МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе

    школьников с лирическими произведениями» утверждает, что «выразительное

    чтение должно стать одним из важнейших методов обучения, так как именно

    выразительное чтение с наибольшей полнотой раскрывает художественные образы

    произведения» (И. Бойкене, 1997, с. 43). Среди задач анализа лирических

    произведений автор статьи выделяет следующие:

    1. Постоянно приобщать детей к миру поэзии путем знакомства их с

    лучшими произведениями русских поэтов, приучать слушать стихи,

    испытывать чувство радости и волнения при встрече с ними,

    побуждать интерес к ним.

    2. Развивать воссоздающее и творческое воображение детей, позволяющее

    адекватно воспринимать художественное произведение.

    3. Обогащать личный опыт ребенка авторским видением мира при чтении

    пейзажных лирических произведений, учить детей замечать прекрасное

    в окружающей природе, т.е. реализовать принцип: от жизни – к

    поэзии и от поэзии – к жизни (И. Бойкене,1997).

    П. Масюлис в работе «Kai kurios mokini? nesidom?jimo eil?ra??iais

    prie?astys» пишет, что одной из важнейших причин, связанных с тем, что дети

    не любят поэзию, является непонимание ими стихотворений. Зачастую на уроках

    чтения стихотворений учителя нередко забывают о специфике этого жанра и

    анализируют поэзию как прозаические произведения. П. Масюлис

    доказывает, что в целях заинтересовать детей в чтении стихотворений, надо

    на уроках использовать упражнения в реконструкции текста (P. Masiulis,

    1996).

    Р. Тутлите в статье «Poezija mokyklai» называет 3 основных принципа

    работы над стихотворением:

    1. Беречь детей от плохих стихов, знакомить их с лучшими

    произведениями поэтов.

    2. Дать детям возможность импровизировать, самим сочинять и

    т. д.

    3. Учить как можно больше стихотворений наизусть, чтобы школьники

    почувствовали особенность этого жанра (R.

    T?tlyt?, 2000).

    Д. Бурнейкене на уроке анализа лирических произведений большое внимание

    уделяет выразительному чтению, старается, чтобы дети читали натуральным

    голосом, правильно интонировали. Учительница много места отводит

    подготовительной работе: оформление класса, беседа, выдуманные ситуации,

    перед чтением стихотворений использует музыку: «Muzika ?mones su?ildo ir

    atgaivina» (D. Burneikien?, 1996, p. 23).

    ВЫВОДЫ

    1. Изучение научно-методической литературы показывает, что вопросу об

    анализе пейзажной лирики в начальных классах здесь отводится немало

    места.

    Многие выдающиеся ученые и педагоги России и Литвы

    (И. Бойкене, Л. Нефедова, Л. Мали, А. Родина и др.) убедительно

    доказывают, что на уроках чтения пейзажной лирики необходимо

    использовать музыкальные произведения и живопись, что способствует

    лучшему восприятию, пониманию лирических стихотворений и эмоционально-

    эстетическому развитию младших школьников.

    2. В научно-методических трудах отмечается необходимость тщательного

    подбора и систематического использования живописи и музыки на уроках

    чтения пейзажной лирики, а также соответствующей подготовки учителя к

    проведению уроков данного типа.

    3. Проанализировав научно-методическую литературу, мы пришли к выводу о

    том, что вышеизложенная проблема все же нуждается в дальнейшем

    изучении. До сих пор нет конкретных методических рекомендаций по

    использованию живописи и музыки на уроках чтения пейзажной лирики в

    начальных классах. Не обнаружили также обсуждения результатов широких

    экспериментальных исследований данного вопроса.

    II. Проблема анализа произведений пейзажной лирики в программе, учебниках и

    школьной практике

    1. Анализ Программы по русскому языку для 1 – 4 классов

    C целью выяснить, какие требования выдвигает программа по анализу

    произведений пейзажной лирики, мы изучили Программу по родному языку для

    начальных классов (Шевелева Н., Шифрисова Ф., Силиванова Ж., 1995).

    Так, во втором классе учащиеся усваивают композицию текста, получают

    некоторые знания об обрядовой поэзии и обрядах.

    Третьеклассники знакомятся с былинами, лирическими песнями.

    Учащиеся четвертого класса учатся умелому использованию фразеологизмов,

    правильному выбору выразительных средств в своих творческих работах.

    Результат анализа школьной программы показывает, что вопросу об анализе

    пейзажной лирики уделяется мало внимания. В Программе не вполне четко

    определены следующие требования:

    1. К развитию эстетического переживания учеников:

    а) умение выражать свое отношение к изображаемому автором

    языку произведения, аргументировать свою точку зрения;

    б) умение эстетически переживать стихотворения о природе (что

    чувствовал и думал автор, какие слова нашел, какие словесные

    картины нарисовал, какое настроение выразил);

    в) умение представить картину (-ы), нарисованную поэтом.

    2. К формированию и развитию умений и навыков литературоведческого

    анализа пейзажной лирики:

    а) наблюдать над языком лирических произведений;

    б) использовать в собственной речи

    изобразительные средства языка: метафоры, сравнения,

    эпитеты и др.

    в) использовать разные дидактические формы работы при

    анализе содержания текста.

    3. К развитию творческих способностей детей при чтении лирических

    стихотворений.

    4. К содержанию и методическим формам работы с музыкальными

    произведениями и живописью на уроках чтения пейзажной лирики.

    2. Анализ учебников по чтению для начальных классов

    С целью узнать, какие вопросы и задания предлагаются учебниками по

    чтению при анализе лирических произведений, какие умения и навыки в связи с

    этим формируются у детей по созданию образов и картин природы, мы

    проанализировали учебники для чтения 2 – 4 классов.

    Учебник для 2 класса «Радуга» I часть

    (Н. Шевелева, Ф. Шифрисова, 1996)

    Ученикам предлагаются такие вопросы и задания к текстам пейзажной

    лирики:

    В. 6, с. 34 – С каким настроением пишут поэты о приходе осени? Есть

    ли разница?

    В. 9, с. 34 – Какие краски осени вы увидели в стихах поэтов?

    В. 13, с. 34 – Почему А. Пушкин изображает осень как «пышное природы

    увяданье»?

    В. 14, с. 34 – Посмотрите на осеннее небо, как вы его опишете, что

    увидите?

    В. 3, с. 73 – Какую картину вы представляете, читая первые три строки

    его стихотворения?

    В. 4, с. 73 – ... с чем сравнивается снег и сугробы?

    В. 5, с. 73 – Какие сказочные чудеса вы увидели, прочитав стихи?

    В. 7, с. 73 – Если будете в парке и в лесу, приглядитесь к деревьям

    и кустам. На что они похожи?

    II часть (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1996)

    В. 4, с. 19 – Найдите и прочитайте, с чем сравнивается буря в

    стихотворении «Зимний вечер».

    В. 5, с. 19 – Какие еще сравнения вы заметили в стихах поэта?

    В. 2, с. 33 – Какие слова рисуют яркие картины зимнего леса?

    В. 4, с. 34 – Какими словами поэт Ф. Тютчев говорит об этом же?

    В. 5, с. 34 – Почему о лесе в стихотворении Ф. Тютчева говорится, что

    он «не мертвец и не живой»?

    В. 1, с. 48 – Как вы прочитали это стихотворение: громко или тихо?

    медленно или быстро?

    В. 3, с. 48 – А как относится цветок к весне?

    В. 4, с. 48 – Какие слова вас больше всего растрогали?

    В. 2, с. 58 – Найдите в стихотворении сравнения.

    В. 3, с. 58 – Какое настроение вызывает весна у каждого из поэтов?

    В. 4, с. 58 – Как природа встречает весну?

    В. 1, с. 83 – Что изменилось в описании весенней природы в этих

    стихотворениях по сравнению с теми, которые вы уже читали?

    В. 6, с. 83 – Представьте себе, что вам надо нарисовать иллюстрации к

    стихотворению. Какие краски вы выбрали к стихам

    А. Пушкина и какие – к стихам М. Пляцковского?

    В. 2, с. 98 – Найдите в стихотворении Ф. Тютчева звуки, которые, часто

    повторяясь, передают грохот грома.

    Учебник для 3 класса «Жаворонок» I часть

    (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1998)

    В. 2, с. 24 – ... Заметили ли вы, каким бывает небо в такой тихий,

    осенний день? Какими словами его описывает поэт?

    В. 4, с. 24 – Проиллюстрируйте стихотворение рисунком.

    В. 2, с. 75 – Есть ли в стихотворении сравнения? Прочитайте их.

    В. 4, с. 75 – Нарисуйте свои иллюстрации к стихотворениям.

    II часть (Н. Шевелева, Ф. Шифрисова, 1999)

    В. 2, с. 42 – Какими словами выражает автор чувства природы,

    ожидающей весну?

    В. 3, с. 42 – Что бы вы ответили на вопросы: Почему плакали зимние

    бури? Почему бывают оттепели?

    В. 1, с. 108 – Какое из стихотворений понравилось вам больше всего?

    Какой общей темой они объединены? Это веселые или грустные

    стихи?

    В. 1, с. 161 – Вам приходилось попадать под дождь? Когда он плакал?

    Когда пел?

    В. 2, с. 161 – Какое чувство вызывает дождь у авторов?

    В. 3, с. 161 – Спойте песенку дождя. Какие заклички дождя вы знаете?

    В. 1, с. 178 – Какое настроение у вас вызвали стихотворения?

    В. 2, с. 187 – Как бы вы назвали летние месяцы? В какие цвета их

    раскрасили бы?

    Учебник для 4 класса «Родник» I часть

    (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1999)

    В. 1, с. 30 – Как вы думаете, позднее лето или раннюю осень описали

    поэты? Какие строки стихотворении подсказали вам ответ?

    В. 2, с. 30 – Какие цвета вы увидели в стихотворениях?

    В. 1, с. 69 – Какое из стихотворений показалось вам полным мечты,

    фантазии рассказом?

    В. 3, с. 69 – Какое настроение возникло у вас, когда вы читали

    стихотворения? Изобразите на рисунке. Какой музыкой можно

    сопроводить его?

    В. 2, с. 119 – Вы заметили, что в одном из стихотворений об осени

    говорится как бы от имени листьев? О чем они говорят?

    Прочитайте еще раз.

    В. 5, с. 119 – Какое настроение отражается во всех трех стихотворениях?

    Какие слова в них вам подсказали ответ?

    В. 1, с. 201 – Как видит зиму Эдуардас Межялайтис?

    В. 2, с. 201 – В одном из стихотворений спряталась танцевальная музыка.

    Прочитайте его так, чтобы ваши друзья ее услышали. Может

    кто-нибудь из вас решится проиллюстрировать стихотворение

    танцем?

    II часть (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1999)

    В. 1, с. 3 – Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

    В. 1, с. 60 – Какие необычные признаки весны вы заметили в этом году?

    А что увидели поэты?

    В. 2, с. 60 – От чьего имени рассказывают о природе весны разные

    авторы? Какие сравнения используют?

    В. 1, с. 159 – Каким настроением они проникнуты? Как создается это

    настроение?

    В. 3, с. 159 – Сравните, как встречает весну лес в стихотворениях

    С. Маршака и А. Толстого.

    В. 4, с. 159 – Какой музыкой вы бы сопроводили свое чтение?

    В. 1, с. 203 – Какие слова передают грусть, печаль, несбывшуюся мечту

    поэта? Какой музыкой можно сопроводить его?

    В. 2, с. 203 – Когда бывает грустно, что помогает преодолеть это

    чувство? Что снимает вашу усталость?

    Итак, учебники для чтения 2 – 4 классов содержат немало произведений

    пейзажной лирики: 17 стихотворений имеется в учебниках для 2 класса, 14

    стихотворений в учебниках для 3 класса, 27 стихотворений в учебниках для 4

    класса.

    В упомянутых учебниках многие типы заданий способствуют лучшему

    восприятию образных слов и выражений, созданию более ярких картин природы и

    повышению уровня эмоционального воздействия. Например:

    > С каким настроением пишут поэты о природе осени?

    Почему А. Пушкин изображает осень как «пышное природы увяданье»?

    > Какие сказочные чудеса вы увидели, прочитав стихи?

    > Почему о лесе в стихотворении Ф. Тютчева говорится, что он «не

    мертвец и не живой»?

    > Какие краски осени вы увидели в стихах поэтов?

    > Найдите и прочитайте, с чем сравнивается буря в стихотворении

    «Зимний вечер». Какие еще сравнения вы заметили в стихах поэта?

    Анализ учебников по чтению также показал, что предлагаемые произведения

    пейзажной лирики доступны для восприятия детей данного возраста.

    Однако следует отметить, что в книгах для чтения очень мало репродукций

    с картин живописцев (всего лишь 3 репродукции и все в учебниках для 2

    класса – «Золотая осень» И. Левитана (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева,

    1996, с. 34), «Зимний пейзаж» Л. Казокаса (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева,

    1997, с. 34), «Перед грозой» А. Попова-Московского (Ф.

    Шифрисова, Н. Шевелева, 1997, с. 98). Задания к репродукциям картин

    отсутствуют.

    Вопросы и задания для работы с музыкальными произведениями,

    способствующими лучшему эстетическому и эмоциональному восприятию

    лирических стихотворений о природе, появляются только в учебниках для 4

    класса «Родник» и чаще всего формулируются так: «Какой музыкой можно

    сопроводить стихотворение?»

    3. Изучение школьной практики

    Для того чтобы установить, как решается вопрос об эстетическом

    воспитании школьников, о развитии речи, мышления и воображения детей при

    изучении произведений пейзажной лирики в школьной практике, мы учителям

    начальных классов города Висагинаса и города Шяуляй разослали 20 анкет.

    Получили 12 анкет. Считаем, что графическое оформление инструмента опроса

    было правильным, так как большинство респондентов довольно обширно и

    подробно ответили на предложенные в анкетах вопросы (см. Приложение 1).

    Проанализировав результаты ответов на вопросы анкет, мы сделали

    следующие выводы.

    1. Ученики не всегда с желанием читают стихи о природе.

    2. Чтобы повысить интерес ребят к произведениям пейзажной лирики,

    учителя используют собственное выразительное чтение, хорошо

    продуманные беседы, экскурсии в природу. В качестве

    иллюстративного материала они в основном применяют картинки,

    репродукции картин, рисунки о природе.

    3. Работа над изобразительными средствами языка ведется традиционным

    способом – дети находят в тексте тропы, объясняют их значения,

    разбирают и обсуждают текст.

    4. Определить настроение автора, раскрыть подтекст стихотворения

    учителя помогают учащимся наводящими вопросами, выразительным

    чтением (голосом).

    5. После анализа стихотворений о природе используют такие виды

    творческих работ, как: сочинение, рисование или иллюстрирование.

    6. Основное пожелание учителей – найти в научно-методической

    литературе больше различных практических рекомендаций по анализу

    конкретных произведений пейзажной лирики.

    Аналогичную цель исследовал и констатирующий эксперимент, который

    проводился в 3 «А» и 3 «В» классах “Geros vilties” средней школы города

    Висагинаса. В 2000 году в сентябре – ноябре нами наблюдался процесс

    обучения чтению лирических произведений о природе по теме «Осень».

    На уроках мы обращали внимание на следующие моменты:

    1. Как учитель организует работу над анализом произведений пейзажной

    лирики, каким образом помогает детям представить прочитанное

    произведение, понять картины природы, получить эстетическое

    наслаждение от прочитанного. Использует ли он с этой целью такие

    виды работы, как: экскурсия, беседа, выразительное чтение,

    графическое и словесное рисование, письмо сочинений, анализ текста

    и др.

    2. Обращается ли учитель к музыке и живописи на уроках чтения

    пейзажной лирики.

    3. Если учитель использует живопись и музыку, то как он организует

    работу с картинами природы и с музыкальными произведениями с целью

    лучшего восприятия лирических стихотворений.

    Констатирующий эксперимент показал, что изучение пейзажной лирики на

    практике проходило следующим образом: перед чтением текста учитель проводил

    вступительную беседу, сам выразительно читал произведения, объяснял

    школьникам непонятные слова и выражения, организовывал самостоятельную

    работу учащихся над текстом, выразительное чтение произведения учениками,

    ответы на вопросы по изучаемому тексту.

    Чтобы выяснить, понятно ли ученикам содержание произведения и

    установить, какое оно оставило у детей впечатление, учитель задавал

    следующие вопросы: «Понравилось ли стихотворение? Какой эпизод большего

    всего понравился? Обоснуйте ответ. Какую картину природы вы себе

    представили? Опишите».

    Во вступительной беседе учителя кратко излагали детям сведения о поэте,

    после чего переходили к работе по тексту. Кроме того, велась работа над

    выразительным чтением: учителя обращали внимание учеников на правила

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.