МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Отечественная педагогика до 18 в

    Отечественная педагогика до 18 в

    Содержание

    Педагогика как наука 2

    Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века 3

    1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века

    3

    2. Преобразования русских князей в области образования 4

    3. Деятельность «мастеров грамоты» 6

    4. Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных

    интервентов 7

    5. Славяно-греко-латинская академия 9

    6. Преобразования Петра I в области педагогики 10

    7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов 12

    Труд – основа воспитания 14

    Список литературы 16

    Педагогика как наука

    Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной

    целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о

    содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными

    категориями педагогики. являются: формирование личности, воспитание,

    образование, обучение.

    Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином

    "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого

    индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в

    собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых

    влияний окружающей среды. Собственно воспитание является центральным

    понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по

    формированию всесторонне развитого человека (преимущественно в специально

    созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии "воспитание"

    обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное,

    нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое

    расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на

    практике воспитание является единым, целостным процессом). Под образованием

    понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и

    навыков, что обеспечивает в конечном счёте определённый уровень развития

    познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому

    или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное

    образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания,

    умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и

    являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования,

    имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню

    и объёму содержания как общее, так и специальное образование может быть

    начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования

    является политехническое образование.

    Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под

    которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и

    навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для

    осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является

    двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого:

    преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству

    самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному

    овладению системой знаний, умений и навыков - учение. Педагогика входит в

    систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его

    существования (философия, этика, эстетика, психология, социология, история,

    анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические

    положения, исследовательские методы, а также результаты конкретных

    исследований.

    Огромное значение имеет изучение истории педагогики. Прогрессивными

    педагогами и мыслителями прошлого было выдвинуто немало плодотворных

    педагогических идей; их критическое изучение способствует развитию

    педагогического мышления, повышению педагогической культуры, предостерегает

    от узкоутилитарного, рецептурного подхода к вопросам педагогической теории

    и практики.

    Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века

    Характерной особенностью изучения отечественного педагогического

    наследия было то, что вплоть до XX века здесь господствовали представления

    о низком культурном состоянии Руси, которое своими реформами стал

    преодолевать только Петр I. Те же представления были и об образовании. В

    подтверждение этих слов достаточно сослаться на одного из самых известных

    историков педагогики России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь

    труд которого служит, кажется, только одной идее, доказать, что никакого

    серьезного образования и педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не

    было, более того никакого воспитания и образования русский народ

    самостоятельно создать не мог, а потому, будучи не в состоянии создать

    самостоятельную систему воспитания, заимствовал ее у своих соседей.

    Меж тем современные наши знания по этой теме говорят об обратном.

    1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века

    Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе

    характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно

    осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной

    жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в

    сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом

    прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-

    кормилицы, хлеба, старших и предков.

    Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8

    лет—женщинами, а затем мальчики и юноши—мужчинами, а девочки и

    девушки—женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и

    у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с

    периода позднего матриархата имелись дома молодежное деятельности которых

    важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую

    возрастную группу.

    С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания

    детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом

    воспитания и обучение детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей

    — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

    Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали

    необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды,

    представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и

    искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными

    мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться

    простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что

    в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами»,

    т.е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

    2. Преобразования русских князей в области образования

    Создание мощного политического союза, объединившего под властью

    киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной

    территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало

    благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры,

    просвещения, новых форм воспитания и обучения.

    Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси

    способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение

    населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в

    государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством

    утверждения феодального строя.

    Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее

    укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной

    культуры.

    Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное

    значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной

    на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической

    системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных

    славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской

    народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное

    педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном

    языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного

    творчества.

    Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения

    киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных

    лиц (главным образом из среды дружинников) и «даяти нача на учение

    книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде

    «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман

    Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII

    век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

    В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано

    женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу.

    В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании

    этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII

    веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки

    духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

    При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где

    получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели

    культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг,

    проповедники и образованные «книжники».

    Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили

    сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам

    учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению,

    письму и церковному пению.

    В Киевском государстве в XI—XII веках появился ряд рукописных

    сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и

    высказывания педагогического содержания.

    В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т.е. изумруд),

    «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого

    церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались

    высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля. В «Изборнике»

    Святослава помещен, например, серьезный математический трактат Аристотеля и

    оригинальное педагогическое сочинение киевлянина по методике чтения. В

    домонгольский период на Руси были созданы оригинальные учебные руководства,

    как-то «Учение им же ведати человеку числам всех лет». Оно составлено

    Кириком Новгородцем и является выдающимся средневековым трактатом,

    обладающим высокими математическими и литературными достоинствами. '

    В знаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике

    Киевской Руси—обнаружены математические задачи, представляющие в

    совокупности учебное пособие для приобретения вычислительных навыков в

    хозяйственных расчетах.

    Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение

    князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир

    Мономах давал своим детям советы как жить, призывал их любить родину,

    защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он

    указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же

    время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов,

    не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к

    сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не

    монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям, Владимир

    Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал

    иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое

    грамотицу».

    3. Деятельность «мастеров грамоты»

    В XIII—XIV веках при монастырях и некоторых церквах существовали школы

    грамоты. Так, сохранилась миниатюра, изображающая школу в Троице-

    Сергиевском монастыре. Но ни князья, ни церковь не открывали достаточного

    количества школ, не удовлетворяли растущей потребности в подготовке

    грамотных людей, и народные массы пользовались для этого услугами «мастеров

    грамоты».

    Мастера грамоты появились еще в Киевском государстве в XII веке. У

    себя «в жилье» или «на стороне», в домах родителей, они за плату обучали

    детей чтению, письму и счету. В XIII— XIV веках обучение у «мастеров

    грамоты» стало более частым явлением. Группы мальчиков, обучающихся у

    одного «мастера грамоты», ст9ли многочисленнее (8—12 человек), т. е.

    составляли уже настоящую школу.

    «Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся

    обучением детей в качестве дополнительной (например, к какому-либо ремеслу)

    или даже основной профессии. У некоторых «мастеров грамоты» профессией

    было, как сказано в одном «житии», «книги писати и учити ученики грамотные

    хитрости». Небольшое количество «мастеров грамоты» было, так сказать,

    повышенного типа. Они обучали отдельных учеников (вероятно, из более

    зажиточных семей) не только чтению и письму, но и «словесным наукам» и даже

    математике.

    Церковь, стремившаяся монополизировать в своих руках просвещение и

    воспитание, хотя и была вынуждена пользоваться услугами «мастеров грамоты»,

    в целом относилась к их деятельности отрицательно, так как эти светские

    учителя нередко находились в оппозиции к ортодоксальному православию, что

    выяснилось в период «еретических» выступлений в Новгороде, Пскове, Москве

    (XVI век).

    4. Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных

    интервентов

    В XV—XVI веках на огромной территории, занятой обособленными русскими

    княжествами, шел процесс образования единого централизованного Русского

    государства. Борьба за освобождение страны от иноземных захватчиков и

    создание единого Русского государства сопровождались образованием единой

    великорусской народности, что активно способствовало росту культуры и

    просвещения.

    Наряду с деятельностью монастырей и княжеских властей по созданию в

    Москве и других княжествах книгохранилищ, переписке книг и открытию школ,

    заметно оживляется частная педагогическая практика светских «мастеров

    грамоты». Деятельность некоторых учителей из простого народа отличалась по

    своему содержанию от просвещения, насаждаемого церковью, большим

    свободомыслием, гуманизмом и рационализмом, характерными для еретических

    движений.

    В среде таких «вольнодумцев» создаются в это время оппозиционные

    произведения гуманистического характера.

    Так, в конце XV века член московского еретического кружка Федор

    Курицын создал гуманистическое произведение «Написание о грамоте», в

    котором сформулировал ряд весьма интересных демократических идей

    антифеодального и антицерковного содержания.

    Он выступил против слепого подчинения требованиям религиозных догм и

    выполнения церковных обрядов. Автор призывал к «самовластию души» и свободе

    разума и утверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое

    изучение знаний Процесс овладения грамотой и знаниями представляет собой не

    механическое усвоение содержания книг, а свободную деятельность: «Грамота

    есть самовластие.

    Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является

    впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука»

    (букварь) первопечатника «москвитянина», как он себя называл, Ивана

    Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему

    обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными

    педагогическими идеями. Характерен в этом отношении мотив, избранный

    составителем в качестве заставок к текстам книги. Они графически изображают

    идею роста, развития растения с листьями, цветами и плодами, символизируя

    радостный процесс развития и воспитания детей, который должен быть окрашен

    положительными эмоциями учителей и учеников.

    Давая во второй части своего учебного пособия, после азбуки и

    грамматики, тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения,

    автор помещает не только молитвы и религиозные наставления. Он подбирает

    различные изречения, в которых просит воспитывать детей «в милости, в

    благоразумии, в кротости, в долготерпении, приемлюще друг друга и прощение

    дарующе».

    К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта,

    хозяйствования и воспитания детей в семье—«Домострой», который учил, как «в

    правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего

    «устроения». Ряд глав «Домостроя» («Како детей своих воспитати во всяком

    наказании и страхе божий», «Како дети учити и страхом спасати» и др.)

    целиком посвящен вопросам воспитания детей.

    «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения

    религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о

    суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с

    требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой»

    призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и

    развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия,

    бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).

    5. Славяно-греко-латинская академия

    Мысль о создании в Москве академии по образцу Киевской возникла в

    конце 70-х годов XVII века. Инициатором создания такой академии был

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.