МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

    Клайпеды и Шяуляй основными видами помощи родителям назвали:

    советы и рекомендации (14 ответов), индивидуальные и групповые

    консультации (10 ответов). Меньшее внимание здесь оказывают

    беседам (лишь 5 ответов), но больше рекомендуют литературу (

    4 ответа в Лиде по сравнению с 1 – в Литве), посещают

    родителей на дому (3 ответа), занимаются педагогическим

    просвещением родителей (2 ответа). Кроме этого особенностью

    ответов из белорусских учителей является организация встреч

    родителей с психологической службой школы (4 ответа), что дает

    нам основания считать, что таковая там имеется.

    Итоги данного вопроса сведем на диаграмму, которая ярко и

    точно показывает превалирующие виды помощи, оказываемые

    учителями родителям.

    Диаграмма 5.2. Виды помощи, оказываемой учителем родителям.

    26%

    22%

    16%

    9%

    6%

    6%

    5%

    4%

    6%

    Следующая тема опроса посвящена проблемам и трудностям при

    работе учителя с родителями в 1 – 2 классах. Она включает

    такие вопросы:

    > Какие проблемы обучения, воспитания и др. решаете вместе

    с родителями?

    > Какие встречаете трудности при работе с родителями?

    Обобщенные данные ответов помещены в таблице № 6, частные

    случаи будут оговорены ниже при анализе таблицы.

    Таблица № 6 Проблемы и трудности.

    | | |Количество | |

    |Формулировка | |ответивших | |

    |вопроса |Варианты |по городам |Всего |

    | |ответов | | |

    | | | Клайпеда |Лида | |

    | | |Шяуляй | | |

    | | | | | |

    |11. Какие проблемы |1. Адаптация в школе |3 | |3 |

    |обучения, воспита- |2.Улучшения успеваемости |15 |9 |24 |

    |ния и др. решаете|3. Поведение и общение |13 |13 |26 |

    | |4. Улучшение психологи- | | | |

    |вместе с |ческого климата |4 |1 |5 |

    |родителями. |5. Развитие познаватель- | | | |

    | |ных навыков | |6 |6 |

    | |6. Организация свободного| | | |

    | |времени |2 |3 |5 |

    | |7. Организационные | | | |

    | |вопросы |1 |2 |3 |

    | |8. Другие проблемы |4 |5 |9 |

    | |9. Проблемы не указаны |4 |4 |8 |

    | | | | | |

    | | | | | |

    |12. Какие |1. Отсутствие инициативы |11 |11 |22 |

    |встречаете |2. Неправильная оценка | | | |

    |трудности при |своего ребенка |4 |4 |8 |

    |рабо- |3. Невыполнение требова- | | | |

    |те с родителями. |нии учителя |1 |3 |4 |

    | |4.Материальные трудности |2 |2 |4 |

    | |5. Педагогическая необра-| | | |

    | |зованность родителей |1 |3 |4 |

    | |6. Отсутствие взаимопони-| | | |

    | |мания между уч. и |2 |4 |6 |

    | |р-ми. |1 |2 |3 |

    | |7. Другие трудности |3 | |3 |

    | |8. Отсутствие трудностей | | | |

    Опрошенные в Литве учителя выделяют следующие основные

    проблемы обучения и воспитания, решаемые вместе с родителями:

    улучшение успеваемости (15 ответов), детализируя которую следует

    упомянуть трудности в обучении и их причины, помощь ребенку

    при учении, и поведения (13 ответов) здесь следует уточнить:

    воспитание вежливости, дружелюбия, дисциплинированности, общение

    со взрослыми и сверстниками, конфликты детей. Также учителя

    указывают, что вместе с родителями они решают проблему

    улучшения психологического климата как в школе, так и дома (4

    ответа). Только трое из опрошенных вместе с родителями решают

    проблему адаптации детей в школе, а она так важна именно в

    первые годы обучения. Лишь двое из опрошенных решают проблему

    организации свободного времени учащихся, указывают на их

    распорядок дня, регламентирование просмотра телевидения. Кроме

    этого совместно решаются организационные вопросы, проблемы

    подготовки ребенка к школе, познания детей как родителями,

    так и учителями, всестороннее развитие личности ребенка и

    другие. К сожалению в 4-ех анкетах не указаны проблемы

    решаемые совместно, оговорено лишь, что решаются все проблемы

    возникающие на данный момент.

    Опрашиваемые в Белоруссии учителя в отличии от литовских

    на первый план ставят проблему поведения (13 ответов) и лишь

    за ней проблему улучшения успеваемости (9 ответов). В отличии

    от опрошенных в Литве учителей, учителя из города Лида

    указывают решение такой проблемы как воспитание познавательных

    навыков у детей: развитие мышления, памяти, внимания,

    активизация познавательной деятельности (6 ответов). Однако

    учителя из Лиды не вообще не указывают проблемы адаптации в

    школе. Меньше внимание здесь уделяется и улучшению

    психологического климата (1 ответ), но немного чаще упоминается

    организация свободного времени учащихся (3 ответа) и решение

    организационных вопросов класса (2 ответа). Кроме этих

    упоминаются и другие проблемы решаемые совместно с родителями:

    проблема воспитания аккуратности и прилежания, здорового образа

    жизни и личной гигиены, проблема отношения к учителю, проблема

    прав ребенка, наказания и поощрения, воспитания сопереживания

    и сочувствия и другие. К сожалению пятеро из опрашиваемых

    ограничились лишь общими фразами о том, что решают «все более

    ярко выраженные на данном этапе проблемы» и не указали

    конкретно.

    Обобщение вопроса приводим в виде круговой диаграммы, на

    которой хорошо видно, какие проблемы чаще всего решают

    совместно учителя и родители двух стран – это проблема

    улучшения успеваемости и проблема поведения и общения детей

    как между собой, так и со старшими.

    Диаграмма 6.1. Проблемы, решаемые совместно.

    29%

    27%

    7%

    6%

    6%

    3%

    3%

    10%

    9%

    На вопрос о трудностях встречаемых при работе с

    родителями, как видно по данным таблицы, учителя обеих стран

    ответили практически одинаково, что еще раз доказывает, что

    проблемы у нас одни и те же. Большинство учителей указали

    основную проблему: отсутствие инициативы и активности со стороны

    родителей (по 11 ответов в каждой стране), сюда можно

    отнести редкое посещение школы, плохое посещение родительских

    собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное

    общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении

    мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания,

    рекомендации. Следующая трудность, с которой сталкиваются

    учителя при работе с родителями, - неправильная оценка своего

    ребенка (по 4 ответа с каждой страны). Учителя пишут, что

    часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже не

    дооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не

    считаются с замечаниями учителя, так как не верят им. С

    материальными трудностями родителей, которые отражаются и на

    образовании ребенка и на общении родителей с учителями,

    сталкиваются по 2 человека в каждой стране. Опрошенные в

    Литве учителя реже чем учителя из Белоруссии жалуются на

    педагогическую необразованность родителей и невыполнение

    требований учителя (по 1 ответу против 3 по каждому аспекту),

    а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и

    родителями (по2 против 4), когда родители не идут на контакт,

    не хотят совместно решать возникшие проблемы, как выразилась

    одна из опрашиваемых учителей «некоторые родители занимают

    позицию глухой обороны».. Кроме этих учителя называют и другие

    трудности: не все родители относятся ответственно к своим

    родительским обязанностям, нетрадиционная система оценки в

    Литве, которая не устраивает ни родителей ни учителей,

    неуважительное отношение к молодому педагогу. Следует

    порадоваться, что трое из опрошенных в Литве указали, что они

    не встречают трудностей при работе с родителями в своих

    классах, так как на данном начальном этапе родители более

    активны и заинтересованы своими детьми.

    Итоги по этому вопросу приводим на диаграмме:

    Диаграмма 6.2. Трудности, встречаемые при работе с родителями.

    41%

    15%

    11%

    7%

    7%

    7%

    6%

    6%

    Последний вопрос анкеты для учителей соответствует теме

    научной работы:

    > В чем заключаются особенности работы с родителями в 1

    – 2 классах?

    Здесь учителя делятся своим педагогическим опытом,

    высказывают свою точку зрения. Поэтому получили различные

    ответы, трудно обобщаемые. Общие данные приведены в таблице №

    7.

    Таблица № 7 Особенности работы учителя с родителями в 1-2-ом

    классах.

    | | |Количество | |

    |Формулировка | |ответивших | |

    |вопроса |Варианты |по городам |Всего |

    | |ответов | | |

    | | | Клайпеда |Лида | |

    | | |Шяуляй | | |

    | | | | | |

    |13. В чем заключа |1. Информация о детях и | | | |

    |-ются особенности|их родителях |3 | |3 |

    |работы с |2. Установление контакта |4 |3 |7 |

    |родителями в 1-2|3. Тесное сотрудничество |8 |5 |13 |

    |классах.. |4. Частые встречи |5 |1 |6 |

    | |5. Посещение на дому |2 | |2 |

    | |6. Помощь в адаптации |2 |3 |5 |

    | |7. Информация о школе и| | | |

    | |ее требованиях |2 |4 |6 |

    | |8. Завоевание авторитета | |2 |2 |

    | |9. Сплочение коллектива | |3 |3 |

    | |10. Высокая активность | | | |

    | |родителей в 1–2 классах |6 | |6 |

    | |11. Родители не интере | | | |

    | |–суются детьми |3 | |3 |

    | |12. Другие особенности |3 |5 |8 |

    | |13. Особенности не | |3 |3 |

    | |указаны | | | |

    Большинство опрошенных в Литве учителей основной особенность

    работы с родителями в 1 – 2-ом классах указали тесное

    сотрудничество между учителем и родителями (8 ответов), учителя

    пишут, что в этих классах родители еще очень активны (6

    ответов), что облегчает работу учителя. В этих классах

    необходимы частые встречи отмечают пятеро из опрошенных,

    большую роль играет установление тесных, дружеских контактов (4

    ответа), от первого контакта зависят дальнейшие взаимоотношения

    и сотрудничество. Трое из опрашиваемых указывают, что получают

    информацию о детях и их семье, которая очень важна при

    обучении и воспитании детей. По два учителя называют

    обязательным: посещение детей на дому (хотя это употребляется

    во всех классах), что дает почву для лучшего познания

    микросферы ребенка; помощь в адаптации детей в школе, которую

    родители и учитель оказывают совместно; а также учитель обязан

    сообщить родителям информацию о школе, ее требованиях,

    высказать свое мнение о успехах в учебе и о поведении

    ребенка, одна ни в коем случае не запугивать родителей. Кроме

    этого учитель должен прислушиваться к мнению, замечаниям и

    пожеланиям родителей. К сожалению, трое из опрашиваемы

    указали, что даже в 1 – 2 – ом классах родители неактивны и

    не интересуются своими детьми.

    Учителя опрашиваемые в городе Лида также как и литовские

    учителя основной особенность работы с родителями в 1 – 2 – ом

    классах называют тесное сотрудничество с родителями ( 5

    ответов), и подача информации родителям о школе и её

    требованиях, «родители с большим вниманием и интересом

    воспринимают всю информацию по вопросам успеваемости и

    воспитания». По три учителя указывают, что следует помощь в

    адаптации ребенка к школе, большую роль играет установление

    тесных контактов и сплочение родительского коллектива (литовские

    учителя такого аспекта работы с родителя не указывают).

    Особенностью ответов из Белоруссии является ответ о завоевании

    авторитета у родителей (2 ответа), чего не указывают наши

    учителя. Однако меньшее внимание уделяют белорусские учителя

    частым встречам с родителями (лишь 1 ответ). Кроме этого

    учителя пишут о том, что следует информировать родителей о

    возрастных особенностях их детей, учитывать возраст самих

    родителей и подготовить их к новым воспитательным задачам.

    Одна из учителей пишет: «Класс – это семья, дети и родители

    одного класса – это «родственники», так должно быть, то есть

    они должны себя так ощущать».

    В заключении следует сказать, что успешность работы учителя

    с родителями зависит от взаимоотношении между ними в первые

    годы, большую роль здесь играет и тесное сотрудничество, и

    частые встречи, и установление первых контактов, и завоевание

    авторитета и еще многое другое. Приведем цитату из анкет

    учителей: «Думаю, в первые годы обучения учитель должен

    уделять особое внимание работе с родителями. В класс приходят

    новые дети, новые семьи. Учитель должен многое узнать,

    познакомиться со всеми. Родители должны увидеть, что учитель с

    первых дней руководствуется принципом «школа – ребенок – дом»,

    искренне интересуется, приглашает к встрече и сотрудничеству,

    что приносит пользу и интересно обеим сторонам. Тогда в

    будущем у учителя не будет проблем при организации работы с

    родителями».

    3.2. Анализ анкетирования родителей.

    Наряду с анкетированием учителей проводился анкетный опрос

    родителей учащихся первых – вторых классов. В опросе приняли

    участие 90 родителей. Первый вопрос анкеты позволил выяснить

    сколько родителей из каждого класса и города приняло участие

    в анкетировании.

    > В каком классе учится Ваш ребенок?

    Обобщение данных приводим в таблице.

    Таблица № 8 Данные о родителях.

    | |Литва | | |

    |Родители | |Белоруссия | |

    |учащихся | |Лида |ВСЕГО |

    | |Клайпеда |Шяуляй | | |

    | | | | | |

    |1-го класса |19 |15 |13 |47 |

    | | | | | |

    |2-го класса |26 |– |17 |43 |

    | | | | | |

    | | | | | |

    |ВСЕГО |45 |15 |30 |90 |

    Отдельно следует отметить, что в Белоруссии обучение детей

    начинается с 6-ти лет и первый год обучения называется

    подготовительным. Он соответствует нашему первому классу,

    поэтому в таблице подготовительный класс белорусской школы

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.