корнем есть часть слова, которая в каждом случае звучит по-

    разному.)

    Учитель: Это приставка – часть слова, которая служит для образования новых

    слов. Подумайте, получившиеся слова одинаковые по значению или чем-

    то отличаются?

    Чтение правила.

    Для закрепления материала можно ввести игровой момент.

    Рифмовки

    1. У-, Вы-, При-, По-, До-, На-, Пере-

    Перед корнем пишут, перед!

    Под-, За-, Об-, Со-, В-, С-, От-

    Знаем мы наперечет.

    Перед корнем подставляем

    И приставкой называем.

    2. Зачитался, засмеялся,

    нагулялся, наигрался –

    здесь в приставках За- и На-

    Буква А стоять должна!

    3.Подумал, долил, добежал, сосчитал,

    Отвесил, вогнул, обошел, подписал –

    в словах здесь приставки на О отыщи,

    Запомни и правильно их напиши.

    4. Поиграл да поплясал,

    почитал да пописал,

    приготовился, поел, полежал, пошил, попел,

    кошку Мурку рисовал,

    а потом пошел поспал…

    Все приставки ты узнал?

    Можно использовать и такую игру:

    - Представьте, что вы сидите перед телевизором.

    - Представили.

    - Я вам скажу «В». Что вы сделаете?

    - Включим телевизор.

    - А если я скажу «Пере»?

    - Переключим на другую программу.

    - А если я скажу «Вы»?

    - Значит, надо выключить!

    - Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях,

    на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я

    скажу: «Подо»?

    - Пододвинемся к вам вместе со стульями.

    - А если я скажу «Ото»?

    - Тогда отодвинемся.

    В результате дети подводятся к выводу, что каждая приставка имеет

    свое значение.

    Навык закрепляется при выполнении упражнения на различение приставок-

    антонимов.

    Так предлагается подобрать слова с приставками с противоположными

    значениями.

    Выехать – въехать

    взбежать – сбежать

    входить – выходить

    завязать – развязать

    уплыть – приплыть

    унести – принести

    запереть – отпереть.

    Значения слов с разными приставками сравниваются.

    Для обобщения полученных знаний можно предложить такую работу. На

    доске записывается стихотворение.

    Заболел сегодня слон,

    Написал записку он,

    Небольшой листок бумаги

    Обписал со всех сторон:

    Записал температуру,

    Попросил прислать микстуру

    Подписал конверт с тревогой

    И отправил в путь-дорогу.

    Слон письмо отдал Кроту,

    Чтоб отправили Коту,

    Кот послал Слону пакет,

    Отписал ему ответ,

    Что лекарство посылает

    И ещё большой привет.

    Подписал, устал немножко,

    Посмотрел потом в окошко,

    Описал ещё погоду,

    Прописал бочонок мёду

    Дописал привет друзей,

    Подписался

    Кот Матвей

    Детям предлагается прочитать его и выписать однокоренные слова с

    разными приставками. Корень и приставка выделяются. Получается следующая

    запись:

    Написал

    Обписал

    Записал

    Подписал

    Отписал

    Подписал

    Описал

    Прописал

    Дописал

    Подписался

    Учащиеся объясняют, как изменилось значение слова с изменением только

    одной его части – приставки.

    (Написал – закончил писать;

    Обписал – написал со всех сторон, не оставил свободного места;

    Записал – написал о чём-то ещ1;

    Прописал – добавил к уже написанному и т.д.)

    С 2-3 словами (по выбору) составляются предложения.

    Чтобы облегчить детям запоминание приставок, целесообразно

    использовать рифмованные упражнения.

    Например, такие:

    При- или Пре-? Пре- или При-?

    Это совсем не секрет.

    Ты на значение слова смотри –

    Сразу получишь ответ

    Приставка При-

    (приближение)

    Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

    Космонавт прилетел из Вселенной

    В словах придет, прилетит, приплывет

    Пишется при-, несомненно.

    (присоединение)

    Винт привинтил, прикрутил колесо,

    Приклеил, пришил умело.

    Пишем мы при-, говоря обо всем,

    Что добрые руки приделали.

    (нахождение около)

    На пригорке, придорожье,

    В пригороде приморском,

    На пришкольном участке пригожем

    Даже привередливому – приволье.

    (незакончен. неполнота действия)

    Язык прикусил – не совсем откусил,

    Пригорело – не значит сгорит.

    Помни – что сделано, но не совсем,

    Пишем с приставкой при-.

    (объяснить правописание трудно – следует запомнить)

    С детских лет, признаюсь вам,

    Всё привык я делать сам,

    Каждый день трудился,

    И – скажу на милость-

    В пятницу со мною

    Чудо приключилось.

    Приставка Пре-

    ( в значении очень)

    Предлинный достанет до крыши рукой

    Прежадный не даст вам конфету.

    Если «очень такой» или «очень сякой»,

    Пре- мы напишем при этом.

    (искл.: прискорбный, причудливый)

    (сходна с пере-)

    Дожди проливные льют в октябре,

    Но грамотный дождь – не преграда.

    Где очень похожи пере- и пре-,

    Писать только пре- там надо.

    (объяснить правописание трудно – следует запомнить)

    Словам преследовать, презрение

    Ты не найдешь здесь объяснения.

    Пренебрегать, преследовать, презрение.

    Запомнить их – разумное решение!

    Учащиеся заучивают рифмовки наизусть.

    Практика показала, что хороший результат дает такая форма работы:

    1. «Цветок»

    В серединку цветка вставляются слова, при помощи данных приставок

    нужно образовать новые.

    2. «Кораблик»

    От данных слов образуй однокоренные слова с помощью приставок.

    Каждую группу однокоренных слов запиши с новой строчки.

    3.

    Запиши предложение в четыре стихотворные строки. В однокоренных

    словах выделите приставку и корень.

    Широкое распространение таких игр способствует повышению интереса к

    этой учебной работе.

    Формирование навыка правописания приставок сочетается с углублением

    знаний о приставке как морфеме слова, с развитием умения осознанно и точно

    употреблять в речи слова с приставками. Поэтому необходимым является

    использование различного занимательного материала.

    3.3. Сравнительное изучение предлога и приставки

    по системе Л.В. Занкова

    Традиционная система обучения предлагает изучение тем «Предлог» и

    «Приставки» с разрывом в год, несмотря на то, что основным орфографическим

    навыком учащихся должно стать именно умение различать на письме

    предлог/приставку.

    Более логичной в этом отношении нам представляется программа

    Л.В.Занкова. Уже в III четверти I класса при изучении темы «Предлог» она

    предлагает введение понятия приставки, даёт её отличительные признаки.

    Такое принципиально отличное расположение материала в системе Л.В.Занкова

    объясняется отличием дидактических принципов, положенных в основу системы,-

    обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более

    быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса

    учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и

    самых сильных. [17,159-161]

    Учитель, работающий по этой системе, должен осознать, что,

    организовывая процесс познания, он должен организовывать и направлять

    коллективный поиск решения лингвистической задачи в процессе наблюдения над

    грамматическими явлениями.

    Например:

    Покажем это на примере фрагмента урока.

    Объяснение нового материала можно начать с наблюдения над

    омонимичными предлогами и приставками.

    Птичка влетела в клетку.

    На деревьях набухли почки.

    От ветки оторвался листок.

    Вопросы и задания для наблюдения.

    - Разберите предложения по членам.

    - Выделите приставки, подчеркните предлоги.

    - Что вы можете сказать о предлоге и приставке в каждом предложении?

    - Почему они написаны по отношению к словам по-разному?

    Дальше читается правило на стр.129.

    На уроке целесообразно составить алгоритм различения предлога и

    приставки. Здесь можно использовать тот же алгоритм, что и в традиционной

    системе.

    Алгоритм распознавания предлога

    |1 шаг |Обозначает предмет, признак или действие |

    | |Д2 Д2: это не |

    | |предлог |

    |2 шаг |Можно ли поставить вопрос от предлога? |

    | | |

    | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.