МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе

    соблюдения пауз, интонацию, ударения. К сожалению, лишь одна учительница

    использовала репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». По ней были

    заданы такие вопросы: «Что изображено на картине? К какому стихотворению

    подходит картина?» Музыкальные произведения не были использованы вообще.

    Таким образом, анализ результатов школьной практики показал, что уроки

    чтения пейзажной лирики учителями проводились без особого творческого

    подхода, однообразно, не вполне эффективно. Учитывая вышесказанное, мы

    решили выяснить, как ученики усвоили материал, т.е. умеют ли они передавать

    сложившиеся впечатления о произведениях пейзажной лирики, какие графические

    и словесные картины они могут нарисовать; умело ли подбирают нужные слова и

    выражения для описания картин природы, выражения своих чувств, настроений и

    своего отношения к описываемому автором.

    Чтобы определить, насколько глубоко и ярко дети прочувствовали

    стихотворения пейзажной лирики, мы, после прохождения темы «Осень»,

    предложили им написать сочинение на тему «Золотая осень».

    Сочинение писало 35 учеников. Работы анализировались по следующим

    критериям:

    1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме,

    достаточно ли полно она раскрыта?) Соответствует ли содержание

    действительности?

    2. Использовались ли элементы изобразительности, художественности

    (образные слова и выражения, эпитеты, метафоры, сравнения,

    олицетворение) при описании картин природы.

    3. Как учащиеся сумели передать свои впечатления, настроение,

    чувства.

    Проанализировав сочинения, мы сделали следующие выводы.

    Тему полностью раскрыли лишь 25,7% учащихся, недостаточно полно с

    заданием справились 57,1% детей. Не раскрыли тему 17,2% ребят.

    Примеры сочинений

    1. «Мне нравится золотая осень, потому что тогда в лесу очень красиво.

    Березки переоделись в желтые сарафанчики. Идешь по лесу, а под ногами

    шуршат уже опавшие листья. Листья иногда обманывают, смотришь вроде –

    гриб, а когда подходишь – там листочек. Дни стали короче. Начались

    дожди. Почти все птицы улетели на юг. В лесу стало тихо».

    2. «Наступила осень. Деревья будто золотые, только сосны стоят зеленые,

    они как и елки никогда не желтеют. Когда подует ветер, листья падают,

    как золотые монетки. Все реже показывается солнце, если оно светит, то

    уже не греет. С каждым днем день становится короче, поэтому начинает

    рано темнеть, и приходится идти домой. Часто идет дождь.

    Звери тоже готовятся к зиме».

    3. «Наступила осень. В лесу деревья стоят желтые, только клен

    стоит красный. Пожелтела трава. Кое-где листья уже опали. Не слышно

    пение птиц, потому что они улетели в теплые края, но скоро прилетят

    снегири. Небо не голубое, а серое, и часто идет дождь. Когда нет дождя,

    а светит солнышко, в лесу очень красиво».

    42,9% учеников в своих сочинениях при описании картин природы

    употребляли некоторые образные слова и выражения. Однако дети не совсем

    умеют создавать зрительные образы. Во многих сочинениях встречались такие

    выражения: «деревья желтые», «деревья будто золотые», «в золото одеты

    леса». Лишь несколько учеников в своих работах использовали сравнения.

    Например: «... листья падают, как золотые монетки», «Березки переоделись в

    желтые сарафанчики», «Лес почти уснул...»

    В итоге в сочинениях ученики передали картину тихого леса, желтые

    листья деревьев и писали о том, как звери готовятся к зиме. Они не смогли

    описать свои чувства и настроения. Их сочинения скучны, однотипны.

    Школьники не сумели точно и красочно описать осенний лес. Свое настроение и

    чувства передали 60% учащихся. При этом они использовали следующие фразы:

    «В лесу очень красиво», «Мне нравится осень».

    В работах учащихся очень мало сравнений и эпитетов, совсем нет метафор

    и олицетворений.

    Анализ сочинений был проведен по следующим критериям.

    1. Раскрытие темы сочинения:

    а) раскрыли тему полностью;

    б) тему раскрыли недостаточно;

    в) тему не раскрыли.

    2. Использование изобразительных средств языка при анализе образов и

    картин природы:

    а) использовали образные слова и выражения;

    б) не использовали образные слова и выражения.

    3. Передача своего отношения, настроения к описываемому:

    а) передали свое отношение, настроение;

    б) не передали своего отношения, настроения.

    Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1.

    Таблица 1

    Результаты анализа сочинений учащихся 3 классов

    по теме «Золотая осень»

    |Критерии |1 |2 |3 |

    |оценки | | | |

    | |а |б |в |а |б |а |б |

    | | | | | | | | |

    |% |27,5 |57,1 |17,2 |42,9 |51,7 |60 |40 |

    Аналогичную цель преследовало задание нарисовать золотую осень в лесу.

    Анализ рисунков учеников 3 класса на тему «Золотая осень в лесу» проводился

    по таким критериям:

    1. Раскрытие темы. С работой справилось 57,1% учащихся. 14,6% учеников

    не выполнили задания. Не совсем точно раскрыли тему 28,3% учащихся.

    Дети рисовали отдельные деревья, листья или позднюю осень, когда

    деревья голые, земля черная.

    2. Умеют ли ученики рисовать по представлению. 51,4% учащихся при

    иллюстрировании использовали разнообразные краски: красные, желтые,

    темно-синие, коричневые. Остальные ученики использовали

    однообразные краски. Ребята не смогли применять умения и образные

    представления, полученные в процессе изучения темы «Осень».

    Рассмотрим некоторые примеры рисунков.

    1-ая работа (см. Приложение 2, рис. 1)

    Изображена осенняя поляна. Земля, т.е. трава, пожелтевшая. Деревья еще

    зеленые. Только кое-где встречаются желтые пятна (листья). Рассмотрев

    рисунок, можно утверждать, что ученик изобразил начало осени.

    2-ая работа (см. Приложение 2, рис. 2)

    На рисунке изображена коричневая (с различными оттенками) земля и

    деревья, одетые в такого же цвета наряд. Поэтому можно предполагать, что

    земля покрыта опавшими листьями. В середине рисунка изображена речка,

    которая разукрашена светло-синей мутной краской. Небо темно-синие.

    3-ая работа (см. Приложение 2, рис. 3)

    Голубое небо, ярко, красочно изображены деревья и листья на земле. Не

    имея достаточных представлений о золотой осени, ученица нарисовала сочную

    зеленую траву.

    Таким образом, анализ рисунков учащихся показал, что не все ученики

    смогли передать в своих рисунках образы и картины природы, созданные своим

    воображением при чтении пейзажной лирики по теме «Осень».

    Результаты анализа рисунков мы занесли в таблицу 2. Рисунки

    анализировались по следующим критериям.

    1. Раскрытие темы:

    а) тему раскрыли точно;

    б) тему раскрыли неточно;

    в) тему не раскрыли.

    2. Способность рисовать по представлениям:

    а) картины природы на рисунке переданы правильно;

    б) картины природы переданы с некоторыми неточностями;

    в) картины природы переданы неправильно.

    Таблица 2

    Результаты анализа рисунков учащихся 4 классов

    на тему «Золотая осень в лесу»

    |Критерии |1 |2 |

    |оценки | | |

    | |а |б |в |а |б |в |

    | | | | | | | |

    |% |57,1 |28,3 |14,6 |51,4 |28,3 |20,3 |

    ВЫВОДЫ

    1. Учебники по чтению для начальной школы содержат немало лирических

    произведений о природе лучших представителей художественного слова (А.

    Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета). Стихотворения по своему содержанию и

    объему вполне доступны для восприятия и понимания детей 7 – 10 лет.

    2. Иллюстрации к стихотворениям, помещеные в учебниках по чтению, не

    вполне отражают содержание иллюстрируемого произведения, имеют плохую

    окраску и низкий уровень исполнения, что затормаживает процесс усвоения

    детьми лирических произведений. Книги для чтения содержат мало

    репродукций картин художников, с работами которых знакомятся ученики

    начальных классов, что ограничивает их искусствоведческий кругозор.

    Возможность использования музыкальных произведений при чтении

    пейзажной лирики учениками предусматривается только в 4 классе.

    3. В школьной практике на уроках чтения пейзажной лирики учитель в

    основном проводит работу по содержанию стихотворения, выделению фактов,

    а также обращает внимание на формирование навыков выразительного

    чтения. Живопись используется редко, а музыкальные произведения не

    используются на уроках вообще.

    4. Констатирующий эксперимент показал, что лирические произведения

    воспринимаются детьми неполно и неточно. Учащимся трудно воображать,

    фантазировать, творить. Они не умеют выражать свои чувства и настроения

    от прочитанного, не могут передать и свое отношение к описываемому

    автором (см. таблицы 1 и 2).

    III. Некоторые практические рекомендации по анализу произведений пейзажной

    лирики в 3 классе по теме «Зима». Результаты обучающего эксперимента

    На основе изучения научно-методической литературы, программы,

    учебников, а также результатов констатирующего эксперимента

    (см. с. 16 – 20), мы разработали и предложили следующие методические

    рекомендации анализа стихотворений о природе в 3 классе по теме «Зима».

    Наши методические приемы были направлены на развитие воображения детей, на

    оказание помощи ученикам в создании ярких образов и картин читаемого,

    настроения, адекватного авторскому, на возбуждение чувств и эмоций

    учеников. Практические рекомендации заключались в следующем:

    1. Формирование у учащихся представлений, адекватных авторским или

    приближающихся к ним. В связи с этим важное место в работе по

    восприятию пейзажной лирики мы отводим экскурсиям. Дети наблюдали

    зимний лес. На экскурсии они как бы впервые открывали для себя картины

    природы, хотя видели их далеко не первый раз. Встречи с природой были

    призваны будить эмоции, чувства. Глядя на красоту в природе, дети

    невольно начинали следить за красотой своей речи, подбирать точные

    слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождался свой

    образ, свое настроение от увиденного в природе, которые потом мы

    сравнивали с художественным образом, созданным поэтом.

    2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев стихотворений,

    настроению и чувствам. В соответствии с этим положением мы проводим

    целенаправленную работу по обогащению лексики детей словами,

    обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение

    (радость, печаль, грусть и т.д.). На уроках чтения лирических

    произведений поддерживали эмоциональный настрой. Это было возможным

    тогда, когда в классе шла живая беседа. Именно в процессе беседы

    рождались мысли, возникало желание поделиться чувствами и

    переживаниями. Для усиления эмоционального восприятия текста предлагали

    такие задания:

    > Какие чувства при чтении стихотворения (слушая музыку,

    рассматривая картину) возникали в вашей душе?

    > Найдите в стихотворении слова передающие настроение автора?

    > Похоже ли музыкальное произведение по настроению на

    стихотворение? Чем?

    > Обратите внимание на слова, которые использует автор для того,

    чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

    > Какие эмоции вызвали у вас картины во втором, третьем и т.д.

    куплете?

    > Проследите, читая строфу за строфой, как меняются настроение и

    чувства поэта.

    > Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он

    писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта картина?

    > Вы рассмотрели две репродукции картин, где каждый художник

    изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Какая картина

    по настроению схожа со стихотворением А.С. Пушкина (или

    других поэтов)? Докажите.

    3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. Для

    пробуждения воображения и фантазии детям предлагали такие задания:

    > Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому

    тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы

    нарисовать небо, землю, снег и т.д.

    > Какими словами можно описать природу, представленную в

    стихотворении С. Есенина (или другого поэта)?

    > Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

    > Какие картины зимы вы представили, слушая музыку?

    > А как вы назвали бы эту картину?

    > Что вы представляете, читая эти строки?

    > Какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш, вальс,

    песня?

    > Каждый нарисуйте свою снежинку, такую, какую вы ее увидели;

    вырежьте ее.

    Итак, своеобразие наших методических рекомендаций по анализу

    стихотворений о природе состояло в том, что они были направлены на создание

    у учащихся благоприятных условий для глубокого эстетического восприятия

    живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств

    языка.

    Уроки проходили в 3 «А» и 3 «В» классах “Geros vilties” средней школы

    города Висагинаса в декабре – феврале 2000 – 2001 гг. По теме исследования

    было проведено 14 уроков.

    1 – 2 уроки

    Тема: Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».

    Цели: 1. Развивать образные представления путем включения в урок

    произведений изобразительного искусства и музыки.

    2. Создать живописный образ, нарисованный поэтом.

    3. Развивать умение формулировать свои эмоционально – оценочные

    суждения.

    Ход урока

    Подготовительная работа

    - Какое время года за окном? Закройте глаза и тихо

    произнесите: «зима». Какое чувство возникло? (Стало холодно

    и грустно... А мне радостно, я люблю зиму...).

    - Помните, на прошлой неделе мы ходили в лес. Мы наблюдали,

    замечали, как изменился цвет леса, неба. Какой стоит лес?

    (В ожидании снега. Дети делятся впечатлениями, полученными

    на экскурсии).

    Первичный синтез

    - Послушайте стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает», где

    зима в самом разгаре. (Учитель выразительно читает

    стихотворение).

    - Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Какое у этого

    стихотворения настроение? (сонное, т.к. зима баюкает,

    пташки дремлют).

    Анализ

    - Найдите в тексте слова, по которым можно определить чувства

    автора (глубокая тоска облаков, больно холодна метелица,

    строптивые воробушки...).

    - А какая зима в этом стихотворении? Почему вы так думаете? С

    помощью каких описаний автор показывает суровость зимы?

    (Описание птичек).

    - Найдите описание птичек. С. Есенин описывает двух главных

    героев: зиму (поет, аукает, баюкает, вьюга злится, метелица

    стелется) и реальные птички, которые вызывают у нас

    жалость. С помощью каких слов (частей речи) в описании

    воробьев автор выражает жалость?

    - Автор сочувствует птичкам. Чем заканчивается стихотворение?

    (С. Есенин грустит о весне, тепле, солнце, т.е.

    выражает свои мечты в мечтах героев стихотворения).

    - Как будем читать первый куплет? (Задумчиво и сонно.

    Читают).

    - Какую картину вы представляете, читая первый куплет?

    - Как надо читать второй куплет? (Надо передать тревогу о

    птичках. Дети читают, пытаясь передать тревогу).

    - А что должны передать, читая третий куплет? (Жалость к

    птичкам).

    - А как будем читать последний куплет? (Должны передать

    мечтательность и грусть по весне, теплу, солнцу. Читают).

    - А сейчас рассмотрите репродукцию картины английского

    художника Дж. Монета «Сорока». Что изображено на картине?

    Какие художник использует краски? (Белую с различными

    оттенками: синего, серого, бежевого).

    - Какое настроение картины? (Светлое).

    - Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом?

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.