МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

    усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь

    ребенку может совместная деятельность учителя и родителей» (8,

    166 –167).

    Ирина Ханхасаева в свих советах для родителей пишет: «Школа –

    первый класс – огромное событие в жизни ребенка... Такого же

    серьезного волнения он не испытывает потом много лет. И хотя это

    радостное волнение, все равно готовьтесь к стрессу. Малыш будет

    чрезвычайно утомлен и не то, что первые дни – недели: слишком много

    новых впечатлений, резок перелом в жизни. Будьте мягче и не очень

    строги с ним в этот период. Он будет многое забывать, терять, путать

    – умейте не делать из этого трагедию! Такая растерянность –

    своеобразная реакция на переживаемое волнение» (34, 161).

    Похожие мысли по этому вопросу высказывают авторы М. Перец,

    Б. Минзел, Х. Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:

    «Это событие (начало учебы в школе) требует от ребенка большого

    количества физических и духовных сил, т. к. меняется установленный

    дома порядок. В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение и

    чувствует противопоставление между требованием и окружением. В этой

    ситуации ребенок должен адаптироваться. Должны различными способами

    помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное окружение, где

    все так строго регламентировано» (18, 107-108).

    Гигиенист профессор Е. Гринене утверждает: «Ученик начиная

    посещать школу должен привыкнуть к длительному сидению за партой, к

    режиму школы, к новой деятельности - учению, привыкнуть к учителю,

    коллективу класса и другим новым вещам... В организме ребенка

    происходит долговременная физиологическая адаптация. Она может пройти

    легко или сложно, от 5- до 6 недель или продолжаться целый год, что

    оказывает большое влияние на развитие и рост и даже на здоровье

    ребенка» (7, 131)

    И все же, эксперименты профессора Е. Гринене показали, «что в

    начале учебного года примерно 26,2% детей не готовы к обучению в

    школе, после двух месяцев обучения – 7,8%, а в конце учебного года –

    4,1%. (Эти данные особенно характерны для детей шестилетнего

    возраста)» (7, 73).

    Решение данного вопроса предлагает литовский педагог

    К. Мишкинис: «В семье должны соблюдаться педагогические и

    гигиенические требования. Для этого родители должны:

    1. Создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте.

    2. Установить рациональный режим дня.

    3. Создать условия для достаточной подвижности ребенка.

    4. Создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать.

    5. Систематически развивать внимание детей.

    6. Бороться с умственной ленью.

    7. Развивать веру в свои силы.

    8. Регламентировать просмотр телепередач.

    9. Не требовать с ребенка больше его возможностей.

    10. Не перегружать ученика письменными заданиями.

    11. Поощрять положительный взгляд на учебу.

    12. Стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с

    родителями и другими членами семьи.

    13. Учить экономить и ценить время» (16, 101-106).

    Похожие мысли высказывают и российские педагоги К. В. Бардин

    и В. А. Гейко (22, 160; 24, 60).

    1.4. Работа классного руководителя с семьёй и её

    особенности в 1 – 2 – ом классах.

    «Основные направления реформы общеобразовательной школы

    ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее

    ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое

    вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися» (17, 57).

    «Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные

    связи с семьями. Они знают, что обучение – совместная работа учителей

    и родителей. Они также понимают, что взаимосвязь с родителями

    является обязательной при желании развивать способности каждого

    ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают,

    будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут

    поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский,

    основанный на взаимопомощи.

    Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь

    только одно направление как в старые времена, когда инициативу

    указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не

    могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества

    на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский

    педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене (13, 97).

    Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый:

    «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и

    семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья».

    Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение

    родительского контроля за всеми направлениями школьной

    деятельности.

    Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда

    традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения,

    определению объёмов их изучения, составлению учебных планов,

    изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул,

    выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов,

    разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха,

    питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений

    и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной

    совместной деятельности школа и семья становятся действительными

    партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне

    определенные задачи и выполняет свою часть работы» (29, 236).

    С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы

    с семьей зависят от целей поставленных учителем.

    Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает

    такие задачи как:

    1. Познание семьи ученика.

    2. Систематическое изучение влияния социального окружения на

    личность ученика.

    3. Организация совместной педагогической деятельности школы

    и семьи в обучении и воспитании детей.

    4. Помощь родителям в воспитании детей дома.

    5. Организация педагогического просвещения родителей.

    6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи» (5, 4).

    Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя

    хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями,

    охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу.

    В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители

    вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны

    сохранить расстояние между собой и родителями.

    ... Правила, как работать с родителями зависят от

    конкретных обстоятельств» (1, 427).

    Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с

    родителями разнообразны:

    Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с

    родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

    Групповые: (Родители могут объединяться в группы по

    образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям

    успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа

    учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю

    вести урок; и работа с активом.

    Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские

    собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания,

    консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные

    мероприятия и т. д.

    Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в

    организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного

    на всестороннее развитие подрастающего поколения» (23, 63-64).

    И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической

    культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень

    педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их

    зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и

    общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической

    культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность:

    определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и

    правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по

    воспитанию детей.

    Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит

    целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым

    занимается тот же классный руководитель или учитель» (25, 12,15).

    С. Дапкене выделяет следующее содержание общего

    педагогического просвещения родителей:

    1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого

    поколения.

    2. Психологические, физиологические и педагогические основы

    воспитания детей в семье, особенности детей в разном

    возрасте.

    3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы,

    трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

    4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования

    отношении между школой и семьей.

    5. Проблемы свободного времени и занятости детей,

    пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

    Выделяются следующие формы педагогического просвещения:

    Традиционные:

    . Родительские собрания

    . Лекции

    . Вечера вопросов – ответов

    . Диспуты

    . Дни открытых дверей

    Нетрадиционные:

    . Деловые игры

    . Регламентированные дискуссии (5, 22 – 32).

    На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения

    учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А.

    Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для

    моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с

    родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» (33, 38).

    Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с

    родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания,

    создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и

    между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно

    больше информации о школе, об обучении, воспитании и других

    интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям

    высказаться» (20, 45).

    Следующее мнение по тому вопросу в своей статье

    высказывает Е. Мартишаускене: «Работа классного

    руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет

    огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев

    данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения

    их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также

    с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь

    к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление.

    Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

    . учитель родителям старается дать то, что требуется и от них

    (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и

    доброжелательность по отношению к их детям);

    . учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу

    глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а

    затем с их родителями);

    . учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных

    областях воспитания детей;

    . учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более

    ругать их детей;

    . учитель надеется на победу добра в душе ребенка;

    . учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.»

    (14, 173).

    С. Дапкене подчеркивает, что для успешной воспитательной

    работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:

    1. Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.

    2. Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных

    целей и задач.

    3. Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы.

    4. Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.

    5. Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

    6. Передавать родителям научные (педагогические, психологические,

    юридические и др.) знания и педагогический опыт.

    7. Развивать свои способности и педагогическое мастерство (5,

    17).

    От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом

    классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая

    работа.

    По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с

    родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами:

    1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения

    уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение

    преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и

    нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

    2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи

    родителям в правильной организации учебной и творческой

    деятельности первоклассника и его отдыха.

    3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе,

    в классе» (26, 57).

    Литовский педагог С. Дапкене предлагает учителям следующие

    « методы познания семьи:

    . Наблюдение

    . Беседа

    . Анкетирование

    . Метод сочинений

    . Мнение других» (5 , 13 – 16).

    Данную тему продолжает И. В. Гребенщиков: «Учителю первого

    класса особенно необходимо за короткий срок изучить учащихся,

    познакомиться с родителями.

    Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их

    вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная

    работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст

    и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних

    заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и

    другие» (25, 44).

    В. Сикорските-Войшнене пишет: «В первом – втором классе важно

    поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и

    телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны

    дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на

    индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных

    праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать

    родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии

    школе, учителю, руководителям школы.

    Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

    1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается

    положительно, они ждут похвалы.

    1. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об

    этом говорить, избегают учителя, и не знают, как

    помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не

    ходить в школу, ограничиться лишь телефонными

    звонками, или приходить в школу лишь по вызову

    учителя. Часто их пугают и возможные упреки со

    стороны других родителей. На эту группу родителей

    учитель должен обратить особое внимание» (20, 49 ).

    Советы по решению проблем взаимоотношении между родителями,

    учителем и учащимися предлагает Тома Гедрайтене: « Меткое

    слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет

    часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты» (6, 5 ).

    «Для родителей учащихся первого – второго класса характерен более

    высокий уровень воспитательной активности и потребности во

    взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются

    своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать

    родителям больше информации, чем их интересует» (26, 60).

    Вильма Сикорските – Войшнене выделяет следующие «важные

    аспекты общения учителя с родителями в 1 –2 –ом классах:

    . Начинать разговор не с проблем детей, а с общих

    приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

    . Показывать внимание родителям, интересоваться их работой,

    домом;

    . Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

    . Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители,

    не критиковать их мнение, а стараться понять, что

    разрешает им так думать;

    . Договориться об общих целях и на родительских собраниях

    говорить о том, что важно всем;

    . Уделять столько времени, сколько требуется;

    . Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите

    важно всем и большинство вас поддерживают;

    . Информировать родителей лично, при помощи писем или

    индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для

    родителей, не передавать через детей или других лиц »

    (20, 45 – 46).

    Опытом работы с родителями делится группа учителей из

    Жеймяльской средней школы. Они составили программу работы с

    родителями, в которую входило так называемое обучение

    родителей. Для родителей проводились курсы, читались лекции.

    Программа предусматривала просвещение лишь родителей

    первоклассников, одна родители захотели продолжить обучение и

    дальше. В данной школе проводились родительские вечера поэзии,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.