Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр
проблемы.
Освещая предмет исследования, мы отметили многогранность проблемы
овладения детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения системой
словообразования. Также мы подробно остановились на вариативности
морфологического способа словообразования и его продуктивности, определяя
их как причины большого количества ошибок в сфере словообразования
умственно отсталых детей. Эта проблема стала мотивом вторичной
конкретизации предмета исследования и сужения спектра изучаемых проблем.
| |II Эмпирические исследования |
| |проблемы развития |
| |словообразовательных умений у детей |
| |с нарушениям интеллекта первого |
| |года обучения. |
| | |
| |2.1 Выявление наличного уровня |
| |словообразовательных умений у детей |
| |с нарушениями интеллекта первого |
| |года обучения. |
Исследовательская работа проводилась в специальном дошкольном
учреждении № 278 октябрьского административного округа города Омска, 1
группе первого года обучения. В экспериментальную группу входило 10 детей.
С группой работает два воспитателя: И. Я. Наливайко (средне специальное
педагогическое образование), В. Н. Антоненко (средне специальное
педагогическое образование) и дефектолог.
Работа начинается с постановки цели исследования, выявления умений
детей образовывать слова с помощью суффиксов: -чик, -щик, -енн, -ян, -ов,
-к (мн. ч.), -к (ед. ч.), -ик. Для работы и проведения констатирующего
эксперимента были выбраны следующие методы:
1. наблюдения за речью детей в разных видах деятельности;
2. анализ «Программы воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью» под редакцией О. П.
Гавррилушкиной;
3. анализ календарно-тематического плана воспитания;
4. анализ календарно-тематического плана дефектолога;
5. анкетирование родителей и педагогов;
6. беседа с детьми.
Исследование проводились в первую вторую половину дня в спокойной,
доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента.
Для эксперимента было отобрано 10 детей. Дети имеют средний уровень
физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети
способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками,
адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь.
Способность переключения с одного действия на другое низкая. У детей
наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие речи (I уровень – 2
ребенка, II уровень – 4 ребенка, III уровень – 4 ребенка), недостаточное
употребление слов обозначающих действие, признаки и отношения. Словарный
запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой
ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей.
Эксперимент проводился в октябре 2002 года. Проведению эксперимента не
мешали отвлекающие обстоятельства.
Анализ программы.
Данная группа работает по «Программе воспитания и обучения
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б, Баряевой,
О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. Для того, чтобы выяснить
предусмотренный уровень словообразовательных умений у детей с нарушениями
интеллекта, мы обратились к разделу программы «развитие речи».
В программе предлагается учить употреблять словообразовательные умения
в дидактической игре, но не конкретизуются грамматические категории,
которыми должен овладеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью
первого года обучения.
Анализ плана воспитательно-образовательной работы учителя дефектолога
с сентября по ноябрь 2002 года.
В плане фиксируются следующие задачи:
- развить и активизировать речевое общение
- учить отвечать на вопросы полным ответом
- закреплять умение слушать ответы товарищей, не перебивая их,
уважать их мнение.
При прохождении лексических тем: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда,
домашние животные, дикие животные, птицы, дефектолог планирует работу
обучения словоизменению (например, игра «Один - много»), по
словообразованию предлагает упражнения на образование слов с суффиксами:
-чик, -щик, -ок, -ик, -к (ед. ч.), -к (мн. ч.).
Анализ плана воспитательно-образовательной работы воспитателя с
сентября по ноябрь 2002 года.
Воспитатели проводят дидактические игры («Из чего что сделано»,
«Угадай, кто мы», «Где чей хвост», «Угадай-ка», «Что из чего какое»)
направленные на обогащение и активизацию словаря по разным темам, но не
конкретизуется задача по формированию словообразовательных умений детей.
С целью изучения словообразовательных умений в речи были использованы
наблюдения за свободным общением дошкольников с нарушением интеллекта:
- постоянные: за речью во время режимных процессов;
- периодические: за речью во время игр, прогулок.
Речевые проявления записываются дословно (приложение 6).
В результате наблюдений мы выяснили, что дети с нарушениями интеллекта
первого года обучения в процессе деятельности словообразовательных норм
русского языка в своей речи используют редко.
При проверки грамматических категорий детей с нарушениями интеллекта
мы использовали методику исследования словообразования предложенную З. А,
Репиной.
Задание 1.
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Все слова были разделены на суффиксы:
1 серия уменьшительно-ласкательных слов: -чик, -ик.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких
предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, стол – столик, мяч – мячик,
ковер – коврик, шарф – шарфик, корабль – кораблик, самолет – самолетик, шар
– шарик, диван - диванчик).
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением
больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про
большие предметы, а ты про маленькие. Например: Я скажу: «шар», а ты
«шарик»».
Ответ детей записывается и анализируется по следующим показателям:
- верные ответы – 1 балл;
- неверные ответы – 0 баллов.
Высшая оценка – 10 баллов.
2 серия: суффиксы –ок.
Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей
(кошка – котенок, мышь – мышонок, лягушка – лягушонок, корова – теленок,
собака – щенок, коза – козленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок,
гусь - гусенок).
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены
животные и их детеныши, и дается задание: «Я буду говорить про взрослых
животных, а ты про их детенышей. Например: Я скажу «мышь», а ты «мышонок»».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 10 баллов.
3 серия: суффиксы –чк, -ек.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких
предметов (доска – досточка, вилка – вилочка, ложка – ложечка, кофта –
кофточка, тарелка – тарелочка, сумка – сумочка, носок – носочек, платок –
платочек, бутылка – бутылочка, молоток – молоточек, листок - листочек).
Методика: перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением
больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про
большие предметы, а ты про маленькие».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 10 баллов.
Проанализировав ответы, пришли к выводу, что многие дети не умеют
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Много ошибок
было допущено с суффиксами –чк, -ек, -ик. Это говорит о низком уровне
словообразовательных умений детей с нарушениями интеллекта.
Задание 2.
Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.
Все слова были разделены на суффиксы:
1 серия: суффиксы –ан, -ян.
Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей (из дерева:
стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из
шерсти: кофта, шарф, шапка, носки).
Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей
и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева),
значит какой он? (деревянный)».
Ответы детей оцениваются по 10 балльной системе: верные ответы – 1
балл, неверные – 0 баллов.
2 серия: суффиксы –ов.
Материал: 10 картинок с изображением предметов (из резины: сапоги,
игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина).
Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением
вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделана собачка? (из
резины) Значит какая она? (резиновая)».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 10 баллов.
Задание у детей вызвало большие трудности. Было допущено много ошибок.
Дети практически не умеют образовывать прилагательные от существительных, в
речи не используют суффиксы –ан, -ян.
Задание 3
Цель: Образование глаголов от звокоподрожательных слов.
Материал: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кошка.
Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание:
«Скажи, кря-кря – кря! Кто это? (уточка) А что она делает? (крякает)».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 5 баллов.
Проанализировав ответы детей, пришли к мнению, что детям сложно
словообразовывать глаголы от звукоподражательных слов. Первое слово дети
образовывали с помощью, в ответах детей было допущено много ошибок,
некоторые дети с этим заданием не справились, не назвав ни одного
правильного ответа. Это свидетельствует о низком уровне
словообразовательных умений.
Результаты выполненных заданий фиксировались и анализировались. После
выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня словообразовательных умений,
была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 35 – 55 баллов –
соответствует высокому уровню, 21 – 34 баллов – средний уровень, 20 баллов
и ниже низкий уровень. (приложение 3).
Исходя из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что
уровень начальных словообразовательных умений достаточно различен.
В речи есть суффиксы:
-чик: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;
-ик: Никита Б., Дима З., Андрей Т., Женя М., Миша Г., Саша А.;
-чк: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;
-ек: Андрей Т., Егор Н., Саша А., Никита Б.;
-ок: Никита Б., Миша Г., Женя М., Андрей Т., Егор Н. , Дима З.;
-ан: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н., Лиля
А.;
-ян: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Надя Т.;
-ов: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Женя М., Надя Т.;
Речевое развитие ребенка во многом зависит от среды, в которой он
находится. Бесспорным является положение о том, что одной из причин
грамматических ошибок детей является грамматически неверная речь взрослых.
С целью выявления уровня речевого развития педагогов и родителей было
использовано анкетирование по различным методикам (приложение 1 и 2).
Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что знания детей
неразрывно связаны с образованностью родителей, что видно из ответов.
Основной вывод сделанный ними при анализе анкет, сводится к тому, что чем
шире круг общения ребенка, чем чаще контакт со взрослыми, чем чаще походы в
парк, цирк, театр, тем легче он выполняет задания, говорит он раскованнее,
у него шире активный словарь. В целом получается, что от родителей зависит
умственное, речевое развитие ребенка, его кругозор и интересы. Выявленный
же нами уровень знания родителями основ родного языка и основ
словообразования в частности достаточно высок у всех родителей, что мы
выяснили из бесед с ними.
Оценки педагогов также показательны. Все ответы грамотны,
содержательные, что говорит о высоком уровне грамматики и способов
словообразования в частности.
Для выявления уровня словообразовательных умений детей с
интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены
следующие критерии оценок:
1. уровень (высокий) – ответы безошибочные или одна ошибка, могут
быть неточности, ребенок работает с желанием и интересом.
2. уровень (средний) – допускается 3 – 5 ошибок, есть неточности
при ответе, ребенок работает с желанием, заинтересован, но не
всегда уверен в правильности своего ответа.
3. уровень (низкий) – более 6 ошибок, есть неточности, ребенок
работает без интереса, долго думает, ответы неуверенные.
Согласно критериям констатирующего эксперимента:
К высокому уровню отнеслось 20%
К среднему уровню отнеслось 50%
К низкому уровню отнеслось 30%
В речи детей употребляется мало суффиксов, что не соответствует
требованиям. Причиной тому является несовершенство словообразовательной
работы с детьми родителей и воспитателей. С такими результатами и выводами
переходим к формирующему эксперименту.
| |2.2 Совершенствование |
| |словообразовательных умений |
| |посредствам серии дидактических игр.|
| | |
Формирующий эксперимент проводился в повседневной игровой деятельности
детей. Работа проводилась в естественных для детей условиях методом
обучающего эксперимента. Он состоял из индивидуальных занятий и занятий с
группой. Занятия проводились в форме дидактических игр.
Были поставлены задачи:
1. Определить эффективность использования дидактической игры при
работе над усвоением способов словообразования существительных
и прилагательных.
2. Подобрать серию дидактических игр для целенаправленной
планомерной работы над усвоением детьми с нарушениями
интеллекта способов словообразования существительных и
прилагательных.
Задание 1.
Работа по совершенствованию словообразовательных умений детей началась
с дидактической игры «Чей голос».
Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по
звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша,
образовывать формы имен существительных.
Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка –
лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака –
щенок, гусь – гусенок.
Ход работы:
В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они
услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько
(котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии
детенышей животных.
Проанализировав результаты, пришли к выводу о правильности выбора
данной дидактической игры как средства формирования словообразования у
детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют ошибки и наибольшие
затруднения детей в процессе игры, что говорит о не совершенстве умений в
использовании суффиксального способа словообразования.
Задание 2.
Далее была предложена игра «Большое и маленькое».
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.
Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких
предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и
т. д.).
Ход работы:
Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких
предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать
суффиксы в названии маленьких предметов.
Не все дети экспериментальной группы использовали правильно суффиксы
в названии маленьких предметов, допускали много ошибок, путая суффикс –чик,
-ик (ковер – ковричик, шарф - шарфичик).
Задание 3.
Дидактическая игра «Назови меня ласково».
Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных, называть предметы, животных ласково.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Ход работы:
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной
обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они
знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал
их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части
тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа
– лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|