МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

    проблемы.

    Освещая предмет исследования, мы отметили многогранность проблемы

    овладения детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения системой

    словообразования. Также мы подробно остановились на вариативности

    морфологического способа словообразования и его продуктивности, определяя

    их как причины большого количества ошибок в сфере словообразования

    умственно отсталых детей. Эта проблема стала мотивом вторичной

    конкретизации предмета исследования и сужения спектра изучаемых проблем.

    | |II Эмпирические исследования |

    | |проблемы развития |

    | |словообразовательных умений у детей |

    | |с нарушениям интеллекта первого |

    | |года обучения. |

    | | |

    | |2.1 Выявление наличного уровня |

    | |словообразовательных умений у детей |

    | |с нарушениями интеллекта первого |

    | |года обучения. |

    Исследовательская работа проводилась в специальном дошкольном

    учреждении № 278 октябрьского административного округа города Омска, 1

    группе первого года обучения. В экспериментальную группу входило 10 детей.

    С группой работает два воспитателя: И. Я. Наливайко (средне специальное

    педагогическое образование), В. Н. Антоненко (средне специальное

    педагогическое образование) и дефектолог.

    Работа начинается с постановки цели исследования, выявления умений

    детей образовывать слова с помощью суффиксов: -чик, -щик, -енн, -ян, -ов,

    -к (мн. ч.), -к (ед. ч.), -ик. Для работы и проведения констатирующего

    эксперимента были выбраны следующие методы:

    1. наблюдения за речью детей в разных видах деятельности;

    2. анализ «Программы воспитания и обучения дошкольников с

    интеллектуальной недостаточностью» под редакцией О. П.

    Гавррилушкиной;

    3. анализ календарно-тематического плана воспитания;

    4. анализ календарно-тематического плана дефектолога;

    5. анкетирование родителей и педагогов;

    6. беседа с детьми.

    Исследование проводились в первую вторую половину дня в спокойной,

    доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента.

    Для эксперимента было отобрано 10 детей. Дети имеют средний уровень

    физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети

    способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками,

    адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь.

    Способность переключения с одного действия на другое низкая. У детей

    наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие речи (I уровень – 2

    ребенка, II уровень – 4 ребенка, III уровень – 4 ребенка), недостаточное

    употребление слов обозначающих действие, признаки и отношения. Словарный

    запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой

    ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей.

    Эксперимент проводился в октябре 2002 года. Проведению эксперимента не

    мешали отвлекающие обстоятельства.

    Анализ программы.

    Данная группа работает по «Программе воспитания и обучения

    дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б, Баряевой,

    О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. Для того, чтобы выяснить

    предусмотренный уровень словообразовательных умений у детей с нарушениями

    интеллекта, мы обратились к разделу программы «развитие речи».

    В программе предлагается учить употреблять словообразовательные умения

    в дидактической игре, но не конкретизуются грамматические категории,

    которыми должен овладеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью

    первого года обучения.

    Анализ плана воспитательно-образовательной работы учителя дефектолога

    с сентября по ноябрь 2002 года.

    В плане фиксируются следующие задачи:

    - развить и активизировать речевое общение

    - учить отвечать на вопросы полным ответом

    - закреплять умение слушать ответы товарищей, не перебивая их,

    уважать их мнение.

    При прохождении лексических тем: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда,

    домашние животные, дикие животные, птицы, дефектолог планирует работу

    обучения словоизменению (например, игра «Один - много»), по

    словообразованию предлагает упражнения на образование слов с суффиксами:

    -чик, -щик, -ок, -ик, -к (ед. ч.), -к (мн. ч.).

    Анализ плана воспитательно-образовательной работы воспитателя с

    сентября по ноябрь 2002 года.

    Воспитатели проводят дидактические игры («Из чего что сделано»,

    «Угадай, кто мы», «Где чей хвост», «Угадай-ка», «Что из чего какое»)

    направленные на обогащение и активизацию словаря по разным темам, но не

    конкретизуется задача по формированию словообразовательных умений детей.

    С целью изучения словообразовательных умений в речи были использованы

    наблюдения за свободным общением дошкольников с нарушением интеллекта:

    - постоянные: за речью во время режимных процессов;

    - периодические: за речью во время игр, прогулок.

    Речевые проявления записываются дословно (приложение 6).

    В результате наблюдений мы выяснили, что дети с нарушениями интеллекта

    первого года обучения в процессе деятельности словообразовательных норм

    русского языка в своей речи используют редко.

    При проверки грамматических категорий детей с нарушениями интеллекта

    мы использовали методику исследования словообразования предложенную З. А,

    Репиной.

    Задание 1.

    Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

    Все слова были разделены на суффиксы:

    1 серия уменьшительно-ласкательных слов: -чик, -ик.

    Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких

    предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, стол – столик, мяч – мячик,

    ковер – коврик, шарф – шарфик, корабль – кораблик, самолет – самолетик, шар

    – шарик, диван - диванчик).

    Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением

    больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про

    большие предметы, а ты про маленькие. Например: Я скажу: «шар», а ты

    «шарик»».

    Ответ детей записывается и анализируется по следующим показателям:

    - верные ответы – 1 балл;

    - неверные ответы – 0 баллов.

    Высшая оценка – 10 баллов.

    2 серия: суффиксы –ок.

    Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей

    (кошка – котенок, мышь – мышонок, лягушка – лягушонок, корова – теленок,

    собака – щенок, коза – козленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок,

    гусь - гусенок).

    Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены

    животные и их детеныши, и дается задание: «Я буду говорить про взрослых

    животных, а ты про их детенышей. Например: Я скажу «мышь», а ты «мышонок»».

    Верные ответы – 1 балл.

    Неверные – 0 баллов.

    Высшая оценка 10 баллов.

    3 серия: суффиксы –чк, -ек.

    Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких

    предметов (доска – досточка, вилка – вилочка, ложка – ложечка, кофта –

    кофточка, тарелка – тарелочка, сумка – сумочка, носок – носочек, платок –

    платочек, бутылка – бутылочка, молоток – молоточек, листок - листочек).

    Методика: перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением

    больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про

    большие предметы, а ты про маленькие».

    Верные ответы – 1 балл.

    Неверные – 0 баллов.

    Высшая оценка 10 баллов.

    Проанализировав ответы, пришли к выводу, что многие дети не умеют

    образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Много ошибок

    было допущено с суффиксами –чк, -ек, -ик. Это говорит о низком уровне

    словообразовательных умений детей с нарушениями интеллекта.

    Задание 2.

    Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.

    Все слова были разделены на суффиксы:

    1 серия: суффиксы –ан, -ян.

    Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей (из дерева:

    стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из

    шерсти: кофта, шарф, шапка, носки).

    Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей

    и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева),

    значит какой он? (деревянный)».

    Ответы детей оцениваются по 10 балльной системе: верные ответы – 1

    балл, неверные – 0 баллов.

    2 серия: суффиксы –ов.

    Материал: 10 картинок с изображением предметов (из резины: сапоги,

    игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина).

    Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением

    вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделана собачка? (из

    резины) Значит какая она? (резиновая)».

    Верные ответы – 1 балл.

    Неверные – 0 баллов.

    Высшая оценка 10 баллов.

    Задание у детей вызвало большие трудности. Было допущено много ошибок.

    Дети практически не умеют образовывать прилагательные от существительных, в

    речи не используют суффиксы –ан, -ян.

    Задание 3

    Цель: Образование глаголов от звокоподрожательных слов.

    Материал: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кошка.

    Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание:

    «Скажи, кря-кря – кря! Кто это? (уточка) А что она делает? (крякает)».

    Верные ответы – 1 балл.

    Неверные – 0 баллов.

    Высшая оценка 5 баллов.

    Проанализировав ответы детей, пришли к мнению, что детям сложно

    словообразовывать глаголы от звукоподражательных слов. Первое слово дети

    образовывали с помощью, в ответах детей было допущено много ошибок,

    некоторые дети с этим заданием не справились, не назвав ни одного

    правильного ответа. Это свидетельствует о низком уровне

    словообразовательных умений.

    Результаты выполненных заданий фиксировались и анализировались. После

    выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня словообразовательных умений,

    была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 35 – 55 баллов –

    соответствует высокому уровню, 21 – 34 баллов – средний уровень, 20 баллов

    и ниже низкий уровень. (приложение 3).

    Исходя из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что

    уровень начальных словообразовательных умений достаточно различен.

    В речи есть суффиксы:

    -чик: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;

    -ик: Никита Б., Дима З., Андрей Т., Женя М., Миша Г., Саша А.;

    -чк: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;

    -ек: Андрей Т., Егор Н., Саша А., Никита Б.;

    -ок: Никита Б., Миша Г., Женя М., Андрей Т., Егор Н. , Дима З.;

    -ан: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н., Лиля

    А.;

    -ян: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Надя Т.;

    -ов: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Женя М., Надя Т.;

    Речевое развитие ребенка во многом зависит от среды, в которой он

    находится. Бесспорным является положение о том, что одной из причин

    грамматических ошибок детей является грамматически неверная речь взрослых.

    С целью выявления уровня речевого развития педагогов и родителей было

    использовано анкетирование по различным методикам (приложение 1 и 2).

    Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что знания детей

    неразрывно связаны с образованностью родителей, что видно из ответов.

    Основной вывод сделанный ними при анализе анкет, сводится к тому, что чем

    шире круг общения ребенка, чем чаще контакт со взрослыми, чем чаще походы в

    парк, цирк, театр, тем легче он выполняет задания, говорит он раскованнее,

    у него шире активный словарь. В целом получается, что от родителей зависит

    умственное, речевое развитие ребенка, его кругозор и интересы. Выявленный

    же нами уровень знания родителями основ родного языка и основ

    словообразования в частности достаточно высок у всех родителей, что мы

    выяснили из бесед с ними.

    Оценки педагогов также показательны. Все ответы грамотны,

    содержательные, что говорит о высоком уровне грамматики и способов

    словообразования в частности.

    Для выявления уровня словообразовательных умений детей с

    интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены

    следующие критерии оценок:

    1. уровень (высокий) – ответы безошибочные или одна ошибка, могут

    быть неточности, ребенок работает с желанием и интересом.

    2. уровень (средний) – допускается 3 – 5 ошибок, есть неточности

    при ответе, ребенок работает с желанием, заинтересован, но не

    всегда уверен в правильности своего ответа.

    3. уровень (низкий) – более 6 ошибок, есть неточности, ребенок

    работает без интереса, долго думает, ответы неуверенные.

    Согласно критериям констатирующего эксперимента:

    К высокому уровню отнеслось 20%

    К среднему уровню отнеслось 50%

    К низкому уровню отнеслось 30%

    В речи детей употребляется мало суффиксов, что не соответствует

    требованиям. Причиной тому является несовершенство словообразовательной

    работы с детьми родителей и воспитателей. С такими результатами и выводами

    переходим к формирующему эксперименту.

    | |2.2 Совершенствование |

    | |словообразовательных умений |

    | |посредствам серии дидактических игр.|

    | | |

    Формирующий эксперимент проводился в повседневной игровой деятельности

    детей. Работа проводилась в естественных для детей условиях методом

    обучающего эксперимента. Он состоял из индивидуальных занятий и занятий с

    группой. Занятия проводились в форме дидактических игр.

    Были поставлены задачи:

    1. Определить эффективность использования дидактической игры при

    работе над усвоением способов словообразования существительных

    и прилагательных.

    2. Подобрать серию дидактических игр для целенаправленной

    планомерной работы над усвоением детьми с нарушениями

    интеллекта способов словообразования существительных и

    прилагательных.

    Задание 1.

    Работа по совершенствованию словообразовательных умений детей началась

    с дидактической игры «Чей голос».

    Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по

    звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша,

    образовывать формы имен существительных.

    Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка –

    лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака –

    щенок, гусь – гусенок.

    Ход работы:

    В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они

    услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько

    (котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии

    детенышей животных.

    Проанализировав результаты, пришли к выводу о правильности выбора

    данной дидактической игры как средства формирования словообразования у

    детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют ошибки и наибольшие

    затруднения детей в процессе игры, что говорит о не совершенстве умений в

    использовании суффиксального способа словообразования.

    Задание 2.

    Далее была предложена игра «Большое и маленькое».

    Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы

    существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

    Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких

    предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и

    т. д.).

    Ход работы:

    Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких

    предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать

    суффиксы в названии маленьких предметов.

    Не все дети экспериментальной группы использовали правильно суффиксы

    в названии маленьких предметов, допускали много ошибок, путая суффикс –чик,

    -ик (ковер – ковричик, шарф - шарфичик).

    Задание 3.

    Дидактическая игра «Назови меня ласково».

    Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы

    существительных, называть предметы, животных ласково.

    Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

    Ход работы:

    Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной

    обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они

    знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал

    их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части

    тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа

    – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.